Сестринская задача по кори
Эталон решения ситуационной задачи 132
№ п/п | Выполнение задания | Выполнил/ Не выполнил |
1 | 2 | 3 |
1. | Предположительный диагноз. Корь, период высыпания. | |
2. | Обоснование диагноза: — острое начало заболевания, — наличие лихорадки и интоксикации, — наличие катаральных явлений со стороны верхних дыхательных путей в сочетании с конъюнктивитом (слезотечение, светобоязнь), — появление на 4-ый — 5-ый день болезни пятнисто-папулезной сыпи на лице и шее, которая затем распространяется на туловище и конечности | |
3. | Организация специализированного сестринского ухода за ребенком: — Ребенка помещают в мельцеровский бокс. — Уход индивидуальный, желательно материнский. — Проветривание помещения, увлажнение воздуха, уменьшение освещенности в комнате больного корью. — Постельный режим на весь период лихорадки. — Полноценное сбалансированное питание с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, особенно аскорбиновой кислоты. — Обработка кожи и слизистых оболочек, с целью нормальной гигиены и предотвращения заноса инфекции в местах воспаления и высыпаний. Проводится промывание глаз несколько раз в день теплой кипяченой водой, закапывание глаз масляного раствора витамина А 1-2 капли по 3-4 раза в день. — Обильное питье для уменьшения интоксикации и адекватной работы почек. 4. Для предотвращения развития стоматита, необходимо по несколько раз полоскать рот теплой кипяченой водой или антисептическими растворами. |
1 | 2 | 3 |
4. | Принципы медикаментозного лечения. Симптоматическое лечение: — при повышении температуры тела более 38,5 С — прием жаропонижающих препаратов из группы НПВС, таких как парацетамол (10-15 мг/кг), ибупрофен (5-10 мг/кг); — при кашле — муколитики, отхаркивающие средства; — показаны антигистаминные (противоаллергические) препараты; — капли в нос, раствор альбуцида в глаза. — применение антибактериальных препаратов при неосложненной коре не показано, т.к. корь является вирусным заболеванием, но если возникли подозрения на развитие осложнения в виде пневмонии, то необходимо к лечению добавить антибактериальные препараты широкого спектра действия | |
5. | Сроки изоляции больного ребенка 5 дней от начала высыпания, при пневмонии — 10 дней |
Ситуационная задача 133
Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы
Основная часть
Вы — фельдшер ФАП, на вызове у ребенка 6 лет, посещающего детское дошкольное учреждение. Заболел ночью, повысилась температура до 39,00 С, появилась головная боль, боль в горле при глотании, утром на всем теле обнаружили красную сыпь.
При осмотре: состояние средней тяжести, температура 38,80С, на коже всего тела на гиперемированном фоне красная мелкоточечная сыпь со сгущениями в складках кожи и на щеках, носогубный треугольник бледный. В зеве, на фоне яркой гиперемии, на левой миндалине гнойный налет в лакунах. Язык обложен серым налетом, пульс 120 ударов в 1 мин.
Вопросы:
1. Поставьте диагноз. Обоснуйте ответ.
2. Определите свою тактику по отношению к ребенку.
3. Назначьте лечение. Назовите особенности ухода за ребенком.
4. Перечислите мероприятия в очаге инфекции.
5. Назовите сроки изоляции и допуска в коллектив ребенка.
Эталон решения ситуационной задачи 133
№ п/п | Выполнение задания | Выполнил/ Не выполнил |
1 | 2 | 3 |
1. | Диагноз. Скарлатина. Обоснование. Диагноз поставлен на основании характерной для скарлатины триады симптомов: интоксикации, лакунарной ангины и мелкоточечной сыпи на теле с типичными для этого заболевания местами сгущения сыпи и ее отсутствием в области носогубного треугольника | |
2. | Тактика фельдшера: госпитализация ребенка в инфекционную больницу, подача экстренного извещения в ЦГСЭН |
1 | 2 | 3 |
3. | Лечение. Особенности ухода за ребенком. — Ребенок находится в отдельном или на 2 — 3 койки боксе, заполнение должно быть одномоментным (в течение 1 — 2 дней). — Ношение масок и смена халатов для персонала обязательна. — Влажная уборка, кварцевание, проветривание не реже 2-х раз в день. — Постельный режим на 5 — 7 дней. — Диета щадящая, с ограничением соли, обогащенная солями калия и гипоаллергенная на 3 недели. В первые дни — обильное теплое питье, полужидкая пища (суп, каша, кисель). — Гигиенический уход за кожей, слизистыми. — Медикаментозное лечение: этиотропная терапия — антибиотики пенициллинового ряда; патогенетическая терапия и профилактика осложнений — НПВС (ибупрофен, вольтарен, диклофенак и др.); антигистаминные препараты (супрастин, тавегил и др.); симптоматические средства (полоскание горла), витамины. — Контроль анализа мочи, анализа крови, ЭКГ (возможные осложнения — нефрит, острая ревматическая лихорадка) | |
4. | Мероприятия в очаге инфекции. — Экстренное извещение в ЦГСЭН. — Ежедневно проводят влажную уборку и кварцуют помещение. Дезинфекция игрушек, посуды. — Изоляция контактных:дети, не болевшие скарлатиной, посещающие ДДУ и первые два класса школ, не допускаются в эти учреждения в течение 7 дней с момента изоляции больного | |
5. | Сроки изоляции:до клинического выздоровления, но не ранее чем через 10 дней от начала заболевания. Допуск в коллектив ребенка не ранее, чем через 22 дня от начала заболевания (после дополнительной изоляции ребенка на дому на протяжении 12 суток после выздоровления) |
Ситуационная задача 134
Инструкция:ознакомьтесь с ситуацией и дайте развернутые ответы на вопросы
Основная часть
Вы — фельдшер ФАП. Вызов к ребенку 10 месяцев. Заболел остро. Сегодня утром повысилась температура тела до 39,00 С, дважды была рвота, периодически резко беспокоится, крик монотонный, отказывается от груди, на коже появилась сыпь.
При осмотре: состояние тяжелое, вялый, на окружающих не реагирует, большой родничок выбухает и напряжен, голова запрокинута назад, во время осмотра дал кратковременные судороги. Температура тела при осмотре 40,00 С, кожные покровы бледные, сыпь геморрагическая, звездчатая, располагается на ягодицах, бедрах, голенях, веках. Со стороны сердечно-сосудистой системы — тахикардия, приглушенность тонов сердца. При любом прикосновении ребенок беспокоится, плачет.
Эпидемиологический анамнез: у матери неделю назад был насморк, першило в горле.
Вопросы:
1. Поставьте диагноз.
2. Обоснуйте ответ.
3. Определите свою тактику по отношению к ребенку.
4. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи на догоспитальном этапе.
5. Диспансеризация детей, перенесших данное заболевание..
Источник
Тема№11: Осуществление сестринского ухода за ребенком при кори, краснухе, ветряной оспе, эпидемическом паротите.
Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Корь, краснуха, эпидемический паротит у детей редко встречающиеся инфекционные заболевания в связи с активной вакцинацией. Ветряная оспа наблюдается у детей чаще в детских коллективах. Учебная цель: 1.Закрепление теоретических знаний по теме. 2. Приобрести навыки осуществления сестринского ухода за ребенкомпри кори, краснухе, ветряной оспе, эпидемическом паротите. Учебные задачи: 1. Изучить причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, организацию и оказание сестринской помощи при кори, краснухе, ветряной оспе, эпидемическом паротите. 2.Научиться уходу за больным ребенком при кори, краснухе, ветряной оспе, эпидемическом паротите. Формируемые общие и профессиональные компетенции: ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей В процессе изучения темы формируются следующие компоненты профессиональной компетенции: Иметь практический опыт Уметь: · готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам; осуществлять сестринский уход за ребенком при кори, краснухе, ветряной оспе, эпидемическом паротите; · консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств; · осуществлять фармакотерапию по назначению врача; · вести утвержденную медицинскую документацию; Знать: причины, факторы риска, клинические проявления, возможные осложнения при кори, краснухе, ветряной оспе, эпидемическом паротите; · методы диагностики и подготовку ребенка к лабораторно- инструментальным методам исследования; организацию сестринского ухода, принципы лечения ребенка при кори, краснухе, ветряной оспе, эпидемическом паротите. Задачи работы: осуществление сестринского ухода за ребенком при кори, краснухе, ветряной оспе, эпидемическом паротите. Обеспеченность занятия (средства обучения): 1.Учебно-методическая литература Информационные средства обучения (литература, интернет ресурсы) 1. Особенности оказания сестринской помощи детям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. — https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436806.html 2. Сестринское дело в педиатрии [Электронный ресурс] : практическое руководство для медицинских училищ и колледжей / Качаровская Е. В., Лютикова О. К. — М. : ГЭОТАР-Медиа,2014. — https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431719.html 3. Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс] : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К. И. — М. : ГЭОТАР-Медиа,2017. — https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441862.html 4. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Электронный ресурс] / Н. В. Иванова [и др.] — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. Режим доступа: https://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441886.html 2.Дидактические материалы: Задания для выполнения: ситуационные задачи, тесты. Краткие теоретические и учебно-методические материалы. Корь — острое высококонтагиозное инфекционное заболевание, вызываемое вирусом и характеризующееся цикличностью течения. Механизм передачи инфекции воздушно- капельный. Восприимчивость к кори чрезвычайно высока. Инкубационный период кори продолжается от 7 до 21 дня. В клинической картине выделяют 3 периода: катаральный (3 — 4 дня), период высыпания (3- 4 дня) и период пигментации( 4- 5 дней). Типичные клинические признаки кори: -выраженные катаральные явления(частый, сухой, иногда «лающий» кашель, обильные выделения из носа, гиперемия ротоглотки); -конъюнктивит, сопровождающийся светобоязнью; -пятна Бельского — Филатова- Коплика, появляются на 1-2 дня до сыпи на слизистой оболочке щек напротив малых коренных зубов в виде мелких, беловатых точек, окруженных венчиком гиперемии; -пятнисто- папулезная сыпь, склонна к сливанию, появление этапно в 3 дня (лицо- туловище- конечности), появление высыпаний сопровождается повышением температуры, усилением интоксикации и катаральных явлений, переходит в пигментацию (пигментация происходит этапно, в том же порядке, как появилась сыпь, к 7-9 дню от начала высыпания полностью исчезает). Осложнения: бронхит, пневмония, стоматит, энтериты, колиты, менингит, энцефалит. Для специфической диагностики можно использовать вирусологические и серологические методы исследования. Клинический метод диагностики является ведущим. Лечение и уход. В большинстве случаев лечение проводится в домашних условиях. В случае необходимости госпитализации, больной должен помещаться обязательно в мельцеровский бокс, в связи с выраженной летучестью вируса кори. В качестве специфического лечения назначается противокоревой иммуноглобулин. Проводится детоксикационная, симптоматическая терапия, местное лечении (конъюнктивита, катаральных явлений). После перенесенной кори вырабатывается прочный иммунитет. Мероприятия с больным: госпитализация не обязательна, изоляция больного до 5 дня от начала высыпаний, организуют масочный режим при уходе за больным, регулярное проветривание, влажную уборку помещений. Мероприятия с контактными: выявить всех контактных, установить карантин на все детское учреждение на 21 день, установить наблюдение за контактными (термометрия, осмотр кожных покровов, слизистых оболочек, учет симптомов интоксикации), контактным ослабленным детям ввести внутримышечно но не позднее 3-5 дня после контакта противокоревой иммуноглобулин. Специфическая профилактика: поливалентная вакцина «Тримовакс» (против кори, краснухи, паротита) вводится подкожно V 12 месяцев; ревакцинация в 6 лет. Примечание: при отсутствии поливалентной вакцины можно ввести живую коревую вакцину подкожно V 12 месяцев; R 6 лет Краснуха — острое инфекционное заболевание, практически безвредное для детей, характеризующееся кореподобной сыпью. Возбудитель заболевания вирус. Механизмы передачи инфекции воздушно- капельный, трансплацентарный. Особую опасность краснуха представляет для беременных женщин, так как вирус краснухи имеет тропизм к эмбриональной ткани и обладает терратогенным действием (повреждающим действием на плод). Инфицирование плода может привести к его гибели или развитию тяжелых врожденных пороков развития. При врожденной краснухе наиболее часто развивается триада аномалий развития, получившая название «классического синдрома краснухи»: катаракта, пороки сердца, глухота. Инкубационный период краснухи составляет в среднем 18- 23 дня. Типичные клинические признаки кори: увеличение, болезненность затылочных и заднешейных лимфатических узлов, слабо выраженные катаральные явления (сухой кашель, заложенность носа, умеренная гиперемия зева), пятнисто- папулезная сыпь: бледно- розовая, не склонна к слиянию, появляется быстро в течение суток, не оставляет пигментации и шелушения. Осложнений обычно не наблюдается. Диагноз краснухи до настоящего устанавливается на основе клинико- эпидемиологических, гематологических данных (лейкопения, лимфоцитоз, нормальная СОЭ) могут оказывать некоторую помощь в диагностике. Специфические методы включают использование вирусологического и серологического обследования. Специального лечения не требуется, при необходимости назначаются симптоматические средства. Противокраснушный иммунитет обычно стойкий, пожизненный. Мероприятия с больным: госпитализация не обязательна, изоляция больного до 5 дня от начала высыпаний, организуют масочный режим при уходе за больным, регулярное проветривание, влажную уборку помещений. Мероприятия с контактными: выявить всех контактных, карантин не накладывают. Специфическая профилактика: поливалентная вакцина «Тримовакс» (против кори, краснухи, паротита) вводится подкожно V 12 месяцев, ревакцинация в 6 лет. Ветряная оспа — высококонтагиозное инфекционное заболевание, характеризующееся появлением на коже и слизистых оболочках сыпи в виде пузырьков с прозрачным содержимым. Возбудитель заболевания- вирус ветряной оспы близок к вирусу герпеса. Ветряная оспа относится к числу наиболее распространенных заболеваний в детском возрасте. Практически все население переболевают ею в возрасте до 10-14 лет. Источником заболевания могут быть больные ветряной оспой. Механизм передачи инфекции — воздушно- капельный. Инкубационный период продолжается от 11 до 21 дня. Клинические проявления.Везикулярная сыпь:появляется «толчками», сопровождающимися повышениями температуры,зудящая,локализуется на волосистой части головы, лице, туловище, конечностях, слизистых оболочках (отсутствует на ладонях и подошвах), в своем развитии проходит несколько стадий (пятно- папула- везикула- корочка), ложный полиморфизм сыпи (на коже одновременно имеются элементы сыпи на разных стадиях своего развития). Развитие осложнений связано со вторичным инфицированием элементов сыпи (пиодермии, абсцессы, стоматиты, импетиго, конъюнктивиты, буллезная стрептодермия, рожа и др.) Для специфической диагностики можно использовать выделение вируса (из ветряночных пузырьков) и серологические методы исследования. Лечение заболевания в основном симптоматическое и местное (пузырьки смазывают 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 1-2% раствором перманганата калия для лучшего подсыхания пузырьков и предупреждения их инфицирования). В настоящее время доказано, что наилучший эффект удается получить при назначении противовирусных препаратов (ацикловир, виролекс). После перенесенной ветряной оспы остается прочный иммунитет на долгие года. Мероприятия с больным: госпитализация не обязательна, изоляция больного до 5 дня после последнего высыпания, организуют масочный режим при уходе за больным, регулярное проветривание, влажную уборку помещения. Мероприятия с контактными: выявить всех контактных, установить карантин на все детское учреждение на 21 день(карантин снимается, если нет новых случаев заболевания ветряной оспой), установить наблюдение за контактными (термометрия, осмотр волосистой части головы, кожных покровов и слизистых оболочек), контактным ослабленным детям ввести внутримышечно иммуноглобулин. Специфическая профилактика ветряной оспы в нашей стране не проводится. Эпидемический паротит (свинка, заушница) — инфекционное заболевание, характеризующееся преимущественным поражением железистых органов (слюнных, поджелудочной желез, яичек), а также ЦНС. Основной механизм передачи инфекции воздушно-капельный. Инкубационный период обычно продолжается 11-23 дня. Типичные клинические признаки эпидемического паротита: припухлость области околоушной слюнной железы, тестоватой консистенции, болезненная, кожа над припухлостью напряжена, без изменения цвета, появляется с одной стороны, через 1-2 дня в процесс вовлекается железа с противоположной стороны, боль при жевании и глотании, отечность, гиперемия стенонова протока (выводного протока околоушной слюнной железы на слизистой щеки). Осложнения при эпидемическом паротите встречаются редко. Возможно развитие стоматита, сахарного диабета, орхита, бесплодия, тугоухости, менингита. Для специфической диагностики можно использовать выделение вируса (из слюны, крови, спинномозговой жидкости) и серологические методы исследования. Мероприятия с больным: госпитализация не обязательна, срок изоляции больного 9 дней, текущую дезинфекцию производят систематически, организуют масочный, хлорный режим при уходе за больным. Мероприятия с контактными: выявить всех контактных, установить карантин на 21 день, установить наблюдение за контактными (термометрия, осмотр области околоушных слюнных желез, слизистых оболочек щек, учет симптомов интоксикации). Специфическая профилактика: вакцинация проводится поливалентной вакциной «Тримовакс» (против кори, краснухи, паротита) подкожно. V-12 мес, ревакцинация в 6 лет. Лечение болезни проводится в домашних условиях, показаны сухое тепло на область пораженной железы, симптоматическая терапия. После перенесенного эпидемического паротита вырабатывается стойкий иммунитет. Повторные случаи болезни не встречаются. Вопросы для самоконтроля: 1.Причины, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода при кори. 2.Причины, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода при краснухе. 3.Причины, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода при ветряной оспе. 4.Причины, клинические проявления, принципы лечения, особенности сестринского ухода при эпидемическом паротите. Инструкция по выполнению практической работы: 1.Внимательно прочитайте ситуационную задачу. 2.Выполните задания к ней. Задача-эталон. Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, пришли проверить состояние ребёнка 5 лет, который наблюдается по поводу ветряной оспы. Задание: 1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства. 3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме. Эталон ответа. Цель: исключить распространение инфекции, предупредить развитие вторичной инфекции.
3.План беседы с родителями — информировать родителей о причинах заболевания, возможных осложнениях, родители будут понимать целесообразность выполнения всех мероприятий ухода. Задачи для самостоятельного решения Задача №1. Медицинская сестра на патронаже у ребенка 5 лет больного корью. Ребенок болен 6-ой день,2 день высыпания. Предъявляет жалобы на повышение температуры тела до 37,8-38 0С, гнойное отделяемое из глаз, светобоязнь, сухой кашель, насморк, высыпания по телу. При осмотре температура-37,80С, ЧСС-120 в мин,ЧДД-28 в мин. На кожных покровах лица, верхней половине туловища пятнисто-папулезная сыпь. Физиологические отправления в норме. Задание: 1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства. 3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме. Задача №2. Медицинская сестра детского сада при утреннем осмотре ребенка 4 лет выявила, что ребенок капризничает, жалуется на головную боль, боль при жевании. При осмотре ребенок вялый, температура 37,8С, кожные покровы чистые, припухлость в околоушной области справа, болезненная при пальпации, плотноватая. Медицинский диагноз: эпидемический паротит. Задание: 1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства. 3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме. |
Источник