Скарлатина по луизе хей
Психотерапия при кожных заболеваниях
Есть мнение, что все болезни возникают из-за психологических несоответствий и расстройств в душе, подсознании и мыслях человека. Ещё в Древней Греции была распространённой мысль о влиянии души и духа на тело. Одним из первых термин «психосоматический» использовал врач Иоганн-Христиан Гейнрот в 1818 году.
Психосоматика рассматривает такие заболевания, как атопический дерматит, псориаз, розацеа и экзему, как психосоматические. Впервые попытка объяснить кожные заболевания как имеющие психогенную природу осуществлена в 1681 г. Т. Сиденхеном, описавшем ангионевротический отек как проявление истерии. Д. Тернер связал в 1726 г. розацеа и сильный стресс — пациентка переживала шок после смерти своего мужа.
В то же время результаты исследований показывают, что у 25-50% больных розацеа отмечаются психические травмы, которые предшествовали развитию заболевания сообщает о связи стресса и обострения розацеа в 67% случаев. У 25-60% пациентов с псориазом отмечаются психогенные воздействия различной степени выраженности перед обострением или проявлением болезни. У 76% лиц, страдающих дисгидротической экземой кистей, и 70% пациентов с атопическим дерматитом отмечалась первостепенная роль стресса в проявлении или обострении заболевания (R.Griesеmer 1979 г.).
Немецкий врач и психотерапевт Рудигер Дальке считает, что все кожные болезни возникают из-за стремления человека отгородиться от мира, ограничить свои контакты. Так, например, кожная сыпь свидетельствует о том, что какие-то эмоции или желания пытаются выбраться наружу — в подростковом возрасте растущая сексуальность подавляется человеком как нечто новое, неизвестное и пугающее. При псориазе защитная функция кожи трансформируется в панцирь, с помощью которого человек отделяет себя от мира, отгораживается со всех сторон и не хочет никого ни впускать, ни выпускать. Это говорит о том, что человек боится повреждений, боится быть обиженным. Кожный зуд показывает, что человека что-то раздражает, что на проблему не обратили внимания должным образом и теперь она «зудит». Зуд — это то, что не может оставить человека равнодушным, какие-то сильные эмоции.
Чтобы понять причину болезни, задайте себе следующие вопросы:
1. Не слишком ли сильно Вы отграничиваете себя от окружающего мира?
2. Как у Вас обстоят дела с контактностью?
3. Не скрывается ли за Вашим отвергнутым действием подавленное желание близости?
4. Что существует внутри Вас, что хочет пробить границу, чтобы его заметили?
5. Что же в действительности не дает Вам спокойно жить?
6. Не обрекаете ли Вы себя на изоляцию?
Дальке утверждает, что после того, как Вы осознаете, что проблема с кожей — это результат Вашего страха или подавленных эмоций, абсолютно неправильно стараться как можно быстрее освободиться от этого. Постарайтесь получить удовольствие от того, что Вы чувствуете страх или желание спрятаться, поскольку Ваша агрессия или боязнь близости, контактов не исчезнет от того, что Вы долго будете смотреть в их сторону недовольным взглядом.
Дальке советует принять себя таким, какой ты есть. Он утверждает, что нет опасных явлений и черт характера: любое явление нейтрализуется за счет противоположного, а в изолированном виде любое проявление будет опасным. Таким образом, покой существует только при равновесии сил. Гармония и равновесие — вот ключ к решению проблем и достижению счастья. Беспокоящий симптом исчезает только тогда, когда он становится пациенту безразличен. Безразличие показывает, что человек осознал и принял явление или чувство. Если мы не можем понять что-то, нужно просто принять это и полюбить, поскольку это что-то реализует то, что в нас отсутствует.
Лечение вообще никак не связано с «выздоровлением», так как выздоровление происходит только в нашей голове и нашем сознании. Как один из методов исцеления и достижения гармонии Дальке рекомендует систему управляемой медитации, которая способствует глубокому эмоциональному и физическому расслаблению, состоянию абсолютного спокойствия, исчезновению психологических барьеров, беспокойства. Эти медитации эффективны для лечения многих физических недугов, в том числе и кожных.
Наше мышление влияет на то, как мы переживаем стрессы, и определяет поведение, относящееся к поддержанию здоровья. Многочисленные исследования и наблюдения подтверждают, что мысли оказывают физическое действие на все главные органы с помощью автономной нервной системы, а также эндокринной и иммунной систем.
Одной из причин кожных болезней можно считать внутренний конфликт, трудности в установлении контакта и общении. Так, угри в юношеском возрасте свидетельствуют о бессознательном страхе общения с противоположным полом — т.е. сознание при возникновении внутреннего конфликта «убегает» в болезнь.
Также причиной можно считать мотивацию или условную выгоду, которую сам человек может и не осознавать. Например, кожное заболевание «помогает» человеку, если он боится общения и контакта, «отпугивая» людей.
Важным аспектом является и эффект внушения. Отмечается, что люди, страдающие кожными недугами, с детства сильно привязаны к внешней красоте и чистоплотности, что внушается им родителями. Часто родители при этом ставят условие, что если ребенок будет грязнулей, то его не будут любить. В результате срабатывает принцип холистической психологии принцип: человек лишается того, к чему слишком привязан — т.е. красоты.
Еще одной причиной могут быть «элементы органической речи», когда болезнь является физическим воплощением фразы. Так, выражение «у меня на нее аллергия» или «я его не перевариваю» может превратиться в реальные симптомы.
Самым серьезным источником недуга являются, как правило, травмы в прошлом — давно забытые детские травмы, вытесненные, но влияющие до сих пор на человека. Такие травмы могут всплывать в любой момент и при многолетней ремиссии.
Еще одной важной причиной может быть алекситимия — неспособность человека к выражению своих эмоций. Такие люди обычно в детстве страдали от подавления родителями в воспитательных целях эмоций: например, «мужчины не плачут», «смеются только невоспитанные дети», «девочки себя так не ведут». В результате человек не способен воспринимать и словесно выражать свои чувства.
Хорошо известно, что стресс может как вызывать, так и усугублять такие заболевания как экзема, псориаз, розацеа. Организм, находящийся в состоянии стресса, выбрасывает в кровь гистамины, из-за чего появляется сыпь или мелкие прыщи, зуд.
Для большинства людей, страдающих кожными заболеваниями, характерны проблемы в отношении с матерью. Поскольку младенцы воспринимают поначалу окружающий мир через тактильные ощущения, через кожу. Так, ребенок мог страдать от инфантильной матери, проявляющей к нему враждебность, матери, неохотно дотрагивающейся до него, неохотно ухаживающей за ним и постоянно воздерживающейся от кожного контакта с ним.
С другой стороны, ребенок мог наоборот страдать от проявлений утрированной нежности. Многие больные говорят о том, что в семье было принято скрывать от детей как ссоры и гнев, так и радостные изменения в жизни. О смысле жизни и вере в таких семьях обычно вообще не упоминалось.
Одним из методов психотерапии, который мог бы помочь больным с кожными заболеваниями явлется гештальт-терапия, а именно, упражнения на осознание себя, на выявление фона и причины, на анализ, на вспоминание, на осознавание своего тела и эмоций, на вербализацию, самоинтеграцию, на ретроинфлексию и проекцию, на интроекцию. Все эти упражнения заставляют задуматься человека о причине его болезни, способствуют осознанию причины болезни, осознанию происходящего и его принятию.
Источник
Психосоматические заболевания детского возраста: интервью «Лечащего врача»
Заболевания, известные современной медицине, исчисляются десятками тысяч. Значимое место при этом занимают две большие группы: соматические заболевания, которые влияют на функцию тех или иных внутренних органов, и психические заболевания, изменяющие восприятие реальности и личность пациента. Сегодня все больше данных указывает на то, что такое строгое деление не совсем верно, поскольку ряд соматических заболеваний могут быть спровоцированы психическими факторами, например, стрессом. В то же время, соматическая патология может повлиять на формирование и манифестацию у пациента тех или иных патологических психических состояний.
В связи с этим особую значимость приобретает диагностика и лечение психосоматических расстройств. Этот термин объединяет соматические заболевания, которые не вызваны определенной структурной патологией органа и могут быть обусловлены неблагоприятным состоянием психической сферы. Они особенно распространены среди жителей крупных городов, которые каждый день подвергаются значительному стрессу.
Психосоматические заболевания могут развиться не только у взрослых, но и у детей. Этой проблеме был посвящен один из мастер-классов Вейновских чтений — крупнейшей ежегодной конференции, посвященной актуальным проблемам неврологии. Спикеры подготовили ответы на несколько вопросов наших корреспондентов.
Спикеры:
Леонид Семенович Чутко, д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург).
Светлана Александровна Немкова, д.м.н., профессор кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики педиатрического факультета Российского Национального исследовательского медицинского Университета им.Н.И.Пирогова Минздрава России.
ЛВ: Когда стали выделять психосоматические заболевания?
Впервые понятие «психосоматическое заболевание» предложил немецкий врач Хайнрот в 1818г. Он использовал данный термин для обозначения взаимосвязи телесных недугов пациентов и их душевных страданий. Хайнрот предположил, что соматические расстройства могут вызываться душевными расстройствами. Идеи связи телесного и психического высказывались еще Гиппократом.
В 1922 году благодаря венскому психоаналитику Дойчу было введено понятие «психосоматическая медицина». Концепция психосоматической медицины основана на представлении о взаимосвязи психической и физической сфер жизнедеятельности человека. Она объединила такие заболевания, как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, псориаз. Существенную роль в их патогенезе играют неблагоприятные психические воздействия.
Диагностика и лечение психосоматических заболеваний остается одной из важнейших проблем медицины и сегодня. Согласно современным данным, психосоматическая патология является причиной обращения за медицинской помощью в поликлинику детей в 8-40% случаев.
ЛВ: Чем опасны психосоматические заболевания?
Под влиянием психогенных факторов формируются угрожающие заболевания — бронхиальная астма, артериальная гипертензия, язвенная болезнь желудка. При этом их диагностика относительно сложна. Следует учитывать не только клинические проявления, но и данные психологических исследований, а также семейные, культуральные и социальные факторы.
ЛВ: Какие факторы могут способствовать развитию психосоматических заболеваний?
На развитие психосоматических заболеваний влияют особенности личности (например, повышенный уровень тревожности), семейные особенности, а также патология перинатального периода.
ЛВ: Как происходит формирование психосоматических расстройств?
Выделяют три этапа развития психосоматического расстройства в детско-подростковом возрасте. Кратковременные эмоциональные нарушения и функциональные соматические расстройства называют психосоматическими реакциями. При их усилении они трансформируются в психосоматические состояния. Наконец, формируются психосоматические заболевания, которые имеют органическую основу.
Соматический компонент психосоматической патологии у детей и подростков во многом зависит от возраста. Например, до 7 лет патология проявляется, в основном, в пищеварительной и кожной системах, с 8 лет- в двигательной сфере, с миалгиями и артралгиями, а также с алгическими (цефалгическими) проявлениями, и с 10 лет — нарушениями в эндокринной системе.
ЛВ: Какова распространенность соматопсихических заболеваний в популяции?
У 70% соматически больных обнаруживают психические нарушения различного регистра и степени тяжести.
ЛВ: Как соматическая болезнь влияет на психику человека?
Выделяют 2 основных вида патогенного влияния соматической болезни на психику.
Вследствие интоксикации, гипоксии и других воздействий на ЦНС при соматических инфекционных, эндокринных и и др. заболеваниях могут возникнуть соматогении. Они влияют на возникновение психических заболеваний. А с психологической реакцией личности на заболевание и его возможные последствия связаны нозогении.
При этом у пациента может развиваться гипонозогнозия или гипернозогнозий — это пренебрежительное или, наоборот, преувеличенное отношение к своей болезни, лечению, симптомам.
К гипернозогнозии могут приводить ятрогенные факторы, например, необдуманная фраза врача.
ЛВ: Могут ли перенесенные тяжелые соматические заболевания отрицательно сказываться в дальнейшем на психическом развитии ребенка и приводить к поведенческим нарушениям?
Да, еще 1982 году К.С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, описала задержку психического развития соматогенного происхождения. Этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжёлых соматических состояний, перенесённых в раннем возрасте (врожденные и приобретенные пороки соматической сферы, например, сердца, эндокринопатии, хронические инфекции, аллергические состояния). В клинике у таких пациентов преобладают астенические проявления с истощаемостью по гипостеническому типу, эмоциональная лабильность, нарушения концентрации и распределения внимания, а также задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Он обусловлен рядом невротических наслоений — неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности. В МКБ-10 данный вид патологии представлен в разделе F8 -Расстройства психологического (психического) развития, а также в разделе F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте. Более того, показано, что до 5% случаев умственной отсталости (F70-F79) могут быть обусловлены влиянием метаболические (эндокринных) нарушений.
ЛВ: прослеживается ли влияние генетических факторов на формирование нарушений обмена веществ, которые могут приводить к формированию интеллектуальной недостаточности?
Да, это целый ряд моногенных заболеваний, таких как нарушения обмена аминокислот, дефицит креатина, дефицит витаминов / кофакторов, нарушения обмена металлов, лизосомные болезни накопления, митохондриальные болезни.
ЛВ: может соматический фактор в виде дефицита витаминов и микроэлементов негативно сказываться на психическом развитии ребенка?
Безусловно, микронутриентный дефицит может способствовать формированию нарушений нервно-психического развития. Есть работы, демонстрирующие, что своевременное назначение в данном случае поливитаминных комплексов способствует значительному улучшению когнитивного статуса ребенка.
ЛВ: Связаны ли нарушения сна у детей с психосоматическими и соматопсихическими расстройствами?
Нарушения сна у детей могут быть обусловлены эмоциональными причинами (в МКБ-10 данные нарушения представлены в рубрике F51- Расстройства сна неорганической этиологии). К соматопсихической патологии можно отнести расстройства сна органической этиологии (G47.), а именно апноэ во сне (G47.3). Данные патологические состояния могут вызывать целый ряд нейрокогнитивных осложнений, таких как дневная сонливость, повышенная утомляемость, дефицит внимания и гиперактивность, агрессия, депрессия, соматизация жалоб, академическая неуспеваемость. В тяжелых случаях могут развиваться эндокринные расстройства вследствие нарушение продукции соматотропного гормона (гормона роста), вплоть до задержек физического развития, а также склонность к ожирению.
ЛВ: Могут ли эндокринные заболевания вызывать психические нарушения?
Да, безусловно. При эндокринных заболеваниях психические расстройства возникают вследствие влияния дисбаланса нейрогуморальной регуляции обменных процессов, а также психотравмирующих перегрузок, возникших после осознания негативных социальных последствий болезни.
Для клинической картины характерны следующие закономерности: во-первых, зависимость особенностей психопатологических проявлений от стадии и тяжести эндокринной болезни; во-вторых, в случае повышения функции той или иной железы обычно усиливается и психическая функция; и, в-третьих, в случае ухудшения функционирования эндокринных желез нарастают проявления астении, на фоне которой формируются острые или хронические психотические или непсихотические отклонения, могут формироваться психоорганические нарушения. При эндокринных заболеваниях часто развивается так называемый психоэндокринный синдром при котором происходит постепенное ослабление памяти и интеллекта, мотивации, изменяется личность больного в целом.
Особенно ярко выражены психические нарушения при нарушениях функции щитовидной железы.
ЛВ: Какие психические нарушения наиболее часто развиваются у детей после перенесенных инфекций?
Наиболее часто у детей встречаются постинфекционные астении. Они возникают в результате перенесенного заболеваниях инфекционного характера (ОРВИ, гриппа, ангины, гепатита и др.), первые симптомы появляются через 1-2 недели после инфекционной болезни и сохраняются в течение 1-2 месяцев. Преобладают ощущения общего утомления, слабости, усталости, усиливающиеся при физических нагрузках. Появляются раздражительность, беспокойство, напряжение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость, плаксивость, вспыльчивость, капризность, снижается аппетит и порог переносимости различных раздражителей: громких звуков, яркого света, вестибулярных нагрузок. Развиваются нарушения сна, потливость, ощущение перебоев в сердце, нехватки воздуха, трудности с концентрацией внимания, снижение запоминания и продуктивности интеллектуальной деятельности.
ЛВ: Как лучше лечить психосоматические и соматопсихические заболевания? Есть ли особенности у детей?
Наиболее широко применяются 2 направления лечения: медикаментозная коррекция и психотерапия.
Фармакотерапия у детей предусматривает применение небензодиазепиновых анксиолитиков: тенотен, ноофен, атаракс, а также ноотропных и нейропротекторных средств (пантогам, нооклерин, кортексин, пикамилон).
Преимуществом применения Тенотена детского является то, что препарат, сочетает в себе успокаивающие, ноотропные и вегетотропные свойства, не вызывает седации и заторможенности, улучшает память, внимание и процессы обучения, не вызывает перевозбуждения и расстройств сна, хорошо переносится. отсутствуют побочные эффекты.
Тенотен детский применяется по следующей схеме: при невротических и вегетативных расстройствах — внутрь, по 1 таблетке от 1 до 3 раз в сутки (держать во рту до полного растворения — не во время приема пищи). Рекомендуемая длительность приема препарата — 1-3 месяца. При необходимости возможно продление курса лечения до 6 месяцев или повторить через 1-2 месяца.
Кроме фармакотерапии, лечение пациентов с психосоматическими расстройствами предполагает интегративный подход с использованием современных методов психотерапии: когнитивно-поведенческой, игровой, арт-терапии.
ЛВ: Подтверждена ли эффективность применения Тенотена детского клиническими исследованиями?
Эффективность применения Тенотена детского подтверждена результатами многочисленных клинических исследований с высоким уровнем доказательности.
Мультицентровое двойное слепое плацебоконтролируемое рандомизированное исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского у 100 детей с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ легкой, средней и выраженной степени тяжести) в возрасте от 6 до 12 лет, в течение 12 недель (дозировка по 2 таблетки 2 раза в сутки), показало, что Тенотен значительно снижает тяжесть СДВГ у 34% пациентов через 3 месяца терапии, а также достоверно улучшает память и концентрацию внимания (1).
Многоцентровое двойное слепое плацебо-контролируемое исследование эффективности и безопасности применения Тенотена детского при тревожных расстройствах у 98 детей и подростков возрасте от 5 до 15 лет, в течение 12 недель (по 1 таблетке 3 раза в сутки) свидетельствовало, что Тенотен детский оказывает успокаивающее действие с 1-х дней приема, с достоверным снижением индекса тревожности у детей (тест Р. Тэмпл), при этом максимальный эффект отмечался у детей в возрасте 5-7 лет (2).
Изучение результатов применения Тенотена детского в течение 1 месяца у 60 детей и подростков (в возрасте от 11 до 15 лет) с синдромом вегетативной дисфункции показало, что Тенотен детский нормализует вегетативный тонус уже в течение первых 2-х недель терапии. По окончании курса лечения уменьшение вегетативных расстройств и редукция астено-невротического синдрома отмечалась у 80% обследованных, улучшение когнитивного статуса у 73%, что в 2 раза превосходило результаты контрольной группы (3).
Тенотен детский применяется и в практике педиатра в следующих случаях: астенические состояния после перенесенных ОРВИ, функциональные нарушения ритма сердца, в том числе, дисфункция синусового узла, у детей и подростков с вегето-сосудистой дистонией (ВСД).
ЛВ: Какие еще немедикаментозные методики применяются ли у детей и подростков для коррекции психосоматической патологии?
В лечении психосоматической патологии активно может применяться электроэнцефалографическая биологическая обратная связь с повышение мощности альфа-ритма в теменно-затылочных областях. Целью такого лечения является снижение уровня тревоги у ребенка.
Вопрос: С вашей точки зрения, какой один аспект терапии соматопсихических заболеваний у детей заслуживает наибольшего внимания врачей?
Лечение психосоматических заболеваний у детей должно носить комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и рациональную фармакотерапию. При этом очень важным является оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания и, следовательно, прогноз для ребенка.
Список литературы
- Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю. Лечение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью Тенотеном Детским: результаты двойного слепого плацебоконтролируемого рандомизированного исследования // Эффективная фармакотерапия. Неврология. — 2010. — №5. — С.60-65
- Заваденко Н.Н., Симашкова Н.В., Вакула И.Н., Суворинова Н.Ю., Балакирева Е.Е., Лобачева М.В. Современные возможности фармакотерапии тревожных расстройств у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии. — 2015. — №11. — С.33-39
- Галактионова М.Ю., Пан И.Р. Эффективность использования препарата «Тенотен детский» при лечении синдрома вегетативной дисфункции у детей и подростков // Педиатрия. — 2010. — Т.89, №1. — С.87-91
Источник