Сестринский процесс при оспе

Сестринский процесс при ветряной оспе

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

• нарушение сна из-за зуда кожи;

• снижение двигательной активности;

• психоэмоциональная неустойчивость;

• беспокойство по поводу внешнего вида из-за экзантемы;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания, де­фицит самоухода;

• дефицит общения со сверстниками;

• присоединение осложнений.

Возможные проблемы родителей:

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Сестринское вмешательство

1. Информировать пациента и его родителей о причине развития, особенностях течения ветряной оспы, принципах лечения, мерах профилактики, прогнозе.

2. Организовать изоляцию пациента на 10 дней с момента высыпания и обеспечить ему постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое внимание необходимо уделить чистоте посуды, предметов ухода, игрушек. Посто­янно проветривать помещение, где находится пациент.

3. Научить родителей уходу за кожей и слизистыми обо­лочками: несколько раз в день проводить ревизию кожи и обрабатывать элементы сыпи 1% раствором бриллиантового зеленого, для уменьшения зуда и предотвращения присоеди­нения вторичной инфекции ежедневно применять умеренно теплые (36-37,5°С) ванны со слабым раствором перманганата калия. Проводить туалет полости рта, глаз, туалет наружных половых органов с настоями из трав (ромашки, череды, шал­фея и пр.), элементы сыпи на слизистых обрабатывать 2% водным раствором метиленовой синей, противовирусными мазями. Следить за чистотой постельного и нательного бе­лья, а также за тем, чтобы больной ребенок не срывал и не расчесывал корочки.

4. Посоветовать родителям, кормить ребенка жидкой и полу­жидкой легкоусвояемой пищей, механически, термически и хи­мически щадящей, обогащенной витаминами. Обеспечить адек­ватный питьевой режим за счет дополнительного потребления жидкости (отвара шиповника, киселей, компотов).

5. Объяснить необходимостьпсихологической поддержки ребенка во время болезни членами семьи, организовать ему интересный досуг.

6. После выздоровления рекомендовать проводить неспеци­фическую профилактику инфекционных заболеваний (полно­ценное витаминизированное питание, закаливание, курсы поли­витаминов, иммунокоррегирующих средств и др.).

7. В периоде реконвалесценции посоветовать родителям продолжить наблюдение за ребенкомврачом — педиатром в течение 1 месяца.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение ветряной оспе.

2. Какими свойствами обладает возбудитель?

3. Какие существуют источники инфекции?

4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?

5. Каков механизм развития ветряной оспы?

6. Каковы основные клинические проявления ветряной оспы?

7. Какие принципы лечения ветряной оспы?

8. Какие профилактические и противоэпидемические меро­приятия проводятся при ветряной оспе?

9. Какие осложнения могут развиться при ветряной оспе?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ветряная оспа

Ветряная оспа — острое инфекционное заболевание ви­русной этиологии с аэрозольным механизмом передачи, ха­рактеризующееся умеренной лихорадкой, своеобразной везикуло-папулезной сыпью на коже и слизистых оболочках.

Ветряная оспа известна человечеству издавна, однако, долгие годы, вплоть до середины XIX века ее считали легким вариантом натуральной оспы. Только в конце прошлого века она была выделена в самостоятельную нозологическую фор­му. Большой вклад в изучение ветряной оспы внес отечест­венный ученый Н.Ф. Филатов.

Этиология.

Возбудителем болезни является фильтрующийся вирус, содержащий ДНК. Основными свойствами вируса является его летучесть и неустойчивость во внешней среде. Вирус чувствителен к воздействию физических и химических фак­торов, он быстро погибает под воздействием солнечного све­та, ультрафиолетового облучения, при нагревании, устойчив к действию антибиотиков.

В последнее время получены данные о тождестве возбу­дителя ветряной оспы и опоясывающего лишая (herpes zoster). Также имеются и эпидемиологические наблюдения, указывающие на родство этих заболеваний. Принято считать, что ветряная оспа — это проявление первичной инфекции в восприимчивом к вирусу организме, тогда как опоясываю­щий герпес представляет собой реактивацию патогенной ин­фекции в иммунизированном организме.

Ветряная оспа относится к числу наиболее распростра­ненных заболеваний в детском возрасте. Практически все население переболевает ветряной оспой к возрасту 10-14 лет.

Восприимчивость.

Восприимчивость человека к ветряной оспе ис­ключительно высока. Индекс контагиозности равен 100%. Таким образом, ветряная оспа является одной из самых рас­пространенных детских инфекций. Занесенная в детский коллектив, где находится много детей раннего возраста, она вызывает большие вспышки заболеваемости, почти такие же, как корь. Наибольшая заболеваемость регистрируется у де­тей первых четырех лет жизни, реже у детей старше 9-12 лет и очень редко у детей первого полугодия.

Для эпидемических вспышек ветряной оспы характерны сезонность (осенне-зимние месяцы).

Иммунитет после перенесенного заболевания стойкий и сохраняется на всю жизнь.

Источник заболевания.

Единственным источником заболевания является человек.

Вирус содержится в слизи ротоглотки, в крови больного и содержимом пузырьков.

Заразительный период длится с конца инкубационного пе­риода до 4-го дня после последнего высыпания.

Механизм передачи.

Аэрозольный.

Путь передачи инфекции:

• воздушно-капельный (при чихании, кашле, разговоре ви­рус передается непосредственно от больного к здоровому человеку, разносясь током воздуха, распространяется на расстояния до 20 метров и более, по вентиляционной сис­теме, лестничным клеткам с этажа на этаж и пр.);

• контактный (мало вероятен вследствие низкой устойчи­вости вируса во внешней среде);

• трансплацентарный (редко).

Механизм развития заболевания.

Вирус попадает в организм человека через слизистые оболочки верхних дыхательных путей, где происходит его первичной накопление. Отсюда возбудитель проникает в кровь и разносится по всему организму. Локализуясь в эпи­телиальных клетках слизистых оболочек и коже, вирус вызы­вает их вакуолизацию. Клетка теряет форму и превращается в пузырек, наполненный прозрачным содержимым. При раз­множении вируса в организме накапливаются токсичные продукты метаболизма. Вирус ветряной оспы обладает тро­пизмом к нервной ткани, поэтому возможно поражение коры головного мозга, подкорковой области, особенно, коры моз­жечка. В редких случаях поражаются внутренние органы (печень, легкие, желудочно-кишечный тракт). Генерализованные формы встречаются исключительно редко и, в основ­ном, у детей с иммунодефицитными состояниями.

Инкубационный период ветряной оспы составляет 11 -21 день.

Основные клинические проявления ветряной оспы.

Продромальный период чаще всего отсутствует, иногда в течение 1-2 дней могут наблюдаться:

• субфебрильная температура, недомогание, вялость, бес­покойство;

• редко понос, рвота (у детей младшего возраста).

В периоде высыпания:

• отмечаются повторные подъемы температуры до 37,5-38,5°С, что отражает динамику высыпаний (несколько волн с интервалом в 24-48 часов);

Читайте также:  Ветряная оспа 3 месяца

• одновременно на различных участках тела появляется ветряночная сыпь с характерным последовательным разви­тием своих элементов: макула — красное пятнышко размером от булавочной головки до чечевицы, затем папула (плотный узелок) и везикула — однокамерный пузырек, наполненный прозрачным содержимым, на 4-5 день пузырьки спадаются, покрываются корочкой. Основная локализация сыпи — воло­систая часть головы, лицо, конечности, туловище. Высыпа­ние происходит в несколько приемов на протяжении 3-5 дней, поэтому сыпь полиморфная, на одном участке кожи можно обнаружить: пятно, папулу, везикулу и корочки. Сыпь зудящая, доставляет ребенку беспокойство, особенно ночью, через 7-10 дней корочки отпадают, не оставляя рубцов (за исключением нагноившихся везикул, вследствие присоеди­нения вторичной инфекции, когда происходит более глубо­кое поражение кожного покрова и после заживления пустул остаются рубчики);

• на слизистых оболочках зева, гортани, конъюнктивы глаз, половых органов также высыпают элементы ветряночной сыпи, которые быстро вскрываются, образуя язвочки и вызывая боль и дискомфорт при жевании и глотании.

Осложнения.

Осложнения в основном, связаны с присоединением вторичной инфекции (пустулез, абсцессы, флегмоны).

Из других осложнений возможны: отиты, нефриты, пневмонии, энцефалиты.

У детей с иммунодефицитным состоянием могут раз­виться тяжелые формы ветряной оспы — буллезная, геморрагическая и гангренозная. При этих формах заболевания вы­ражены симптомы интоксикации и отмечаются характерные изменения на коже:

• при буллезной форме: образуются крупные вялые пузыри (буллы) с вяло заживающими язвами;

• при геморрагической форме: в пузырьках и на слизистых оболочках выявляются кровоизлияния, могут развиться носовые и кишечные кровотечения, гематурия;

• при гангренозной форме: везикулы быстро увеличивают­ся в размерах, заполняются кровянистым содержимым,

позже образуются черные корки.

Нередко заболевание принимает генерализованное тече­ние с поражением легких, миокарда, почек, кишечника и протекает тяжело, нередко заканчиваясь летально.

Ветряная оспа, присоединяясь к другим заболеваниям, может заметно отягощать их течение и в таких случаях, сама протекает более тяжело.

Врожденная ветряная оспа.

При инфицировании женщины в первые месяцы бере­менности допускается тератогенное действие ветряночного вируса на плод. Если женщина была инфицирована в первые месяцы беременности, возможно, развитие врожденной вет­ряной оспы. При заболевании беременной за несколько не­дель до родов первые клинические признаки у новорожден­ного могут появиться сразу после рождения. В этих случаях заболевание у них протекает в более легкой форме, так как у матери к этому времени уже успели выработаться специфи­ческие антитела, которые передались через плаценту плоду.

Прогноз.

Прогноз при ветряной оспе, в основном, благоприят­ный.

Летальный исход возможен при тяжелых формах ветря­ной оспы (буллезной, геморрагической и гангренозной), а также при развитии генерализованной формы и тяжелых бак­териальных осложнениях у новорожденных и детей раннего возраста с фоновыми и иммунодефицитными состояниями.

Основные принципы лечения ветряной оспы.

1. Госпитализации подлежат дети с осложненными форма­ми ветряной оспы и по эпидемиологическим показаниям, в остальных случаях лечение проводится в домашних ус­ловиях.

2. Постельный режим назначается на лихорадочный период.

3. Симптоматическая терапия: везикулы обрабатывают 1% раствором бриллиантового зеленого или 1 -2 % раствором перманганата калия, проводят полоскание зева со слабы­ми растворами антисептиков, гигиенические ванны со слабым раствором перманганата калия.

4. Витаминотерапия.

5. Антигистаминные препараты.

6. Препараты интерферонового ряда (лейкинферон).

7. При тяжелых формах назначается иммуноглобулин, а также противовирусные препараты (ацикловир, аденин арабинозида, виролекс, ганцикловир и др. по 5 мг/кг в су­тки в 100 мл физиологического раствора внутривенно) оказывающие эффективное действие на течение ветряной оспы.

8. Антибактериальная терапия назначается при присоеди­нении вторичной инфекции.

Профилактические и противоэпидемические меро­приятия при ветряной оспе

проводятся комплексно с ис­пользованием мероприятий в отношении источника инфек­ции, механизма передачи и восприимчивого населения.

1. Раннее выявление и изоляция заболевших до исчезнове­ния корочек (до 14 дня).

2. Учет контактных. Контактировавший с ветряной оспой ребенок не должен допускаться в закрытые детские уч­реждения (детские сады, санатории, дома ребенка) в те­чение 21 дня от момента разобщения с больным.

3. На очаг накладывают карантин с 10 по 21 день после ра­зобщения с заболевшим (срок инкубационного периода), проводится ежедневное наблюдение за контактными (ос­мотр зева, кожи, измерение температуры 2 раза в день, документирование результатов осмотра).

4. Воздействие на механизм передачи сводится к своевре­менному проветриванию и влажной уборке помещений, где находится больной.

5. Средства специфической профилактики ветряной оспы отсутствуют, поэтому ведущими являются закаливание, рациональный режим, полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенического режима.

6. Санитарно-просветительная работа с детьми и их родите­лями, а также с сотрудниками детских учреждений по профилактике воздушно-капельных инфекционных забо­леваний.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Сестринский процесс при кори

Корь

Издавна корь относится к одной из самых распростра­ненных детских инфекций. Вплоть до 1920 года в России от кори умирал каждый четвертый ребенок, что послужило по­водом называть это заболевание детской чумкой. В начале XX века был открыт возбудитель кори. Большой вклад в изу­чение кори внесли отечественные ученые: М.Г. Данилевич, Н.Ф. Филатов, А.И. Доброхотова и другие, а разработанная под руководством А.А. Смородинцева коревая вакцина по­зволила в десятки раз, снизить заболеваемость и летальность от кори.

Этиология.

Возбудителем кори является фильтрующийся вирус. Ко­ревой вирус имеет сложную антигенную структуру. В ответ на воздействие антигенов вируса в организме вырабатывают­ся антитела, которые выявляются серологическими реакция­ми. Вирус кори чувствителен к воздействию физических и химических факторов, быстро погибает под воздействием солнечного света, ультрафиолетового облучения, при нагре­вании, устойчив к антибиотикам. Однако при комнатной температуре сохраняет свою активность в течение 34 часов, а при низкой температуре — в течение нескольких недель.

После длительных пассажей на тканевых средах из не­которых штаммов вируса получаются непатогенные (аттенуированные) штаммы с высокой антигенной активностью, которые и используются для иммунизации детей против ко­ри.

Разносясь с током воздуха, вирус кори может распро­страняться на значительные расстояния, проникая в соседние помещения через щели в стенах и замочные скважины, а также через вентиляционные трубы из нижнего этажа в верх­ние.

Вследствие низкой устойчивости вируса во внешней среде, коревая инфекция не передается через третье лицо, а также через вещи и предметы.

Читайте также:  Какая вакцина от оспы для голубей

Восприимчивость.

Восприимчивость человека к кори исключительно высо­ка. Индекс контагиозности равен 100%. Таким образом, корь является одной из самых распространенных болезней. Представление о том, что корь только детская болезнь, сложилось вследствие того, что большинство населения в прежние вре­мена переносило ее в детском возрасте. В настоящее время в связи с плановой вакцинацией детей корь ‘«повзрослела». Ес­ли корь заносится в местность, где она давно не регистриро­валась и где не проводилась вакцинация, то переболеть мо­жет все население.

Наиболее высока заболеваемость корью среди детей до 5 лет; Дети до 6 месяцев редко болеют корью, поскольку со­храняют полученный трансплацен-тарно от матери пассивный иммунитет.

Для эпидемических вспышек кори характерным являет­ся сезонность (весенне-летние месяцы) и периодичность че­рез 2-4 года.

Иммунитет после перенесенного заболевания сохраня­ется на всю жизнь.

Источники инфекции.

Единственным источником инфекции является больной корью человек. В продромальный период и в первые дни вы­сыпания вирус постоянно находится на слизистых оболочках дыхательных путей, рта и конъюнктивах, а также в крови и моче больного. С 5 дня от начала высыпания больной уже не является заразным.

Механизм передачи кори.

Аэрозольный.

Путь передачи инфекции.

Воздушно-капельный (при чихании, кашле, разговоре вирус непосредственно передается от больного к здоровому человеку).

Механизм развития кори.

Вирус кори попадает в организм человека через слизи­стые оболочки верхних дыхательных путей и конъюнктиву глаз, затем возбудитель проникает в подслизистую оболочку и регионарные лимфоузлы. В лимфоузлах происходит пер­вичная репродукция вируса и с 3-го дня инкубационного пе­риода происходит его проникновение в кровь, с которой он разносится по всему организму. Больше всего вирусов нака­пливается в ЦНС, легких, миндалинах, кишечнике, печени, селезенке, лимфоидной ткани, коже. Здесь же развиваются воспалительные процессы, образуются токсины и аллергены, которые всасываются в кровь, придавая кори черты инфекционно-аллергического заболевания. При кори отмечается также снижение местного и общего иммунитета, что создает условия для активизации условно-патогенной микрофлоры и обострения хронических очагов инфекции.

С окончанием высыпания вирус из организма исчезает, а патологические изменения подвергаются обратному развитию.

В течение кори выделяют четыре периода:

1. Инкубационный (скрытый).

2. Катаральный (продромальный).

3. Период высыпания (разгара).

4. Период пигментации (реконвалесценции).

Период инкубации (от момента заражения до начала клинических проявлений) длится от 9 до 17 дней, у детей, подвергшихся серопрофилактике, он удлиняется до 21 дня. В этом периоде клинических проявлений нет.

Катаральный период длится 3-4 дня, проявляется сим­птомами интоксикации, катарального воспаления ротоглотки, слизистых оболочек верхних дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, конъюнктивы глаз.

Основные клинические проявления кори.

В катаральном периоде отмечается изменение общего состояния:

• нарастают симптомы интоксикации: слабость, недомо­гание, головная боль, снижение аппетита, повышение темпе­ратуры (от субфебрильной до 38-39°С);

• присоединяются катаральные явления: насморк, кашель, обычно сухой и навязчивый, нередко принимающий грубый, лающий характер;

• выражены отечность век и светобоязнь (конъюнктивит), одутловатость лица;

• наблюдаются дисфункции со стороны желудочно-кишечного тракта: тошнота, учащение и разжижение стула (вследствие вирусного поражения слизистой оболочки ки­шечника);

• иногда кратковременно на туловище, реже на лице, вы­ступает сыпь в виде мелких разбросанных пятен;

• затем появляются изменения со стороны слизистой по­лости рта и зева: на гиперемированной и отечной слизистой оболочке щек против коренных зубов, на внутренней по­верхности губ, на деснах определяются мелкие белесоватые блестящие пятна, окруженные узкой каймой гиперемии (симптом Филатова-Коплика), на слизистой зева имеются мелкие звездчатые геморрагии. Помните! Симптом Филато­ва наблюдается только при кори, что позволяет поставить диагноз кори в начале катарального периода (до появления сыпи), провести раннюю изоляцию больного, а не привитым контактным детям своевременно ввести живую коревую вак­цину с тем, чтобы предотвратить развитие вспышки заболе­вания.

Период высыпания (разгара)

В конце 4-х суток явления интоксикации достигают наи­большей силы, состояние ребенка ухудшается:

• температура держится на высоких цифрах, лицо одутло­ватое, отмечаются обильный насморк, сильный сухой навяз­чивый кашель, в зеве — гиперемия и отек;

• появляется коревая сыпь: пятнисто-папулезная, крупная, при этом процесс высыпания идет сверху вниз, поэтапно, сначала она выступает за ушами, на лбу, затем по всему лицу, но наиболее выражена сыпь посередине лица (нос, под­бородок, губы), на 2-й день распространяется на туловище, на 3-й день — на конечности. Сыпь склонна к слиянию, окра­ска сыпи — от розовой до насыщенно красной и цианотичной, но фон кожи всегда остается неизмененным. Сыпь держится около 4-х дней, затем начинает бледнеть, причем процесс ее угасания протекает в той же последовательности, что и про­цесс высыпания.

Период пигментации (реконвалесценции) начинается с момента угасания сыпи:

• на месте сыпи остаются темные пигментные пятна, кото­рые держатся 1-2 недели и затем бесследно исчезают;

• после угасания сыпи появляется небольшое отрубевидное шелушение на лице и на туловище;

• общее состояние начинает довольно быстро улучшаться, несколько медлен-нее исчезают катаральные явления.

По степени тяжести корь может быть легкой, средней степени и тяжелой.

Чаще легкое течение наблюдается у детей в возрасте до года, когда еще имеется врожденный иммунитет или после иммунизации против кори. Эта форма кори получила назва­ние митигированной (от слова mitis — легкий). При митигированной кори продромальный период отсутствует или уко­рочен до 1-2 дней, слабо выражены катаральные явления, симптом Филатова часто отсутствует или едва намечен, сыпь большей частью скудная, общее течение болезни легкое.

Тяжелые формы кори характеризуются, прежде всего, быстро развиваю-щимися осложнениями.

Осложнения.

Наиболее часто возникают осложнения со стороны ор­ганов дыхания (пневмония, коревой круп), помимо этого стоматит, отит. Более опасны осложнения со стороны ЦНС: коревой энцефалит, менингоэнцефалит, серозный менингит, именно они являются основной причиной летальности от ко­ри, особенно у детей с иммунодефицитными состояниями.

Лабораторная диагностика.

1. Вирусологическое исследование (выделение вируса в культуре ткани или методом иммунофлюоресценции).

2. Серологический метод (выявление антител с помощью РТГА, РПГА).

3. Цитологическое исследование отделяемого из носа.

4. Исследование периферической крови (лейкопения, уме­ренное увеличение СОЭ).

Основные принципы лечения.

Госпитализации подлежат дети с тяжелыми формами кори, по эпидемиоло-гическим показаниям и при наличии ос­ложнении (пневмонии, ларингита, энцефалита и др.). В ос­тальных случаях лечение проводится в домашних условиях.

Читайте также:  Что такое оспа в рисунках

1. Легкоусвояемая диета (при наличии дисфункции желудочно-кишечного тракта диета строится по тем же прин­ципам, как при кишечных инфекциях).

2. Симптоматическая терапия: при гнойном конъюнктивите -20% раствор сульфацила натрия, при рините — 2% рас­твор протаргола, фариал, при частом навязчивом кашле — кадипронт, мукопронт, пертуссин, отхаркивающие на­стои из трав.

3. Витаминотерапия.

4. Антигистаминные препараты.

5. Препараты интерферонового ряда (лейкинферон).

6. Лечебное введение противокоревого имуноглобулина по­казано ослаблен-ным детям и при тяжелых формах кори.

Этиотропной терапии нет, при развитии осложнений на­значают антибиотики широкого спектра действия.

Профилактические и противоэпидемические меро­приятия в очаге кори.

1. Изоляция заболевшего (на дому или госпитализация по клиническим и эпидемическим показаниям) на 5 дней, при тяжелой форме заболевания и при осложнениях, не менее 10 дней.

2. На очаг накладывается карантин на 21 день (максималь­ный срок инкубационного периода) с момента разобщения с заболевшим ребенком. Не болевшие корью дети не допуска­ются в детские учреждения в течение всего срока карантина, ежедневное наблюдение за контактными детьми (осмотр зе­ва, кожи измерение температуры 2 раза в день, документи­рование результатов осмотра).

3. Проводится ежедневная влажная уборка и проветривание помещений (в виду малой устойчивости вируса дезинфекцию в очагах не проводят).

4. Экстренная вакцинация ЖКВ в течение первых трех дней после выявления больного корью, не вакцинированным де­тям, имевшим контакт с корью.

5. При наличии противопоказаний к вакцинации всем ранее не привитым, включая детей до года, проводят пассивную иммунизацию (иммуноглобулино-профилактику), что позволяет создать временную невосприимчивость к кори, при заносах кори в детское учреждение и при контакте с корью детей, имеющих противопоказания к вакцинации. Лучшие сроки введения иммуноглобулина — в течение первых трех дней после выявления больного корью в количестве 3 мл.

6. Специфическая профилактика: для создания активного иммунитета проводится живой коревой вакциной (ЖКВ) в возрасте 12 месяцев, однократно, подкожно. Местная приви­вочная реакция, как правило, отсутствует. Общая прививоч­ная реакция может начаться после введения вакцины на 6-7 день (в 1-13% случаев). Дети с вакцинальными реакциями не представляют эпидемио-логической опасности для окружаю­щих лиц. Тяжелые прививочные реакции обычно обусловле­ны реинфекцией. Для подкрепления иммунитета рекоменду­ется проводить всем детям ревакцинацию в возрасте 6 лет. У 95-98% вакцинированных детей вырабатывается стойкий иммунитет.

Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и нарушенные жизненно важные потребности па­циента и членов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

• нарушение питания из-за снижения аппетита;

• нарушение сна;

• сухой, грубый, навязчивый кашель;

• снижение интереса, познавательной активности;

• дефицит жидкости в организме;

• снижение двигательной активности;

• нарушение физиологических отправлений (жидкий стул);

• психоэмоциональная неустойчивость;

• беспокойство по поводу внешнего вида из-за одутловато­сти лица и появле-ния экзантемы;

• неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возник-шими вследствие заболевания, де­фицит самоухода;

• дефицит общения со сверстниками;

• страх перед госпитализацией, манипуляциями и др.

Возможные проблемы родителей:

• страх за ребенка, неуверенность в исходе заболевания;

• дефицит знаний о заболевании и уходе;

• изменение стереотипа жизни семьи;

• психоэмоциональное напряжение в семье;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• угроза инфицирования членов семьи.

Сестринское вмешательство

1. Информировать родителей и ребенка (если позволяет его возраст) о причине развития кори, клинических проявлениях, особенностях течения, принципах лечения, мерах профилакти­ки, прогнозе.

2. Обеспечить изоляцию пациента на 5 дней с момента вы­сыпания сыпи, а при присоединении осложнений срок изоля­ции удлинить до 10 дней. Организовать пациенту постельный режим в течение всего лихорадочного периода. Особое вни­мание необходимо уделить чистоте воздуха и постоянному проветриванию помещения. Следить за тем, чтобы ребенка не раздражал яркий свет, не попадали прямые солнечные лу­чи (в отношении к кори существуют вредные предрассудки среди населения — ребенка боятся умывать и купать, занаве­шивают окна темными или красными шторами, необходимо убедить родителей не делать этого).

3. Осуществлять мониторинг за жизненно важными функ­циями, особенно, при тяжелом течении кори (температурой, пульсом, ЧДД, состоянием кожи, слизистых, физиологиче­скими отправлениями).

4. Научить родителей уходуза больным ребенком. Тяже­лобольным и маленьким детям 2-4 раза в день необходимо проводить туалет полости рта, носа, глаз: очищать десны, губы и язык влажной салфеткой, смоченной кипяченой водой или стерильным физиологическим раствором, орошать по­лость рта настоями из трав; губы смазывать стерильным рас­тительным маслом; носовые ходы прочищать ватными жгу­тиками, закапывать в лаза индифферентные капли;, -глаза промывать кипяченой водой, физиологическим раствором, закапывать в глаза 20% раствор натрия сульфацила и раствор витамина А для предохранения склер от высыхания. Старшие дети (если позволяет их состояние) должны сами чистить зу­бы и полоскать рот несколько раз в течение дня настоями из трав.

5. Обеспечить ребенка полноценным питанием в соответ­ствии с его возрастными потребностями, за исключением периода интоксикации, когда аппетит резко нарушен и угне­тена ферментативная функция пищеварительных желез. В этот период нужно уменьшить разовый объем пищи и увели­чить число кормлений. Пища должна быть витаминизиро­ванной, полужидкой, термически, химически и механически щадящей (без грубых комочков, которые могут быть аспирированы во время кашля). Перед началом каждого кормления необходимо проводить санацию дыхательных путей (отсасы­вать слизь, закапывать физиологический раствор). Обеспе­чить адекватный питьевой режим за счет дополнительного введения жидкости (отвара шиповника, чая с лимоном, раз­бавленных некислых соков, морсов, дегазированной щелоч­ной минеральной воды и пр.).

6. Объяснить необходимость психологической поддержки ребенка во время болезни членами семьи, обеспечить его до­суг спокойными играми, прослушиванием музыки, чтением книг и пр.

7. Убедить родителейв периоде реконвалесценциипро­должить динамическое наблюдение за ребенком врачом — пе­диатром в течение 1 месяца.

Вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Дайте определение кори.

2. Какими свойствами обладает возбудитель кори?

3. Какие существуют источники инфекции?

4. Каковы механизм и пути передачи инфекции?

5. Каков механизм развития кори?

6. Каковы основные клинические проявления кори?

7. Какие принципы лечения кори?

8. Какие осложнения могут развиться при кори?

9. Какие профилактические и противоэпидемические меро­приятия проводятся при кори?

10. Каков прогноз заболевания?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник