Занятия с детьми после менингита
Содержание статьи
Лекционный материал на тему «Значение последствий менингитов у детей в коррекционной педагогике»
ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ МЕНИНГИТОВ У ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИЕЙ.
Высокий уровень заболеваемости менингококковой инфекцией, а также большое количество неблагоприятных исходов вызвали необходимость разработки новых методов терапии не только в острый период заболевания, но и в период реабилитации. Многочисленные наблюдения за переболевшими различными формами менингококковой инфекцией показали, что остаточные явления отмечаются почти исключительно у тех переболевших, у которых наблюдались церебральные формы заболевания, включая менингококкемию.
Наиболее тяжелые последствия наблюдаются при менингитах и менингоэнцефалитах у детей, особенно раннего возраста, что объясняется, с одной стороны, тяжестью и диффузностью церебрального процесса, с другой — поражением незрелого мозга. В этом отношении наиболее уязвимым является еще недостаточно сформированная кора головного мозга, поражение которой в острый период в дальнейшем проявляется в первую очередь отставанием в интеллектуальном развитии. Одним из грозных последствий при менингококковом менингоэнцефалите является также формирование эпилептиформного синдрома с характерными для этого заболевания генерализованными или локальными (джексоновскими) судорогами и соответствующими психическими расстройствами. В ряде случаев могут возникать нейроэндокринопатии, водянка мозга и др. К нестойким функциональным церебральным расстройствам в период реабилитации следует отнести синдромы астении, внутричерепной гипертензии, ночного недержания мочи, вегетативно-сосудистые дистонии и диэнцефальные нарушения.
Последствия менингококкового менингита и менингоэнцефалита, прежде всего, зависят от тяжести острого периода, особенно длительности потери сознания, судорожного синдрома и выраженности очаговой церебральной симптоматики и локализации процесса. Первостепенное значение в исходах принадлежит своевременной, целенаправленной и полной этиотропной и патогенетической интенсивной терапии. Однако, и когда применяются массивные дозы антибактериальных препаратов, наблюдаются тяжелые остаточные явления. Причем частота остаточных явлений при своевременных методах лечения колеблется от 7,6 — 10,2 (М.В.Билецкая, 1950; П.А.Новиков с соавт., 1973) до 88% (Н.Я.Покровская, Л.М.Шошина, 1973). Столь значительная разница в частоте остаточных явлений, по данным различных исследователей, связана не только с тяжестью заболевания, методами терапии, возрастом больных, но и различным подходом в оценке выявленной неврологической симптоматики. Одни авторы учитывают лишь органические поражения центральной нервной системы, другие — и функциональные ее расстройства.
В связи с этим заслуживают внимания работы Н.ЯПокровской, Л.М.Шошиной (1973, 1975), посвященные катамнестическому обследованию 140 детей, у 65 из которых в отдаленный период наблюдения отмечена очаговая церебральная симптоматика (пирамидная недостаточность, атаксия, эпилептиформный синдром, поражение черепно-мозговых нервов, эндокринопатии). Развитие астенического синдрома и поражения черепно-мозговых нервов у детей после менингококкового менингита описали также П.Л.Новиков с соавторами (1972).
Согласно наблюдениям Л.И.Радионенко (1974) над 377 детьми, перенесшими менингококковый менингит и менингоэнцефалит, наиболее часто (86,4%) церебральные расстройства отмечались через 3 месяца после выписки из стационара, в том числе — у 60% они проявлялись астеническим синдромом, у 18,8% — внутричерепной гипертензией, у 47% — очаговыми поражениями головного мозга. Последние наиболее четко проявлялись пирамидной недостаточностью в виде пареза нижней мимической мускулатуры, асимметрией сухожильных, периостальных и кожных рефлексов. Церебральные парезы конечностей наблюдались у 13 больных. У 11 детей отмечены глазодвигательные расстройства, из них у 7 — с преимущественным поражением VI пары, у 4 — III пары. Глухота или выраженная тугоухость были выявлены у 9 детей, атаксия — у 23 еще во время лечения их в стационаре.
В дальнейшем, с помощью специальных аудиологических исследований, нарушение слуха диагностировано еще у 15 детей, расстройства функции вестибулярного анализатора отмечались у 24. При обследовании больных через 6 — 12 месяцев, наблюдалось снижение процента астенических явлений до 27. В отдаленные сроки (от 1 до 12 лет), после перенесенного заболевания, стойкие церебральные расстройства выявились у 31,2%, в том числе у 30 детей — снижение памяти, у 18 — нарушение речи; эпилептиформный синдром у 6 детей, адипозогенитальный — у 13, гидроцефалия — у 3.
В.Я.Давыдов (1974) наблюдал 526 больных всех возрастов, перенесших менингококковую инфекцию. У большинства реконвалесцентов при диспансерном осмотре обнаружились явления астении и вегетативно-сосудистой дистонии, значительно реже — очаговые органические поражения мозга (гидроцефалия, гемипарезы, изменения личности, невриты глазодвигательных, слуховых и лицевых нервов).
Особый интерес представляет комплексное обследование, проведенное А.П.Куцемиловой и Г.В.Макаровой (1976) в клинике В.И.Покровского. Установлено, что на протяжении длительного времени, в отдельных случаях до года и более, после перенесенных генерализованных форм менингококковой инфекции выявляются функциональные расстройства нервной системы, которые связаны с тяжестью и длительностью церебральных симптомов в острый период. Наиболее частыми из них являлись головная боль (у 68,6%), реже повышенная утомляемость (у 22%), нарушение памяти (у 20,3%), повышенная раздражительность (у 9,3%).
Из очаговых церебральных симптомов наиболее часто (18,6%) наблюдалась пирамидная недостаточность, у 14,4% — черепно-мозговая симптоматика. В единичных случаях отмечались афазия, дизартрия, эйфория, снижение критики, приступы кратковременной потери сознания без судорог. При психоневрологическом обследовании обнаружены нарушения психической деятельности различной степени, которые были наиболее выражены в случаях тяжелого течения менингоэнцефалитов с расстройствами психики в острый период. При этом у больных выявлены нарушение памяти с низким исходным уровнем запоминания, неравномерным характером и отсутствием воспроизведения через час. У них же наблюдались резкие нарушения внимания и мышления. Кроме указанных корковых расстройств зарегистрированы соответствующие изменения на электроэнцефалограмме.
Было обследовано 665 больных (детей 464, взрослых — 201) с тяжелыми генерализованными формами менингококковой инфекции, чаще проявлявшимся гнойным менингитом и менингоэнцефалитом, в том числе у 68,5% детей и у 25% взрослых — в сочетании с менингококкемией.
В катамнезе (от ! месяца до 3 лет) проведено неврологическое исследование у 442 больных (323 детей и 119 взрослых), включая и изучение биоэлектрической активности мозга с помощью метода электроэнцефалографии. Уже через 1 месяц после выписки из стационара почти во всех случаях обнаруживались те или иные функционарные церебральные расстройства. Наиболее часто (92,5%) они проявлялись в виде вегетативно-сосудистой дистонии. В 17,6% случаев на фоне вегетативных расстройств определялись признаки пирамидной недостаточности, в том числе у 16,5% в виде асимметрии сухожильных, периостальных и кожных рефлексов, патологических феноменов Бабинского, Оппенгейма, Чедока и др. Клинически выявленные микросимптомы поражения центральной нервной системы у всех обследованных находили свое отражение в соответствующих изменениях биоэлектрической активности мозга, проявлявшихся уплощением ЭЭГ-кривой, дезорганизацией альфа-потенциалов, наличием медленных дельта- и тета-волн, концентрация которых значительно превышала возрастную норму, а также нарушением корковых процессов перестройки в виде удлинения латентного периода и реакции последействия при функциональных пробах.
В последующие 2 — 3 месяца отмечалось постепенное смягчение вегетативно-сосудистых расстройств, но зато в значительном проценте случаев (у 86,5%) развивались астенический и гипертензионный синдромы, а также явления психастении (особенно у детей) и другие функциональные расстройства высшей нервной деятельности. Указанные изменения нервной системы более ярко проявлялись на фоне увеличения физической и особенно умственной нагрузки (возобновление занятий, учебы в школе и др.). Более стойким оказался синдром внутричерепной гипертензии, что вызывало необходимость проведения интенсивной дегидратационной терапии не только в амбулаторных, но и в стационарных условиях.
На 5 — 6-ой месяц после выписки из стационара процент астенических гипертензионных синдромов снижался до 33,5%, пирамидной недостаточности — до 9,0%, в том числе у 4 больных исчезли признаки гемипареза. Значительно уменьшились глазодвигательные нарушения у 8 больных, улучшились острота зрения — у 6 из 12 и слух — у 6 из 17.
Почти у всех больных постепенно уменьшились сосудистые и застойные явления на глазном дне. К этому периоду значительно смягчались нарушения памяти, мышления, внимания, хотя явления психастении сохранялись более продолжительное время — иногда до 2 — 3 лет и дольше.
Трудно поддавались лечению больные с церебральными расстройствами, проявляющимися позже — через 2 — 3 года после перенесенного менингококкового менингоэнцефалита.
Таким образом, анализ полученных данных указывает на более неблагоприятный исход при менингококковых менингитах и менингоэнцефалитах у детей по сравнению со взрослыми. Наиболее часто у детей после перенесенного заболевания наблюдались синдромы астении и психастении, явления внутричерепной гипертензии, отставания в интеллектуальном развитии. Причем нередко, при выписке из стационара, эти явления не определялись и обнаруживались в более отдаленном катамнезе, чаще при увеличении умственной нагрузки. Одним из объективных критериев выздоровления являлись исследования биоэлектрической активности мозга методом электроэнцефалографии, позволившие выявить изменения корковых и подкорковых биопотенциалов даже в случаях, когда при клиниконеврологическом обследовании какой-либо патологии, со стороны нервной системы, не определялось.
ЗНАЧЕНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЗГА В АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРЕЖЕНИЕМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ ПЕДАГОГА — ДЕФЕКТОЛОГА В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ.
При проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Необходимо как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. Следует помнить, что мозг ребенка обладает особенно высокими потенциальными возможностями. Компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образований, что обусловлено меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов является условием для возникновения самых разнообразных межнейронных цепей, охватывающие различные функции и различные анализаторы. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению. В этом же заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятельности при поражении какого-либо анализатора.
Работа педагога-дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно-коррекционной работе по абилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Это работа сочетается с другими звеньями комплексного восстановительного лечения. Врач рекомендует оптимальную индивидуальную позу, осуществляет медикаментозное лечение, проводит специальные упражнения с целью тренировки артикуляционного аппарата с применением массажа, обучает детей фиксации взора, тренирует подвижность глазных яблок.
Основная цель воспитательной работы — формирование личности ребенка в коллективе. Воспитательная работа должна способствовать лечению и закреплять его положительные результаты. В процессе специальных занятий педагог-дефектолог развивает у детей восприятие и представления, тренирует память и внимание, развивает праксис и совершенствуются речевые функции.
В результате общих усилий всего персонала лечебного учреждения (больница, санаторий, ясли, детский сад, школа-интернат) преодолевается образовавшаяся у ребенка социально-педагогическая запущенность. Комплексное лечение дает наибольший эффект в случае осуществления лечебных и педагогических мероприятий. Для этого составляется единый план проведения лечебных процедур, занятий и других мероприятий. Все эти мероприятия проводят в заранее определенной связи и последовательности. Контроль за выполнением всех звеньев лечебно-коррекционных мероприятий должен осуществлять врач. Педагог-дефектолог и логопед должны бать хорошо знакомы со всеми разделами лечения.
Источник
Реабилитация детей после менингита
Менингит — является инфекционно-воспалительным процессом, при котором поражаются мозговые оболочки. Развитие заболевания связано с жизнедеятельностью бактерий, простейших, вирусов и грибков, проникающих в организм. Заболевание может быть как самостоятельным, так и являться осложнением другого патологического процесса. Однако во всех случаях оно протекает остро и требует своевременного лечения. Реабилитация после менингита отличается по комплексу мер, длительности и интенсивности и зависит от тяжести поражения и симптомов.
Причины возникновения менингита у детей
Основной причиной появления менингита у взрослых является попадание в оболочки мозга инфекции, возбудителями которой могут стать: Вирусы — герпетический, эпидемический паротит. Бактерии — стафилококки, менингококки, стрептококки, кишечная и туберкулезная палочка. Грибковые инфекции — микозы, кандиды.
Осложнения
- когнитивные расстройства: ухудшение памяти, качества интеллекта и математических способностей;
- головные боли
- задержка психомоторного и психоречевого развития
- поведенческие расстройства;
- общемозговая симптоматика (тошнота, рвота);
- астения, депрессия, апатия;
- спутанность сознания;
- эпилепсия;
- нарушения двигательной активности: потеря координации, частичная или полная потеря контроля над одной или несколькими конечностями.
Цели реабилитации детей после менингита
Целью реабилитационного лечения является максимально возможное восстановление утраченных функций и предотвращение осложнений. Для достижения этой цели мы используем современные методики восстановления и лечения, которые сочетаем в зависимости от степени тяжести заболевания и особенностей ребенка.
Реабилитация после менингита включает следующие основные компоненты:
- наблюдение врачей. Как правило ребенка наблюдают невролог и реабилитолог. При тяжелых двигательных нарушениях и развитии контрактур и деформаций в состав реабилитационной бригады включается ортопед.
- медикаментозная терапия
- физиотерапия. Программу физиотерапевтического лечения мы подбираем индивидуально для каждого ребенка.
- физическая реабилитация. Формирование и восстановление двигательных навыков. Мероприятия физической реабилитации включают занятия ЛФК и эрготерапевтические тренинги.
- Занятия с нейропсихологом при нарушениях высших нервных функций таких как память, внимание, мышление.
- Занятия с логопедом при нарушениях речи и глотания.
Эффективное восстановление после менингита — это ежедневная работа врачебного коллектива, позволяющая улучшить качество жизни даже тяжелых пациентов.
Наши цены
Ознакомиться со всеми ценами на наши услуги, вы можете на странице «Прайс-лист».
Главный врач, Реабилитолог, Врач ЛФК.
Цель моей работы: разработка уникальной программы реабилитации для каждого пациента. Она должна быть эффективной и результативной, понятной не только врачам, но и самому пациенту и его близким.
СПЕЦИАЛИСТЫ БалтРеаТех
ОТЗЫВЫ
Выражаю благодарность инструктору Дукул Светлане и Денису Владимировичу за чуткость, внимание, профессионализм, терпение и большую помощь в лечении моей болезни после перенесённого инсульта.
Желаю Вам и Вашим сотрудникам дальнейших профессиональных успехов, благодарных и послушных пациентов и достойного вознаграждения за Ваш труд. Огромное спасибо и низкий поклон!
Апрель 2016 год.
Филиппова Мария Аркадьевна
26.04.2016г.
Два месяца специалист центра здоровья «Балтийские Реабилитационные Технологии» работал с моей спиной — было искривление не мог сидеть ровно. Сразу обратил внимание на то, что он настоящий профессионал, это чувствуется и по самому массажу, и так же мне очень помогли устные консультации о причинах моих проблем и рекомендации о том как в дальнейшем сохранить наработанное. Во время массажа непосредственно чувствуешь эффективность его метода. Сейчас он работает с моей женой и не сомневаюсь в том, что результат будет отличный. Очень рекомендую всем, кто действительно хочет иметь здоровую спину.
Мартынов Павел
30.06.2013г.
Жуткие вещи творились со мной, то голову на бок заклинит, то мешок с картошкой на плечах лежит) и самое страшное периодически голова кружится (артерию пережало), за рулём не реально ездить, вообщем остеохондроз пришёл в гости. Была 3 раза на глубокотканном массаже и уже результат, мешок с картошкой сняли, голова больше не кружится, ура) Спасибо огромеднейшее Станиславу он просто спаситель! Кстати на первый взгляд ребята кажутся очень молодыми специалистами, но потом понимаешь что они профессионалы своего дела. Буду вас рекомендовать и после окончания курса в дальнейшем обязательно ходить на профилактику) Спасибо)
Турлакова Анна
30.06.2013г.
Очень полезный и интересный семинар! Грамотно распределено время, большой плюс — что много внимания уделено именно практике. Весь теоретический материал четко структурирован, нет лишней «воды». Ну и немаловажно — оптимальное соотношение цена-качество.
Викман Анна
30.06.2013г.
Большое спасибо за грамотно построенный семинар. Практические занятия под руководством специалистов дают очень хорошие результаты. После вводного семинара можно начинать работать. спасибо еще раз!
Ставровский Илья
30.06.2013г.
Хочу передать особую благодарность Денису Владимировичу! Ваш стенд пользовался большим спросом у наших участников. Мне трудно было застать Дениса Владимировича в одиночестве, чтоб решить орг.вопросы.
Я посмотрела Ваши информ. материалы, если не ошибаюсь,спектр применения тейпов и эл.бинтов очень широкий. Говоря о будущем, надеюсь, что наше сотрудничество станет постоянным.
ООО КВЦ УРАЛ, г.Челябинск (Уральский Форум по травматологии)
30.06.2013г.
Спасибо за интересный и полезный семинар! За грамотную подачу материала, учет пожеланий каждого слушателя, большое внимание к практике. Спасибо за возможность успешно испытать тейпы на собственном сколиозе) Отдельное спасибо за неповторимую творческую атмосферу мероприятия, где собрались профессионалы в области массажа и реабилитации, увлеченные своей работой. Спасибо за интересные знакомства и обмен опытом. Отдельное спасибо Денису Владимировичу за профессионализм и непостижимую для меня глубину знаний! Искренне восхищаюсь Вашей работой и работой Вашего центра!
Бахирева Анастасия
30.06.2013г.
Благодарю Вас за то, что Вы ознакомились с информацией, размещённой на данной странице.
Любой из наших специалистов готов ответить на Ваши вопросы.
Пожалуйста, оставьте Вашу заявку и контактную информацию.
Мы Вам перезвоним в самое ближайшее время!
Ведущий специалист, реабилитолог
Поляков Денис Владимирович.
Заказать звонок специалиста
Источник