Разобщение детей контактных с больным краснухой проводится на
Методическая разработка теоретического занятия №30 по теме «Организация и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей (краснуха)» по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИЯ № 30
По ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ
МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ
Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии
Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
(базовый уровень)
Купино
2019
Пояснительная записка
к методической разработке ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии. Тема: «Организация и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей».
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний у обучающихся по теме «Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях внутренних органов у детей». Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень подготовки).
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
З1 — причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи, принципы применения лекарственных средств при инфекционных заболеваниях у детей.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Осмысление пройденного материала» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» реализация ОК 13» (приложение №3), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№4), «Подведение итогов» (приложение № 5).
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия «Организация и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей».
Место проведения кабинет лечения пациентов детского возраста, сестринского ухода в педиатрии.
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Изучение данной темы способствует формированию профессиональных компетенция.
Цели занятия:
1. Образовательная: Обеспечить обучающихся новыми знаниями необходимыми для организации и оказания сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей.
2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.
3. Развивающая: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для составления и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных задач (ОК 13).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи, принципы применения лекарственных средств при инфекционных заболеваниях у детей.
Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 3, ОК 12, ОК 13.
Междисциплинарная интеграция:
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий
ЕН. 01. Математика
ПМ 02
УП
Внутридисциплинарная интеграция:
Методическое обеспечение занятия: Применение информационных технологий. Тестовые задания для закрепления материала.
Самостоятельная работа: Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр. 421-423.
Задания для внеаудиторной работы студентов: Изучение Федеральных клинических рекомендаций по педиатрии.
Перечень литературы:
Основная Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. Педиатрия с детскими инфекциями Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
Дополнительная: Сестринское дело в педиатрии. Практикум. В.Д. Тульчинская, Ростов, 2015.
Описание хода занятия
Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций
Ориентировочное время
Содержание этапа. Методическое обоснование
1.
Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность
2 мин.
Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2.
Теоретическое осмысление пройденной темы реализация. ОК 4; (приложение № 1) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания в форме тестового контроля (Приложение № 1, №5.
10 мин.
Выполнение студентами тестовых заданий
3.
Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1;
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста
3 мин.
Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
4.
Изложение нового материала (приложение №2)
Цель- сформировать знания по организации и оказанию сестринской помощи при заболеваниях внутренних органов у детей.
45 мин
Проблемный метод изложения материала. Применение информационных технологий.
5.
Физкультминутка:
реализация ОК 13 (приложение № 3)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей
5 мин
Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6.
Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 12
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы
5 мин
Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.
7.
Осмысление и систематизация полученных знаний по формированию ОК 3; ОК 4; ОК 12. (приложение № 4)
Цель: сформировать знания по организации и оказанию сестринской помощи при заболеваниях внутренних органов у детей.
5 мин.
Выполнение студентами тестов.
8.
Подведение итогов
(приложение № 5)
5 мин.
Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.
9.
Самостоятельная работа
10 мин.
Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр. 421-423. Изучение Федеральных клинических рекомендаций по педиатрии.
Всего
90 мин
Приложение № 1
(Теоретическое осмысление пройденной темы)
Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем, при организации и оказании сестринской помощи, при инфекционных заболеваниях у детей (кори), при выполнении тестовых заданий
Инструкция: Внимательно прочтите тестовые задания. В каждом задании вложено определенное количество ответов, один из которых является верным
1. Пятна Бельского-Филатова-Коплика появляются у детей при
а) аденовирусной инфекции
б) гриппе
в) ветряной оспе
г) кори
2. Возбудителем кори является
а) вирус
б) пневмококк
в) микобактерия
г) шигелла
3. Продолжительность инкубационного периода при кори в типичных случаях (в днях)
а) 1 — 6
б) 7 — 17
в) 18 — 28
г) 29 — 35
4. Пятна Бельского-Филатова-Коплика появляются у детей на
а) лице
б) туловище
в) конечностях
г) слизистой оболочке щек
5. Сыпь при кори появляется на день болезни
а) 1 — 2
б) 2 — 3
в) 4 — 5
г) 6 — 7
6. Первые элементы сыпи при кори у детей появляются на
а) лице
б) туловище
в) руках
г) ногах
7. Сыпь при кори у детей
а) геморрагическая
б) везикулезная
в) пустулезная
г) пятнисто-папулезная
8. Карантин на детей, имевших контакт с больным корью, составляет (дней)
а) 7 — 10
б) 10 — 14
в) 17 — 21
г) 22 — 27
9. Активную иммунизацию против кори проводят детям
а) живой коревой вакциной
б) человеческим иммуноглобулином
в) туберкулином
г) аскорбиновой кислотой
10. Пигментация сыпи у детей наблюдается при
а) ветряной оспе
б) кори
в) скарлатине
г) краснухе
Приложение № 2
(Изложение нового материала)
Краснуха
Краснуха — острая вирусная инфекция, характеризующаяся кореполобной сыпью (экзантемой), генерализованной лимфаденопатией, умеренно выраженной лихорадкой, а при поражении плода — возможностью развития эмбрио- и фетопатий.
Этиология. Вирус краснухи относится к тогавирусам, содержит РНК. Во внешней среде нестоек, быстро погибает при нагревании до 56 °С, при высушивании, под влиянием УФ-лучей, эфира, формальдегида и других дезинфицирующих средств.
Источник инфекции — человек, больной краснухой. Заражение происходит воздушно-капельным путем. Больной считается заразным с момента появления первых симптомов болезни и в течение 5 дней от начала высыпания. Вирус может быть обнаружен в носоглотке за несколько дней до появления сыпи и продолжает выделяться в течение 2 нед и более. После перенесенного заболевания развивается стойкий иммунитет.
Заболевают преимущественно дети в возрасте от 1 года до 7 лет. Дети в возрасте до 6 мес болеют очень редко благодаря врожденному иммунитету. Особую опасность представляет краснуха для беременных, так как заболевание в первые 3 мес. беременности может послужить причиной врожденных пороков развития у ребенка (катаракта, микроцефалия, пороки сердца и др.).
Клиническая картина. Инкубационный период продолжается 15-24 дня, наиболее часто заболевание начинается через 16-18 дней после контакта с больным краснухой. Обшее состояние больных страдает мало, первый симптом заболевания – экзантема, небольшая слабость, недомогание, умеренная головная боль, иногда боли в мышцах и суставах. Температура тела субфебрильная, иногда повышается до 38—39 °С и держится 1—3 дня.
Сыпь вначале появляется на лице и в течение нескольких часов распространяется по всему телу. Локализуется преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей, вокруг суставов, на спине и ягодицах. Сыпь розового цвета, мелкопятнистая или пятнисто-папулезная. Экзантема появляется на неизмененном фоне кожи. Краснушная сыпь значительно мельче коревой. Тенденции к слиянию отдельных элементов сыпи не наблюдается. Элементы сыпи держатся около 3 дней, хотя иногда могут сохраняться до 5 дней или исчезать через 1 сут после появления. После сыпи пигментации не остается.
Катаральные явления при краснухе отмечаются за 1-2 дня до сыпи. Конъюнктивит выражен слабо, может быть небольшая инъекция сосудов склер.
С первых дней болезни появляется характерный симптом краснухи — увеличение периферических лимфатических узлов, особенно затылочных и заднешейных. В крови — лейкопения, относительный лимфоцитоз и появление плазматических клеток, иногда увеличивается количество моноцитов.
Тяжелым осложнением краснухи является энцефалит, развивающийся после исчезновения сыпи. Дети жалуются на ухудшение самочувствия, головную боль. Появляются судороги, гемипарезы. Возможны и менингеальные симптомы. Летальность велика.
Диагноз краснухи устанавливают на основании клинико- эпидемиологических данных, а также результатов лабораторных методов исследования: гематологических, вирусологических и серологических.
Лечение. Специального лечения не требуется. При необходимости назначают симптоматические средства. В случае развития тяжелых неврологических осложнений показана срочная госпитализация.
Профилактика. Больных краснухой изолируют из коллектива на 5 дней. Разобщение детей, имевших контакт с больными краснухой, не проводится.
Для активной иммунизации против краснухи применяют специфические вакцины.
Прогноз благоприятный.
Приложение № 3
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.
И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение №4
Осмысление и систематизация полученных знаний
Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем, при организации и оказании сестринской помощи, при инфекционных заболеваниях у детей (краснухи), при выполнении тестовых заданий
Инструкция: Внимательно прочтите тестовые задания. В каждом задании вложено определенное количество ответов, один из которых является верным
1. Возбудителем краснухи является
а) вирус
б) стрептококк
в) шигелла
г) микоплазма
2. Краснухой заболевают преимущественно дети в возрасте
а) 1 –6 мес.
б) 1 – 7 лет
в) 7 – 10 лет
г) 10 – 14 лет
3. Продолжительность инкубационного периода при краснухе (дни)
а) 2 — 2
б) 4 — 5
в) 7 — 10
г) 15 — 24
4. Мелкая сыпь розового цвета, пятнистого характера, на неизмененном фоне кожи без тенденции к сливанию наблюдается при
а) менингококковой инфекции
б) кори
в) краснухе
г) скарлатине
5. Разобщение детей, контактных с больным краснухой, проводится на:
а) 7 день
б) 10 день
в) не проводится
г) 21 день
6. Источником инфекции при краснухе является:
а) больной врожденной краснухой
б) вирусоноситель
в) больной врожденной и приобретенной краснухой, а также вирусоноситель
7. Сыпь при краснухе:
а) пятнисто-папулезная, розового цвета на неизмененном фоне кожи
б) уртикарная, неправильной формы
в) папулезно-везикулезная
г) геморрагическая
8. Определение понятия «краснуха»:
а) зооантропоноз
б) острое инфекционное заболевание, протекающее с поражением ЦНС, сыпью
в) острое инфекционное заболевание, протекающее со слабо выраженными интоксикацией и катаральным синдромом, сыпью и увеличением затылочных и заднешейных лимфоузлов
г) острое инфекционное заболевание, протекающее с увеличением шейных лимфатических узлов и налетами на миндалинах
9. Тератогенное действие на плод оказывает:
а) вирус кори
б) вирус паротита
в) вирус оспы
г) вирус краснухи
10. Ранее осложнение краснухи:
а) полиартрит
б) гнойный лимфаденит
в) энцефалит
г) конъюктивит
Приложение №5
(Подведение итогов)
Система оценивания к тестовым заданиям:
(Теоретическое осмысление пройденной темы)
Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону – показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону – показателю) выставляется 0 баллов.
Максимальное количество заработанных баллов -10 баллов.
«Отлично» — ставится если студент набрал 10-9 баллов
«Хорошо» — ставится если студент набрал 8 баллов
«Удовлетворительно» — ставится если студент набрал 7 баллов
«Неудовлетворительно» — ставится если студент набрал 6 и менее баллов
Эталон ответов: 1-г, 2-а, 3-б, 4-г, 5-в, 6-а, 7-г, 8-в, 9-а, 10-б.
(Подведение итогов)
Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону – показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону – показателю) выставляется 0 баллов.
Максимальное количество заработанных баллов -10 баллов.
«Отлично» — ставится если студент набрал 10-9 баллов
«Хорошо» — ставится если студент набрал 8 баллов
«Удовлетворительно» — ставится если студент набрал 7 баллов
«Неудовлетворительно» — ставится если студент набрал 6 и менее баллов
Эталон ответов: 1-а, 2-б, 3-г, 4-в, 5-в, 6-в, 7-а, 8-в, 9-г, 10-в.
Источник
Краснуха
Краснуха — острое вирусное инфекционное заболевание с воздушно-капельным путем передачи.
Заболеваемость
За 2018 г. на территории Российской Федерации было зафиксировано 5 случаев краснухи.
Возбудитель
РНК — вирус семейства Tagaviridae рода Rubivirus, нестоек во внешней среде.
Источник инфекции
Заболевший краснухой, а также дети с синдромом врожденной краснухи.
Пути передачи
Воздушно-капельный, трансплацентарный (от матери плоду во время беременности).
Группы риска
Особую опасность краснуха представляет для беременных в связи с высоким риском инфицирования плода, влекущее за собой у них множественные пороки развития.
Инкубационный период
Симптомы краснухи появляются спустя 11-21 день с момента инфицирования.
Период заразности
Инфицированный человек становится заразным уже за 4 – 5 дней до появления симптомов. Продолжается период заразности до 5 – 7 дней после появления сыпи (в целом – около двух недель).
У детей с врожденной краснухой вирус может выделяться в течение 8—12 мес и более (до 2 лет) после рождения.
Клиника
Симптомы краснухи:
— незначительная лихорадка
— мелкая пятнисто-папулезная сыпь, преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей, спине и ягодицах
— катаральные явления в горле
— увеличение затылочных лимфоузлов
— боли в суставах (редко).
Инфицирование краснухой во время беременности может привести к развитию внутриутробной инфекции, которая может закончиться потерей беременности или развитием синдрома врожденной краснухи, при котором формируются врожденные дефекты плода, пороки сердца, поражения глаз (катаракта, врожденная глаукома и др.), снижению умственного развития ребёнка, снижению слуха.
Чем опасно заболевание
Инфекция особенно опасна в первом триместре беременности, в связи с вероятностью поражения вирусом эмбриона или плода. Особенно опасно инфицирование в первом триместре беременности.
Диагностика
Диагноз краснухи устанавливается на основании клинической картины, лабораторных данных (определение титра IgM к вирусу краснухи), а также эпидемиологической связи с другими подтвержденными случаями краснухи.
Лечение
Специфического лечения краснухи нет, лечение симптоматическое. Обычно лечение проводится на дому. Исключение — тяжёлое течение заболевания.
Профилактика
Профилактика краснухи — проведение плановой вакцинации в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.
Схема вакцинации детей
Для вакцинации используется как моновакцина, так и трехвалентная (корь, паротит, краснуха).
Вакцинация проводится в 12 месяцев, ревакцинация — в 6 лет.
Вакцинация и ревакцинация против краснухи также проводится детям от 1 года до 18 лет (включительно), женщинам от 18 до 25 лет (включительно), не болевшим, не привитым, привитым однократно против краснухи, не имеющим сведений о прививках против краснухи.
Противопоказания к вакцинации
-тяжелая аллергическая реакция на аминогликозиды
— сильная реакция на предыдущее введение вакцины (температура тела более 40*С, отек и покраснение в месте инъекции более 8 см в диаметре)
-анафилактическая реакция на яичный белок
-иммунодефицитные состояния, злокачественные заболевания крови, новообразования
-беременность
Реакция на введение вакцины
В большинстве случаев прививка против краснухи переносится хорошо, в некоторых случаях спустя 5-12 дней могут появиться незначительные катаральные явления (насморк, кашель), возможно повышение температуры до 38*С. В очень редких случаях возникает немногочисленная сыпь.
Неспецифическая профилактика
Неспецифическая профилактика заключается в исключении контактов с заболевшими краснухой, а также в соблюдении правил личной гигиены.
Источник