Техника взятия мазка из зева на коклюш
Содержание статьи
Взятие мазка из носоглотки на менингококк и коклюш
№ | Алгоритм действия | Исходный балл | Полученный балл |
Оснащение | |||
1 | Резиновые перчатки, маска, стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном , если тампон не изогнут, извлеките его не 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 135º на расстоянии 3-4 см от нижнего конца и вновь поместите в стерильную пробирку), штатив для пробирок, стерильный шпатель в лотке, бланк-направление в лабораторию. Обязательное условие: Пробирки с тампонами на металлической петле хранить в холодильнике использовать в течение 2-3 дней ( на пробирке должна быть указана дата изготовления); Забор материала из носоглотки проводить натощак, до орошения или полоскания горла; Перед взятием материала изогнуть проволоку о внутренний край пробирки под углом 135º. | 2 | |
Выполнение процедуры | |||
2 | Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие. | 1 | |
3 | Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в баклабораторию. | 1 | |
4 | Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. | 2 | |
5 | Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение. | 1 | |
6 | Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку. | 2 | |
7 | Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на середину языка (Обеспечение доступа к зеву.Ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо рукой, ввести в ротовую полость до зубов, провернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него) | 2 | |
8 | Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его рукой за пробку, в которую он вмонтирован. | 1 | |
9 | Осторожно, не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта ввести тампон по шпателю: -изогнутым концом вверх, под мягкое нёбо ( за язычок) в носоглотку при обследовании на менингококк — изогнутым концом вниз по задней стенке при обследовании на коклюш. (Место максимально локализации данных бактерий). | 2 | |
10 | Двумя — тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки. | 2 | |
11 | Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. | 2 | |
12 | Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. | 2 | |
13 | — На менингококк — немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при температуре 36-39º С (в контейнерах с грелкой). — На коклюш — доставить в баклабораторию не позже 5 часов после забора материала (Обеспечение достоверности исследования. Менингококк и палочка Борде — Жангу неустойчивы во внешней среде). | 2 | |
ВСЕГО | 23 |
Критерии оценки выполнения манипуляции: Взятие мазка из носоглотки на менингококк и коклюш
Профессиональные компетенции (ПК) | Количество баллов | оценка | Уровень проявления компетенции | |
ПК 2.2. ,ПК 2.3. | 23 -21 | «5» | «Компетенцииосвоены» | |
20-18 | «4» | |||
17 -16 | «3» | |||
Менее 15 баллов | «2» | «Компетенции не освоены» |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинский колледж № 6 Департамента здравоохранения города Москвы»
Одобрен цикловой комиссией специальных дисциплин №1 Председатель ________Е. А. Мухина Цикловой комиссией специальных дисциплин №2 Председатель ________Т.Э. Макурина «___»__________2013 г. | ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № _34_ для проведения промежуточной аттестации. Экзамен квалификационный по ПМ. 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах Специальность: 060102 Акушерское дело, базовая подготовка | УТВЕРЖДЕН Зам. директора по учебно-методической работе _______ И.М. Воронич «___»_________2013 г. |
Задание 1.
Профессиональная задача
При патронаже к ребёнку 8 лет, больному инфекционным заболеванием выявлено: беспокоит небольшой насморк, покашливание. На всем теле, больше на ягодицах, конечностях зудящая мелкопятнистая сыпь.
Объективно: состояние удовлетворительное. Пальпируются увеличенные заднешейные и затылочные лимфатические узлы до 1,0 см в диаметре, б/б, подвижны. Физиологические отправления в норме.
Задания:
1. Определите потребности пациента, удовлетворение которых нарушено.
2. Сформулируйте проблемы пациента и цели сестринского вмешательства.
3. Составьте план сестринского ухода.
Задание 2.
У пациентки К. 38 лет, находящейся на лечении в гастроэнтерологическом отделении стационара по поводу язвенной болезни желудка, внезапно возникла рвота, напоминающая «кофейную гущу». АД 85/60 мм.рт.ст., пульс 120 ударов в минуту, слабого наполнения и напряжения.
Задания:
1. Определите и обоснуйте неотложное состояние.
2. Составьте алгоритм оказания доврачебной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Техника в/в капельного введения
400 мл — 0,9% раствора натрия хлорида»
Задание 3.
Продемонстрируйте манипуляцию на фантоме: «Взятие кала на бактериологическое исследование».
ЭТАЛОН ОТВЕТА НА БИЛЕТ № 34
Задание 1.
Источник
Взятие материала из носоглотки на менингококк и коклюш
Цель: собрать материал для бактериологического исследования.
Показания:
обследование детей с подозрением на менингококковую инфекцию, коклюш;
обследование контактных в период карантина;
выявление бактерионосителей.
Противопоказания: нарушениецелостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Оснащение:
резиновые перчатки, маска;
стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом ˚135 на расстоянии3-4 см от нижнего конца и вновь поместите в стерильную пробирку);
штатив для пробирок;
стерильный штапель в лотке;
бланк — направление в лабораторию.
Обязательные условия:
пробирки с тампоном на металлической петле хранить в холодильнике и использовать в течение 2-3 дней (на пробирке должна быть указана дата изготовления);
забор материала из носоглотки проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
Этапы | Обоснование |
Подготовка к манипуляции | |
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в исследовании |
2. Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в бактериологическую лабораторию | Обеспечение четкости выполнения исследования |
3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку) | Создание удобства для проведения исследования |
5. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку | Необходимое условие для проведения исследования |
Выполнение манипуляции | |
1. Попросить ребенка широко открыть рот и штапелем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | Обеспечение доступа для проведения исследования |
2. Извлечь ватный тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | Обеспечение достоверности результата |
3.Осторожно, не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон по штапелю: — изогнутым концом вверх, под мягкое небо (за язычок) в носоглотку при обследовании на менингококк; — изогнутым концом вниз по задней стенке при обследовании на коклюш | Место максимальной локализации данных бактерий |
4. Двумя-тремя легкими движениями собрать слизь с задней стенки глотки | Условие, обеспечивающее эффективность |
5.Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев | Обеспечение достоверности результата |
Завершение манипуляции | |
1.Вымыть и обработать антисептическим раствором руки в перчатках, снять их. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
2. На менингококк — немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при температуре 36-39˚С (в контейнерах с грелками). На коклюш — доставить в бактериологическую лабораторию не позднее 5 ч после забора материала | Обеспечение достоверности исследования. Менингококк и палочка Борде-Жангу неустойчивы во внешней среде |
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Взятие мазка из зева и носа: на дифтерию, менингит, коронавируc
Взятие мазка из зева и носа проводится с целью бактериологического и вирусологического исследования для определения возбудителя заболевания. Мазок берут при подозрении на дифтерию, менингококковую инфекцию и новую коронавирусную инфекцию COVID-19 (SARS-CoV-2). Диагностика проводится разными методами: бактериологическими и ПРЦ (метод полимеразной цепной реакции). Для медицинской сестры важно правильно взять мазок, чтобы результат исследования был достоверным.
Оглавление
- Показания и противопоказания
- Оснащение
- Алгоритм процедуры
- Хранение и отправка материала
- Правила забора проб на SARS-CoV-2
Взятие мазка из зева и носа: показания и противопоказания
Цели взятия мазков из зева и носа следующие:
- выявление возбудителя заболевания
- выявление бактерионосительства
- определение чувствительности микрофлоры ротоглотки и носоглотки к антибиотикам
Показания для манипуляции:
- ангина, в особенности — при наличии патологического выпота на миндалинах
- паратонзиллит
- паратонзилляный (заглоточный) абсцесс
- инфекционный мононуклеоз
- стенозирующий ларингит, ларинготрахеит
- подозрение на носительство стрептококковой и стафилококковой инфекции
- подозрение на дифтерию
- контакт с больным дифтерией
- подозрение на коклюш
- контакт с больным коклюшем
- подозрение на менингит
- контакт с больным менингитом
- подозрение на коронавирусную инфекцию
- контакт с больным COVID-19
Противопоказания:
абсолютных — нет. Относительные:
- невозможность открыть рот
- травмы, ожоги лица
- анатомический дефект костей черепа
- геморрагический диатез в тяжелой форме
Оснащение для проведения манипуляции
Для взятия мазка из зева и носа необходимо подготовить:
- средства индивидуальной защиты (СИЗ) для медицинского работника — одноразовый дополнительный халат, шапочка, маска или респиратор, защитные очки или щиток, двойные перчатки
- бланк направления на исследование
- штатив для пробирок
- стерильные зонды-тампоны
- пробирки с транспортной средой
- стерильный шпатель
- стеклограф или нестираемый маркер
- емкости с дезинфицирующими растворами
Набор для взятия мазка
Перед выполнением процедуры следует подготовить набор для забора мазка. Тип микроорганизма и планируемый тест определяют тип зонда-тампона и субстрата.
Для забора материала для исследования методом ПЦР следует использовать только зонды-тампоны с синтетическим волокном, намотанным на пластиковый стержень (другие могут вызвать ингибирование ПЦР). Нельзя использовать зонды-тампоны из органическим материалов (напр. хлопка, дерева) или с альгината кальция, поскольку они могут ингибировать ПЦР.
Кроме того, при взятии мазка в направлении коклюша не следует использовать хлопковые тампоны или тампоны из искусственного шелка (района). Полиэстеровые, дакроновые или нейлоновые тампоны на пластиковом стержне, вероятно, являются универсальными. На стержне зонда-тампона имеется: заводская отметка глубины, на которую он должен быть вставлен, и сужение, на котором его следует сломать после опускания в пробирку.
В случае диагностики на наличие SARS-CoV-2 можно использовать:
- коммерческие наборы — содержат гибкий флокированный пластиковый зонд и пробирку с вирусологической средой
- наборы home made (для мазков из горла и носа), содержащие:
- стерильные флокированные или стандартные пластиковые зонды-тампоны с тампонами из дакрона, вискозы или искусственного шелка
- пробирки со стерильным забуференным 0,9 % раствором NaCl в объеме, позволяющем погрузить конец зонда-тампона (рис. 1).
Рисунок 1. A — оборудование, необходимое для приготовления набора home made: 1 — игла для набирания 0,9 % раствора NaCl, 2 — шприц, 3 -небольшая упаковка с 0,9 % раствором NaCl (следует использовать небольшие упаковки, чтобы избежать контаминации раствора при его многократном использовании), 4 — зонд-тампон, 5 — пробирка. Б — 0,9 % раствор NaCl должен быть набран в шприц в асептических условиях. В — примерно 1 мл раствора следует налить в пробирку, в которую после взятия мазка будет помещен зонд-тампон
Перед взятием мазка следует описать пробирку, в которую будет помещен зонд-тампон, и наклеить на нее код (если требуется; рис. 2).
Рисунок 2. Описание и приклеивание кода на пробирку. На пробирке должна быть указана следующая информация: имя и фамилия пациента, дата рождения, дата и время взятия мазка
Взятие мазка из зева и носа: алгоритм
При заборе материала важно! правильно держать зонд — между большим пальцем и остальными пальцами кисти, взяв его в руку, как писчее перо:
- Вымыть руки гигиеническим способом
- Надеть средства индивидуальной защиты
- Представиться пациенту
- Идентифицировать личность пациента
- Убедиться в наличии информированного согласия на проведение процедуры
- Объяснить пациенту цель и ход процедуры
- Заполнить бланк направления на исследование
- Промаркировать пробирки
- Предложить пациенту удобно сесть лицом к источнику света
Взятие мазка из зева
Материал из зева и ротоглотки на дифтерию, коклюш, коронавирус, менингит, стафилло- и стрептококки следует забирать натощак и до приема лекарств либо не ранее, чем через 2 часа после приема пищи. Методика следующая:
- Попросить пациента слегка запрокинуть голову
- Взять в левую руку пробирку со стерильным влажным зондом и стерильный шпатель
- Попросить пациента открыть рот
- Левой рукой надавить на корень языка, правой — извлечь из пробирки стерильный зонд
- Не касаясь зубов, слизистой языка и щёк, вращательными движениями провести зондом по дужкам и миндалинам, при необходимости — задней стенке ротоглотки. При взятии мазка на коклюш, коронавирус, менингит, носительство стрептококковой и стафилококковой инфекций — обязательно с задней стенки ротоглотки! Если имеются налёты — провести по границе здоровой и пораженной ткани, слегка нажимая на них зондом
- Извлечь зонд и сразу поместить его в пробирку, не касаясь её стенок
Взятие мазка из носа
- Попросить пациента очистить носовые ходы и слегка запрокинуть голову
- Взять в левую руку пробирку с сухим зондом, правой — извлечь сухой зонд из пробирки
- Передний назальный мазок. Легким вращательным движением ввести зонд в левый носовой ход по наружной стенке носа на глубину 1-3 см до нижней носовой раковины. Не касаться кожи крыльев носа!
- Назальный мазок с задней стенки глотки. Применяется при заборе материала на SARS-CoV-2 (возбудитель коронавирусной инфекции). Техника меняется. После введения зонда на 1-3 см зонд слегка опустить книзу, аккуратно ввести под нижнюю носовую раковину до задней стенки носоглотки (на 3-4 см у детей и 5-6 см у взрослых). Извлечь зонд также вращательными движениями.
- Не касаясь краёв пробирки, поместить в нее зонд.
Взятие мазков из зева и носа на SARS-CoV-2 осуществляется специальными зондами. После забора материала конец каждого зонда отламывают и помещают в микропробирку типа эппендорф. Важно! Оба зонда — с материалом как из ротоглотки, так и из носоглотки — помещают в одну пробирку с крышкой для большей концентрации вирусов.
Отправка материала в лабораторию
Пробирки помещают в термос или термоконтейнер с хладоэлементами. Температура хранения материала — от +2ºC до +8ºC, время хранения — до 24 часов.
Пробирка должна быть правильно упакована. Правила упаковки образцов должны соответствовать 2-му уровню биологической безопасности (BSL2), а контейнеры должны быть упакованы и описаны в соответствии с принципами для агентов, вызывающих заболевания у людей. Применяется принцип тройной упаковки (1 — основной контейнер, 2 — вторичная упаковка, 3 — внешняя упаковка).
Наружная поверхность основного контейнера должна рассматриваться как контаминированная, поэтому ее следует помещать во вторичную упаковку таким образом, чтобы минимизировать риск контаминации вторичной упаковки. В зависимости от процедур, используемых в данном учреждении, и количества людей, принимающих участие в заборе мазка и упаковке образцов, отдельные этапы процедуры могут отличаться. Например, если образцы берут в доме пациента и всю процедуру выполняет только один человек, то перед тем, как поместить основной контейнер во вторичную упаковку, он должен покинуть дом пациента, деконтаминировать руки, снять внешние перчатки и внешний халат, снова деконтаминировать руки, надеть новую пару перчаток, продезинфицировать их, поместить основной контейнер во вторичную упаковку, плотно закрыть ее, продезинфицировать руки, а затем внешнюю поверхность вторичной упаковки.
Вторичная упаковка должна содержать абсорбирующий слой, который будет абсорбировать жидкость при разгерметизации пробирки.
Направления, прикрепленные к образцам, не могут быть помещены во вторичную упаковку, но они должны быть помещены в запечатанный конверт, прикрепленный к внешней упаковке.
Надеемся, взятие мазка из зева и носа не вызовет у вас трудностей, а станет легко выполняемым навыком, которым должна владеть каждая медицинская сестра.
Правила забора материала на SARS-CoV-2 (презентация)
СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Источники:
- https://mosgorzdrav.ru/
- https://empendium.com/
Источник