Сестринский уход за ребенком при скарлатине
Сестринский процесс при скарлатине.
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи. Возможные проблемы пациента:
Возможные проблемы родителей:
Сестринское вмешательство. Информировать пациента и его родителей о возможных причинах развития скарлатины, клинических проявлениях, возможных осложнениях. Организовать изоляцию пациента на 22 дня, при этом необходимо создать условия, исключающие возможность заражения других членов семьи, что достигается помещением больного ребенка в отдельную комнату, выполнением санитарно-гигиенических мероприятий при уходе. Ежедневно проводить текущую дезинфекцию (выделить ребенку отдельную посуду, кипятить ее после использования, убрать на время болезни ковры, мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, проводить 2 раза в день влажную уборку с дезинфектантами, регулярно проветривать помещение). Обеспечить пациенту постельный режим, расширять его необходимо постепенно под контролем жизненных функций и лабораторных показателей. Осуществлять динамический мониторинг за жизненно важными функциями (температурой, пульсом, АД, состоянием кожи, слизистых, характером физиологических отправлений). Помочь родителям выявлять проблемы ребенка и научить их удовлетворять его жизненные потребности. Проконсультировать родителей по вопросам организации питания ребенка на время болезни. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров, предпочтительно в виде витаминизированных напитков — чая с лимоном, разбавленных некислых соков, отвара шиповника. Способ приготовления: 3 столовых ложки ягод шиповника залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день. Контролировать проведение медикаментозной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения возможных осложнений). После курса антибактериальной терапии включить в диету молочнокислые биопродукты: биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: шалфей — 1 ст. ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; тысячелистник — 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать до 4-х раз в сутки; календула — 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки. Заранее готовить ребенка к лабораторно — инструментальным методам исследования (клиническому анализу крови, общему анализу мочи, ЭКГ) с помощью терапевтической игры. Оказывать психологическую поддержку пациенту и его семье. Обеспечить ребенку на время болезни интересный досуг. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции. Посоветовать родителям, после выздоровления проводить ребенку неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, своевременную санацию полости рта, физиотерапию, курсы иммуностимулирующих средств и витаминотерапии). Порекомендовать родителям, в периоде реконвалесценции продолжить наблюдение за ребенком — врачом педиатром и другими специалистами по показаниям в течение 1 месяца. |
Источник
Тема №12: Осуществление сестринского ухода за ребенком при скарлатине, коклюше, дифтерии, менингококковой инфекции.
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Коклюш, дифтерия, менингококковая инфекция у детей редко встречающиеся инфекционные заболевания в связи с активной вакцинацией. Скарлатина наблюдается у детей чаще в детских коллективах. Учебная цель: 1.Закрепление теоретических знаний по теме. 2. Приобрести навыки осуществления сестринского ухода за ребенкомпри скарлатине, коклюше, дифтерии, менингококковой инфекции. Учебные задачи: 1. Изучить причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, организацию и оказание сестринской помощи при скарлатине, коклюше, дифтерии, менингококковой инфекции. 2.Научиться уходу за больным ребенком при скарлатине, коклюше, дифтерии, менингококковой инфекции. Формируемые общие и профессиональные компетенции: ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей В процессе изучения темы формируются следующие компоненты профессиональной компетенции: Иметь практический опыт Уметь: · готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам; осуществлять сестринский уход за ребенком при скарлатине, коклюше, дифтерии, менингококковой инфекции; · консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств; · осуществлять фармакотерапию по назначению врача; · вести утвержденную медицинскую документацию; Знать: -причины, факторы риска, клинические проявления, возможные осложнения при скарлатине, коклюше, дифтерии, менингококковой инфекции; -методы диагностики и подготовку ребенка к лабораторно- инструментальным методам исследования; -организацию сестринского ухода, принципы лечения ребенка при скарлатине, коклюше, дифтерии, менингококковой инфекции; Задачи работы: осуществление сестринского ухода за ребенком при скарлатине, коклюше, дифтерии, менингококковой инфекции. Обеспеченность занятия (средства обучения): 1.Учебно-методическая литература Информационные средства обучения (литература, интернет ресурсы) 1. Особенности оказания сестринской помощи детям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436806.html 2. Сестринское дело в педиатрии [Электронный ресурс] : практическое руководство для медицинских училищ и колледжей / Качаровская Е. В., Лютикова О. К. — М. : ГЭОТАР-Медиа,2014. — https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431719.html 3. Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс] : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К. И. — М. : ГЭОТАР-Медиа,2017. — https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441862.html 4. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Электронный ресурс] / Н. В. Иванова [и др.] — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. Режим доступа: https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441886.html 2.Дидактические материалы: Задания для выполнения: ситуационные задачи, тесты. Краткие теоретические и учебно-методические материалы. Скарлатина- острое инфекционное заболевание, которое вызывается В-гемолитическим стрептококком группы А. Его особенностью является способность вырабатывать экзотоксин. Дети в возрасте 2-7 лет наиболее восприимчивы к скарлатине. После 15 лет скарлатина встречается редко. Основной механизм передачи скарлатины- воздушно- капельный, однако в связи с устойчивостью возбудителя возможны контактный (через предметы, «третьих лиц» ) и пищевой (главным образом , через молоко, мороженое) пути передачи. Инкубационный период при скарлатине составляет в среднем 2-7 дней. Клинические признаки скарлатины: внезапное начало в связи с выраженной интоксикацией(повышение температуры до 38-40 С, рвота, головная боль, общая слабость и т.п.), ангина, «пылающий зев», мелкоточечная сыпь на гиперемированном фоне, максимально локализуется по боковым поверхностям тела, внизу живота, в местах естественных складок, бледный носогубный треугольник,белый налет на языке, который на 2-3 день сменяет «малиновый язык», пластинчатое шелушение кожис 5-7 дня заболевания (максимально на ладонях и подошвах). Методом диагностики скарлатины может служить картина периферической крови (лейкоцитоз, нейтрофилез, эозинофилия и повышение СОЭ). Осложнения: средний отит, лимфаденит, синусит, пневмония, ревматизм, нефрит. При лечении скарлатины необходимо назначить антибактериальное лечение на 5-7 дней (пенициллин, амоксициллин, азитрокс, клацид, цефтриаксон), антигистаминные средства, детоксикационную, симптоматическую терапию, местное лечение ангины (орошение зева растворами ромашки, календулы, фурациллина и др.) После перенесенной скарлатины вырабатывается стойкий пожизненный антитоксический иммунитет. Мероприятия с больным: госпитализация не обязательна, срок изоляции больного 10 дней, текущую дезинфекцию производят систематически, организуют масочный, хлорный режим при уходе за больным. Мероприятия с контактными: выявить всех контактных, установить карантин на 7 дней, установить наблюдение за контактными (термометрия, осмотр зева, кожных покровов, учет симптомов интоксикации), всех контактных со стрептококковой инфекцией изолировать на 22 дня. Специфическая профилактика: нет. Коклюш-острое инфекционное заболевание, характеризующееся затяжным течением, ведущим клиническим симптомом которого является спазматический кашель. Заболевание вызывается палочкой Борде-Жангу. Образует экзотоксин, который раздражает рецепторы дыхательных путей, что обусловливает приступообразный кашель и приводит к возникновению доминантного очага возбуждения в дыхательном центре ЦНС. Механизм передачи- воздушно-капельный. В течении болезни различают инкубационный, катаральный период, период спазматического кашля и разрешения болезни. Инкубационный период- 3-15 дней. Особенностью коклюша является постепенное нарастание клинических симптомов, достигающих наибольшей выраженности спустя 2-3 недели после появления первых признаков заболевания. Клинические признаки: упорный прогрессирующий кашель, постепенно переходящий в приступы спазматического кашля с репризами, которые усиливаются ночью и заканчиваются выделением небольшого количества вязкой прозрачной мокроты, спазматический кашель — это серия кашлевых толчков, быстро следующих друг за другом на одном выдохе, одутловатость лица, кровоизлияния в склеры, язвочка на уздечке языка, удовлетворительное состояние ребенка в межприступный период. Коклюш нередко осложняется бронхитами, отитом, пневмонией, выпадениями прямой кишки, пупочной и паховыми грыжами. Характерна картина периферической крови больного- выраженный лейкоцитоз сочетается с лимфоцитозом при нормальной или замедленной СОЭ. Для выявления возбудителя заболевания используется бактериологический метод- исследование на коклюш методом «кашлевых пластинок». Лечение коклюша предусматривает введение противококлюшного иммуноглобулина в качестве специфического лечения, назначение антибиотиков- предпочтение следует отдавать макролидам (сумамед, азитрокс, клацид); широкое использование кислорода. Проводится симптоматическое лечение. После перенесенного коклюша остается стойкий иммунитет, сохраняющийся в течение всей жизни. Мероприятия с больным: госпитализация не обязательна, изоляция больного 30 дней от начала заболевания, организуют масочный режим при уходе за больным, регулярное проветривание, влажную уборку помещения. Мероприятия с контактными: выявить всех контактных, установить карантин на 14 дней (карантин предусматривается только для детей до 7 лет), контактным детям первого года жизни, ослабленным детям внутримышечно противококлюшный иммуноглобулин, установить наблюдение за контактными (выявить группу кашляющих), обследование кашляющих детей методом «кашлевых пластинок». Специфическая профилактика: вакцинация проводится трехкратно с 3-х месяцев с интервалом 45 дней АКДС- вакциной, ревакцинация — 18 месяцев. Дифтерия- острое инфекционное заболевание, вызываемое токсигенными штаммами коринебактерий дифтерии, которые называют бациллы Леффлера (BL). Патогенные свойства BL связаны с выделением экзотоксина. Основной механизм передачи дифтерии воздушно- капельный (реализуется аэрозольным, пылевым путем). Возможна передача возбудителя контактным путем (через предметы, «третьи лица»). Инкубационный период при дифтерии — 2-10 дней. Клинические признаки дифтерии: фибринозная пленка — беловато- серого цвета, плотно спаяна с подлежащей тканью, плюс- ткань, не растирается между предметными стеклами; интоксикация (в результате поступления экзотоксина в кровь); незначительные местная гиперемия и боль, постепенное, последовательное развитие симптомов дифтерийного крупа в течении 2-3 дней Клиническая картина дифтерии определяется локализацией процесса, степенью выраженности интоксикации. Наиболее часто у детей при дифтерии поражаются зев (различают локализованную, распространенную формы заболевания), дыхательные пути (развивается дифтерийный круп), реже- нос, поврежденная кожа, глаза, половые органы. Токсическая форма дифтерии помимо выраженных симптомов интоксикации характеризуется развитием выраженного отека подкожной клетчатки. В зависимости от выраженности и распространенности отека различают три степени токсической дифтерии: 1 степень- отек шейной клетчатки достигает середины шеи; 2 степень- отек распространяется до ключицы; 3 степень- отек ниже ключиц распространяется на переднюю поверхность грудной клетки. Поступление экзотоксина в кровь обуславливает развитие тяжелых осложнений: периферических парезов и параличей (чаще всего возникает паралич мягкого неба), миокардита и нефроза. Повторные заболевания дифтерией возможны. Основным методом специфической диагностики дифтерии является бактериологическое обследование на BL. При его проведении необходимо помнить: мазок берут на границе между здоровой и больной тканью, независимо от локализации фибринозной пленки- берут мазок из носа и зева. Предварительный результат данного обследования сообщают через несколько часов, окончательный — через 48- 72 часа. Лечение дифтерии зависит от своевременного введения противодифтерийной сыворотки (ПДС), так как она способна действовать только на токсин, циркулирующий в крови. Для предупреждения анафилактического шока первое введение сыворотки проводится Безредке, т.е. поэтапно. 1 этап- внутрикожно в сгибательную поверхность предплечья вводится 0,1 мл разведенной сыворотки(1:100) (следить 20 минут).При отрицательном результате папула на месте введения менее 1 см в диаметре). 2 этап- подкожно в подлопаточную область или плечо вводится 0,1 мл неразведенной сыворотки (следить 30 минут за общим состоянием ребенка). 3 этап- внутримышечно в верхне-наружный квадрант ягодицы вводится остальная избранная доза. Введение сыворотки прекращается после исчезновения фибринозных налетом. Одновременно с сывороткой назначаются антибиотики (цефалоспорины, макролидыи др.) Обязательно проводится детоксикационная терапия, симпоматическое лечение. Мероприятия с больным: госпитализация обязательно, изоляция до клинического выздоровления + отрицательного результата бак. Обследования, текущая дезинфекция производят систематически, организуют масочный, хлорный режим при уходе за больным. Мероприятия с контактными: выявить всех контактных, установить карантин на контактных на 7 дней, взять мазок из зева и носа на BL и провести мероприятия в зависимости от полученных результатов: отрицательный- допустить в коллектив; токсигенное носительство — госпитализировать, установить наблюдение за контактными (термометрия, осмотр зева, кожных покровов и слизистых оболочек, учет симптомов интоксикации). Специфическая профилактика: 1.Вакцинация проводится трехкратно с интервалом 45 дней АКДС- вакциной V1- 3 месяца;V2- 4,5 месяца;V3- 6 месяца. 2.Ревакцинация проводится R1- 18 месяцев- АКДС- вакцина; R2- 7 лет- АДС- анатоксин; R3 14 лет — АДС- анатоксин. Менингококковая инфекция- острое инфекционное заболевание, вызываемое менингококком и характеризующееся разнообразием клинических форм: менингококковый назофарингит, менингококкцемия, менингококковый менингит. Возбудитель заболевания- менингококк. Механизм передачи-воздушно-капельный. Инкубационный период короткий и колеблется от 2 до 10 дней. Клиническая картина зависит от формы менингококковой инфекции. Менингококковый назофарингит: катаральные явления: першение в горле, кашель, насморк, гиперемия зева. Менингококкцемия: острое начало с появлением выраженных и нарастающих симптомов интоксикации, геморрагическая, звездчатая сыпь с некрозом в центре, максимально локализующаяся на ягодицах, дистальных отделах рук и ног, развитие симптомов острой надпочечниковой недостаточности. Менингококковый гнойный менингит: повышение температуры до 39-40С, сильная головная боль, гиперестезии, многократная рвота, не приносящая облегчения, судороги (наиболее часто у детей раннего возраста), ригидность затылочных мышц, выбухание, напряжение большого родничка у грудных детей, положительные менингеальные симптомы Кернига, Брудзинского (на первом году жизни эти симптомы часто отсутствуют), типичная поза (лежат на боку, запрокинув голову и поджав ноги к животу). Основным методом специфической диагностики является бактериологическое исследование слизи из носоглотки, ликвора. При наличии гнойного менингита показана спинномозговая пункция. При лечении менингококковой инфекции обязательно назначаются антибиотики в больших дозах (препаратами выбора являются пенициллин, левомицетин). Одновременно проводится детоксикационная (на фоне дегидратоции), симптоматическая терапия, при назофарингите- местное лечение. После перенесенного заболевания остается прочный иммунитет, повторные случаи менингококковой инфекции встречаются редко. Мероприятия с больным: госпитализация больного обязательна, больной изолируется до клинического выздоровления, организуют масочный режим при уходе за больным, ежедневное проветривание, влажную уборку палаты, реконвалесценты менингококковой инфекции допускаются в детские учреждения после отрицательного результата бак.обследования. Мероприятия с контактными: выявить всех контактных, установить карантин на 10 дней, взять мазок из носоглотки на менингококк и провести мероприятия в зависимости от полученных результатов: отрицательный-допустить в коллектив, установить наблюдение за контактными (термометрия, осмотр носоглотки, кожных покровов, учет симптомов интоксикации). Специфическая профилактика: проводится менингококковой вакциной (подкожно) только по эпидемиологическим показаниям. Вопросы для самоконтроля: 1.Причины, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода при скарлатине. 2.Причины, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода при коклюше. 3.Причины, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода при дифтерии. 4.Причины, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода при менингококковой инфекции. Инструкция по выполнению практической работы: 1.Внимательно прочитайте ситуационную задачу. 2.Выполните задания к ней. Задача-эталон. Вы медицинская сестра инфекционного отделения, на пост поступает ребёнок 6 лет с диагнозом: менингококковая инфекция, менингит. Задание: 1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства. 3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме. Эталон ответа. Цель: предупредить развитие осложнений, организовать тщательный уход.
3.План беседы с родителями — информировать родителей о причинах заболевания, возможных осложнениях, родители будут понимать целесообразность выполнения всех мероприятий ухода. Задачи для самостоятельного решения Задача №1 Вы медицинская сестра инфекционного отделения, на пост поступает ребёнок 5 лет с диагнозом: скарлатина. Задание: 1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства. 3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме. Задача №2 Вы медицинская сестра инфекционного отделения, на пост поступает ребёнок 2 лет с диагнозом: дифтерия зева. Задание: 1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства. 3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме. Задача №3 Вы медицинская сестра инфекционного отделения, на пост поступает ребёнок 4 лет с диагнозом: коклюш. Задание: 1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства. 3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме. |
Источник