Работа с ребенком с менингитом
Содержание статьи
Как защитить от менингита своего ребенка?
О том, что менингит крайне опасен, знают очень многие. О том, чем именно является менингит, догадываются лишь единицы. Не имея представления о том, откуда приходит эта болезнь, вы остаетесь перед ней безоружным.
По определению, менингит – это результат воспалительных процессов в оболочках головного и спинного мозга. Для выделения в особую группу случая, где в воспалительном процессе задействованы вещества мозга, медики, как правило, употребляют термин «энцефалит». Итак, знакомьтесь: менингоэнфалит.
Если обратиться к этиологии менингита, то он бывает инфекционным и неинфекционным. Также различают острый менингит, подострый менингит (длительность без применения антибиотиков около 2 недель), хронический менингит (продолжительность течения болезни без применения антибиотиков около одного месяца).
В большинстве случаев (80%) возбудителем менингита является менингококк. Также в числе возможных возбудителей гемофильная инфекция, инстрепктококк. Встречается еще туберкулезный менингит и вирусный менингит. Если грамотрицательные менингиты (менингиты, возбудителем которых является кишечная палочка), как правило, становятся результатом операций на Центральной нервной системе, то стафилококковый менингит чаще всего развивается при проникающих ранениях головы.
Даже если ваш ребенок рожден в срок, даже если у него не было никаких травм, он все равно находится в особой группе риска этого заболевания. Риск подхватить менингит наиболее высок у детей на первом месяце жизни. Высоко риск остается также у детей первых двух лет жизни. Им, как правило, грозит бактериальный, вирусный, грибковый, спиохетохный, риктосизный, протохойный, геминтный и некоторые другие виды менингита.
Как передается инфекция?
Проникнуть в организм вашего ребенка менингит может несколькими путями. Чаще всег через зараженную кровь, однако, вполне может и через лимфу. Не исключен также и контактный путь. В этом случае ребенок начинает жаловаться на боль в ухе, насморк. Если врач заметит у такого больного еще и воспаление пазух носа (фронтит), то он вполне может забрать ребенка в больницу с диагнозом менингит. Причина заражения контактным менингитом – близость очага инфекции к мозгу.
Как начинается менингит?
Есть у менингита один очевидный плюс. Он начинается резко, а потому не заметить эту болезнь никак нельзя. Родители детей, переболевших менингитом, очень хорошо помнят не только день проявления первых симптомов, но даже точный час. Итак, как только вы заметили у своего ребенка повышение температуры до критических показателей, немедленно вызывайте врача. При лечении этого смертельно опасного заболевания важна каждая минута. Чем раньше начнется курс лечения, тем выше вероятность того, что менингит не оставит после себя никаких побочных проявлений.
Но вернемся к самим симптомам. После того, как повысилась температура, появляется резкая головная боль, могут иметь место также тошнота и рвота. Течение болезни, по началу очень сильно похожее на простуду, со временем меняется. Если не ввести соответствующий медикаментозный курс лечения, к характерным для простуды симптомам добавляются сонливость, потеря сознания, не исключен также бред и судороги. При некоторых видах менингита на коже могут проявиться точечные кровоизлияния, а также пурпурные пятна небольшого размера. Отмечаются также болезненность и малоподвижность шеи. Если вы до этого не вызвали к ребенку врача, немедленно делайте это сейчас. Больше ждать нельзя ни минуты.
Для того, чтобы удостовериться, что в данном случае речь идет именно о менингите, врач назначит ребенку спинномозговую пункцию. Процедура действительно крайне неприятная, но, к сожалению, необходимая.
После получения спинномозговой жидкости ее в срочном порядке доставляют на анализ в лабораторию. Если в анализе будут показаны повышенное содержание лимфоцитов, наличие бактерий, а также будет констатировано изменение цвета жидкости, то никаких сомнений нет: это менингит.
Лечение
Лечить менингит можно только в больничных условиях. Чем раньше тут будет назначена специфическая антибиотикотерапия, тем лучше. Одновременно с применением антибиотиков ребенок также будет получать антисудорожную терапию, дегидратацию, ему будут прописаны антигистаминные препараты, а также назначена реабилитационная сосудистая и ноотропная терапия.
Есть ли средства профилактики менингита?
Они действительно есть, однако, их совсем не много. Существуют вакцины, однако, они не являются универсальными. На сегодняшний день привиться можно только от гемофильной и менингококковой инфекции. Наиболее широко проводится вакцинация против гемофильной инфекции. Как правило, она рекомендуется часто болеющим детям, детям, контактирующим с носителями гомофильной инфекцией, детям, посещающим дошкольные образовательное учреждения, детям, получающим искусственное вскармливание.
Любая болезнь попадает в организм в результате ослабевания защитных сил организма. Для того, чтобы этого не произошло, внимательно следите за режимом питания и сна вашего ребенка, практикуйте закаливание. И при первых же подозрениях на менингит, сразу же обращайтесь за врачебной помощью. Менингит – это то, чего действительно стоит бояться.
Ольга Минская,
журналист портала «103.by»
Источник
Менингит у детей. Что важно знать родителям!
Инфекций, способных вызвать менингит, очень много, поэтому важно знать особенности проявления этого заболевания, его лечения и профилактики.
Что такое менингит?
Менингит – воспалительное заболевание, поражающее менингеальную оболочки мозга. Возбудителей, способных вызвать менингит, очень много. В зависимости от возбудителя инфекционные менингиты делятся на бактериальные и вирусные. Очень важно как можно раньше понять, с каким именно возбудителем связана болезнь. Бактериальный менингит чаще протекает в тяжелой форме и приводит к значительным повреждениям нервной системы, а иногда и к летальному исходу. Вирусные менингиты обычно протекают более благоприятно и чаще не вызывают тяжелых осложнений.
Симптомы менингита
Стойкое повышение температуры тела от 39С
Головная боль
Напряжение в шее, невозможность наклонить голову к груди (так называемые менингеальные симптомы)
Тошнота и рвота
Нарушения сознания (сонливость, спутанность, потеря сознания)
Светобоязнь
У новорожденных детей менингит может иметь следующие особенности:
Затруднения при кормлении (вялое сосание, срыгивания).
Диарея.
Выбухание родничка.
Необычная вялость, сонливость.
Стертость клинической картины, отсутствие достоверных менингеальных симптомов.
Течение бактериальных и вирусных менингитов может различаться. Например, бактериальные менингиты часто сопровождаются судорогами и специфической темной «звездчатой» сыпью на коже. Вирусные менингиты могут развиваться на фоне обычных простудных заболеваний – насморка, кашля, а также инфекций с сыпью другого характера – красной или розовой.
Что делать, если у ребенка подозрение на менингит?
Менингит – неотложное состояние, нужно незамедлительно обратиться к врачу и пройти лечение в стационарных условиях.
Диагностика менингита
Анализ крови.
Люмбальная пункция – процедура, при которой через небольшой прокол в области поясницы извлекается небольшое количество спинномозговой жидкости (ликвора), окружающей головной и спинной мозг. Состав этой жидкости меняется при менингите и по характерным изменениям врач определяет причину болезни.
Компьютерная томография. При менингитах некоторые изменения в мозге диагностируются только с помощью компьютерной томограммы.
Детская клиника ЕМС обладает всеми возможностями для быстрой и качественной диагностики менингитов: собственной круглосуточной клинико-диагностической лабораторией, круглосуточным томографическим комплексом, где при необходимости и под наблюдением опытных анестезиологов исследования маленьким пациентам проводят под медикаментозным сном. Если для обследования и лечения необходима госпитализация, в клинике есть собственный стационар. Комфортабельные палаты для совместного пребывания мамы и ребенка, современные оригинальные препараты, индивидуальное питание, круглосуточный сестринский пост, создание дружелюбной и комфортной атмосферы во время пребывания в стационаре (игровые зоны, игровая площадка на улице) – всё это способствует быстрому выздоровлению.
Лечение менингита
Бактериальные менингиты лечатся антибиотиками, которые обычно вводятся внутривенно. Дополнительно применяются препараты для поддержания жизненно важных функций, например, для нормализации артериального давления. Во многих случаях применяются гормоны, они позволяют предупредить необратимую потерю слуха после бактериального менингита.
Вирусные менингиты антибиотиками не лечатся, т.к. антибиотики не действуют на вирусы. Лечение заключается в обеспечении покоя, обильного питья (либо введения жидкости внутривенно) и симптоматической терапии (препараты от головной боли).
Установление точной природы болезни может занять несколько дней. Это вынужденная задержка, поэтому врач обычно назначает антибиотик сразу, не дожидаясь результатов диагностики. Это делается исходя возможного наличия бактериального менингита, который не будет ждать, пока подтвердится диагноз.
Можно ли заразиться менингитом?
Бактерии и вирусы могут передаваться от человека к человеку, поэтому такая опасность существует.
Профилактика менингита
Вакцинация. Очень широко распространены менингиты, вызываемые менингококками (Neisseria meningitidis) и гемофильной палочкой (Haemofilus influenza type b), пневмококками и т.д. В Детской клинике ЕМС применяются сертифицированные европейские вакцины для создания надёжной защиты от менингита. В частности, для профилактики менингита, вызванного менингококками используется вакцина «МЕНАКТРА» производства Санофи Пастер (США) – современная конъюгированная 4-валентная менингококковая вакцина с 10-летним опытом клинического применения, единственная надежная и безопасная защита от менингококков A, C, Y и W, применяемая у детей в возрасте старше 9 месяцев и взрослых.
Предотвращение заражения: исключение контактов с больным, гигиена рук, использование индивидуальной посуды, столовых приборов и средств личной гигиены.
Для профилактики, в случае контакта с заболевшим, иногда могут назначаться антибиотики. Это делает только врач и только при необходимости. Самолечение и бесконтрольный прием лекарств могут быть опаснее, чем само заболевание.
Источник
Лекционный материал на тему «Значение последствий менингитов у детей в коррекционной педагогике»
ЗНАЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ МЕНИНГИТОВ У ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
ОТДАЛЕННЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИЕЙ.
Высокий уровень заболеваемости менингококковой инфекцией, а также большое количество неблагоприятных исходов вызвали необходимость разработки новых методов терапии не только в острый период заболевания, но и в период реабилитации. Многочисленные наблюдения за переболевшими различными формами менингококковой инфекцией показали, что остаточные явления отмечаются почти исключительно у тех переболевших, у которых наблюдались церебральные формы заболевания, включая менингококкемию.
Наиболее тяжелые последствия наблюдаются при менингитах и менингоэнцефалитах у детей, особенно раннего возраста, что объясняется, с одной стороны, тяжестью и диффузностью церебрального процесса, с другой – поражением незрелого мозга. В этом отношении наиболее уязвимым является еще недостаточно сформированная кора головного мозга, поражение которой в острый период в дальнейшем проявляется в первую очередь отставанием в интеллектуальном развитии. Одним из грозных последствий при менингококковом менингоэнцефалите является также формирование эпилептиформного синдрома с характерными для этого заболевания генерализованными или локальными (джексоновскими) судорогами и соответствующими психическими расстройствами. В ряде случаев могут возникать нейроэндокринопатии, водянка мозга и др. К нестойким функциональным церебральным расстройствам в период реабилитации следует отнести синдромы астении, внутричерепной гипертензии, ночного недержания мочи, вегетативно-сосудистые дистонии и диэнцефальные нарушения.
Последствия менингококкового менингита и менингоэнцефалита, прежде всего, зависят от тяжести острого периода, особенно длительности потери сознания, судорожного синдрома и выраженности очаговой церебральной симптоматики и локализации процесса. Первостепенное значение в исходах принадлежит своевременной, целенаправленной и полной этиотропной и патогенетической интенсивной терапии. Однако, и когда применяются массивные дозы антибактериальных препаратов, наблюдаются тяжелые остаточные явления. Причем частота остаточных явлений при своевременных методах лечения колеблется от 7,6 – 10,2 (М.В.Билецкая, 1950; П.А.Новиков с соавт., 1973) до 88% (Н.Я.Покровская, Л.М.Шошина, 1973). Столь значительная разница в частоте остаточных явлений, по данным различных исследователей, связана не только с тяжестью заболевания, методами терапии, возрастом больных, но и различным подходом в оценке выявленной неврологической симптоматики. Одни авторы учитывают лишь органические поражения центральной нервной системы, другие – и функциональные ее расстройства.
В связи с этим заслуживают внимания работы Н.ЯПокровской, Л.М.Шошиной (1973, 1975), посвященные катамнестическому обследованию 140 детей, у 65 из которых в отдаленный период наблюдения отмечена очаговая церебральная симптоматика (пирамидная недостаточность, атаксия, эпилептиформный синдром, поражение черепно-мозговых нервов, эндокринопатии). Развитие астенического синдрома и поражения черепно-мозговых нервов у детей после менингококкового менингита описали также П.Л.Новиков с соавторами (1972).
Согласно наблюдениям Л.И.Радионенко (1974) над 377 детьми, перенесшими менингококковый менингит и менингоэнцефалит, наиболее часто (86,4%) церебральные расстройства отмечались через 3 месяца после выписки из стационара, в том числе – у 60% они проявлялись астеническим синдромом, у 18,8% — внутричерепной гипертензией, у 47% — очаговыми поражениями головного мозга. Последние наиболее четко проявлялись пирамидной недостаточностью в виде пареза нижней мимической мускулатуры, асимметрией сухожильных, периостальных и кожных рефлексов. Церебральные парезы конечностей наблюдались у 13 больных. У 11 детей отмечены глазодвигательные расстройства, из них у 7 – с преимущественным поражением VI пары, у 4 – III пары. Глухота или выраженная тугоухость были выявлены у 9 детей, атаксия – у 23 еще во время лечения их в стационаре.
В дальнейшем, с помощью специальных аудиологических исследований, нарушение слуха диагностировано еще у 15 детей, расстройства функции вестибулярного анализатора отмечались у 24. При обследовании больных через 6 – 12 месяцев, наблюдалось снижение процента астенических явлений до 27. В отдаленные сроки (от 1 до 12 лет), после перенесенного заболевания, стойкие церебральные расстройства выявились у 31,2%, в том числе у 30 детей – снижение памяти, у 18 – нарушение речи; эпилептиформный синдром у 6 детей, адипозогенитальный – у 13, гидроцефалия – у 3.
В.Я.Давыдов (1974) наблюдал 526 больных всех возрастов, перенесших менингококковую инфекцию. У большинства реконвалесцентов при диспансерном осмотре обнаружились явления астении и вегетативно-сосудистой дистонии, значительно реже – очаговые органические поражения мозга (гидроцефалия, гемипарезы, изменения личности, невриты глазодвигательных, слуховых и лицевых нервов).
Особый интерес представляет комплексное обследование, проведенное А.П.Куцемиловой и Г.В.Макаровой (1976) в клинике В.И.Покровского. Установлено, что на протяжении длительного времени, в отдельных случаях до года и более, после перенесенных генерализованных форм менингококковой инфекции выявляются функциональные расстройства нервной системы, которые связаны с тяжестью и длительностью церебральных симптомов в острый период. Наиболее частыми из них являлись головная боль (у 68,6%), реже повышенная утомляемость (у 22%), нарушение памяти (у 20,3%), повышенная раздражительность (у 9,3%).
Из очаговых церебральных симптомов наиболее часто (18,6%) наблюдалась пирамидная недостаточность, у 14,4% — черепно-мозговая симптоматика. В единичных случаях отмечались афазия, дизартрия, эйфория, снижение критики, приступы кратковременной потери сознания без судорог. При психоневрологическом обследовании обнаружены нарушения психической деятельности различной степени, которые были наиболее выражены в случаях тяжелого течения менингоэнцефалитов с расстройствами психики в острый период. При этом у больных выявлены нарушение памяти с низким исходным уровнем запоминания, неравномерным характером и отсутствием воспроизведения через час. У них же наблюдались резкие нарушения внимания и мышления. Кроме указанных корковых расстройств зарегистрированы соответствующие изменения на электроэнцефалограмме.
Было обследовано 665 больных (детей 464, взрослых – 201) с тяжелыми генерализованными формами менингококковой инфекции, чаще проявлявшимся гнойным менингитом и менингоэнцефалитом, в том числе у 68,5% детей и у 25% взрослых – в сочетании с менингококкемией.
В катамнезе (от ! месяца до 3 лет) проведено неврологическое исследование у 442 больных (323 детей и 119 взрослых), включая и изучение биоэлектрической активности мозга с помощью метода электроэнцефалографии. Уже через 1 месяц после выписки из стационара почти во всех случаях обнаруживались те или иные функционарные церебральные расстройства. Наиболее часто (92,5%) они проявлялись в виде вегетативно-сосудистой дистонии. В 17,6% случаев на фоне вегетативных расстройств определялись признаки пирамидной недостаточности, в том числе у 16,5% в виде асимметрии сухожильных, периостальных и кожных рефлексов, патологических феноменов Бабинского, Оппенгейма, Чедока и др. Клинически выявленные микросимптомы поражения центральной нервной системы у всех обследованных находили свое отражение в соответствующих изменениях биоэлектрической активности мозга, проявлявшихся уплощением ЭЭГ-кривой, дезорганизацией альфа-потенциалов, наличием медленных дельта- и тета-волн, концентрация которых значительно превышала возрастную норму, а также нарушением корковых процессов перестройки в виде удлинения латентного периода и реакции последействия при функциональных пробах.
В последующие 2 – 3 месяца отмечалось постепенное смягчение вегетативно-сосудистых расстройств, но зато в значительном проценте случаев (у 86,5%) развивались астенический и гипертензионный синдромы, а также явления психастении (особенно у детей) и другие функциональные расстройства высшей нервной деятельности. Указанные изменения нервной системы более ярко проявлялись на фоне увеличения физической и особенно умственной нагрузки (возобновление занятий, учебы в школе и др.). Более стойким оказался синдром внутричерепной гипертензии, что вызывало необходимость проведения интенсивной дегидратационной терапии не только в амбулаторных, но и в стационарных условиях.
На 5 – 6-ой месяц после выписки из стационара процент астенических гипертензионных синдромов снижался до 33,5%, пирамидной недостаточности – до 9,0%, в том числе у 4 больных исчезли признаки гемипареза. Значительно уменьшились глазодвигательные нарушения у 8 больных, улучшились острота зрения – у 6 из 12 и слух – у 6 из 17.
Почти у всех больных постепенно уменьшились сосудистые и застойные явления на глазном дне. К этому периоду значительно смягчались нарушения памяти, мышления, внимания, хотя явления психастении сохранялись более продолжительное время – иногда до 2 – 3 лет и дольше.
Трудно поддавались лечению больные с церебральными расстройствами, проявляющимися позже — через 2 – 3 года после перенесенного менингококкового менингоэнцефалита.
Таким образом, анализ полученных данных указывает на более неблагоприятный исход при менингококковых менингитах и менингоэнцефалитах у детей по сравнению со взрослыми. Наиболее часто у детей после перенесенного заболевания наблюдались синдромы астении и психастении, явления внутричерепной гипертензии, отставания в интеллектуальном развитии. Причем нередко, при выписке из стационара, эти явления не определялись и обнаруживались в более отдаленном катамнезе, чаще при увеличении умственной нагрузки. Одним из объективных критериев выздоровления являлись исследования биоэлектрической активности мозга методом электроэнцефалографии, позволившие выявить изменения корковых и подкорковых биопотенциалов даже в случаях, когда при клиниконеврологическом обследовании какой-либо патологии, со стороны нервной системы, не определялось.
ЗНАЧЕНИЕ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МОЗГА В АБИЛИТАЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПОРЕЖЕНИЕМ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ ПЕДАГОГА – ДЕФЕКТОЛОГА В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ.
При проведении абилитационных и реабилитационных мероприятий следует учитывать резервные возможности мозга. Необходимо как можно полнее использовать остаточные возможности нарушенных функций и пораженных анализаторов. Следует помнить, что мозг ребенка обладает особенно высокими потенциальными возможностями. Компенсаторные возможности коры выше компенсаторных возможностей ядер подкорковых образований, что обусловлено меньшей специализацией клеток коры. В связи с этим функции пораженных клеток могут брать на себя другие нейроны. Отсутствие узкой специализации корковых нейронов является условием для возникновения самых разнообразных межнейронных цепей, охватывающие различные функции и различные анализаторы. В этом состоит важнейшая основа способности к обучению. В этом же заключается секрет успеха использования сохранных анализаторов для развития высшей нервной деятельности при поражении какого-либо анализатора.
Работа педагога-дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно-коррекционной работе по абилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. Это работа сочетается с другими звеньями комплексного восстановительного лечения. Врач рекомендует оптимальную индивидуальную позу, осуществляет медикаментозное лечение, проводит специальные упражнения с целью тренировки артикуляционного аппарата с применением массажа, обучает детей фиксации взора, тренирует подвижность глазных яблок.
Основная цель воспитательной работы – формирование личности ребенка в коллективе. Воспитательная работа должна способствовать лечению и закреплять его положительные результаты. В процессе специальных занятий педагог-дефектолог развивает у детей восприятие и представления, тренирует память и внимание, развивает праксис и совершенствуются речевые функции.
В результате общих усилий всего персонала лечебного учреждения (больница, санаторий, ясли, детский сад, школа-интернат) преодолевается образовавшаяся у ребенка социально-педагогическая запущенность. Комплексное лечение дает наибольший эффект в случае осуществления лечебных и педагогических мероприятий. Для этого составляется единый план проведения лечебных процедур, занятий и других мероприятий. Все эти мероприятия проводят в заранее определенной связи и последовательности. Контроль за выполнением всех звеньев лечебно-коррекционных мероприятий должен осуществлять врач. Педагог-дефектолог и логопед должны бать хорошо знакомы со всеми разделами лечения.
Источник