Сестринский процесс при оспе
Сестринский процесс при ветряной оспе
Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
• нарушение сна из-за зуда кожи;
• снижение двигательной активности;
• психоэмоциональная неустойчивость;
• беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы;
• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, дефицит самоухода;
• дефицит общения со сверстниками;
• присоединение осложнений.
Возможные проблемы родителей:
• дефицит знаний о заболевании и уходе;
• неадекватная оценка состояния ребенка;
• угроза инфицирования членов семьи.
Сестринское вмешательство
1. Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.
2. Организовать изоляцию пациента на 10 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Постоянно проветривать помещение, где находится пациент.
3. Научить родителей уходу за кожей и слизистыми оболочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоединения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-37,5°С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туалет наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шалфея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательного белья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки.
4. Посоветовать родителям, кормить ребенка жидкой и полужидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и химически щадящей, обогащенной витаминами. Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов).
5. Объяснить необходимостьпсихологической поддержки ребенка во время болезни членами семьи, организовать ему интересный досуг.
6. После выздоровления рекомендовать проводить неспецифическую профилактику инфекционных заболеваний (полноценное витаминизированное питание, закаливание, курсы поливитаминов, иммунокоррегирующих средств и др.).
7. В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюдение за ребенкомврачом — педиатром в течение 1 месяца.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Дайте определение ветряной оспе.
2. Какими свойствами обладает возбудитель?
3. Какие существуют источники инфекции?
4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?
5. Каков механизм развития ветряной оспы?
6. Каковы основные клинические проявления ветряной оспы?
7. Какие принципы лечения ветряной оспы?
8. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся при ветряной оспе?
9. Какие осложнения могут развиться при ветряной оспе?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Ветряная оспа
Ветряная оспа — острое инфекционное заболевание вирусной этиологии с аэрозольным механизмом передачи, характеризующееся умеренной лихорадкой, своеобразной везикуло-папулезной сыпью на коже и слизистых оболочках.
Ветряная оспа известна человечеству издавна, однако, долгие годы, вплоть до середины XIX века ее считали легким вариантом натуральной оспы. Только в конце прошлого века она была выделена в самостоятельную нозологическую форму. Большой вклад в изучение ветряной оспы внес отечественный ученый Н.Ф. Филатов.
Этиология.
Возбудителем болезни является фильтрующийся вирус, содержащий ДНК. Основными свойствами вируса является его летучесть и неустойчивость во внешней среде. Вирус чувствителен к воздействию физических и химических факторов, он быстро погибает под воздействием солнечного света, ультрафиолетового облучения, при нагревании, устойчив к действию антибиотиков.
В последнее время получены данные о тождестве возбудителя ветряной оспы и опоясывающего лишая (herpes zoster). Также имеются и эпидемиологические наблюдения, указывающие на родство этих заболеваний. Принято считать, что ветряная оспа — это проявление первичной инфекции в восприимчивом к вирусу организме, тогда как опоясывающий герпес представляет собой реактивацию патогенной инфекции в иммунизированном организме.
Ветряная оспа относится к числу наиболее распространенных заболеваний в детском возрасте. Практически все население переболевает ветряной оспой к возрасту 10-14 лет.
Восприимчивость.
Восприимчивость человека к ветряной оспе исключительно высока. Индекс контагиозности равен 100%. Таким образом, ветряная оспа является одной из самых распространенных детских инфекций. Занесенная в детский коллектив, где находится много детей раннего возраста, она вызывает большие вспышки заболеваемости, почти такие же, как корь. Наибольшая заболеваемость регистрируется у детей первых четырех лет жизни, реже у детей старше 9-12 лет и очень редко у детей первого полугодия.
Для эпидемических вспышек ветряной оспы характерны сезонность (осенне-зимние месяцы).
Иммунитет после перенесенного заболевания стойкий и сохраняется на всю жизнь.
Источник заболевания.
Единственным источником заболевания является человек.
Вирус содержится в слизи ротоглотки, в крови больного и содержимом пузырьков.
Заразительный период длится с конца инкубационного периода до 4-го дня после последнего высыпания.
Механизм передачи.
Аэрозольный.
Путь передачи инфекции:
• воздушно-капельный (при чихании, кашле, разговоре вирус передается непосредственно от больного к здоровому человеку, разносясь током воздуха, распространяется на расстояния до 20 метров и более, по вентиляционной системе, лестничным клеткам с этажа на этаж и пр.);
• контактный (мало вероятен вследствие низкой устойчивости вируса во внешней среде);
• трансплацентарный (редко).
Механизм развития заболевания.
Вирус попадает в организм человека через слизистые оболочки верхних дыхательных путей, где происходит его первичной накопление. Отсюда возбудитель проникает в кровь и разносится по всему организму. Локализуясь в эпителиальных клетках слизистых оболочек и коже, вирус вызывает их вакуолизацию. Клетка теряет форму и превращается в пузырек, наполненный прозрачным содержимым. При размножении вируса в организме накапливаются токсичные продукты метаболизма. Вирус ветряной оспы обладает тропизмом к нервной ткани, поэтому возможно поражение коры головного мозга, подкорковой области, особенно, коры мозжечка. В редких случаях поражаются внутренние органы (печень, легкие, желудочно-кишечный тракт). Генерализованные формы встречаются исключительно редко и, в основном, у детей с иммунодефицитными состояниями.
Инкубационный период ветряной оспы составляет 11 -21 день.
Основные клинические проявления ветряной оспы.
Продромальный период чаще всего отсутствует, иногда в течение 1-2 дней могут наблюдаться:
• субфебрильная температура, недомогание, вялость, беспокойство;
• редко понос, рвота (у детей младшего возраста).
В периоде высыпания:
• отмечаются повторные подъемы температуры до 37,5-38,5°С, что отражает динамику высыпаний (несколько волн с интервалом в 24-48 часов);
• одновременно на различных участках тела появляется ветряночная сыпь с характерным последовательным развитием своих элементов: макула — красное пятнышко размером от булавочной головки до чечевицы, затем папула (плотный узелок) и везикула — однокамерный пузырек, наполненный прозрачным содержимым, на 4-5 день пузырьки спадаются, покрываются корочкой. Основная локализация сыпи — волосистая часть головы, лицо, конечности, туловище. Высыпание происходит в несколько приемов на протяжении 3-5 дней, поэтому сыпь полиморфная, на одном участке кожи можно обнаружить: пятно, папулу, везикулу и корочки. Сыпь зудящая, доставляет ребенку беспокойство, особенно ночью, через 7-10 дней корочки отпадают, не оставляя рубцов (за исключением нагноившихся везикул, вследствие присоединения вторичной инфекции, когда происходит более глубокое поражение кожного покрова и после заживления пустул остаются рубчики);
• на слизистых оболочках зева, гортани, конъюнктивы глаз, половых органов также высыпают элементы ветряночной сыпи, которые быстро вскрываются, образуя язвочки и вызывая боль и дискомфорт при жевании и глотании.
Осложнения.
Осложнения в основном, связаны с присоединением вторичной инфекции (пустулез, абсцессы, флегмоны).
Из других осложнений возможны: отиты, нефриты, пневмонии, энцефалиты.
У детей с иммунодефицитным состоянием могут развиться тяжелые формы ветряной оспы — буллезная, геморрагическая и гангренозная. При этих формах заболевания выражены симптомы интоксикации и отмечаются характерные изменения на коже:
• при буллезной форме: образуются крупные вялые пузыри (буллы) с вяло заживающими язвами;
• при геморрагической форме: в пузырьках и на слизистых оболочках выявляются кровоизлияния, могут развиться носовые и кишечные кровотечения, гематурия;
• при гангренозной форме: везикулы быстро увеличиваются в размерах, заполняются кровянистым содержимым,
позже образуются черные корки.
Нередко заболевание принимает генерализованное течение с поражением легких, миокарда, почек, кишечника и протекает тяжело, нередко заканчиваясь летально.
Ветряная оспа, присоединяясь к другим заболеваниям, может заметно отягощать их течение и в таких случаях, сама протекает более тяжело.
Врожденная ветряная оспа.
При инфицировании женщины в первые месяцы беременности допускается тератогенное действие ветряночного вируса на плод. Если женщина была инфицирована в первые месяцы беременности, возможно, развитие врожденной ветряной оспы. При заболевании беременной за несколько недель до родов первые клинические признаки у новорожденного могут появиться сразу после рождения. В этих случаях заболевание у них протекает в более легкой форме, так как у матери к этому времени уже успели выработаться специфические антитела, которые передались через плаценту плоду.
Прогноз.
Прогноз при ветряной оспе, в основном, благоприятный.
Летальный исход возможен при тяжелых формах ветряной оспы (буллезной, геморрагической и гангренозной), а также при развитии генерализованной формы и тяжелых бактериальных осложнениях у новорожденных и детей раннего возраста с фоновыми и иммунодефицитными состояниями.
Основные принципы лечения ветряной оспы.
1. Госпитализации подлежат дети с осложненными формами ветряной оспы и по эпидемиологическим показаниям, в остальных случаях лечение проводится в домашних условиях.
2. Постельный режим назначается на лихорадочный период.
3. Симптоматическая терапия: везикулы обрабатывают 1% раствором бриллиантового зеленого или 1 -2 % раствором перманганата калия, проводят полоскание зева со слабыми растворами антисептиков, гигиенические ванны со слабым раствором перманганата калия.
4. Витаминотерапия.
5. Антигистаминные препараты.
6. Препараты интерферонового ряда (лейкинферон).
7. При тяжелых формах назначается иммуноглобулин, а также противовирусные препараты (ацикловир, аденин арабинозида, виролекс, ганцикловир и др. по 5 мг/кг в сутки в 100 мл физиологического раствора внутривенно) оказывающие эффективное действие на течение ветряной оспы.
8. Антибактериальная терапия назначается при присоединении вторичной инфекции.
Профилактические и противоэпидемические мероприятия при ветряной оспе
проводятся комплексно с использованием мероприятий в отношении источника инфекции, механизма передачи и восприимчивого населения.
1. Раннее выявление и изоляция заболевших до исчезновения корочек (до 14 дня).
2. Учет контактных. Контактировавший с ветряной оспой ребенок не должен допускаться в закрытые детские учреждения (детские сады, санатории, дома ребенка) в течение 21 дня от момента разобщения с больным.
3. На очаг накладывают карантин с 10 по 21 день после разобщения с заболевшим (срок инкубационного периода), проводится ежедневное наблюдение за контактными (осмотр зева, кожи, измерение температуры 2 раза в день, документирование результатов осмотра).
4. Воздействие на механизм передачи сводится к своевременному проветриванию и влажной уборке помещений, где находится больной.
5. Средства специфической профилактики ветряной оспы отсутствуют, поэтому ведущими являются закаливание, рациональный режим, полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенического режима.
6. Санитарно-просветительная работа с детьми и их родителями, а также с сотрудниками детских учреждений по профилактике воздушно-капельных инфекционных заболеваний.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Сестринский процесс при кори
Корь
Издавна корь относится к одной из самых распространенных детских инфекций. Вплоть до 1920 года в России от кори умирал каждый четвертый ребенок, что послужило поводом называть это заболевание детской чумкой. В начале XX века был открыт возбудитель кори. Большой вклад в изучение кори внесли отечественные ученые: М.Г. Данилевич, Н.Ф. Филатов, А.И. Доброхотова и другие, а разработанная под руководством А.А. Смородинцева коревая вакцина позволила в десятки раз, снизить заболеваемость и летальность от кори.
Этиология.
Возбудителем кори является фильтрующийся вирус. Коревой вирус имеет сложную антигенную структуру. В ответ на воздействие антигенов вируса в организме вырабатываются антитела, которые выявляются серологическими реакциями. Вирус кори чувствителен к воздействию физических и химических факторов, быстро погибает под воздействием солнечного света, ультрафиолетового облучения, при нагревании, устойчив к антибиотикам. Однако при комнатной температуре сохраняет свою активность в течение 34 часов, а при низкой температуре — в течение нескольких недель.
После длительных пассажей на тканевых средах из некоторых штаммов вируса получаются непатогенные (аттенуированные) штаммы с высокой антигенной активностью, которые и используются для иммунизации детей против кори.
Разносясь с током воздуха, вирус кори может распространяться на значительные расстояния, проникая в соседние помещения через щели в стенах и замочные скважины, а также через вентиляционные трубы из нижнего этажа в верхние.
Вследствие низкой устойчивости вируса во внешней среде, коревая инфекция не передается через третье лицо, а также через вещи и предметы.
Восприимчивость.
Восприимчивость человека к кори исключительно высока. Индекс контагиозности равен 100%. Таким образом, корь является одной из самых распространенных болезней. Представление о том, что корь только детская болезнь, сложилось вследствие того, что большинство населения в прежние времена переносило ее в детском возрасте. В настоящее время в связи с плановой вакцинацией детей корь ‘«повзрослела». Если корь заносится в местность, где она давно не регистрировалась и где не проводилась вакцинация, то переболеть может все население.
Наиболее высока заболеваемость корью среди детей до 5 лет; Дети до 6 месяцев редко болеют корью, поскольку сохраняют полученный трансплацен-тарно от матери пассивный иммунитет.
Для эпидемических вспышек кори характерным является сезонность (весенне-летние месяцы) и периодичность через 2-4 года.
Иммунитет после перенесенного заболевания сохраняется на всю жизнь.
Источники инфекции.
Единственным источником инфекции является больной корью человек. В продромальный период и в первые дни высыпания вирус постоянно находится на слизистых оболочках дыхательных путей, рта и конъюнктивах, а также в крови и моче больного. С 5 дня от начала высыпания больной уже не является заразным.
Механизм передачи кори.
Аэрозольный.
Путь передачи инфекции.
Воздушно-капельный (при чихании, кашле, разговоре вирус непосредственно передается от больного к здоровому человеку).
Механизм развития кори.
Вирус кори попадает в организм человека через слизистые оболочки верхних дыхательных путей и конъюнктиву глаз, затем возбудитель проникает в подслизистую оболочку и регионарные лимфоузлы. В лимфоузлах происходит первичная репродукция вируса и с 3-го дня инкубационного периода происходит его проникновение в кровь, с которой он разносится по всему организму. Больше всего вирусов накапливается в ЦНС, легких, миндалинах, кишечнике, печени, селезенке, лимфоидной ткани, коже. Здесь же развиваются воспалительные процессы, образуются токсины и аллергены, которые всасываются в кровь, придавая кори черты инфекционно-аллергического заболевания. При кори отмечается также снижение местного и общего иммунитета, что создает условия для активизации условно-патогенной микрофлоры и обострения хронических очагов инфекции.
С окончанием высыпания вирус из организма исчезает, а патологические изменения подвергаются обратному развитию.
В течение кори выделяют четыре периода:
1. Инкубационный (скрытый).
2. Катаральный (продромальный).
3. Период высыпания (разгара).
4. Период пигментации (реконвалесценции).
Период инкубации (от момента заражения до начала клинических проявлений) длится от 9 до 17 дней, у детей, подвергшихся серопрофилактике, он удлиняется до 21 дня. В этом периоде клинических проявлений нет.
Катаральный период длится 3-4 дня, проявляется симптомами интоксикации, катарального воспаления ротоглотки, слизистых оболочек верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, конъюнктивы глаз.
Основные клинические проявления кори.
В катаральном периоде отмечается изменение общего состояния:
• нарастают симптомы интоксикации: слабость, недомогание, головная боль, снижение аппетита, повышение температуры (от субфебрильной до 38-39°С);
• присоединяются катаральные явления: насморк, кашель, обычно сухой и навязчивый, нередко принимающий грубый, лающий характер;
• выражены отечность век и светобоязнь (конъюнктивит), одутловатость лица;
• наблюдаются дисфункции со стороны желудочно-кишечного тракта: тошнота, учащение и разжижение стула (вследствие вирусного поражения слизистой оболочки кишечника);
• иногда кратковременно на туловище, реже на лице, выступает сыпь в виде мелких разбросанных пятен;
• затем появляются изменения со стороны слизистой полости рта и зева: на гиперемированной и отечной слизистой оболочке щек против коренных зубов, на внутренней поверхности губ, на деснах определяются мелкие белесоватые блестящие пятна, окруженные узкой каймой гиперемии (симптом Филатова-Коплика), на слизистой зева имеются мелкие звездчатые геморрагии. Помните! Симптом Филатова наблюдается только при кори, что позволяет поставить диагноз кори в начале катарального периода (до появления сыпи), провести раннюю изоляцию больного, а не привитым контактным детям своевременно ввести живую коревую вакцину с тем, чтобы предотвратить развитие вспышки заболевания.
Период высыпания (разгара)
В конце 4-х суток явления интоксикации достигают наибольшей силы, состояние ребенка ухудшается:
• температура держится на высоких цифрах, лицо одутловатое, отмечаются обильный насморк, сильный сухой навязчивый кашель, в зеве — гиперемия и отек;
• появляется коревая сыпь: пятнисто-папулезная, крупная, при этом процесс высыпания идет сверху вниз, поэтапно, сначала она выступает за ушами, на лбу, затем по всему лицу, но наиболее выражена сыпь посередине лица (нос, подбородок, губы), на 2-й день распространяется на туловище, на 3-й день — на конечности. Сыпь склонна к слиянию, окраска сыпи — от розовой до насыщенно красной и цианотичной, но фон кожи всегда остается неизмененным. Сыпь держится около 4-х дней, затем начинает бледнеть, причем процесс ее угасания протекает в той же последовательности, что и процесс высыпания.
Период пигментации (реконвалесценции) начинается с момента угасания сыпи:
• на месте сыпи остаются темные пигментные пятна, которые держатся 1-2 недели и затем бесследно исчезают;
• после угасания сыпи появляется небольшое отрубевидное шелушение на лице и на туловище;
• общее состояние начинает довольно быстро улучшаться, несколько медлен-нее исчезают катаральные явления.
По степени тяжести корь может быть легкой, средней степени и тяжелой.
Чаще легкое течение наблюдается у детей в возрасте до года, когда еще имеется врожденный иммунитет или после иммунизации против кори. Эта форма кори получила название митигированной (от слова mitis — легкий). При митигированной кори продромальный период отсутствует или укорочен до 1-2 дней, слабо выражены катаральные явления, симптом Филатова часто отсутствует или едва намечен, сыпь большей частью скудная, общее течение болезни легкое.
Тяжелые формы кори характеризуются, прежде всего, быстро развиваю-щимися осложнениями.
Осложнения.
Наиболее часто возникают осложнения со стороны органов дыхания (пневмония, коревой круп), помимо этого стоматит, отит. Более опасны осложнения со стороны ЦНС: коревой энцефалит, менингоэнцефалит, серозный менингит, именно они являются основной причиной летальности от кори, особенно у детей с иммунодефицитными состояниями.
Лабораторная диагностика.
1. Вирусологическое исследование (выделение вируса в культуре ткани или методом иммунофлюоресценции).
2. Серологический метод (выявление антител с помощью РТГА, РПГА).
3. Цитологическое исследование отделяемого из носа.
4. Исследование периферической крови (лейкопения, умеренное увеличение СОЭ).
Основные принципы лечения.
Госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами кори, по эпидемиоло-гическим показаниям и при наличии осложнении (пневмонии, ларингита, энцефалита и др.). В остальных случаях лечение проводится в домашних условиях.
1. Легкоусвояемая диета (при наличии дисфункции желудочно-кишечного тракта диета строится по тем же принципам, как при кишечных инфекциях).
2. Симптоматическая терапия: при гнойном конъюнктивите -20% раствор сульфацила натрия, при рините — 2% раствор протаргола, фариал, при частом навязчивом кашле — кадипронт, мукопронт, пертуссин, отхаркивающие настои из трав.
3. Витаминотерапия.
4. Антигистаминные препараты.
5. Препараты интерферонового ряда (лейкинферон).
6. Лечебное введение противокоревого имуноглобулина показано ослаблен-ным детям и при тяжелых формах кори.
Этиотропной терапии нет, при развитии осложнений назначают антибиотики широкого спектра действия.
Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге кори.
1. Изоляция заболевшего (на дому или госпитализация по клиническим и эпидемическим показаниям) на 5 дней, при тяжелой форме заболевания и при осложнениях, не менее 10 дней.
2. На очаг накладывается карантин на 21 день (максимальный срок инкубационного периода) с момента разобщения с заболевшим ребенком. Не болевшие корью дети не допускаются в детские учреждения в течение всего срока карантина, ежедневное наблюдение за контактными детьми (осмотр зева, кожи измерение температуры 2 раза в день, документирование результатов осмотра).
3. Проводится ежедневная влажная уборка и проветривание помещений (в виду малой устойчивости вируса дезинфекцию в очагах не проводят).
4. Экстренная вакцинация ЖКВ в течение первых трех дней после выявления больного корью, не вакцинированным детям, имевшим контакт с корью.
5. При наличии противопоказаний к вакцинации всем ранее не привитым, включая детей до года, проводят пассивную иммунизацию (иммуноглобулино-профилактику), что позволяет создать временную невосприимчивость к кори, при заносах кори в детское учреждение и при контакте с корью детей, имеющих противопоказания к вакцинации. Лучшие сроки введения иммуноглобулина — в течение первых трех дней после выявления больного корью в количестве 3 мл.
6. Специфическая профилактика: для создания активного иммунитета проводится живой коревой вакциной (ЖКВ) в возрасте 12 месяцев, однократно, подкожно. Местная прививочная реакция, как правило, отсутствует. Общая прививочная реакция может начаться после введения вакцины на 6-7 день (в 1-13% случаев). Дети с вакцинальными реакциями не представляют эпидемио-логической опасности для окружающих лиц. Тяжелые прививочные реакции обычно обусловлены реинфекцией. Для подкрепления иммунитета рекомендуется проводить всем детям ревакцинацию в возрасте 6 лет. У 95-98% вакцинированных детей вырабатывается стойкий иммунитет.
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
• нарушение питания из-за снижения аппетита;
• нарушение сна;
• сухой, грубый, навязчивый кашель;
• снижение интереса, познавательной активности;
• дефицит жидкости в организме;
• снижение двигательной активности;
• нарушение физиологических отправлений (жидкий стул);
• психоэмоциональная неустойчивость;
• беспокойство по поводу внешнего вида из-за одутловатости лица и появле-ния экзантемы;
• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возник-шими вследствие заболевания, дефицит самоухода;
• дефицит общения со сверстниками;
• страх перед госпитализацией, манипуляциями и др.
Возможные проблемы родителей:
• страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания;
• дефицит знаний о заболевании и уходе;
• изменение стереотипа жизни семьи;
• психоэмоциональное напряжение в семье;
• неадекватная оценка состояния ребенка;
• угроза инфицирования членов семьи.
Сестринское вмешательство
1. Информировать родителей и ребенка (если позволяет его возраст) о причине развития кори, клинических проявлениях, особенностях течения, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.
2. Обеспечить изоляцию пациента на 5 дней с момента высыпания сыпи, а при присоединении осложнений срок изоляции удлинить до 10 дней. Организовать пациенту постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте воздуха и постоянному проветриванию помещения. Следить за тем, чтобы ребенка не раздражал яркий свет, не попадали прямые солнечные лучи (в отношении к кори существуют вредные предрассудки среди населения — ребенка боятся умывать и купать, занавешивают окна темными или красными шторами, необходимо убедить родителей не делать этого).
3. Осуществлять мониторинг за жизненно важными функциями, особенно, при тяжелом течении кори (температурой, пульсом, ЧДД, состоянием кожи, слизистых, физиологическими отправлениями).
4. Научить родителей уходуза больным ребенком. Тяжелобольным и маленьким детям 2-4 раза в день необходимо проводить туалет полости рта, носа, глаз: очищать десны, губы и язык влажной салфеткой, смоченной кипяченой водой или стерильным физиологическим раствором, орошать полость рта настоями из трав; губы смазывать стерильным растительным маслом; носовые ходы прочищать ватными жгутиками, закапывать в лаза индифферентные капли;, -глаза промывать кипяченой водой, физиологическим раствором, закапывать в глаза 20% раствор натрия сульфацила и раствор витамина А для предохранения склер от высыхания. Старшие дети (если позволяет их состояние) должны сами чистить зубы и полоскать рот несколько раз в течение дня настоями из трав.
5. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответствии с его возрастными потребностями, за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко нарушен и угнетена ферментативная функция пищеварительных желез. В этот период нужно уменьшить разовый объем пищи и увеличить число кормлений. Пища должна быть витаминизированной, полужидкой, термически, химически и механически щадящей (без грубых комочков, которые могут быть аспирированы во время кашля). Перед началом каждого кормления необходимо проводить санацию дыхательных путей (отсасывать слизь, закапывать физиологический раствор). Обеспечить адекватный питьевой режим за счет дополнительного введения жидкости (отвара шиповника, чая с лимоном, разбавленных некислых соков, морсов, дегазированной щелочной минеральной воды и пр.).
6. Объяснить необходимость психологической поддержки ребенка во время болезни членами семьи, обеспечить его досуг спокойными играми, прослушиванием музыки, чтением книг и пр.
7. Убедить родителейв периоде реконвалесценциипродолжить динамическое наблюдение за ребенком врачом — педиатром в течение 1 месяца.
Вопросы для самостоятельной подготовки:
1. Дайте определение кори.
2. Какими свойствами обладает возбудитель кори?
3. Какие существуют источники инфекции?
4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?
5. Каков механизм развития кори?
6. Каковы основные клинические проявления кори?
7. Какие принципы лечения кори?
8. Какие осложнения могут развиться при кори?
9. Какие профилактические и противоэпидемические мероприятия проводятся при кори?
10. Каков прогноз заболевания?
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник