Сестринский процесс при желтухе новорожденного

Сестринский процесс при желтухе

Необходимо выявить настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности больного ребёнка и членов семьи.

Возможные проблемы больного ребёнка:

— нарушение питания вследствие интоксикации;

— нарушение терморегуляции при проведении ФТ

— нарушение двигательной активности;

— нарушение сна;

— нарушение жизненно важных функций;

— высокий риск присоединения осложнений

— угроза жизни.

Возможные проблемы родителей:

— тревога за ребёнка, дефицит знаний;

— чувство вины перед ребёнком;

— неуверенность в благополучном исходе;

— неадекватная оценка случившегося.

Сестринские вмешательства.

Помочь родителям восполнить дефицит знаний о данном заболевании, убедить их в необходимости срочной госпитализации, помочь в её осуществлении, объяснить значение своевременного комплексного лечения для благополучного исхода заболевания, оказать психологическую поддержку.

Создать комфортные условия в палате: тёплое бельё, оптимальный температурный режим, стерильные условия, соблюдение асептики и антисептики.

Объяснить лечебный эффект ФТ, принципы проведения, для чего нужно использовать защитные очки и т.д.

Осуществлять постоянное мониторирование состояния, регистрировать температуру тела, ЧДД, ЧСС, АД, массу тела, срыгивание, рвоту, стул, объём получаемой жидкости.

Несколько раз в день проводить осмотр кожи

Обеспечить ребёнку адекватное питание,  способ кормления в зависимости от состояния ребёнка грудью или грудным молоком из бутылочки, при тяжёлом состоянии – через зонд, парентерально. Кормить медленно, делать перерывы, регистрировать в истории болезни количество получаемого молока.

Взаимодействовать в бригаде, строго выполнять назначения врача.

Обучить родителей уходу за проблемным ребёнком дома (оценивать состояние ребёнка, проводить контроль за t°, кожей, слизистыми, стулом и др.)

Научить проведению гигиенических и лечебных ванн, обработки кожи и слизистых. Посоветовать поощрять игровую деятельность с детьми. Рекомендовать профилактику интеркуррентных заболеваний.

Убедить родителей проводить динамическое наблюдение за ребёнком врачом.

Госпитализация

выписной эпикриз 1.07

Ребенок Баянова Ангелина  дата рождения 6.06. 2017 г. находился на лечении, обследовании в отделении патологии новорожденных КДКБс 13.06  в течение 18 к/ дней с клиническим диагнозом:

Основной: Неонатальная двусторонняя очаговая пневмония средней степени тяжести, острый период.

 Фон: маловесный к сроку гестации.

Сопутсвующий диагноз: Повреждение позвоночника при родовой травме (ротационный подвывих С1) средней степени тяжести, острое течение.

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия средней степени тяжести, острый период. Синдром двигательных расстройств.  Транзиторная дисфункция миокарда. Функционирующее овальное окно. Тимомегалия II степени. Вульвовагинит неуточненной этиологии.

     Диагнозы выставлены на основании анамнеза: Ребенок от 2 беременности, 1 родов. Наблюдение в женской консультации с 10 недель,17 явок. Анемия во 2ой половине. Оперативные роды на срое41 нед у возрастной первородящей в лицевом предлежании плода. ОАА. ХФПН декомпенсированная. ХВГП. ЗРП 1. Хр. ЖДА. F70.09. Хр. пиелонефрит. Спаечная болезнь брюшины. Стерилизация. Адгезиолизис.     Клинических данных (  дыхательные нарушения, синдром сниженной нервно- рефлекторной деятельности, обменно-трофических нарушений ) , диагнозы подтверждены данными дополнительных методов исследования. Состояние с рождения расценивалось тяжелым, за счет дыхательных нарушений (втяжение межреберий, н/3 грудины, аускультативно ослабление дыхания) требующих респираторной поддержки- ИВЛ в течение 3 суток, далее в течение 6 часов кислородотерапия. Из ЭТТ санировалась околоплодные воды окрашенные меконием. В 1е сутки гиповолемическое состояние, вводился физ.раствор. В неврологическом статусе- синдром сниженной нервно-рефлекторной деятельности. Со стороны сердца — показатели допустимые. Желтуха с 3х суток суток (Bi 229 ммоль/л). Энтеральное кормление с расширением объема со 2х суток. МУМТ на 3 сутки 1,8%.

На 7е сутки жизни ребенок переведен в отделение патологии новорожденных КДКБ с целью лечения пневмонии, желтухи, проведения курса восстановительного лечения, выхаживания. При поступлении заподозрено течение пневмонии. Состояние при поступлении средней степени тяжести за счет дыхательных нарушений (грудная клетка подвздута, втяжение межреберий, ослабление дыхания в заднее-нижних отделах), симптомов интоксикации, желтухи, неврологической симптоматики (мышечная гипотония, нестойкость рефлексов спинального автоматизма, симптомы периферической цервикальной недостаточности). Проведена рентгенография ОГК – выявлено течение пневмонии. Назначено: а/бактериальная терапия, лечение желтухи. Неврологом не исключался синдром Мебиуса, рекомендовано наблюдение в динамике. Ребенок отнесен к группе риска по реализации ВУИ. По данным обследования на ВУИ Ig M(-) Ig G(+) к ЦМВ, герпесу, хламидии 1:400, уреаплазме 1:80, осмотрена д/венерологом- рекомендовано обследование в динамике.

Обследование: Группа крови от 14.06.17- В(III) резус-фактор (положительный), Hr ( C)  (положительный),

Общий анализ крови от 13 .06.17 – лейкоциты 12.4 *109/л, эритроциты 5.26 *1012/л, гемоглобин  182 г/л, тромбоциты 274 * 109/л, с- 48 , л- 38 , м- 6 ,э- 8 ; СОЭ 1 мм/ч. Общий анализ крови от 27 .06.17 – лейкоциты 7 *109/л, эритроциты 4.5 *1012/л, гемоглобин 149 г/л, тромбоциты 324 * 109/л, с- 34 , л- 62 , м- 2 ,э- 0 ; СОЭ 1 мм/ч.

Биохимия крови от 14 .06.17 – билирубин общий 115 , прямой 9 ; сахар 3.7 мочевина 0.7 ; креатинин 40 ; кальций 2.9 ; АЛТ 29 ; АСТ 41 ; белок 61 ; калий4.85 ; натрий 140 ; Биохимия крови от 23 .06.17 – билирубин общий 27 , прямой 11 ; сахар 4.2 мочевина 1.4 ; креатинин 36 ; кальций ; АЛТ 28 ; АСТ 45 ; белок 54 ; калий 5.6 ; натрий 135 ;

Общий анализ мочи от 14 .06.17– светло-желтая, прозрачность полная, удельный вес 1007, рН 5., белок +,нитраты+ О т16.06 в норме Общий анализ мочи от 27 .06.17– светло-желтая, прозрачность полная, удельный вес 1009, рН 5., белок -,

Копрограмма от 14.06.17. – желто-зеленый, лейкоциты 1-0-1, детрит, микрофлора ++, слизь –Копрограмма от 28.06.17. – желто-зеленый, лейкоциты 1-0-1, детрит, микрофлора +, слизь —

Кишечная группа от 13 .06.17 – отр №960

Коагулограмма от 14 .06.17 в норме

Кал на УПМ от 13.06.17 Staphilococcus epidermidis 104 Streptococcus faecium105

М/флора зев от   13.06.17 Staphilococcus haemolyticus 105

Кровь на ВУИ от 23.06.16 Ig M(-) Ig G(+) к ЦМВ, герпесу, хламидии 1:400, уреаплазме 1:80 IgM(-) IgG(-)к хламидии, уреаплазме, микоплазме, токсоплазме. ИФА с титром а/тел в работе

ПЦР на хламодии, уреаплазму от 28.06 в работе

Читайте также:  Печеночная желтуха какой билирубин

Rгр ОГК от 14 .06.17(0,04 мзв) –Двустороняя очаговая пневмония

Rгр ОГК от 14 .06.17(0,04 мзв)Без инфильтративно-очаговых теней. Тимомегалия II ст.

УЗИ от 16 .06.17. Деформация желчного пузыря

УЗИ тимуса 27.06 Незначительное увеличение размеров вилочковой железы (0,32%)

НСГ от 16 .06.17. Структурных изменений не выявлено.

ЭхоКГ 22.06.17. ФОО с диаметром шунта 4,1 мм. АРХ

Экг от 15.06.17. Синусовый ритм. ЭКГ 20.06 на ритм Ритм синусовый.

Проведены консультации:

Окулист от 14.06.17.– Глазное дно в норме.

Кардиолог 2.05. Транзиторная дисфункция миокарда ФАП. ФОО. Аневризма МПП.

Невролог от 21 .06 – Перинатальное поражение ЦНС гипоксического генеза, острый период СДР. Синдром Мебиуса?

Хирург 14.06 Здорова.

Гинеколог 23.06 Вульвовагинит неуточненной этиологии.

Д/венеролог 14.06 Физиологический ксероз. От 28.06 Рекомендовано дообследование в плановом порядке.

Лор 22.06 Здорова.

Лечение:

1) Сультасин 147 мг х 3 раза в/м с 14.06-26.06

2) Вит В 6 5% 0,5 в/мс 17.06-27.06

3) Виферон 150т МЕ по 1 свече х 2 раза №5, затем 2ой курс с 28.06

4) Воротник Шанца№10

5) Обработка пупочной ранки

6) Обработка вульвы хлоргексидином№5

7) Креон ¼ кап х 3 раза с 27-29.06

8) Магнитотерапия на ШОП№5

На фоне проводимого лечения состояние девочки улучшилось, по пневмонии достигнуто выздоровление, со стороны неврологического статуса динамика положительная — улучшился мышечный тонус, рефлекторная деятельность, эмоциональный статус восстанавливается. Сосет хорошо, весовая динамика положительная. Гипербилирубинемия купирована, гемодинамика стабильная. Цель госпитализации достигнута.

Состояние при выписке удовлетворительное.

Вес к выписке: 3580 гр.

Рекомендации:

· Кормление смесью Нутрилон1. Общий объем кормления 90-95 мл 7-8 раз в сутки.

· Профилактические прививки по решению иммунологической комиссии.

· Наблюдение участкового педиатра по месту жительства

· Наблюдение в кабинете катамнеза.

· Общий уход, прогулки.

· Консультация невролога через 1 месяц в краевой детской поликлинике.

·  Контроль НСГ через 1 месяц.

· Осмотр генетика.

· Проведение аудиологического скрининга по месту жительства.

· Контроль ЭХОКГ, ЭКГ через 1 месяц по месту жительства.

· Осмотр кардиолога.

· УЗИ тимуса ч/з 1 мес.

· УЗИ абдоминальное ч/з 1 мес

· Наблюдение инфекциониста по месту жительства.

· Кал на УПМ через 1 месяц.

· Осмотр гинеколога.

· Контроль за весовой динамикой.

· Контроль крови на ВУИ через 2 недели ( узнать результат ч/з 5 дней)

· Контроль глазного дна через 1 месяц.

· Контроль общего анализа крови через 10 дней.

· Продолжить лечение:

                                 Пантогам (сироп) 10% по 0,5 мл 2 раза в день 1 месяц

Элькар 30% 100 мг/кг/с (0,35 мл х 3 раза в день) 4-6 недель

Виферон 150т МЕ по 1 свече х 2 раза 3 дня

Креон ¼ кап х 3 раза в день 5 дней

                                                                                    Леч. врач: Капаницкая Т.Ю.

                                                                                  Зав. отделением: Лескова С.В.

                                                                                 Зам главного врача:

Общий анализ крови от 28 .02.– лейкоциты 16,2 *109/л, эритроциты 4.5 *1012/л, гемоглобин 171 г/л, тромбоциты 195 * 109/л, э- , с- 32 , л- 63 , м- 5 , СОЭ 1 мм/ч.

Биохимия крови от 1.02.17 – билирубин общий 215 , прямой 4 ; сахар 4.5 ; мочевина ; креатинин ; кальций ; АЛТ 40 ; АСТ 32 ; белок ; альбумины ; калий ; натрий .

Кишечная группа от 28.02. – в работе

Общий анализ мочи от 28 . 02.17 – светло-желтая, прозрачность полная, удельный вес 1005, рН5.

Коагулограмма от 1 .03. сгусток.

Копрограмма от 28. 02.17 – желтый, неоформленный, лейкоциты 1-2-1, детрит, микрофлора ++, слизь ++.

Кал на УПМ от 1.02 в работе

М/флора зев от 1.02 в работе  

ЭКГ в работе

Проведены консультации:

Окулист от 1.03.– Вены расширены, полнокровные

Хирург от 1.03.16 Течение раневого процесса пупка. Физиологическая водянка оболочек яичек. ДТС?

Лечение:

9) Инфузионная терапия — 10% глюкоза №1. (мать от И.Т отказалась)

10) Сультасин 167мг х2 раза в/м с 28.02-2.03

11) Виферон 150 т МЕ по 1 свече х 2 раза день per rectumс 1.03

12) ФТ 2:2 с 28.03

13) Туалет пупочной ранки, слизистых.

Рекомендации:

· Кормление грудным молоком по требованию ребенка, докорм смесь Нутрилон1. Общий объем кормления 85-90 мл 7-8 раз в сутки.

· Продолжить лечение пневмонии, контроль Rгр ОГК.

· Профилактические прививки по решению иммунологической комиссии.

· Наблюдение участкового педиатра по месту жительства

· Наблюдение в кабинете катамнеза.

· Общий уход, прогулки.

· Осмотр иммунолога, УЗИ тимуса, иммунограмма.

· Консультация невролога в 1 месяц по месту жительства.

· Контроль НСГ в 1 месяц.

· Проведение аудиологического скрининга по месту жительства.

· Контроль ЭХОКГ, ЭКГ в 1 месяц по месту жительства.

· Осмотр кардиолога.

· Наблюдение хирурга

· Осмотр ортопеда, УЗИ тазобедренных суставов.

· Контроль за весовой динамикой.

· кровь на ВУИ.

· Контроль глазного дна через 1 месяц.

· Контроль общего анализа крови, б/химии крови через 7-10 дней.

· Продолжить лечение:

Элькар 30% 100 мг/кг/с (0,25 мл х 3 раза в день) 4-6 недель

 Виферон 150 т МЕ по 1 свече х 2 раза день per rectum до 5 дней

                                                                                    Леч. врач: Сызганцева Н.В.

                                                                                  Зав. отделением: Капаницкая

Дата добавления: 2018-10-18; просмотров: 2906 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2021 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Физиологическая желтуха новорожденных | Учебно-методическое пособие:

 «Физиологическая желтуха новорождённых. Причины. Лечение. Особенности желтухи у недоношенных детей».

Чехо О.И.

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

Читайте также:  Желтуха при воспалении легких

Цель составления методической разработки: 

  • Повышать качество и эффективность обучения студентов.
  • Оказать студентам методическую и практическую помощь в усвоении учебного материала.
  • Оказать методическую помощь преподавателям при подготовке к занятию.
  • Обмен опытом работы с другими преподавателями.

Метод обучения: Репродуктивный: инструктивно-репродуктивный

ЦЕЛИ:                                                                                

  • закрепить знания по АФО новорожденных  детей
  • научиться  планировать и осуществлять сестринский уход за новорожденным ребенком;
  • выполнять этапы сестринского ухода за новорожденным ребенком.
  • выявлять нарушенные потребности, в связи с транзиторным состоянием организовывать уход с учетом выявленных нарушений
  • вести медицинскую документацию

ЗНАТЬ:

  • особенности выполнение этапов сестринского ухода за новорожденными.
  • выявление нарушенных потребностей, организация ухода с учетом выявленных потребностей у новорожденных.
  • транзиторное состояние – определение;
  • организация медицинской помощи новорожденному в стационаре;
  • особенности наблюдения новорожденного в условиях поликлинического наблюдения

УМЕТЬ:

  • выявить признаки физиологической желтухи у новорожденного;
  • оценить состояние новорожденного;
  • выполнять этапы сестринского процесса при уходе за новорожденным, определять нарушенные потребности;
  • проводить и осуществлять  мониторинг наблюдения;
  • обучить родителей уходу за ребенком.
  • проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия,
  • использовать полученную информацию на последующих занятиях.
  • иметь практический опыт:
  • выявления нарушенных потребностей пациента;
  • оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
  • планирования и осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
  • проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией
  • ведения медицинской документации

Лекционный материал

Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления (адаптации) к родам, новым условиям жизни.

 Для этих состояний, в отличие от АФО новорожденного, характерно то, что они появляются в родах или после рождения и затем проходят.

Пограничными эти состояния называют не только потому, что они возникают на границе 2-х периодов жизни (внутриутробного и внеутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях (прежде всего в зависимости от гестационного возраста при рождении, особенностей течения внутриутробного периода и родового акта, условий внешней среды после рождения, ухода, вскармливания, наличия у ребенка заболеваний) могут принимать патологические черты.

Физиологическая желтуха новорождённых

Желтуха новорожденных появляется у ребенка на 3-4 день после рождения и проявляется в виде появления желтизны кожных покровов и слизистых оболочек. Желтуха новорожденных может быть двух видов –  патологическая желтуха и физиологическая.

Остановимся на физиологической желтухе.

Причины:

Физиологическая желтуха – это не болезнь, а естественное состояние, при котором происходит отложение билирубина в мягких тканях.

Во внутриутробном периоде ребёнку требуется кислород для работы организма, но лёгкие в этот момент не функционируют и кислород поступает через пуповину с кровью матери. Для усваивания этого кислорода у ребенка в крови вместе с эритроцитами циркулирует особый вид гемоглобина – фетальный. Но когда ребенок рождается и делает первый вдох, у него прекращается пульсация в пуповине и начинают работать легкие. Он начинает самостоятельно дышать. Получая кислород через легкие, у новорождённого начинает функционировать костный мозг и вырабатываться большое количество эритроцитов и соответственно гемоглобина. Теперь фетальный гемоглобин сменяется гемоглобином типа А.

При гемолизе эритроцитов прежний фетальный гемоглобин выходит и разрушается, образуя непрямой (свободный) билирубин. Его образуется большое количество, так как процесс разрушения идёт постоянно в нашем организме. Билирубин водонерастворим и не выводится из организма с мочой или калом. Но он жирорастворим и может откладываться в тканях богатых жиром. У новорожденных это — подкожно-жировая клетчатка, головной мозг. К тому же билирубин является ядовитым, поэтому должен быть детоксицирован. Превращением его в растворимую нетоксичную форму и выведением с желчью занимается печень. Но ферментная система печени ещё недостаточно развита, и это проявляется дефицитом фермента, разрушающего билирубин — УДФ-глюкуронилтрансферазы. В результате излишек билирубина откладывается в тканях, что и придает коже желтушный оттенок. Это происходит, когда общий билирубин возрастает до 340 мкмоль/л (20 мг%) и выше. Постепенно активность печеночных ферментов нормализуется, билирубин полностью разрушается и не накапливается в тканях. Желтуха проходит.

Читайте также:  Развитие ребенка после желтухи

Необходимо отметить, что сразу же после родов у ребенка не должно быть желтухи, в противном случае следует искать другие причины ее возникновения.

При четко выраженной желтой пигментации рекомендуется измерять содержание пигмента желчи (билирубина) в крови. Если оно поднимется до слишком высокого уровня, то у малыша могут появиться признаки усталости и вялости при питье. При снижении концентрации билирубина эти признаки сами собой исчезают.

При физиологической желтухе общее состояние детей, как правило, не страдает. Только если она сильно выражена, малыши становятся сонливыми, ленивы во время кормления, иногда у них бывает рвота. О тяжести желтухи судят не по внешним проявлениям, а по уровню прямого билирубина в крови. Он достигает максимума на 3-й день жизни ребенка. Детский организм «борется» с избытком билирубина, связывая его с белком крови альбумином, тем самым предотвращая его токсическое действие.

Но так бывает не всегда. При очень сильном повышении уровня билирубина альбумин не может блокировать его полностью, и тот проникает в нервную ткань. Это может оказать токсическое действие, в первую очередь на жизненно важные нервные центры, головной мозг. Такое состояние называют «ядерной желтухой» или «билирубиновой энцефалопатией».

Симптомы: выраженная сонливость, судороги, снижение сосательного рефлекса. Среди поздних проявлений — глухота, параличи, умственная отсталость.

При обнаружении желтухи у новорожденного в роддоме, маму с ребенком домой не отпускают, остается в роддоме до выздоровления, а если уровень билирубина в крови новорожденного выше допустимого он переводится в специализированное отделение. Если же желтуха у новорожденного появилась уже дома, требуется обязательное обследование и консультация педиатра.

Характеристика физиологической желтухи детей:

  • появляется на 2-3 день;
  • нарастает в течение первых 3-4 дней жизни;
  • интенсивность окрашивания оценивается как 1-2 степень по Крамеру (окрашены кожа лица и шеи — это 1 степень; окрашивание кожи до уровня пупка — 2 степень; окрашивание верхней(проксимальных) отделов рук и ног- 3 степень; полное окрашивание рук и ног, включая кисти и стопы — 4 степень);
  • начинает угасать с 7-10 дня, исчезает на 2-3 неделе жизни;
  • желтуха имеет оранжевый, апельсиновый оттенок;
  • общее состояние ребенка не нарушено;
  • размеры печени и селезенки соответствуют норме;
  • нет изменения окраски кала и мочи.

Лабораторные признаки желтухи новорожденного:

  • уровень билирубина у новорожденных в пуповинной крови (при рождении) менее 51 мкмольл;
  • концентрация гемоглобина нормальная;
  • почасовой прирост билирубина в первые сутки жизни 5,1 мкмольл;
  • максимальный уровень общего билирубина на 3-4 сутки в периферической или венозной крови менее 256 мкмольл у доношенных; и менее 171 мкмольл у недоношенных. В среднем уровень билирубина — 103-137 мкмольл;
  • уровень общего билирубина повышается за счет непрямой фракции;
  • нормальные значения эритроцитов и гематокрита.

Лечение:

У доношенных здоровых младенцев, при условии, что они хорошо прибавляют в весе и растут, физиологическая желтуха не требует какого-либо лечения и не грозит осложнениями.

Раньше в случае повышения уровня свободного билирубина использовали внутривенное вливание растворов глюкозы, аскорбиновую кислоту, фенобарбитал, желчегонные средства для ускорения его выведения. Сейчас все больше специалистов и клиник во всем мире отказываются от использования лекарств для лечения физиологической желтухи новорожденных. Более того, применение некоторых средств признано неэффективным. Сегодня самый действенный и проверенный метод снижения токсичности билирубина при физиологической желтухе — фототерапия (светолечение). Кожу малыша освещают специальной установкой (в среднем 96 часов на курс). Под воздействием света билирубин превращается в нетоксичные производные, основное из которых носит название «люмирубин». У него другой путь выведения, и через 12 часов он выходит из организма с калом и мочой. Как побочное явление при фототерапии возможно появление шелушения кожи и частого жидкого стула, а у некоторых детей наблюдается сонливость. После прекращения лечения все явления бесследно проходят. А после выписки из роддома стоит как можно чаще в течение дня подставлять малыша непрямым солнечным лучам. Лучшая профилактика и лечение физиологической желтухи — ранние и частые кормления. Поскольку у детей с повышенным уровнем билирубина бывает повышенная сонливость, их надо обязательно будить для кормления. Молозиво, или «раннее молоко» первых нескольких дней, действует как слабительное и помогает быстрее выйти меконию (первородному калу). Билирубин, который преобразуется в печени, также выводится вместе с ним. Если меконий не выходит быстро, билирубин из кишечника может повторно попасть в кровоток, тем самым усиливая уровень желтухи.

В большинстве родильных домов исходным показателем считается содержание билирубина в крови около 16 мг./% или несколько больше, а когда содержание снизится до 12-13 мг./%, дальнейшие лечение признается не нужным.

Особенности желтухи у недоношенных детей.

Дети, родившиеся до 35-ой недели беременности, считаются недоношенными. Если малыш по каким-то причинам рождается раньше срока, то ему будет сложнее адаптироваться к жизни внеутробно. Конечно же, многое зависит от того, насколько раньше малыш не доношен. Если роды произошли в 35–36 недель, то малыш уже достаточно созрел, а если в 28–30 недель, то для его выхаживания потребуется намного больше усилий.

Желтуха у недоношенных детей встречается чаще, чем у доношенных, она более выражена и сохраняется около месяца. Для лечения таких детей всегда используют фототерапию.

У таких новорожденных уровень билирубина в крови достигает своей наивысшей концентрации на 5–6 день после рождения. Протяженность заболевания может доходить до 4 недель.

Следует также отметить, что повышенная концентрация пигмента в крови никоим образом не зависит от массы тела недоношенного младенца. Имеет значение лишь степень зрелости плода.

Домашнее задание:

Учебник С.Р. Волков «Здоровый человек и его окружение» стр.10-106,   стр.110-146

Ответить на тесты стр.107-110, 277-286

Составить кроссворд из терминов по теме лекции №1 (пустой +ответы)

Источник