Техника мазка на коклюш
Содержание статьи
Техника взятия мазка из носоглотки на коклюш у ребенка — Медицина. Сестринское дело.
МАЗОК ИЗ НОСОГЛОТКИ НА КОКЛЮШ
I. Цель сестринского дела:
для выделения возбудителя заболевания.
II. Показания:
дети с подозрением на коклюш, дети контактные с больным коклюшем, дети, длительно кашлющие с приступообразным кашлем.
III. Сестринский процесс противопоказаний: нет.
IV. Оснащение:
— резиновые перчатки, маска; дез. раствор;
— стерильная пробирка с сухим ватным изогнутым тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните о внутреннюю стенку пробирки под углом 135⁰ вниз на расстоянии 3-4 см от нижнего конца и и вновь поместите в стерильную пробирку), штатив;
— стерильный шпатель в лотке;
— бланк-направление в лабораторию.
Подготовка: забор материала из носоглотки проводить натощак или не ранее чем через два часа после приема пищи, до орошения или полоскания горла, до лечения антибиотиками.
V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги
Подготовка к процедуре:
- Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей
процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
- Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Пишут направление с указанием: Ф.И. ребенка, возраст, место жительства или палата, название посылаемого материала, цель исследования и дата.
- Обработать руки гигиеническим способом, осушить их, надеть перчатки, маску.
Выполнение процедуры:
- Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника:
а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами;
б) руки и туловище фиксирует одной рукой;
в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку
- Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем придерживать язык, тампоном коснуться задней стенки глотки за корнем языка. (Ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка, и резко нажать на него).
- Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев
Окончание процедуры:
- Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки.
- Немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления при температуре 37-38’С.
2 МЕТОД: КАШЛЕВЫХ ТОЛЧКОВ.
Стерильная чашка Петри с питательной средой помещается перед пациентом на расстоянии 10-15 см и предлагается покашлять на среду, после этого чашка закрывается крышкой и быстро доставляется в лабораторию.
Робот блога считает, что это может быть вам интересно
- Взятие кала на копрограмму, яйца глистов у новорожденных. Сестринское дело.
- СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО ПЕДИАТРИИ
- Дородовой патронаж образец.
- ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ НА УЧАСТКЕ
- Проведение профилактических прививок для маленьких детей.
- Алгоритм, техника промывания желудка маленькому ребенку.
- Помощь при рвоте маленькому ребенку (новорожденному)
- Оральная регидратация. Сестринское дело.
- Как сделать постановку согревающего компресса на ухо ребенку.
- Как сделать постановку очистительной клизмы для новорожденных младенцев.
- Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.
- Сбор мочи у новорожденных и маленьких детей с помощью МОЧЕПРИЁМНИКА
- Сбор мочи у детей раннего возраста. Сестринский процесс.
- Применение грелки для новорожденного. Сестринский уход.
- Как промерять температуру у новорожденного ребенка. Сестринское дело.
- Обработка бутылочек и сосок в сестринском деле
- Кормление ребенка(детей) до года. Сестринский процесс, уход.
- Контрольное кормление, взвешивание. Сестринское дело, уход.
- Утренний туалет грудного ребенка. Сестринский дело.
- Уход за пупочной ранкой. Сестринский уход.
Источник
МАЗОК ИЗ НОСОГЛОТКИ НА КОКЛЮШ

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Цель: диагностическая
Оснащение:маска, стерильные пробирки с сухим ватным изогнутым тампоном и с влажным тампоном (если тампон не изогнут, извлеките его на 2/3 длины и слегка изогните его о внутреннюю стенку пробирки под углом 1350 на расстоянии 3-4 см от нижнего конца и вновь поместите в стерильную пробирку), штатив для пробирок; стерильный шпатель, бланк-направление в лабораторию.
Обязательные условия: забор материала из носоглотки проводить натощак, до орошения или полоскания горла.
Подготовка к процедуре |
Информировать маму (ребенка) о цели и ходе проведения процедуры, получить согласие |
Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в лабораторию |
Вымыть руки и осушить их |
Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирку |
Усадить ребенка лицом к источнику света, при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: — помощник обхватывает своими ногами ноги ребенка; — руки и туловище фиксируют одной рукой; голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенка. |
Выполнение процедуры |
Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка. Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него |
Извлечь ватный сухой тампон из пробирки, взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован. Осторожно, не касаясь языка, зубов, слизистой оболочки полости рта, ввести тампон изогнутым концом вниз, за язычок в носоглотку. Двумя-тремя легкими движениями справа налево собрать слизь из носоглотки. |
Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев. Сделать посев на чашку Петри с казеино-угольным агаром (КУА) Повторить процедуру, но уже с влажным тампоном |
Завершение процедуры |
Вымыть и обработать антисептическим материалом руки. Снять маску. Вымыть и осушить руки |
Немедленно отправить материал в бактериологическую лабораторию с направлением (поддерживать температуру 370-380С) |
Примечание: можно использовать метод кашлевых пластинок. Во время приступа кашля к лицу ребенка на расстоянии 10-12 см подносят на несколько секунд чашку Петри с питательной средой (КУА – казеиноугольный агар) и отправляют в бактериологическую лабораторию
Проблемы пациента:
— риск возникновения рвоты при заборе материала,
— негативное отношение к предстоящему исследованию.
— Аэрозольдозатор (индивидуальный) с лекарственными препаратами( сальбутамол, беродуал)
— Спейсер
— Ветошь
— жидкое мыло;
— Полотенце,
— Ёмкость с дезинфицирующим раствором;
1. Продемонстрировать пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик со спейсером.
2. Предложить пациенту занять удобное положение.
3. Снять с баллончика ингалятора защитный колпачок.
4. Перевернуть баллончик вверх дном, встряхнуть,
5.При применении аэрозольдозатора со спейсером, необходимо насадить баллончик на спейсер, впрыснуть в него 1-2 раза аэрозоль.
6.Обхватить мундштук спейсера губами, вдохнуть воздух и задержать его на 5 минут,затем выдохнуть. Достаточно сделать 2-5 вдохов.
7.Извлечь мундштук изо рта; рекомендовать пациенту задержать дыхание на 5 – 10 сек.( не разговаривать)
8.Предоставить ребенку отдых на 20-30 минут.Прополоскать полость рта
Завершение процедуры.
1. После использования закрыть защитным колпачком аэрозольдозатор.
2. Использованный инструментарий поместить в емкость для его дезинфекции.
3. Снять перчатки и поместить их в емкость для их дезинфекции.
4. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или кожного антисептика).
5. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения
при носовом кровотечении
— пузырь со льдом; стерильное вазелиновое масло
— 3% перекись водорода, адреналин, викасол; гемостатическая губка;
— жидкое мыло; марлевые салфетки; ножницы;
— полотенце, пеленка;
— коленчатый пинцет или носовой корнцанг,
— марлевые турунды шириной 1,5 см и длиной 80- 100 см
— ёмкость с дезинфицирующим раствором;
2.Создать спокойную обстановку
3.Усадить ребенка, слегка наклонив голову вперед, или уложить на бок без подушки
4.Подставить лоток или дать пеленку, полотенце
5.Прижать пальцем крыло носа к перегородке со стороны кровотечения на 2-3 минуты
6.Наложить холод на переносицу и на затылочную область (кусок ткани, смоченной холодной водой, пузырь со льдом)
7.В кровоточащую половину носа ввести ватный или ватно-марлевый тампон, смоченный:
— 3% раствором перекиси водорода,
— сосудосуживающими каплями (називин, адреналин и др.),
— 5 – 10% раствором кальция хлорида,
— 1% раствором викасола,
— гипертоническим раствором,
— грудным молоком (у детей грудного возраста)
Примечание: Перекись водорода оказывает прижигающее действие. Адреналин – сосудосуживающее действие, викасол и гипертонический раствор обладают кровоостанавливающим эффектом. В грудном молоке содержится «кровоостанавливающий» витамин К
8.Если нет эффекта, провести переднюю, тампонаду носа
1.Марлевую турунду смочить нежирно вазелиновым маслом или 3% раствором перекиси водорода
2. ввести в задний отдел полости носа в виде дуги большой петли (оба конца остаются снаружи), плотно заполнив им нижний, средний и общий носовой ходы.
3.Тампон оставляют в носу на 24 часа.
4.Удаление тампона проводить очень медленно и осторожно, пропитав растительным маслом или 3% раствором перекиси водорода
— 70% спирт; 9% столовый уксус; вода Т 30-35 гр. Емкость
— марлевые салфетки; ножницы; полотенце, пеленка;
Успокоить ребенка и родителей
Уложить ребенка в постель
Расстегнуть стесняющую одежду
Обеспечить доступ свежего воздуха
Попытаться выяснить причину повышения температуры тела
Установить тип лихорадки
Применить физические методы охлаждения:
— ребенка раскрыть, максимально обнажить,
— положить холодный компресс на лоб, на область крупных сосудов, печени (температура воды + 4,0 0С);
— провести обдувание вентилятором или феном от головы к ногам;
— сделать обтирание тела губкой, смоченной водой (Т воды 30-32 0С), полуспиртовым раствором, уксусным раствором (9% столовый уксус + вода комнатной Т 1:1) в течение 3 – 5 минут, 4 – 5 раз;
— обертывание во влажную простыню (Температура воды 30,0 — 35,0 0С)
В соответствии с рекомендациями ВОЗ (1993 г.) исходно здоровым детям жаропонижающую терапию следует проводить, когда аксилярная температура у ребенка превышает 38,5 0С.
Исключением из этого правила составляют дети из группы риска:
— дети первых двух-трех месяцев жизни;
— с фебрильными судорогами в анамнезе;
— с органическими поражениями ЦНС;
— с тяжелыми заболеваниями сердца и легких;
— с наследственными метаболическими заболеваниями.
Этим детям назначение жаропонижающих средств показано при температуре выше 38,0 0С.
Препаратом первого выбораявляетсяпарацетамол,назначаемый внутрь в разовой дозе 10 – 15 мг/кг. Суточная доза не должна превышать60 мг/кг.
Свечи с парацетамолом — эфералган
Антипиретиком второго рядаявляетсяибупрофен (нурофен),назначаемый внутрь в разовой дозе 5 – 10 мг/кг. Свечи с нурофеном
Важно добиться постепенного снижения температуры тела, не более чем на 10 в час
Если в течение 30-45 мин. после приема жаропонижающих средств температура тела не снижается или повышается, рекомендуется парентеральное (в/м) введение литической смеси:
1. 50% раствор анальгина– 0,1 мл/год
2.1% раствор димедрола–0,1 мл/год
Ребенка согреть (тепло укрыть, к ногам грелку, теплое питье)
Сделать уксусное или полуспиртовое растирание до появления гиперемии кожи
— 2% раствор папаверина 0,1 – 0,2 мл/год
— 0,5% раствор дибазола 0,1 – 0,2 мл/год
— раствор но-шпы 0,1 – 0,2 мл/год
1% раствор никотиновой кислоты 0,1 – 0,15 мл/год
— Пузырь для льда;
— Емкость с кусочками льда; Ёмкость с водой 14-16гр.С;
— Пеленка; Часы; Жидкое мыло;
— Полотенце, Емкость с дезинфицирующим раствором;
— Ёмкость для грязного белья;
1. Вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика).
2. Приготовить все необходимое для процедуры.
3. Налить в емкость воду (t 14-16 0 С).
4. Заполнить пузырь для льда водой на 1/3 объема, добавить кусочки льда, осторожно вытеснить из него воздух, завинтить плотно пробку.
5. Вытереть пузырь для льда насухо, особенно тщательно горловину, убедиться в его герметичности, опрокинув пробкой вниз и сжав руками с двух сторон.
6. Объяснить пациенту цель, ход процедуры, получить его согласие.
Выполнение процедуры:
1. Помочь пациенту принять удобное для проведения процедуры положение.
2. Завернуть пузырь для льда в пеленку.
3. Приложить пузырь для льда к назначенной области тела или подвесить его над назначенной областью на определенное время (место применения грелки и время назначаются врачом).
Окончание процедуры:
1. Убрать пузырь для льда. Помочь пациенту занять удобное положение в постели.
2. Открыть пробку у пузыря для льда и вылить воду.
3. Надеть перчатки.
4. Салфеткой, смоченной в емкости для текущей дезинфекции, обработать пузырь для льда двукратно с интервалом в 15 мин., после чего вымыть водой, высушить.
5. Снять перчатки, вымыть и осушить руки (с использованием жидкого мыла или кожного антисептика).
6. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения процедуры
Обычно пузырь со льдом подвешивают на 20-30 мин. на расстоянии 3 – 4 см от назначенной для охлаждения области.
В случае повторного применения делают перерыв на 10 – 15 мин. и вновь подвешивают. Во время перерыва и по мере таяния льда воду сливают, а кусочки льда добавляют. Общее время охлаждающего воздействия не должно превышать 2-х часов.
Оральная регидратация – восполнение жидкости и солей через рот при токсикозе и эксикозе I — II степени.
Источник
Анализ на коклюш: методы диагностики коклюша, какие анализы сдают и где это можно сделать?
Многие считают, что коклюш — детская инфекция, редко встречающаяся и легко протекающая. В действительности и коклюш, и паракоклюш становятся все более серьезной проблемой в мире из-за тяжелого течения и наличия атипичных, или стертых, форм. В этой статье мы расскажем, как вовремя распознать это непростое заболевание.
Чем опасен коклюш и почему так важна его оперативная диагностика
Коклюш
— острое инфекционное заболевание, поражающее преимущественно детский организм и сопровождающееся спазматическим кашлем. Инфекция передается воздушно-капельным путем: при кашле, чихании и даже во время разговора.
Коклюш вызывает бактерия Bordetella pertussis, которая попадает в дыхательные пути и прикрепляется к клеткам эпителия. В результате микроскопические реснички, помогающие выводить мокроту и очищать бронхи, повреждаются. Бактерия начинает размножаться и выделять несколько видов токсинов, которые и приводят к появлению симптомов.
Справка
Впервые бактерия-возбудитель коклюша описана в 1906 году французским ученым О. Жангу и бельгийским иммунологом и бактериологом Ж. Борде, по имени которого и названа.
Первый симптом коклюша — ночной кашель. Постепенно он усиливается и появляется днем. Так может продолжаться до двух недель. Со временем состояние ухудшается, кашель становится спастическим, или спазматическим. Во время приступа человек с трудом может вдохнуть, напрягается, лицо становится красным или даже синеватым, появляется ощущение нехватки воздуха. Приступ такого мучительного кашля иногда заканчивается рвотой или выделением очень густой стекловидной мокроты.
Проблема своевременной диагностики заключается в том, что патология начинается с незначительных симптомов. Сухое покашливание ночью или перед сном напоминает кашель при ОРВИ. Температура тела больного может как незначительно повыситься на несколько дней, так и остаться нормальной. Общее самочувствие инфицированного почти не страдает. И только когда появляются более серьезные симптомы, врачи начинают задумываться о полноценной лабораторной диагностике коклюша.
Еще в начале прошлого столетия коклюш считался одной из самых опасных инфекций, он ежегодно становился причиной смерти тысяч детей. Но даже на современном уровне развития медицины коклюш может протекать очень тяжело.
Кстати
Контактный (например, через игрушки) путь передачи коклюша невозможен, поскольку бактерия Bordetella pertussis быстро погибает во внешней среде.
Исследования, проведенные в 2000-е годы, указывают на значительное увеличение за последнее десятилетие доли тяжелых и среднетяжелых случаев коклюша. Если в 1990-х годах регистрировалось только 18,6% тяжелых форм болезни, то в 2000-е — уже 43,2%.
Токсины, которые выделяет возбудитель коклюша, поражают дыхательный центр в головном мозге. Из-за этого возникает нарушение дыхания, в крови становится меньше кислорода, увеличивается содержание углекислого газа. Возникает гипоксия — кислородное голодание. Поражаются сосуды, развивается повреждение головного мозга (энцефалопатия). В крови увеличивается количество лимфоцитов и лейкоцитов.
К осложнениям коклюшной инфекции относят ателектаз легкого (сближение и сжатие стенок легкого, сопровождающееся выходом воздуха с данного участка), кровоизлияния на коже и в конъюнктиву глаза, поражение сосудов, энцефалопатию, легочное сердце. Из-за снижения иммунитета часто присоединяется вторичная инфекция, развивается бронхит или пневмония.
Паракоклюш
— острое инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Bordetella parapertussis. Она очень похожа по своему строению на возбудитель коклюша и поэтому вызывает практически такие же симптомы.
Раньше считалось, что паракоклюш — более легкое заболевание. Но последние исследования доказали, что он тоже может привести к тяжелому судорожному кашлю, рвоте и нарушению дыхания. Единственное клиническое отличие этого заболевания от коклюша — отсутствие повышения уровня лейкоцитов в крови.
Особо тяжелые последствия наблюдаются при заражении взрослых и подростков. По данным серологических исследований, проведенных в США, 12–21% взрослых с кашлем более 2 недель могут болеть коклюшем. В России ситуация примерно такая же. Согласно исследованиям ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского, проведенным в очагах коклюша, после контакта с зараженным заболело 23,7% взрослых.
У подростков и взрослых коклюш часто протекает в атипичной или вовсе бессимптомной форме. При этом родители, старший брат или сестра с «обычным ОРВИ» являются серьезной угрозой для младших детей в семье. Поэтому так важно вовремя выявить инфекцию не только у малышей, но и у взрослых.
Какие анализы нужно сдавать при подозрении на коклюш
Существуют бактериологические, серологические и ПЦР-методы диагностики коклюша и паракоклюша. Биологический метод (посев материала из носоглотки и культивирование его на питательной среде) информативен на раннем этапе. В первые дни болезни он дает достоверный результат в 86–98% случаев. Но со временем показатели точности снижаются до 15–20%. Особенно если ребенок начинает принимать антибиотики.
«Золотым стандартом» диагностики коклюша является реакция иммуноферментного анализа (ИФА). Она позволяет выявить в сыворотке крови различные классы иммуноглобулинов. Это дает возможность врачу точно поставить диагноз, определить стадию инфекционного процесса, узнать насколько силен иммунитет к коклюшу.
Каждый из анализов на коклюш имеет свои особенности, показания, принципы интерпретации результатов. Давайте разберем их все.
Посев отделяемого носоглотки на микрофлору
Этот анализ проводят в катаральном периоде заболевания, то есть в первые дни появления кашля. Исследование назначают после контакта с больным коклюшем, особенно если у ребенка нет прививок или нет данных об их проведении.
Чувствительность теста колеблется в зависимости от качества и сроков исследования от 20 до 90%. При этом анализ выявляет и коклюш, и паракоклюш. В более поздний период заболевания и при приеме антибиотиков его результативность сильно снижается. Исследование проводится натощак, через 2–3 часа после питья или еды. Материал забирают в среднем на 5–7 день заболевания двукратно: два дня подряд или через день. Мазок берется с поверхности ротоглотки.
Биоматериал помещают в специальную емкость и направляют в лабораторию. Там проводится посев материала на питательную среду. Через несколько дней проводится микроскопическое исследование выросших колоний бактерий. Предварительный результат обычно можно получить на 3–5 день, окончательный — на 5–7 день.
Наличие Bordetella в организме говорит или о заболевании коклюшем (паракоклюшем), или о бессимптомном носительстве. Лечение необходимо в любом из этих случаев.
Клинический анализ крови
Исследование проводят при подозрении на инфекционное заболевание, при кашле, повышении температуры и практически при любых заболеваниях. Анализ может дать информацию о наличии воспаления в организме, но что послужило причиной, на его основании сказать нельзя.
Кровь забирают натощак и отвозят в лабораторию. Само исследование проводится или на специальном гемоанализаторе, или с помощью ручного подсчета клеток крови.
Результаты анализа крови при коклюше у детей нельзя анализировать без учета клинической картины и данных других методов исследования. При заражении коклюшной инфекцией значительно повышается количество лейкоцитов и лимфоцитов, при этом скорость оседания эритроцитов (СОЭ) остается в пределах нормы. При паракоклюше повышения лейкоцитов не наблюдается.
Выявление антител к антигенам клеток Bordetella pertussis
При проведении анализа на антитела к коклюшу выявляют три вида иммуноглобулинов — IgA, IgG и IgM.
ИФА назначают при подозрении на коклюш, часто на поздних стадиях болезни, когда бактериологическое исследование уже неэффективно. То есть начиная со 2-3 недели заболевания. Диагностическая чувствительность этого метода — 66,6%, специфичность — 100%.
Забор крови проводится натощак, не раньше чем через 4 часа после последнего приема пищи. После этого из крови выделяют сыворотку, которая и является материалом для исследования. Собранный материал отправляется в лабораторию, где проводится серологический анализ на коклюш методом ИФА.
Исследование может быть как качественным (положительный/отрицательный результат), так и количественным (например, «титр 1:160»). Антитела IgM появляются в острой стадии коклюша примерно со второй недели заболевания. На 2–3 неделе обнаруживается IgA. На третьей неделе начинают образовываться антитела IgG. Именно они ответственны за формирование стойкого иммунитета. Интерпретировать результаты можно только в соответствии с клинической картиной, учитывая эпидемиологические и другие данные.
ПЦР-тестирование
Исследование можно проводить в течение первых 4-х недель заболевания. Чувствительность этого теста превосходит бактериологическое исследование во много раз. Специфичность метода —100%.
Мазок берется из носа или из ротоглотки. Забор материала желательно проводить натощак или через 2-3 часа после питья и еды. Предварительно полоскать рот не нужно.
В лаборатории в забранном материале определяются специфические участки ДНК бактерии, которая вызывает коклюш. Положительный результат говорит о заболевании коклюшем или о бактерионосительстве.
Не стоит самостоятельно выбирать тип анализа на коклюш, необходимо проконсультироваться со специалистом. И помните, на результат исследования влияет качество подготовки и проведения: техника взятия материала, условия транспортировки, состояние питательных сред.
Стоимость анализов на коклюш в частных клиниках
В среднем определение каждого типа иммуноглобулинов обойдется в 700–850 рублей. Бактериологический анализ на коклюш будет стоить уже дороже — от 850 до 1400 рублей. Ценовая разница при ПЦР-тестировании составляет от 300 до 800 рублей.
При этом стоит учесть расходы на взятие анализа крови (100–150 рублей) или мазка (200–250 рублей). Дополнительно клинический анализ крови с определением СОЭ будет стоить примерно 400–460 рублей.
Коклюш и паракоклюш — острые инфекции, которые легко маскируются под легкие заболевания. Только с помощью современных методов лабораторного исследования можно установить верный диагноз. А грамотный врач поможет интерпретировать полученные результаты и назначит лечение.
Источник