Разобщение детей контактных с больным краснухой проводится на

Методическая разработка теоретического занятия №30 по теме «Организация и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей (краснуха)» по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИЯ № 30

По ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии

Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень)

Купино

2019

Пояснительная записка

к методической разработке ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии. Тема: «Организация и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний у обучающихся по теме «Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях внутренних органов у детей». Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:

  • З1 — причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи, принципы применения лекарственных средств при инфекционных заболеваниях у детей.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Осмысление пройденного материала» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» реализация ОК 13» (приложение №3), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№4), «Подведение итогов» (приложение № 5).

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия «Организация и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей».

Место проведения кабинет лечения пациентов детского возраста, сестринского ухода в педиатрии.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Изучение данной темы способствует формированию профессиональных компетенция.

Цели занятия:

1. Образовательная: Обеспечить обучающихся новыми знаниями необходимыми для организации и оказания сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для составления и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных задач (ОК 13).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи, принципы применения лекарственных средств при инфекционных заболеваниях у детей.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 3, ОК 12, ОК 13.

Междисциплинарная интеграция:

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий

ЕН. 01. Математика

ПМ 02

УП

Внутридисциплинарная интеграция:

Методическое обеспечение занятия: Применение информационных технологий. Тестовые задания для закрепления материала.

Самостоятельная работа: Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр. 421-423.

Задания для внеаудиторной работы студентов: Изучение Федеральных клинических рекомендаций по педиатрии.

Перечень литературы:

Основная Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. Педиатрия с детскими инфекциями Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Дополнительная: Сестринское дело в педиатрии. Практикум. В.Д. Тульчинская, Ростов, 2015.

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Теоретическое осмысление пройденной темы реализация. ОК 4; (приложение № 1) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания в форме тестового контроля (Приложение № 1, №5.

10 мин.

Выполнение студентами тестовых заданий

3.

Читайте также:  Можно мазать краснуху зеленкой

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1;

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать знания по организации и оказанию сестринской помощи при заболеваниях внутренних органов у детей.

45 мин

Проблемный метод изложения материала. Применение информационных технологий.

5.

Физкультминутка:

реализация ОК 13 (приложение № 3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 12

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

5 мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний по формированию ОК 3; ОК 4; ОК 12. (приложение № 4)

Цель: сформировать знания по организации и оказанию сестринской помощи при заболеваниях внутренних органов у детей.

5 мин.

Выполнение студентами тестов.

8.

Подведение итогов

(приложение № 5)

5 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Самостоятельная работа

10 мин.

Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр. 421-423. Изучение Федеральных клинических рекомендаций по педиатрии.

Всего

90 мин

Приложение № 1

(Теоретическое осмысление пройденной темы)

Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем, при организации и оказании сестринской помощи, при инфекционных заболеваниях у детей (кори), при выполнении тестовых заданий

Инструкция: Внимательно прочтите тестовые задания. В каждом задании вложено определенное количество ответов, один из которых является верным

1. Пятна Бельского-Филатова-Коплика появляются у детей при

а) аденовирусной инфекции

б) гриппе

в) ветряной оспе

г) кори

2. Возбудителем кори является

а) вирус

б) пневмококк

в) микобактерия

г) шигелла

3. Продолжительность инкубационного периода при кори в типичных случаях (в днях)

а) 1 — 6

б) 7 — 17

в) 18 — 28

г) 29 — 35

4. Пятна Бельского-Филатова-Коплика появляются у детей на

а) лице

б) туловище

в) конечностях

г) слизистой оболочке щек

5. Сыпь при кори появляется на день болезни

а) 1 — 2

б) 2 — 3

в) 4 — 5

г) 6 — 7

6. Первые элементы сыпи при кори у детей появляются на

а) лице

б) туловище

в) руках

г) ногах

7. Сыпь при кори у детей

а) геморрагическая

б) везикулезная

в) пустулезная

г) пятнисто-папулезная

8. Карантин на детей, имевших контакт с больным корью, составляет (дней)

а) 7 — 10

б) 10 — 14

в) 17 — 21

г) 22 — 27

9. Активную иммунизацию против кори проводят детям

а) живой коревой вакциной

б) человеческим иммуноглобулином

в) туберкулином

г) аскорбиновой кислотой

10. Пигментация сыпи у детей наблюдается при

а) ветряной оспе

б) кори

в) скарлатине

г) краснухе

Приложение № 2

(Изложение нового материала)

Краснуха

Краснуха — острая вирусная инфекция, характеризующаяся кореполобной сыпью (экзантемой), генерализованной лимфаденопатией, умеренно выраженной лихорадкой, а при поражении плода — возможностью развития эмбрио- и фетопатий.

Этиология. Вирус краснухи относится к тогавирусам, содержит РНК. Во внешней среде нестоек, быстро погибает при нагревании до 56 °С, при высушивании, под влиянием УФ-лучей, эфира, формальдегида и других дезинфицирующих средств.

Источник инфекции — человек, больной краснухой. Заражение происходит воздушно-капельным путем. Больной считается заразным с момента появления первых симптомов болезни и в течение 5 дней от начала высыпания. Вирус может быть обнаружен в носоглотке за несколько дней до появления сыпи и продолжает выделяться в течение 2 нед и более. После перенесенного заболевания развивается стойкий иммунитет.

Заболевают преимущественно дети в возрасте от 1 года до 7 лет. Дети в возрасте до 6 мес болеют очень редко благодаря врожденному иммунитету. Особую опасность представляет краснуха для беременных, так как заболевание в первые 3 мес. беременности может послужить причиной врожденных пороков развития у ребенка (катаракта, микроцефалия, пороки сердца и др.).

Клиническая картина. Инкубационный период продолжается 15-24 дня, наиболее часто заболевание начинается через 16-18 дней после контакта с больным краснухой. Обшее состояние больных страдает мало, первый симптом заболевания – экзантема, небольшая слабость, недомогание, умеренная головная боль, иногда боли в мышцах и суставах. Температура тела субфебрильная, иногда повышается до 38—39 °С и держится 1—3 дня.

Читайте также:  Прививка от краснухи какая вакцина лучше

Сыпь вначале появляется на лице и в течение нескольких часов распространяется по всему телу. Локализуется преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей, вокруг суставов, на спине и ягодицах. Сыпь розового цвета, мелкопятнистая или пятнисто-папулезная. Экзантема появляется на неизмененном фоне кожи. Краснушная сыпь значительно мельче коревой. Тенденции к слиянию отдельных элементов сыпи не наблюдается. Элементы сыпи держатся около 3 дней, хотя иногда могут сохраняться до 5 дней или исчезать через 1 сут после появления. После сыпи пигментации не остается.

Катаральные явления при краснухе отмечаются за 1-2 дня до сыпи. Конъюнктивит выражен слабо, может быть небольшая инъекция сосудов склер.

С первых дней болезни появляется характерный симптом краснухи — увеличение периферических лимфатических узлов, особенно затылочных и заднешейных. В крови — лейкопения, относительный лимфоцитоз и появление плазматических клеток, иногда увеличивается количество моноцитов.

Тяжелым осложнением краснухи является энцефалит, развивающийся после исчезновения сыпи. Дети жалуются на ухудшение самочувствия, головную боль. Появляются судороги, гемипарезы. Возможны и менингеальные симптомы. Летальность велика.

Диагноз краснухи устанавливают на основании клинико- эпидемиологических данных, а также результатов лабораторных методов исследования: гематологических, вирусологических и серологических.

Лечение. Специального лечения не требуется. При необходимости назначают симптоматические средства. В случае развития тяжелых неврологических осложнений показана срочная госпитализация.

Профилактика. Больных краснухой изолируют из коллектива на 5 дней. Разобщение детей, имевших контакт с больными краснухой, не проводится.

Для активной иммунизации против краснухи применяют специфические вакцины.

Прогноз благоприятный.

Приложение № 3

Физкультминутка

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

Приложение №4

Осмысление и систематизация полученных знаний

Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем, при организации и оказании сестринской помощи, при инфекционных заболеваниях у детей (краснухи), при выполнении тестовых заданий

Инструкция: Внимательно прочтите тестовые задания. В каждом задании вложено определенное количество ответов, один из которых является верным

1. Возбудителем краснухи является

а) вирус

б) стрептококк

в) шигелла

г) микоплазма

2. Краснухой заболевают преимущественно дети в возрасте

а) 1 –6 мес.

б) 1 – 7 лет

в) 7 – 10 лет

г) 10 – 14 лет

3. Продолжительность инкубационного периода при краснухе (дни)

а) 2 — 2

б) 4 — 5

в) 7 — 10

г) 15 — 24

4. Мелкая сыпь розового цвета, пятнистого характера, на неизмененном фоне кожи без тенденции к сливанию наблюдается при

а) менингококковой инфекции

б) кори

в) краснухе

г) скарлатине

5. Разобщение детей, контактных с больным краснухой, проводится на:

а)​ 7 день

б) 10 день

в) не проводится

г) 21 день

6. Источником инфекции при краснухе является:

а) больной врожденной краснухой

б) вирусоноситель

в) больной врожденной и приобретенной краснухой, а также вирусоноситель

7. Сыпь при краснухе:

а) пятнисто-папулезная, розового цвета на неизмененном фоне кожи

б) уртикарная, неправильной формы

в) папулезно-везикулезная

г) геморрагическая

8. Определение понятия «краснуха»:

а)  зооантропоноз

б)  острое инфекционное заболевание, протекающее с поражением ЦНС, сыпью

в)  острое инфекционное заболевание, протекающее со слабо выраженными интоксикацией и катаральным синдромом, сыпью и увеличением затылочных и заднешейных лимфоузлов

г)  острое инфекционное заболевание, протекающее с увеличением шейных лимфатических узлов и налетами на миндалинах

9. Тератогенное действие на плод оказывает:

а) вирус кори

б) вирус паротита

в) вирус оспы

г) вирус краснухи

10. Ранее осложнение краснухи:

а) полиартрит

б) гнойный лимфаденит

в) энцефалит

г) конъюктивит

Читайте также:  Прививка от краснухи ревакцинация

Приложение №5

(Подведение итогов)

Система оценивания к тестовым заданиям:

(Теоретическое осмысление пройденной темы)

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону – показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону – показателю) выставляется 0 баллов.

Максимальное количество заработанных баллов -10 баллов.

«Отлично» — ставится если студент набрал 10-9 баллов

«Хорошо» — ставится если студент набрал 8 баллов

«Удовлетворительно» — ставится если студент набрал 7 баллов

«Неудовлетворительно» — ставится если студент набрал 6 и менее баллов

Эталон ответов: 1-г, 2-а, 3-б, 4-г, 5-в, 6-а, 7-г, 8-в, 9-а, 10-б.

(Подведение итогов)

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону – показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону – показателю) выставляется 0 баллов.

Максимальное количество заработанных баллов -10 баллов.

«Отлично» — ставится если студент набрал 10-9 баллов

«Хорошо» — ставится если студент набрал 8 баллов

«Удовлетворительно» — ставится если студент набрал 7 баллов

«Неудовлетворительно» — ставится если студент набрал 6 и менее баллов

Эталон ответов: 1-а, 2-б, 3-г, 4-в, 5-в, 6-в, 7-а, 8-в, 9-г, 10-в.

Источник

Краснуха

Краснуха — острое вирусное инфекционное заболевание с воздушно-капельным путем передачи.

Заболеваемость

За 2018 г. на территории Российской Федерации было зафиксировано 5 случаев краснухи.

Возбудитель

РНК — вирус семейства Tagaviridae рода Rubivirus, нестоек во внешней среде.

Источник инфекции

Заболевший краснухой, а также дети с синдромом врожденной краснухи.

Пути передачи

Воздушно-капельный, трансплацентарный (от матери плоду во время беременности).

Группы риска

Особую опасность краснуха представляет для беременных в связи с высоким риском инфицирования плода, влекущее за собой у них множественные пороки развития.

Инкубационный период

Симптомы краснухи появляются спустя 11-21 день с момента инфицирования.

Период заразности

Инфицированный человек становится заразным уже за 4 – 5 дней до появления симптомов. Продолжается период заразности до 5 – 7 дней после появления сыпи (в целом – около двух недель).

У детей с врожденной краснухой вирус может выделяться в течение 8—12 мес и более (до 2 лет) после рождения.

Клиника

Симптомы краснухи:

— незначительная лихорадка

— мелкая пятнисто-папулезная сыпь, преимущественно на разгибательных поверхностях конечностей, спине и ягодицах

— катаральные явления в горле

— увеличение затылочных лимфоузлов

— боли в суставах (редко).

Инфицирование краснухой во время беременности может привести к развитию внутриутробной инфекции, которая может закончиться потерей беременности или развитием синдрома врожденной краснухи, при котором формируются врожденные дефекты плода, пороки сердца, поражения глаз (катаракта, врожденная глаукома и др.), снижению умственного развития ребёнка, снижению слуха.

Чем опасно заболевание

Инфекция особенно опасна в первом триместре беременности, в связи с вероятностью поражения вирусом эмбриона или плода. Особенно опасно инфицирование в первом триместре беременности.

Диагностика

Диагноз краснухи устанавливается на основании клинической картины, лабораторных данных (определение титра IgM к вирусу краснухи), а также эпидемиологической связи с другими подтвержденными случаями краснухи.

Лечение

Специфического лечения краснухи нет, лечение симптоматическое. Обычно лечение проводится на дому. Исключение — тяжёлое течение заболевания.

Профилактика

Профилактика краснухи — проведение плановой вакцинации в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.

Схема вакцинации детей

Для вакцинации используется как моновакцина, так и трехвалентная (корь, паротит, краснуха).

Вакцинация проводится в 12 месяцев, ревакцинация — в 6 лет.

Вакцинация и ревакцинация против краснухи также проводится детям от 1 года до 18 лет (включительно), женщинам от 18 до 25 лет (включительно), не болевшим, не привитым, привитым однократно против краснухи, не имеющим сведений о прививках против краснухи.

Противопоказания к вакцинации

-тяжелая аллергическая реакция на аминогликозиды

— сильная реакция на предыдущее введение вакцины (температура тела более 40*С, отек и покраснение в месте инъекции более 8 см в диаметре)

-анафилактическая реакция на яичный белок

-иммунодефицитные состояния, злокачественные заболевания крови, новообразования

-беременность

Реакция на введение вакцины

В большинстве случаев прививка против краснухи переносится хорошо, в некоторых случаях спустя 5-12 дней могут появиться незначительные катаральные явления (насморк, кашель), возможно повышение температуры до 38*С. В очень редких случаях возникает немногочисленная сыпь.

Неспецифическая профилактика

Неспецифическая профилактика заключается в исключении контактов с заболевшими краснухой, а также в соблюдении правил личной гигиены.

Источник