Сестринский процесс при скарлатине детей

Содержание статьи

Сестринский процесс при скарлатине.

Сестринский процесс при скарлатине детей

Сестринский процесс при скарлатине детей

Мы поможем в написании ваших работ!

Сестринский процесс при скарлатине детей

Мы поможем в написании ваших работ!

Сестринский процесс при скарлатине детей

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

  • нарушение питания;
  • нарушение сна;
  • боли при глотании;
  • снижение устойчивости к психическим и физическим нагрузкам;
  • длительная разлука со сверстниками;
  • неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;
  • снижение познавательной активности;
  • присоединение осложнений.

Возможные проблемы родителей:

  • дезадаптация семьи в связи с заболеванием ребенка;
  • страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания;
  • дефицит знаний о заболевании и уходе;
  • психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка.

Сестринское вмешательство.

Информировать пациента и его родителей о возможных причинах развития скарлатины, клинических проявлениях, возможных осложнениях.

Организовать изоляцию пациента на 22 дня, при этом необходимо создать условия, исключающие возможность заражения других членов семьи, что достигается помещением больного ребенка в отдельную комнату, выполнением санитарно-гигиенических мероприятий при уходе. Ежедневно проводить текущую дезинфекцию (выделить ребенку отдельную посуду, кипятить ее после использования, убрать на время болезни ковры, мягкие игрушки, оставить только те, которые легко моются, проводить 2 раза в день влажную уборку с дезинфектантами, регулярно проветривать помещение).

Обеспечить пациенту постельный режим, расширять его необходимо постепенно под контролем жизненных функций и лабораторных показателей. Осуществлять динамический мониторинг за жизненно важными функциями (температурой, пульсом, АД, состоянием кожи, слизистых, характером физиологических отправлений).

Помочь родителям выявлять проблемы ребенка и научить их удовлетворять его жизненные потребности.

Проконсультировать родителей по вопросам организации питания ребенка на время болезни. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, исключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 литров, предпочтительно в виде витаминизированных напитков – чая с лимоном, разбавленных некислых соков, отвара шиповника. Способ приготовления: 3 столовых ложки ягод шиповника залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день.

Контролировать проведение медикаментозной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения возможных осложнений). После курса антибактериальной терапии включить в диету молочнокислые биопродукты: биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева: шалфей – 1 ст. ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки; тысячелистник – 2 ст. ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 60 минут, процедить, полоскать до 4-х раз в сутки; календула – 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6-ти раз в сутки.

Заранее готовить ребенка к лабораторно – инструментальным методам исследования (клиническому анализу крови, общему анализу мочи, ЭКГ) с помощью терапевтической игры.

Оказывать психологическую поддержку пациенту и его семье. Обеспечить ребенку на время болезни интересный досуг. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.

Посоветовать родителям, после выздоровления проводить ребенку неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, своевременную санацию полости рта, физиотерапию, курсы иммуностимулирующих средств и витаминотерапии).

Порекомендовать родителям, в периоде реконвалесценции продолжить наблюдение за ребенком – врачом педиатром и другими специалистами по показаниям в течение 1 месяца.

Источник

Домашнее задание. Тема: «Сестринский процесс при скарлатине у детей»

Тема: «Сестринский процесс при скарлатине у детей».

1.Прочитать: конспект лекции.

2.Прочитать: учебник О. К. Лютиковой «Сестринское дело в

педиатрии», стр.284-291.

3.Выписать ключевые слова.

4. Составить кроссворд,ситуационную задачу, памятку маме

по уходу за ребенком по теме: «Скарлатина».

Список литературы для преподавателя:

1.О. К. Лютикова «Сестринское дело в педиатрии». «АНМИ» Москва 2005г.

2.Н.В.Ежова, Е. М.Русакова, Г.И.Кащеева «Педиатрия». Издательство «Оникс» 2008г. Москва.

3. Практикум по педиатрии Н.В.Ежова, Г.И.Ежов. Издательство «Оникс» Москва 2008г.

4.»Сестринское дело в педиатрии» — практикум. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону 2002.

5.Г.В.Егинбарьянц практикум «Педиатрия с детскими инфекциями» Ростов-на-Дону г Феникс 2004г.

Список литературы для студентов:

1.О.К.Лютикова «Сестринское дело в педиатрии» Москва «АНМИ»2005г.

2. Сестринское дело в педиатрии – практикум. Издательство «Феникс» — Ростов-на-Дону 2002г.

3. Педиатрия — практикум Н.В.Ежова, Г.И.Ежов. Издательство «Оникс» — Москва 2008г.

Приложения

Читайте также:  Стрептококки могут вызывать скарлатину

Скарлатина (Scarlatina) — острое инфекционное заболевание, вызываемое стрептококком группы А, характеризующееся:
Ангиной
лихорадкой,
синдромом интоксикации,
острым тонзиллитом с регионарным лимфаденитом,
мелкоточечной сыпью.
шелушением
И развитием инфекционно-аллергических осложнений.
склонностью к осложнениям септического и аллергического характера.

Возбудителем скарлатины является стрептококк группы А, способный продуцировать эритрогенный экзотоксин. Скарлатина возникает только в случае, когда инфицирование происходит высокотоксигенными штаммами С Г А при отсутствии у ребенка антитоксического и антимикробного иммунитета.

Механизм передачи: капельный. Основной путь передачи — воздушно-капельный.
Возможен контактно-бытовой путь заражения через предметы и вещи, бывшие в употреблении больного, в виду устойчивости возбудителя во внешней среде
Интенсивность распространения возбудителя резко возрастает при кашле, чихании, что объясняет появление очагов скарлатины в детских учреждениях.

Источником инфекции являются больные скарлатиной и другими формами стрептококковой инфекции, а также носители СГА.
Больной становится опасным с начала заболевания, длительность заразного периода варьирует от нескольких дней до недель (и даже месяцев) .

Входными воротами являются слизистые оболочки небных миндалин, иногда — поврежденная кожа (раневая или ожоговая поверхность)

Период высыпания.
развивается в ранние сроки, как правило, в первые 2 дня заболевания. По морфологии сыпь мелкоточечная, размером 1-2 мм, близко расположенные друг к другу. Локализуется преимущественно на сгибательных поверхностях конечностей, передней и боковых поверхностях шеи, боковых частях груди, на животе, поясничной области, внутренних и задних поверхностях бедер и голеней, в местах естественных сгибов — подмышечных, локтевых, паховых, подколенных

Синдром острого тонзиллита характеризуется болями в горле (особенно при глотании), отграниченной гиперемией слизистой оболочки зева и небных миндалин, иногда мелкоточечной энантемой на мягком небе, реакцией тонзиллярных лимфатических узлов (увеличение, умеренное уплотнение). Тонзиллит чаще носит катаральный характер, но может быть лакунарным или фолликулярным.

Клинические проявления скарлатины.

Начальный период. Скарлатина начинается, как правило, остро. Характерны интоксикация, лихорадка, острый тонзиллит с регионарным лимфаденитом.
Синдром интоксикации проявляется нарушением общего состояния, головной болью, нередко тошнотой и рвотой, тахикардией. Температура тела повышается до 38° С и выше.

Сестринский процесс при скарлатине детей

Типичными для скарлатины являются изменения языка. В 1-й день болезни он обложен беловатым налетом, со 2-го по 4-5-й день постепенно очищается и приобретает вид яркого, с выступающими грибовидными сосочками на очистившейся поверхности («малиновый язык»).

I zUvOT8nMS7dVCg1x07VQUiguScxLSczJz0u1VapMLVayt+PlAgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAh AND6A+jEAAAA2wAAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxEj91qAjEUhO8LvkM4gnc1q/hTtkZRQVCQ 0mqht4fNcXd1c7ImcV3f3hQKvRxm5htmtmhNJRpyvrSsYNBPQBBnVpecK/g+bl7fQPiArLGyTAoe 5GEx77zMMNX2zl/UHEIuIoR9igqKEOpUSp8VZND3bU0cvZN1BkOULpfa4T3CTSWHSTKRBkuOCwXW tC4ouxxuRsH5Y5evPnUjx+ef+jRxS381vFeq122X7yACteE//NfeagWjKfx+iT9Azp8AAAD//wMA UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAASrOV4AAQAA5gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5 cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEACMMYpNQAAACTAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAxAQAAX3Jl bHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJz L3BpY3R1cmV4bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAND6A+jEAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAA nwIAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPcAAACQAwAAAAA= «>

В этом периоде скарлатины отмечается характерный вид лица больного: на фоне яркого румянца щек и вишневой или малиновой окраски губ выделяется бледный носогубный треугольник (симптом Филатова).

Период реконвалесценции начинается со 2-й нед. заболевания и продолжается 10-14 дней. Он характеризуется наличием у некоторых больных шелушения кожи. Типичным для скарлатины является крупно-пластинчатое шелушение, особенно на пальцах рук и ног.
В периоде реконвалесценции сохраняется повышенная чувствительность к стрептококковой суперинфекции и связанная с ней опасность развития

Бактериальные:
Отиты
Синуситы
Лимфадениты
Аллергические:
Ревматизм
Гломерулонефрит
 

Лабораторная диагностика.
бактериологический метод, позволяющий обнаружить СГА в материале из любого очага поражения (слизь из зева и носа, отделяемое раны и др.)
Гематологический метод (наличие в остром периоде болезни в крови лейкоцитоза, нейтрофилеза, повышенной СОЭ) помогает в установлении диагноза.
Существенную помощь в проведении дифференциальной диагностики оказывают лабораторные методы (микробиологический, вирусологический, серологический, гематологический и др.).

4 /SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAEQBAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBj In1tPgQAALERAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAEMCAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAA IQAC0Tl41wAAAK0CAAAZAAAAAAAAAAAAAAAAAK0GAABkcnMvX3JlbHMvZTJvRG9jLnhtbC5yZWxz UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADyHul/hAAAACgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAuwcAAGRycy9kb3ducmV2 LnhtbFBLAQItAAoAAAAAAAAAIQCDXroub5MAAG+TAAAUAAAAAAAAAAAAAAAAAMkIAABkcnMvbWVk aWEvaW1hZ2U0LmpwZ1BLAQItAAoAAAAAAAAAIQDWK8ji3M8FANzPBQAUAAAAAAAAAAAAAAAAAGqc AABkcnMvbWVkaWEvaW1hZ2UyLnBuZ1BLAQItAAoAAAAAAAAAIQCZtSug1LkAANS5AAAUAAAAAAAA AAAAAAAAAHhsBgBkcnMvbWVkaWEvaW1hZ2UxLmpwZ1BLAQItAAoAAAAAAAAAIQCjet+pOuMAADrj AAAUAAAAAAAAAAAAAAAAAH4mBwBkcnMvbWVkaWEvaW1hZ2UzLnBuZ1BLBQYAAAAACQAJAEICAADq CQgAAAA= «>

Постельный режим в течении 5-6 дней.
Антибактериальная терапия (амоксиклав, феноксиметилпенициллин, оспен, орациллин) в течении 10-14 дней.
Гипосенсибилизирующая терапия (тавегил, супрастин, цитрин)
Витаминотерапия (аскорутан)
Полоскание зева слабыми растворами антисептиков (настой ромашки, эвкалипта)

I zUvOT8nMS7dVCg1x07VQUiguScxLSczJz0u1VapMLVayt+PlAgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAh AOHbimm/AAAA2wAAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxET8uKwjAU3QvzD+EOuNNUF1o6RhFhYEBc jA/c3mmuTbW5KUms9e8nC8Hl4bwXq942oiMfascKJuMMBHHpdM2VguPhe5SDCBFZY+OYFDwpwGr5 MVhgod2Df6nbx0qkEA4FKjAxtoWUoTRkMYxdS5y4i/MWY4K+ktrjI4XbRk6zbCYt1pwaDLa0MVTe 9nerID8ffetOu79JyLtAu+t8baZbpYaf/foLRKQ+vsUv949WMEtj05f0A+TyHwAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQAEqzleAAEAAOYBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAAjDGKTUAAAAkwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAAMQEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABIAAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9waWN0 dXJleG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDh24ppvwAAANsAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJ8CAABk cnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD3AAAAiwMAAAAA «> I zUvOT8nMS7dVCg1x07VQUiguScxLSczJz0u1VapMLVayt+PlAgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAh AGAJy/3FAAAA2wAAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxEj0FrwkAUhO+C/2F5Qm91Y6BSU1cpaou3 YpRCb6/ZZ7I2+zZktzh213cFweMwM98w82Vva9FR641jBZNxAoK4cNpwqeCwf3t8BuEDssbaMSn4 Iw/LxXAwx0y7M++oy0MpIoR9hgqqEJpMSl9UZNGPXUMcvaNrLYYo21LqFs8RbmuZJslUWjQcFyps aFVR8ZP/WgWn/vKRdt+XTZ6m6/fuc2vk15NR6mHUv76ACNSHe/jW3moF0xlcv8QfIBf/AAAA//8D AFBLAQItABQABgAIAAAAIQAEqzleAAEAAOYBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9U eXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAAjDGKTUAAAAkwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAAMQEAAF9y ZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABIAAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRy cy9waWN0dXJleG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBgCcv9xQAAANsAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAA AJ8CAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD3AAAAkQMAAAAA «> I zUvOT8nMS7dVCg1x07VQUiguScxLSczJz0u1VapMLVayt+PlAgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAh AHWszOzCAAAA2wAAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxET8tqAjEU3Qv9h3AL3YhmWmiVcaKUouDO R63g7jq5Mxk6uRmSqNO/N4uCy8N5F4vetuJKPjSOFbyOMxDEpdMN1woO36vRFESIyBpbx6TgjwIs 5k+DAnPtbryj6z7WIoVwyFGBibHLpQylIYth7DrixFXOW4wJ+lpqj7cUblv5lmUf0mLDqcFgR1+G yt/9xSoYGj9p5WF3/mn08vh+OVW92W6UennuP2cgIvXxIf53r7WCSVqfvqQfIOd3AAAA//8DAFBL AQItABQABgAIAAAAIQAEqzleAAEAAOYBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBl c10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAAjDGKTUAAAAkwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAAMQEAAF9yZWxz Ly5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABIAAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9w aWN0dXJleG1sLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQB1rMzswgAAANsAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJ8C AABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD3AAAAjgMAAAAA «>

Проблемы детей болеющих скарлатиной и их родителей.

Лихорадка
Боль в горле, боль в мышцах, суставах
Нарушение питания
Нарушение сна
Снижение двигательной активности
Риск развития осложнений
 

Дефицит знаний о заболевании и уходе
Страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания
Психоэмоциональное напряжение, неадекватная оценка состояния ребенка

Сестринские вмешательства.

Восполнить дефицит знаний родителей о заболевании, возможных осложнениях.
Обеспечить изоляцию больного на 22 дня.
Обеспечить пациенту постельный режим.
Своевременно выполнять назначения врача.
Ежедневно проводить текущую дезинфекцию.
Осуществлять мониторинг за жизненно-важными функциями (температурой, Ps, АД, диурезом, состояние кожных покровов и слизистых оболочек)
Оказывать психологическую поддержку ребенку.(уделять внимание, играть в спокойные игры)

I zUvOT8nMS7dVCg1x07VQUiguScxLSczJz0u1VapMLVayt+PlAgAAAP//AwBQSwMEFAAGAAgAAAAh AGsRQc3AAAAA2wAAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxET8uKwjAU3Q/4D+EK7sZUwUGqUVRQZzYy vsDltbm21eYmNBmtf28WAy4P5z2eNqYSd6p9aVlBr5uAIM6sLjlXcNgvP4cgfEDWWFkmBU/yMJ20 PsaYavvgLd13IRcxhH2KCooQXCqlzwoy6LvWEUfuYmuDIcI6l7rGRww3lewnyZc0WHJsKNDRoqDs tvszCn7w1D+6DT/XA3c9W8cr8ztfKdVpN7MRiEBNeIv/3d9awTCuj1/iD5CTFwAAAP//AwBQSwEC LQAUAAYACAAAACEABKs5XgABAADmAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNd LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQAIwxik1AAAAJMBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAADEBAABfcmVscy8u cmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAASAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMvcGlj dHVyZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAaxFBzcAAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACfAgAA ZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9wAAAIwDAAAAAA== «>

Специфическая профилактика отсутствует.
Неспецифическая профилактика
Закаливание
Соблюдение санитарно-гигиенического режима в детских учреждениях
Витаминизация пищи
Раннее выявление и изоляция больных ангиной.

Источник

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ СКАРЛАТИНЕ

Сестринский процесс при скарлатине детей

Сестринский процесс при скарлатине детей

Мы поможем в написании ваших работ!

Сестринский процесс при скарлатине детей

Мы поможем в написании ваших работ!

Сестринский процесс при скарлатине детей

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Скарлатина – острое инфекционное заболевание с аэрозольным механизмом передачи, характеризующееся общими симптомами интоксикации, ангиной и мелкоточечной сыпью на коже.

Название «скарлатина» произошло от слов — scarletfever, что означает пурпурная лихорадка, отражая один из основных симптомов заболевания. Скарлатина впервые была описана в 1675 году английским врачом Sidengam. Большой вклад в ее изучение внесли русские ученые: Г.Н. Габричевский (автор стрептококковой теории происхождения скарлатины), И.Г. Савченко (выделил токсин скарлатинозного стрептококка), Н.В. Филатов и А.А. Колтыпин (описали патогенез и клинические проявления скарлатины.

Этиология.

Возбудитель скарлатины β-гемолитический стрептококк группы А, образующий специфический токсин. Возбудитель скарлатины может длительно сохраняться вне организма на предметах, окружающих больного (на игрушках, постельных принадлежностях, коврах и др.). Заразительны все выделения больного (мокрота, слюна, моча, чешуйки эпителия во время шелушения кожи, слизь из носа и зева). При температуре 56-600С стрептококки инактивируются в течение 30 минут, очень чувствительны к воздействию дезинфектантов.

Читайте также:  Как понять была ли скарлатина

Эпидемиология.

Скарлатина относится к антропонозным заболеваниям. Наиболее высокие показатели заболеваемости регистрируются в странах с умеренным и холодным климатом. В России показатели заболеваемости скарлатиной стабильны и составляют в среднем 200-250 на 100.000 населения.

Источник инфекции.

Больной с явной или скрытой формой скарлатины.

Больные другой формы стрептококковой инфекции (стрептодермия, панариций, тонзиллит и др.).

Больной заразен в течение всего периода болезни, особенно в последние дни инкубационного периода. Наиболее опасными источниками инфекции являются больные со стертыми формами заболевания и здоровые носители гемолитического стрептококка.

Механизм передачи скарлатины:

Аэрозольный.

Пути передачи инфекции:

· воздушно-капельный путь (стрептококк распространяется на относительно небольшие расстояния, в пределах одной комнаты);

· воздушно-пылевой путь (инфицирование может происходит через предметы общего пользования: игрушки, книги, полотенца, посуду и пр., поскольку стрептококки длительно сохраняются в высушенном состоянии);

· пищевой путь (связан чаще с инфицированием молока, молочных продуктов взрослыми, носителями стрептококковой инфекцией).

Восприимчивость к скарлатине неодинаково в разных возрастных группах. Наибольшая заболеваемость регистрируется у детей в возрасте 6-7 лет. Дети до года почти не болеют скарлатиной, что объясняется их изолированностью и иммунитетом, полученным от матери во время внутриутробного периода и через грудное молоко. У детей младшего возраста, подростков, взрослых заболеваемость невысока.

Индекс контагиозности при скарлатине равен 0,4.

Особенность современной скарлатины заключается в том, что у детей и взрослых часто возникают повторные заболевания из-за недостаточной напряженности иммунитета, сформировавшегося при применении антибактериальной терапии.

Эпидемический процесс скарлатины характеризуется периодичностью эпидемических вспышек с интервалом в 2-3 года и сезонностью – в осенне-зимний период.

Входные ворота инфекции:

· слизистая оболочка ротоглотки;

· поврежденная кожа или слизистые оболочки половых органов (редко).

Механизм развития скарлатины.

Развитие заболевания обусловлено септическим, токсическим и аллергическим воздействием возбудителя на организм. Септическое воздействие проявляется воспалительными и некротическими изменениями в области входных ворот инфекции (ангина), затем по кровеносным и лимфатическим сосудам возбудитель проникает врегионарные лимфатические лимфоузлы, вызывая их воспаление (лимфаденит). В процессе роста и размножения возбудителя образуются токсины и аллергены, которые всасываются в кровь. Токсическое воздействие связано с эритрогенным токсином стрептококка, который, проникает в кровь и вызывает симптомы интоксикации. Кроме того, стрептококк избирательно действует на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, нередко вызывая в остром периоде тяжелые нервные расстройства, а на второй неделе – поражение сердца и почек. В ответ на проникновение токсина в кровь в организме начинают вырабатываться антитоксические антитела, постепенно происходит ликвидация скарлатинозного токсикоза. Аллергическое воздействие оказывают продукты микробного распада и тканевых разрушений.

Инкубационный (скрытый) период длится в среднем 4-7 дней.

Источник

Сестринская помощь при скарлатине и коклюше

1.

Сестринская помощь при
скарлатине и коклюше
Саратовский медицинский колледж
СГМУ им.В.И.Разумовского 2014 год
Земляниченко Е.П.

2.

Скарлатина
Возбудитель –
гемолитический
стрептококк
группы А
Устойчив во
внешней среде
Выделяет
экзотоксин,
вызывающий
аллергическую
настроенность
организма
Скарлатина — острое инфекционное
заболевание, характеризующееся
симптомами интоксикации, ангиной и
высыпаниями на коже

3. Скарлатина

• Эпидемиология:
Источник инфекции – больной или бактерионоситель
Механизм передачи – воздушно-капельный и
контактно-бытовой (игрушки, через «третьих лиц»),
пищевой
Входные ворота – миндалины (97%), поврежденная кожа
(1,5%)-экстрабукальная форма( чаще при ожогах)
Чаще болеют дети 2-7 лет
Характерна осенне-зимняя сезонность
Индекс контагиозности – 40%
Иммунитет стойкий, но возможны повторные случаи
• Инкубационный период 2- 7 дней

4. Клинические признаки скарлатины

Внезапное начало
Выраженная
интоксикация
(температура 3840°С, рвота, головная
боль, общая
слабость
Боль в горле, ангина,
«пылающий зев» с 1
дня заболевания
«Малиновый язык»
Сыпь на коже

5. Клинические признаки скарлатины

Ангина (фолликулярная,
лакунарная)
Гнойный налёт в лакунах
миндалин
«Пылающий зев»- яркая
отграниченная гиперемия
миндалин, язычка, дужек.
Налета на миндалинах нет

6. Клинические признаки скарлатины

Специфические изменения
языка -белый налёт на языке
Очищается с краев и кончика
и на 2-3 день становится
«малиновым»
«Малиновый язык» — ярко
розовый с
гипертрофированными
сосочками

7. Клинические признаки скарлатины

Мелкоточечная сыпь на
гиперемированном фоне
кожи (с конца 1 дня болезни)

8. Особенности сыпи при скарлатине

Более насыщена
на боковой
поверхности
туловища, внизу
живота, на
сгибательной
поверхности, в
местах
естественных
складок

9. Характерен белый дермографизм в первую неделю заболевания

Особенности сыпи при скарлатине
Характерен белый дермографизм в
первую неделю заболевания

10. Особенности сыпи при скарлатине

Отсутствует на
лице в области
носогубного
треугольника
(бледный
носогубный
треугольник
Филатова)

11. Особенности сыпи при скарлатине

Сыпь исчезает
через 3-7 дней
Появляется
отрубевидное
шелушение на
туловище
Пластинчатое
шелушение
ладоней и подошв

12. Мелкоточечная сыпь на ладонях и пластинчатое шелушение кожи ладоней – специфический симптом скарлатины

13. Настоящие проблемы при скарлатине: 1.Гипертермия, головная боль, рвота – из-за интоксикации; 2.Боль в горле – из-за ангины; 3.Дефект кожи – ме

Настоящие проблемы при
скарлатине:
1.Гипертермия, головная боль,
рвота – из-за интоксикации;
2.Боль в горле – из-за ангины;
3.Дефект кожи –
мелкоточечная сыпь;
4.Дискомфорт из-за сухости,
шелушения кожи.
Потенциальные проблемы
при скарлатине:
Риск развития осложнений

Читайте также:  Санпин по скарлатине в школе

14. Осложнения скарлатины

Ранние (на 1 неделе) за
счёт бактериального
фактора
Отит
Синусит
Гнойный лимфаденит
Поздние (на 2-3 неделе) за
счёт аллергического
фактора
Миокардит
Нефрит
Ревматизм

15. Уход и лечение скарлатины

• Постельный режим до нормализации
температуры, затем до 10 дня
полупостельный
• Диета (соблюдать в течение 3 недель):
механически, термически щадящая, богата
калием, с ограничением соли, с исключением
облигатных аллергенов
• Масочный режим при контакте с больным
• Влажные уборки, проветривание 2 раза в
день
• Организовать хлорный режим

16. Уход и лечение скарлатины

• Следить за гигиеной полости рта: полоскать
содовым раствором, настоем ромашки,
календулы
• Антибиотики на 7 дней (пенициллинового ряда
или сумамед, супракс, цефалексин)
• Антигистаминные средства (супрастин и др.)
• Жаропонижающие (парацетомол)
• Орошать горло диоксидином, гексоралом
• Контроль за диурезом, пульсом, АД
• Дать информацию родителям и направления
на ОАК,ОАМ (10 и 20 день болезни),ЭКГ
• Бактериологическое обследование — взять мазок
с миндалин на стрептококк

17. Работа в очаге скарлатины

Мероприятия с больным
1. Госпитализация не обязательна
2. Подать КЭС (сообщить в ЦГСЭН о
заболевании)
3. Изолировать больного на 10 дней
(детям до 8 лет + 12 дней
«домашнего карантина»)
4. Текущую дезинфекцию проводят
систематически (посуда, игрушки,
предметы личной гигиены),
организуют масочный, хлорный
режим при уходе за больным,
кварц
5. Заключительная дезинфекция в
очагах не проводится
(Санитарно-эпидемиологические
правила СП 3.1.2.1203-03
«Профилактика
стрептококковой инфекции»)
С контактными
1. Выявить всех контактных
2. Установить карантин на 7 дней
(только в ДДУ) с момента
изоляции последнего больного
3. Установить наблюдение
(термометрия, осмотр зева,
кожи). Дети, переболевшие ОРЗ,
осматриваются до 15 дня от
начала болезни на наличие
кожного пластинчатого
шелушения ладоней
4. Контактные в семье, не болевшие
скарлатиной, не допускаются в
ДДУ и 1-2 класс школы в течение 7
дней (при госпитализации
больного) или 17 дней (если
больной лечится дома)

18.

Коклюш
Возбудитель –
палочка БордеЖангу
Неустойчива во
внешней среде
Выделяет
экзотоксин,
вызывающий
раздражение
рецепторов
дыхательных
путей
Коклюш- острое инфекционное
заболевание с цикличным течением,
характеризующееся длительно
сохраняющимся приступообразным кашлем.

19. Коклюш

• Эпидемиология:
Коклюш
Источник инфекции – больной до 25-30 дней от начала
болезни
Механизм передачи – воздушно-капельный. Контакт
должен быть тесный и продолжительный
Входные ворота – верхние дыхательные пути
Чаще болеют дети с 1 месяца до 6 лет, болеют и
новорожденные
Характерна осенне-зимняя сезонность (пик декабрь)
Индекс контагиозности – до 70%
Иммунитет стойкий, пожизненный
Летальность – 0,1- 0,9%
• Инкубационный период 3 — 15 дней

20. Клинические признаки коклюша

Катаральный период- 1-2
недели:
Сухой кашель ночью,
перед сном
Температура
нормальная или
субфебрильная
Поведение,
самочувствие, аппетит
не нарушены
Кашель не поддаётся
терапии и усиливается

21. Клинические признаки коклюша

Судорожный период- 2-8
недель и более:
Кашель становится
приступообразным
Отмечаются репризы –
свистящие судорожные
вдохи
Заканчивается приступ
отхождением вязкой
мокроты, слизи или
рвотой
У детей до года – часто
остановка дыхания апноэ

22. Вид больного коклюшем во время приступа кашля

23. Клинические признаки коклюша

Характерен внешний
вид во время приступа
– лицо краснеет,
затем синеет, вены
набухают, из глаз
текут слезы
Язык высунут изо рта
до предела
Язвочка
на уздечке
языка

24. Настоящие проблемы при коклюше:

Нарушение дыхания –
приступообразный кашель из-за
раздражения кашлевого центра
Рвота – из-за сильного кашля
Неэффективное отхождение
мокроты
Остановка дыхания из-за апноэ
Потенциальные проблемы
при коклюше:
Риск развития осложнений

25. Осложнения коклюша

1 группа – связаны с
действием токсина или
самой коклюшной палочки
Эмфизема легких
Ателектазы
Энцефалопатия
Появление пупочной и
паховой грыжи
Кровоизлияния в
конъюнктиву, в головной мозг
Выпадение прямой кишки
2 группа – присоединение
вторичной инфекции
Бронхит
Пневмония

26. Лечение и уход при коклюше

• Режим общий, прогулки на свежем воздухе, изголовье
возвышенное
• Питание по возрасту, исключить продукты (семечки,
орешки), т.к. при кашле возможна их аспирация
• Докармливать после рвоты
• Организовать досуг и охранительный режим, не
оставлять ребёнка одного (возможно апное)
• Во время приступа усадить или взять на руки, после
удалить изо рта салфеткой вязкую мокроту
• Масочный режим при контакте с больным
• Влажные уборки, проветривание 2 раза в день,
увлажнить воздух, температура до +22
• Антибиотики (рулид, ампиокс и др.), отхаркивающие
средства и противокашлевые (либексин, тусупрекс)
• Дать увлажненный кислород

27. Работа в очаге коклюша

Мероприятия с больным
1. Госпитализации подлежат
дети с тяжелыми формами,
дети до 2 лет, не привитые
от коклюша, из закрытых
очагов
2. Подать КЭС (сообщить в
ЦГСЭН о заболевании)
3. Изолировать больного на 30
дней от начала заболевания
4. Организовать масочный
режим, регулярное
проветривание, влажную
уборку, кварцевание
5. Заключительная дезинфекция
не проводится
С контактными
1. Выявить всех кашляющих
контактных до14 лет,
отстранить от посещения
детского коллектива до
получения 2-х отрицательных
результатов
бак.обследования на коклюш
2. Установить наблюдение на 14
дней (только в ДДУ, школахинтернатах, домах ребёнка)
3. Выяснить прививочный
анамнез: непривитым до 1
года и старше, ослабленным
детям – целесообразно
вводить противококлюшный
иммуноглобулин

28. Специфическая профилактика коклюша

• Вакцинация проводится
трехкратно с интервалом
45 дней АКДС – вакциной
V₁ — 3 мес.,
V₂ — 4,5 мес.,
V₃ — 6 мес.,
• Ревакцинация
R – 18 мес.
АКДС- вакцину, «Инфанрикс»
вводить только
внутримышечно!!!

Источник