Пограничные состояния новорожденного желтуха
Пограничные состояния новорожденного — Студопедия
Период новорожденности — это период адаптации ребенка к условиям внеутробной жизни, длительность которого составляет 28 дней с момента рождения.
После появления на свет условия жизни ребенка радикально изменяются, он сразу попадает в другую окружающую среду, где значительно понижена температура (по сравнению с внутриматочной), появляются зрительные, звуковые и другие раздражители. Ребенку необходимо приспособиться к новому типу дыхания и способу получения питательных веществ, что сопровождается изменениями практически во всех системах организма.
Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления к родам, новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными или физиологическими)состояниями новорожденного. Для них характерно появление в родах или после рождения, затем проходят. Пограничными эти состояния называются не только потому, что они возникают на границе двух периодов жизни (внеутробного и внутриутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях (некомфортные условия внешней среды после рождения, дефекты ухода) могут приобретать патологические черты. Например, дети с низкой массой при рождении более чувствительны к перепадам температуры окружающей среды, что может стать причиной большой потери массы тела и развития патологических состояний.
К пограничным состояниям новорожденных детей относят:
1. Изменения кожных покровов отмечаются практически у всех новорожденных детей на 1-й неделе жизни:
- Простая эритема — краснота кожи, проявляющаяся после удаления первородной смазки, наиболее яркая на 2-е сутки после рождения[N1] , полностью исчезает к концу 1-й недели жизни.
· Шелушение кожных покровов — возникает на 3–5 день жизни, чаще бывает на животе, груди. Особенно обильное шелушение отмечается у переношенных детей. Лечения это состояние не требует, однако участки шелушения лучше после купания смазывать увлажняющим детским кремом или косметическим молочком.
- Токсическая эритема — пятнистая сыпь с серовато-желтыми уплотнениями в центре, которая располагается чаще всего на разгибательных поверхностях конечностей вокруг суставов, на груди. Самочувствие малышей при этом не нарушено, температура тела нормальная. В течение 1–3 дней могут появляться новые высыпания, через 2–3 дня сыпь исчезает. Лечения обычно не требуется, но при обильной токсической эритеме рекомендуется дополнительное питье, иногда врач назначает антигистаминные (противоаллергические препараты).
2. Потеря первоначальной массы тела при рождении возникает вследствие голодания из-за дефицита молока в первые дни установления лактации. Максимальная убыль массы тела обычно отмечается на 3–4 день жизни и составляет у здоровых новорожденных от 3 до 10% веса при рождении. Восстановление массы тела у доношенных новорожденных обычно наступает к 6–7 дню жизни у 60–70% детей, к 10-му — у 75–85% и ко 2-й неделе жизни у всех здоровых доношенных детей. Залогом хорошей прибавки веса у новорожденного ребенка является раннее прикладывание к груди, свободный режим вскармливания. Потеря более 10% массы тела при рождении может привести к ухудшению состояния ребенка. В этом случае в индивидуальном порядке врач решает вопрос о дополнительном выпаивании ребенка или докармливании смесью.
3. Физиологическая желтуха кожных покровов определяется повышением уровня билирубина в крови и отмечается у 60–70% детей. Билирубин в небольшом количестве содержится в крови у каждого взрослого и ребенка, однако в период [N2] новорожденности уровень этого вещества может повышаться, и связано это с особенностями новорожденного ребенка:
- Повышенное образование билирубина происходит при распаде эритроцитов — красных кровяных телец, в которых содержится основной переносчик кислорода в организме — гемоглобин. Внутриутробно в эритроцитах ребенка содержится так называемый фетальный гемоглобин, отличающийся по своей структуре от гемоглобина взрослого. После рождения начинается активный процесс распада эритроцитов с фетальным гемоглобином и синтез эритроцитов с гемоглобином взрослого.
- Незрелые ферменты печени новорожденного не справляются с большим количеством билирубина.
· Транзиторная желтуха кожных покровов появляется на 2–3 день жизни ребенка, достигает максимума на 3–4 день, исчезает к концу первой недели. Однако появление желтухи в первый день жизни или интенсивное желтое окрашивание кожи являются тревожным признаком и требуют проведения дополнительного обследования.
4. Нарушения теплового баланса возникают у новорожденных вследствие несовершенства процессов регуляции и нестабильности температуры окружающей среды. Новорожденные легко перегреваются и охлаждаются при некомфортных для них внешних условиях. Основными особенностями процесса теплорегуляции у младенцев являются:
· Способность детей легко терять тепло при некомфортных условиях (снижение температуры окружающей среды, мокрые пеленки);
· Сниженная способность отдавать тепло при повышении температуры окружающей среды (например, при перекутывании ребенка, расположении кроватки в непосредственной близости от батареи отопления или под прямыми солнечными лучами).
Все это приводит к тому, что в первые 30 минут после рождения у ребенка начинается процесс снижения температуры тела. Для профилактики переохлаждения сразу после появления из родовых путей малыша укутывают в стерильную пеленку, осторожно вытирают и помещают на подогреваемый пеленальный столик. Учитывая перечисленные выше особенности новорожденных детей, необходимо поддерживать комфортную температуру окружающей среды (для доношенного ребенка это 20–22°). При этом необходимо избегать возможного перегревания. Так как очень редко, у 1% родившихся детей, на 3–5 сутки может развиваться временная гипертермия — повышение температуры тела до 38–39°.
5.Гормональный криз новорожденных связан в основном с действием гормонов мамы на ребенка и встречается у доношенных новорожденных. У недоношенных детей данные состояния бывают [N3] достаточно редко. Половой криз включает несколько состояний:
· Нагрубание молочных желез, которое начинается на 3–4 день жизни, достигает максимума на 7–8 деньи затем постепенно уменьшается. Иногда из молочной железы отмечаются выделения молочно-белого цвета, которые по составу приближаются к молозиву матери. Увеличение молочных желез встречается у большинства девочек и у половины мальчиков. Это состояние не требует лечения, однако в ряде случаев — при выраженном нагрубании — педиатр рекомендует применять специальные компрессы. Кроме того, родителям можно порекомендовать накладывать на грудь ребенка специальную мягкую повязку, которая предотвратит возможное дополнительное травмирование одеждой кожи молочной железы. Ни в коем случае нельзя выдавливать у ребенка секрет молочных желез из-за опасности нагноения.
· Десквамативный вульвовагинит — обильные слизистые выделения серовато-белого цвета из половой щели, появляющиеся у 60–70% девочек в первые три дня жизни. Выделения бывают 1–3 дня и затем постепенно исчезают. Характер влагалищных выделений также может быть кровянистым — это не повод для беспокойства. Такое состояние терапии не требует.
· Милиа — беловато-желтые узелки размером 1–2 мм, возвышающиеся над уровнем кожи, локализующиеся чаще на крыльях носа и переносице, в области лба, подбородка. Это сальные железы с обильным секретом и закупоренными протоками. Встречаются у 40% новорожденных и не требуют лечения.
· Водянка оболочек яичек (гидроцеле) — встречаетсяу 5–10% мальчиков, проходит без лечения в период новорожденности.
6.Переходные изменения стула —расстройства стула, наблюдающиеся у всех новорожденных на первой неделе жизни. В первые 1–2 дня у всех новорожденных детей отходит первородный стул (меконий) -густая вязкая масса темно-зеленого цвета. Отсутствие мекония может быть признаком серьезного заболевания, например, кишечной непроходимости, что требует дополнительного обследования и лечения. На 3–4 день жизни, появляется переходный стул — негомогенный по консистенции и окраске (комочки, слизь, участки темно-зеленого цвета чередуются с зеленоватыми и желтыми). К концу первой недели жизни стул у большинства новорожденных детей устанавливается в виде желтой кашицы.
Преимущество грудного вскармливания
Грудное молоко – самый ценный и незаменимый продукт питания для детей первого года жизни.
В состав грудного молока входят:
1. белки, идеально подходящие ребенку (сывороточные альбумины и глобулины);
2. жиры, хорошо усваиваемые ребенком;
3. витамины и железо, необходимые ребенку для полноценного развития;
4. все микроэлементы (кальций, фосфор, медь, цинк и другие), потребность в которых испытывает ребенок;
5. достаточное количество воды, даже в жаркое время года;
6. специальные ферменты (липаза, лактоза), способствующие расщеплению основных ингридиентов материнского молока;
7. в женском молоке содержатся вещества, поддерживающие рост полезных бактерии (бифидо- и лакто- бактерий) в кишечнике, которые противодействуют заселению его болезнетворными бактериями; 8. специальный белок лактоферрин, связывающий и удерживающий железо, что не позволяет развиваться патогенной флоре в кишечнике ребенка;
9. вещество таурин, необходимое для нормального построения сетчатки глаза, а также для оптимального развития и функционирования головного мозга ребенка;
10. живые клетки крови (нейтрофилы, моноциты, лимфоциты), которые в буквальном смысле убивают патогенные бактерии в организме ребенка;
11. антитела, защищающие ребенка от многих инфекционных заболеваний;
В материнском молоке все перечисленные компоненты находятся в оптимальной для ребенка пропорции и поэтому идеально им усваиваются, не вызывая аллергических реакций.
Преимущества материнского молока на этом не заканчиваются:
aМатеринское молоко не нужно покупать, оно идеально упаковано и всегда готово к употреблению, температура грудного молока оптимальна для ребенка.
aМолоко здоровой матери не содержит бактерий.
aПсихологи утверждают, что грудное вскармливание способствует полноценному эмоциональному развитию ребенка, установлению эмоциональной близости между мамой и ребенком, сохраняющейся долгие годы.
aВо время кормления ребенок не только удовлетворяет собственное чувство голода, он испытывает чувство комфорта и защищенности.
aФормирование прикуса, строение лица, развитие речи у детей определяется также длительностью естественного вскармливания. Это связано с активным участием мышц мягкого неба в процессе получения молока из груди.
a В западных странах, где в прошлые годы широко применяли искусственными молочные смеси, сегодня стало очевидным, что дети, вскормленные материнским молоком, здоровее, уравновешеннее и талантливее, чем их сверстники, получавшие искусственные заменители материнского молока.
aГрудное вскармливание благотворно влияет не только на ребенка, но и на организм кормящей матери. Врачи гинекологи выявили зависимость между грудным вскармливанием и развитием рака молочной железы у женщины. Обнаружено, что у женщин, отказавшихся от грудного вскармливания, рак молочной железы диагностируется значительно чаще, чем у женщин, кормивших детей грудным молоком.
aКроме того, грудное вскармливание благоприятствует быстрому послеродовому восстановлению женщины, так как во время кормления в организме женщины вырабатывается специальный гормон окситоцин, способствующий лучшему кровенаполнению и сокращению матки.
aЛактация тормозит овуляцию и менструацию. Кормление грудью может привести к более позднему появлению месячных на несколько месяцев, иногда даже до окончания кормления грудью (контрацептивный эффект).
Источник
ÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ
ðÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ — ÒÁÚÌÉÞÎÙÅ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÅ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ×Ï×, ÓÌÉÚÉÓÔÙÈ ÏÂÏÌÏÞÅË É ×ÎÕÔÒÅÎÎÉÈ ÏÒÇÁÎÏ×, ÒÁÚ×É×ÁÀÝÉÅÓÑ Õ ÒÅÂÅÎËÁ × ÐÅÒ×ÙÅ ÄÎÉ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ É ÏÔÒÁÖÁÀÝÉÅ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÕÀ ÐÅÒÅÓÔÒÏÊËÕ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ. ë ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÍ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÎÏÓÑÔÓÑ ÒÏÄÏ×ÁÑ ÏÐÕÈÏÌØ, ÐÒÏÓÔÁÑ É ÔÏËÓÉÞÅÓËÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ, ÛÅÌÕÛÅÎÉÅ ËÏÖÉ, ÍÉÌÉÉ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÍÁÓÔÏÐÁÔÉÑ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ×ÕÌØ×Ï×ÁÇÉÎÉÔ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÖÅÌÔÕÈÁ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÄÉÓÐÅÐÓÉÑ, ÍÏÞÅËÉÓÌÙÊ ÉÎÆÁÒËÔ É ÄÒ. ðÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ ÎÅÏÎÁÔÏÌÏÇÏÍ É ÎÅ ÔÒÅÂÕÀÔ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÏÇÏ ÌÅÞÅÎÉÑ.
óÏÓÔÏÑÎÉÑ, ÒÅÁËÃÉÉ, ÏÔÒÁÖÁÀÝÉÅ ÐÒÏÃÅÓÓ ÐÒÉÓÐÏÓÏÂÌÅÎÉÑ (ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ) Ë ÒÏÄÁÍ, ÎÏ×ÙÍ ÕÓÌÏ×ÉÑÍ ÖÉÚÎÉ, ÎÁÚÙ×ÁÀÔ ÐÅÒÅÈÏÄÎÙÍÉ (ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÍÉ, ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÍÉ, ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍÉ) ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÍÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ. äÌÑ ÜÔÉÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ, × ÏÔÌÉÞÉÅ ÏÔ ÁÎÁÔÏÍÏ-ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÅÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ, ÈÁÒÁËÔÅÒÎÏ ÔÏ, ÞÔÏ ÏÎÉ ÐÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ × ÒÏÄÁÈ ÉÌÉ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ É ÚÁÔÅÍ ÐÒÏÈÏÄÑÔ.
ðÅÒÉÏÄ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÓÔÉ — ÐÅÒÉÏÄ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ Ë ÕÓÌÏ×ÉÑÍ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ, É ÏËÏÎÞÁÎÉÅ ÅÇÏ ÏÐÒÅÄÅÌÑÅÔÓÑ ÉÓÞÅÚÎÏ×ÅÎÉÅÍ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ (ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÈ, ÁÄÁÐÔÉ×ÎÙÈ) ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ. äÌÉÔÅÌØÎÏÓÔØ ÅÇÏ ÔÅÞÅÎÉÑ Õ ÒÁÚÎÙÈ ÄÅÔÅÊ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÎÅÏÄÉÎÁËÏ×Á — ÏÔ 2,5 ÄÏ 3,5 ÎÅÄÅÌØ. äÌÑ ÕÄÏÂÓÔ×Á ëÏÍÉÔÅÔ ÜËÓÐÅÒÔÏ× ÷ïú ÐÒÅÄÌÏÖÉÌ ÓÞÉÔÁÔØ ÎÅÏÎÁÔÁÌØÎÙÍ ÐÅÒÉÏÄÏÍ ÐÅÒ×ÙÅ 4 ÎÅÄÅÌÉ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ, Ô.Å. 28 ÄÎÅÊ.
÷ ÒÁÎÎÅÍ ÎÅÏÎÁÔÁÌØÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ×ÙÄÅÌÑÀÔ ÓÌÅÄÕÀÝÉÅ ÆÁÚÙ (ÐÅÒÉÏÄÙ) ÎÁÉÂÏÌØÛÅÇÏ ÎÁÐÒÑÖÅÎÉÑ ÁÄÁÐÔÉ×ÎÙÈ ÒÅÁËÃÉÊ:
- ÐÅÒ×ÙÅ 30 ÍÉÎ ÖÉÚÎÉ (ÏÓÔÒÁÑ ÒÅÓÐÉÒÁÔÏÒÎÏ-ÇÅÍÏÄÉÎÁÍÉÞÅÓËÁÑ ÁÄÁÐÔÁÃÉÑ);
- 1-6 Þ (ÐÅÒÉÏÄ ÁÕÔÏÓÔÁÂÉÌÉÚÁÃÉÉ, ÓÉÎÈÒÏÎÉÚÁÃÉÉ ÏÓÎÏ×ÎÙÈ ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÙÈ ÓÉÓÔÅÍ × ÕÓÌÏ×ÉÑÈ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ);
- 3-4-Å ÓÕÔËÉ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ (ÎÁÐÒÑÖÅÎÎÁÑÍÅÔÁÂÏÌÉÞÅÓËÁÑ ÁÄÁÐÔÁÃÉÑ × Ó×ÑÚÉ Ó ÐÅÒÅÈÏÄÏÍ ÎÁ ÁÎÁÂÏÌÉÞÅÓËÉÅ ÈÁÒÁËÔÅÒÉÓÔÉËÉ ÏÂÍÅÎÁ ×ÅÝÅÓÔ×, ÌÁËÔÏÔÒÏÆÎÙÍ ÔÉÐÏÍ ÐÉÔÁÎÉÑ).
óÒÁÚÕ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ ÒÅÂÅÎÏË ÐÏÐÁÄÁÅÔ × ÓÏ×ÅÒÛÅÎÎÏ ÉÎÙÅ ÕÓÌÏ×ÉÑ ÓÕÝÅÓÔ×Ï×ÁÎÉÑ, ÎÅÖÅÌÉ ÔÅ, ÞÔÏ ÏËÒÕÖÁÌÉ ÅÇÏ ×ÅÓØ ÐÅÒÉÏÄ ×ÎÕÔÒÉÕÔÒÏÂÎÏÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ. ïÒÇÁÎÉÚÍ ËÒÏÈÉ ×ÙÎÕÖÄÅÎ ÁÄÁÐÔÉÒÏ×ÁÔØÓÑ Ë ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏ ÂÏÌÅÅ ÎÉÚËÏÊ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÎÏÊ ÓÒÅÄÅ; ×ÏÓÐÒÉÎÉÍÁÔØ ÚÒÉÔÅÌØÎÙÅ, ÓÌÕÈÏ×ÙÅ É ÔÁËÔÉÌØÎÙÅ ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÉ; ÐÒÉÓÐÏÓÁÂÌÉ×ÁÔØÓÑ Ë ÎÏ×ÏÍÕ ÔÉÐÕ ÄÙÈÁÎÉÑ, ÐÉÔÁÎÉÑ É ×ÙÄÅÌÅÎÉÑ É Ô. Ä., ÞÔÏ ×ÅÄÅÔ Ë ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ × ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÓÉÓÔÅÍÁÈ ÏÒÇÁÎÉÚÍÁ, Ô. Å. ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ.
óÉÎÄÒÏÍ ‘ÔÏÌØËÏ ÞÔÏ ÒÏÄÉ×ÛÅÇÏÓÑ ÒÅÂÅÎËÁ’
äÁÎÎÏÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÐÏÄ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÉÅÍ ×ÙÂÒÏÓÁ ÒÁÚÌÉÞÎÙÈ ÇÏÒÍÏÎÏ× × ÏÒÇÁÎÉÚÍÅ ÒÅÂÅÎËÁ ×Ï ×ÒÅÍÑ ÒÏÄÏ× É ÂÏÌØÛÏÇÏ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Á ÒÁÚÄÒÁÖÉÔÅÌÅÊ (Ó×ÅÔ, Ú×ÕË, ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÁ, ÇÒÁ×ÉÔÁÃÉÑ — Ô. Î. ‘ÓÅÎÓÏÒÎÁÑ ÁÔÁËÁ’). üÔÏ ÏÂÕÓÌÏ×ÌÉ×ÁÅÔ ÐÅÒ×ÙÊ ×ÄÏÈ, ÐÅÒ×ÙÊ ËÒÉË, ÓÇÉÂÁÔÅÌØÎÕÀ (ÜÍÂÒÉÏÎÁÌØÎÕÀ) ÐÏÚÕ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ. ÷ ÐÅÒ×ÙÅ ÍÉÎÕÔÙ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ ÒÅÂÅÎÏË ×ÅÄÅÔ ÓÅÂÑ ÁËÔÉ×ÎÏ: ÉÝÅÔ ÓÏÓÏË, ÂÅÒÅÔ ÇÒÕÄØ, ÏÄÎÁËÏ ÓÐÕÓÔÑ 5-10 ÍÉÎÕÔ ÚÁÓÙÐÁÅÔ.
ðÒÉ ÎÅÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÙÈ ÏÂÓÔÏÑÔÅÌØÓÔ×ÁÈ ÍÏÖÅÔ ÒÁÚ×É×ÁÔØÓÑ ÎÁÒÕÛÅÎÉÅ ËÁÒÄÉÏÒÅÓÐÉÒÁÔÏÒÎÏÊ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ (ËÁÒÄÉÏÒÅÓÐÉÒÁÔÏÒÎÁÑ ÄÅÐÒÅÓÓÉÑ) — ÕÇÎÅÔÅÎÉÅ ÖÉÚÎÅÎÎÏ-×ÁÖÎÙÈ ÆÕÎËÃÉÊ × ÐÅÒ×ÙÅ ÍÉÎÕÔÙ É ÞÁÓÙ ÖÉÚÎÉ.
æÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÕÂÙÌØ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ
îÁÓÔÏÑÝÅÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ × ÐÅÒ×ÙÅ ÄÎÉ É ÄÏÓÔÉÇÁÅÔ ÍÁËÓÉÍÁÌØÎÙÈ ÐÏËÁÚÁÔÅÌÅÊ Ë 3-4 ÄÎÀ ÖÉÚÎÉ — ÏÔ 3 ÄÏ 10% ÏÔ ÐÅÒ×ÏÎÁÞÁÌØÎÏÇÏ ×ÅÓÁ Õ ÚÄÏÒÏ×ÙÈ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ. õ ÄÏÎÏÛÅÎÎÙÈ ÄÅÔÅÊ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ Ë 6-10 ÄÎÀ (75-80%); Õ ÎÅÄÏÎÏÛÅÎÎÙÈ — ËÏ 2-3 ÎÅÄÅÌÅ ÖÉÚÎÉ. ðÅÒ×ÏÎÁÞÁÌØÎÁÑ ÐÏÔÅÒÑ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ Ó×ÑÚÁÎÁ Ó ÕÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅÍ ÌÁËÔÁÃÉÉ Õ ÍÁÔÅÒÉ (ÄÅÆÉÃÉÔÏÍ ÍÏÌÏËÁ), ×ÙÄÅÌÅÎÉÅÍ ÍÏÞÉ É ËÁÌÁ, ÐÏÄÓÙÈÁÎÉÅÍ ÐÕÐÏ×ÉÎÎÏÇÏ ÏÓÔÁÔËÁ Õ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ É ÐÒ. úÁÌÏÇÏÍ ×ÏÓÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ É ÈÏÒÏÛÅÊ ÐÒÉÂÁ×ËÉ ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ ÓÌÕÖÉÔ ÒÁÎÎÅÅ ÐÒÉËÌÁÄÙ×ÁÎÉÅ Ë ÇÒÕÄÉ, ÅÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏÅ ×ÓËÁÒÍÌÉ×ÁÎÉÅ, ËÏÒÍÌÅÎÉÅ ‘ÐÏ ÔÒÅÂÏ×ÁÎÉÀ’. ðÒÉ ÐÏÔÅÒÅ ÂÏÌÅÅ 10% ÍÁÓÓÙ ÔÅÌÁ ÇÏ×ÏÒÑÔ Ï ÇÉÐÏÔÒÏÆÉÉ Õ ÒÅÂÅÎËÁ.
éÚÍÅÎÅÎÉÑ ÓÏ ÓÔÏÒÏÎÙ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ×Ï×
ë ÄÁÎÎÏÊ ÇÒÕÐÐÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÎÏÓÑÔÓÑ ÐÒÏÓÔÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ, ÔÏËÓÉÞÅÓËÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ, ÍÉÌÉÉ, ÛÅÌÕÛÅÎÉÅ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ×Ï×.
ðÏÄ ÐÒÏÓÔÏÊ ÜÒÉÔÅÍÏÊ ÐÏÎÉÍÁÀÔ ÄÉÆÆÕÚÎÕÀ ÇÉÐÅÒÅÍÉÀ ËÏÖÎÙÈ ÐÏËÒÏ×Ï× ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ, ÒÁÚ×É×ÁÀÝÕÀÓÑ ÐÏÓÌÅ ÕÄÁÌÅÎÉÑ ÐÅÒ×ÏÒÏÄÎÏÊ ÓÍÁÚËÉ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ËÏÖÉ Ë ÎÏ×ÙÍ ÆÁËÔÏÒÁÍ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ (×ÏÚÄÕÈÕ, Ó×ÅÔÕ É ÄÒ.). ÷ÙÒÁÖÅÎÎÁÑ ÇÉÐÅÒÅÍÉÑ ÓÏÈÒÁÎÑÅÔÓÑ 2-3 ÄÎÑ É ÐÏÌÎÏÓÔØÀ ÉÓÞÅÚÁÅÔ Ë ÉÓÈÏÄÕ 1-Ê ÎÅÄÅÌÉ. ðÏ ÍÅÒÅ ÉÓÞÅÚÎÏ×ÅÎÉÑ ÜÒÉÔÅÍÙ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÍÅÌËÏÐÌÁÓÔÉÎÞÁÔÏÅ ÉÌÉ ËÒÕÐÎÏÐÌÁÓÔÉÎÞÁÔÏÅ ÛÅÌÕÛÅÎÉÅ ËÏÖÉ, ÂÏÌÅÅ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÅ ÎÁ ÇÒÕÄÉ, ÖÉ×ÏÔÅ, ÌÁÄÏÎÑÈ É ÓÔÏÐÁÈ Õ ÄÅÔÅÊ, ÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔ ÐÅÒÅÎÏÛÅÎÎÏÊ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔÉ. ìÅÞÅÎÉÑ ÄÁÎÎÙÈ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÎÅ ÔÒÅÂÕÅÔÓÑ; ÎÁ ÕÞÁÓÔËÉ ÏÂÉÌØÎÏÇÏ ÛÅÌÕÛÅÎÉÑ ËÏÖÉ ÐÏÓÌÅ ËÕÐÁÎÉÑ ÍÏÖÎÏ ÎÁÎÏÓÉÔØ ÓÔÅÒÉÌØÎÏÅ ÒÁÓÔÉÔÅÌØÎÏÅ ÍÁÓÌÏ ÉÌÉ ÓÐÅÃÉÁÌØÎÕÀ ÄÅÔÓËÕÀ ËÏÓÍÅÔÉËÕ.
ðÒÉÍÅÒÎÏ Õ ÔÒÅÔÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÎÁ 2-5-Ê ÓÕÔËÉ ÖÉÚÎÉ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ, ÒÁÓÃÅÎÉ×ÁÅÍÏÅ ËÁË ÔÏËÓÉÞÅÓËÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÎÁ ËÏÖÅ ÐÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÜÒÉÔÅÍÁÔÏÚÎÙÅ ÐÑÔÎÁ Ó ÐÕÚÙÒØËÁÍÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÍÉ ÐÒÏÚÒÁÞÎÕÀ ÓÅÒÏÚÎÕÀ ÖÉÄËÏÓÔØ Ó ÂÏÌØÛÉÍ ËÏÌÉÞÅÓÔ×ÏÍ ÜÏÚÉÎÏÆÉÌÏ×. éÚÌÀÂÌÅÎÎÁÑ ÌÏËÁÌÉÚÁÃÉÑ ÜÌÅÍÅÎÔÏ× — ËÏÖÁ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÓÕÓÔÁ×Ï×, ÇÒÕÄÉ, ÑÇÏÄÉÃ. ôÏËÓÉÞÅÓËÁÑ ÜÒÉÔÅÍÁ ÏÂÙÞÎÏ ÒÅÇÒÅÓÓÉÒÕÅÔ ÞÅÒÅÚ 2-3 ÄÎÑ, ÏÄÎÁËÏ ÍÏÖÅÔ ×ÏÚÏÂÎÏ×ÌÑÔØÓÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ ÐÅÒ×ÏÇÏ ÍÅÓÑÃÁ ÖÉÚÎÉ. ðÏÓËÏÌØËÕ × ÏÓÎÏ×Å ÔÏËÓÉÞÅÓËÏÊ ÜÒÉÔÅÍÙ ÌÅÖÉÔ ÁÌÌÅÒÇÉÞÅÓËÁÑ ÒÅÁËÃÉÀ ÎÁ ÍÁÔÅÒÉÎÓËÉÅ ÂÅÌËÉ, ÐÒÉ ×ÙÒÁÖÅÎÎÙÈ ÐÒÏÑ×ÌÅÎÉÑÈ ÉÌÉ ÚÁÔÑÖÎÏÍ ÔÅÞÅÎÉÉ ÐÅÄÉÁÔÒ ÍÏÖÅÔ ÎÁÚÎÁÞÉÔØ ÒÅÂÅÎËÕ ÏÂÉÌØÎÏÅ ÐÉÔØÅ É ÐÒÉÅÍ ÁÎÔÉÇÉÓÔÁÍÉÎÎÙÈ ÐÒÅÐÁÒÁÔÏ×.
íÉÌÉÉ (ÍÉÌÉÁ, ÂÅÌÙÅ ÕÇÒÉ) ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ ÐÒÉÓÕÔÓÔ×ÕÀÔ Õ ÐÏÌÏ×ÉÎÙ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ. ïÎÉ ÐÒÅÄÓÔÁ×ÌÑÀÔ ÓÏÂÏÊ ÍÅÌËÉÅ ÐÕÚÙÒØËÉ, ÓÏÄÅÒÖÁÝÉÅ ÍÏÌÏÞÎÏ-ÂÅÌÙÊ ÉÌÉ ÂÅÌÏ-ÖÅÌÔÏ×ÁÔÙÊ ÓÅËÒÅÔ. íÉÌÉÉ ÏÂÒÁÚÕÀÔÓÑ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÚÁËÕÐÏÒËÉ ×Ù×ÏÄÎÙÈ ÐÒÏÔÏËÏ× ÓÁÌØÎÙÈ ÖÅÌÅÚ; ÞÁÝÅ ÒÁÓÐÏÌÁÇÁÀÔÓÑ × ÏÂÌÁÓÔÉ ÎÏÓÁ É ÌÂÁ; ÉÓÞÅÚÁÀÔ ÂÅÚ ÌÅÞÅÎÉÑ × ÔÅÞÅÎÉÅ 1-2 ÎÅÄÅÌØ.
îÅÕÄÏ×ÌÅÔ×ÏÒÉÔÅÌØÎÙÊ ÕÈÏÄ ÚÁ ËÏÖÎÙÍÉ ÐÏËÒÏ×ÁÍÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ ÐÒÉ ÄÁÎÎÙÈ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÈ ÍÏÖÅÔ ÓÐÏÓÏÂÓÔ×Ï×ÁÔØ ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÙÈ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÊ ËÏÖÉ.
çÏÒÍÏÎÁÌØÎÙÊ (ÐÏÌÏ×ÏÊ) ËÒÉÚ
üÔÁ ÇÒÕÐÐÁ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ×ËÌÀÞÁÅÔ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÍÁÓÔÉÔ, ÄÅÓË×ÁÍÁÔÉ×ÎÙÊ ×ÕÌØ×Ï×ÁÇÉÎÉÔ Õ ÄÅ×ÏÞÅË, ×ÏÄÑÎËÕ ÏÂÏÌÏÞÅË ÑÉÞÅË Õ ÍÁÌØÞÉËÏ×. ÷ÏÚÎÉËÎÏ×ÅÎÉÅ ÐÏÌÏ×ÏÇÏ ËÒÉÚÁ Õ 2/3 ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ Ó×ÑÚÁÎÏ Ó ÄÅÊÓÔ×ÉÅÍ ÍÁÔÅÒÉÎÓËÉÈ ÜÓÔÒÏÇÅÎÏ×, ÐÏÌÕÞÁÅÍÙÈ ÐÌÏÄÏÍ × ÐÏÓÌÅÄÎÉÅ ÍÅÓÑÃÙ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔÉ.
æÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÍÁÓÔÉÔ (ÍÁÓÔÏÐÁÔÉÑ) — ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ, ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÝÅÅÓÑ ÎÁÇÒÕÂÁÎÉÅÍ ÍÏÌÏÞÎÙÈ ÖÅÌÅÚ, ÇÉÐÅÒÅÍÉÊ ËÏÖÉ ÎÁÄ ÎÉÍÉ É ×ÙÄÅÌÅÎÉÅÍ ÍÏÌÏÚÉ×ÏÐÏÄÏÂÎÏÇÏ ÓÅËÒÅÔÁ. äÁÎÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ Õ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Á ÄÅ×ÏÞÅË É 50% ÍÁÌØÞÉËÏ×; ÓÏÈÒÁÎÑÅÔÓÑ Ó 3-4-ÇÏ ÄÎÑ ÄÏ ËÏÎÃÁ 2-3-Ê ÎÅÄÅÌÉ ÖÉÚÎÉ. ìÅÞÅÎÉÅ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÏÇÏ ÍÁÓÔÉÔÁ ÎÅ ÐÒÏ×ÏÄÉÔÓÑ; × ÓÌÕÞÁÅ ×ÙÒÁÖÅÎÎÏÇÏ ÎÁÂÕÈÁÎÉÑ ÍÏÌÏÞÎÙÈ ÖÅÌÅÚ ÍÏÖÅÔ ÂÙÔØ ÒÅËÏÍÅÎÄÏ×ÁÎÏ ÎÁÌÏÖÅÎÉÅ ÎÁ ÇÒÕÄÎÙÅ ÖÅÌÅÚÙ ÓÔÅÒÉÌØÎÏÊ ÐÏ×ÑÚËÉ. ëÁÔÅÇÏÒÉÞÅÓËÉ ×ÏÓÐÒÅÝÁÅÔÓÑ ÎÁÄÁ×ÌÉ×ÁÎÉÅ ÎÁ ÍÏÌÏÞÎÙÅ ÖÅÌÅÚÙ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ ÉÚ-ÚÁ ÏÐÁÓÎÏÓÔÉ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÉÎÆÅËÃÉÏÎÎÏÇÏ ÍÁÓÔÉÔÁ.
äÅÓË×ÁÍÁÔÉ×ÎÙÊ ×ÕÌØ×Ï×ÁÇÉÎÉÔ — ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÄÅ×ÏÞÅË, ÓÏÐÒÏ×ÏÖÄÁÀÝÅÅÓÑ ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅÍ ÓÌÉÚÉÓÔÙÈ ÉÌÉ ËÒÏ×ÑÎÉÓÔÙÈ ×ÙÄÅÌÅÎÉÊ ÉÚ ÐÏÌÏ×ÏÊ ÝÅÌÉ. ÷ÙÄÅÌÅÎÉÑ ÏÔÍÅÞÁÀÔÓÑ Õ 60-70% ÄÅ×ÏÞÅË × ÐÅÒ×ÙÅ ÔÒÉ ÄÎÑ ÖÉÚÎÉ É ÐÒÏÄÏÌÖÁÀÔÓÑ 1-3 ÄÎÑ. ÷ 5-7% ÓÌÕÞÁÅ× ÍÏÖÅÔ ÒÁÚ×É×ÁÔØÓÑ ÍÅÔÒÏÒÒÁÇÉÑ × ÏÂßÅÍÅ, ÎÅ ÐÒÅ×ÙÛÁÀÝÅÍ 1-2 ÍÌ, ÞÔÏ Ó×ÑÚÁÎÏ Ó ÐÒÅËÒÁÝÅÎÉÅÍ ÄÅÊÓÔ×ÉÑ ÜÓÔÒÏÇÅÎÏ× ÍÁÔÅÒÉ. ìÅÞÅÎÉÅ Ó×ÏÄÉÔÓÑ Ë ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÀ ÔÕÁÌÅÔÁ ÎÁÒÕÖÎÙÈ ÐÏÌÏ×ÙÈ ÏÒÇÁÎÏ× ÄÅ×ÏÞËÉ.
õ 5-10% ÍÁÌØÞÉËÏ× × ÐÅÒÉÏÄ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÓÔÉ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÇÉÄÒÏÃÅÌÅ, ËÏÔÏÒÏÅ ÐÒÏÈÏÄÉÔ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ, ÂÅÚ ÌÅÞÅÎÉÑ.
ðÅÒÅÈÏÄÎÙÅ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ ÓÔÕÌÁ
ðÅÒÅÈÏÄÎÙÅ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ ÓÔÕÌÁ ÎÁ ÐÅÒ×ÏÊ ÎÅÄÅÌÅ ÖÉÚÎÉ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ ÐÒÁËÔÉÞÅÓËÉ Õ ×ÓÅÈ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ. ë ÄÁÎÎÏÊ ÇÒÕÐÐÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÎÏÓÑÔÓÑ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÊ ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ ËÉÛÅÞÎÉËÁ É ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÁÑ ÄÉÓÐÅÐÓÉÑ. ðÏÓÌÅ ÏÔÈÏÖÄÅÎÉÑ × ÐÅÒ×ÙÅ 1-2 ÄÎÑ ÍÅËÏÎÉÑ (ÐÅÒ×ÏÒÏÄÎÏÇÏ ËÁÌÁ), ÉÍÅÀÝÅÇÏ ×ÉÄ ÇÕÓÔÏÊ ×ÑÚËÏÊ ÍÁÓÓÙ ÔÅÍÎÏ-ÚÅÌÅÎÏÇÏ Ã×ÅÔÁ, ÓÔÕÌ Õ ÒÅÂÅÎËÁ ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÞÁÓÔÙÍ. ðÅÒÅÈÏÄÎÙÊ ÓÔÕÌ ÉÍÅÅÔ ÎÅÇÏÍÏÇÅÎÎÕÀ ËÏÎÓÉÓÔÅÎÃÉÀ Ó ÐÒÉÍÅÓØÀ ËÏÍÏÞËÏ× É ÓÌÉÚÉ, ÏËÒÁÓËÕ Ó ÞÅÒÅÄÏ×ÁÎÉÅÍ ÕÞÁÓÔËÏ× ÔÅÍÎÏ-ÚÅÌÅÎÏÇÏ É ÖÅÌÔÏ-ÚÅÌÅÎÏÇÏ Ã×ÅÔÁ. ðÒÉ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ ËÏÐÒÏÇÒÁÍÍÙ ÏÂÎÁÒÕÖÉ×ÁÅÔÓÑ ÂÏÌØÛÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÌÅÊËÏÃÉÔÏ×, ÓÌÉÚÉ, ÖÉÒÎÙÈ ËÉÓÌÏÔ. ë ËÏÎÃÕ ÐÅÒ×ÏÊ ÎÅÄÅÌÉ ÓÔÕÌ ÐÒÉÏÂÒÅÔÁÅÔ ÇÏÍÏÇÅÎÎÕÀ ËÁÛÉÃÅÏÂÒÁÚÎÕÀ ËÏÎÓÉÓÔÅÎÃÉÀ É ÂÏÌÅÅ ÏÄÎÏÒÏÄÎÕÀ ÖÅÌÔÕÀ ÏËÒÁÓËÕ. ïÄÎÏ×ÒÅÍÅÎÎÏ Ó ÏÞÉÝÅÎÉÅÍ ËÉÛÅÞÎÉËÁ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÅÇÏ ÚÁÓÅÌÅÎÉÅ ÂÉÆÉÄÏ- É ÌÁËÔÏÆÌÏÒÏÊ.
ïÔÓÕÔÓÔ×ÉÅ ×ÙÄÅÌÅÎÉÑ ÍÅËÏÎÉÑ ÍÏÖÅÔ Ó×ÉÄÅÔÅÌØÓÔ×Ï×ÁÔØ Ï ÁÔÒÅÚÉÉ ÐÒÑÍÏÊ ËÉÛËÉ ÉÌÉ ËÉÛÅÞÎÏÊ ÎÅÐÒÏÈÏÄÉÍÏÓÔÉ Õ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ, ÞÔÏ ÔÒÅÂÕÅÔ ÎÅÍÅÄÌÅÎÎÏÊ ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÉ ÄÅÔÓËÏÇÏ ÈÉÒÕÒÇÁ. ðÒÉ ÎÁÒÕÛÅÎÉÉ ÆÏÒÍÉÒÏ×ÁÎÉÑ ÍÉËÒÏÂÎÏÇÏ ÐÅÊÚÁÖÁ ËÉÛÅÞÎÉËÁ ÒÁÚ×É×ÁÅÔÓÑ ÉÓÔÉÎÎÙÊ ÄÉÓÂÁËÔÅÒÉÏÚ.
éÚÍÅÎÅÎÉÑ ÆÕÎËÃÉÉ ÐÏÞÅË
ë ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÍ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ, ÈÁÒÁËÔÅÒÉÚÕÀÝÉÍ ÁÄÁÐÔÁÃÉÀ ÏÒÇÁÎÏ× ÍÏÞÅ×ÙÄÅÌÉÔÅÌØÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ Ë ÎÏ×ÙÍ ÕÓÌÏ×ÉÑÍ, ÏÔÎÏÓÑÔ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÕÀ ÏÌÉÇÕÒÉÀ, ÁÌØÂÕÍÉÎÕÒÉÀ É ÍÏÞÅËÉÓÌÙÊ ÉÎÆÁÒËÔ.
ðÒÉ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÏÊ ÏÌÉÇÕÒÉÉ, Ó×ÏÊÓÔ×ÅÎÎÏÊ ×ÓÅÍ ÚÄÏÒÏ×ÙÍ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÍ × ÐÅÒ×ÙÅ 3 ÓÕÔÏË ÖÉÚÎÉ, ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÕÍÅÎØÛÅÎÉÅ ×ÙÄÅÌÅÎÉÑ ÍÏÞÉ. ðÒÉÞÉÎÁÍÉ ÄÁÎÎÏÇÏ Ñ×ÌÅÎÉÑ ÓÌÕÖÁÔ ÓÎÉÖÅÎÉÅ ÐÏÓÔÕÐÌÅÎÉÑ × ÏÒÇÁÎÉÚÍ ÖÉÄËÏÓÔÉ É Ó ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÉ ÇÅÍÏÄÉÎÁÍÉËÉ.
ïÔÍÅÞÁÅÍÁÑ ÁÌØÂÕÍÉÎÕÒÉÑ (ÐÒÏÔÅÉÎÕÒÉÑ) ×ÙÚ×ÁÎÁ Õ×ÅÌÉÞÅÎÉÅÍ ÐÒÏÎÉÃÁÅÍÏÓÔÉ ÆÉÌØÔÒÁÃÉÏÎÎÏÇÏ ÂÁÒØÅÒÁ, ËÁÐÉÌÌÑÒÏ× É ËÁÎÁÌØÃÅ× ÐÏÞÅË, ÕÓÉÌÅÎÎÙÍ ÇÅÍÏÌÉÚÏÍ ÜÒÉÔÒÏÃÉÔÏ×.
ðÁÔÏÇÅÎÅÚ ÍÏÞÅËÉÓÌÏÇÏ ÉÎÆÁÒËÔÁ Ó×ÑÚÁÎ Ó ÏÔÌÏÖÅÎÉÅÍ ÓÏÌÅÊ ÍÏÞÅ×ÏÊ ËÉÓÌÏÔÙ × ÐÒÏÓ×ÅÔÅ ÐÏÞÅÞÎÙÈ ËÁÎÁÌØÃÅ×, ÞÔÏ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÏËÒÁÛÉ×ÁÀ ÍÏÞÉ × ËÒÁÓÎÏ×ÁÔÙÊ Ã×ÅÔ É ÐÏÑ×ÌÅÎÉÀ ÎÁ ÐÅÌÅÎËÁÈ ËÏÒÉÞÎÅ×Ï-ËÒÁÓÎÙÈ ÒÁÚ×ÏÄÏ×. ðÒÉ ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÉ ÏÂÝÅÇÏ ÁÎÁÌÉÚÁ ÍÏÞÉ ÏÂÎÁÒÕÖÉ×ÁÀÔÓÑ ÚÅÒÎÉÓÔÙÅ É ÇÉÁÌÉÎÏ×ÙÅ ÃÉÌÉÎÄÒÙ, ÜÐÉÔÅÌÉÊ, ÌÅÊËÏÃÉÔÙ. ðÒÉ ÍÏÞÅËÉÓÌÏÍ ÉÎÆÁÒËÔÅ ÎÅÏÂÈÏÄÉÍÏ ÓÌÅÄÉÔØ ÚÁ ÁÄÅË×ÁÔÎÙÍ ÐÏÔÒÅÂÌÅÎÉÅÍ ÖÉÄËÏÓÔÉ É ×ÙÄÅÌÅÎÉÅÍ ÍÏÞÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÍ. åÓÌÉ ÄÁÎÎÏÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ Õ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ ÎÅ ÉÓÞÅÚÁÅÔ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ, ÐÒÉÍÅÒÎÏ Ó 10-ÇÏ ÄÎÑ ÖÉÚÎÉ ÉÚÍÅÎÅÎÉÑ ÍÏÞÉ ÒÁÓÃÅÎÉ×ÁÀÔÓÑ ËÁË ÐÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ, ÔÒÅÂÕÀÝÉÅ ËÏÎÓÕÌØÔÁÃÉÉ ÄÅÔÓËÏÇÏ ÕÒÏÌÏÇÁ É ÐÒÏ×ÅÄÅÎÉÑ õúé ÐÏÞÅË ÒÅÂÅÎËÕ.
îÅÂÌÁÇÏÐÒÉÑÔÎÏÅ ÐÒÏÔÅËÁÎÉÅ ÄÁÎÎÙÈ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÍÏÖÅÔ ÐÏÓÌÕÖÉÔØ ÏÓÎÏ×ÏÊ ÄÌÑ ÐÏÓÌÅÄÕÀÝÅÇÏ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÄÉÓÍÅÔÁÂÏÌÉÞÅÓËÏÊ ÎÅÆÒÏÐÁÔÉÉ, ÉÎÆÅËÃÉÊ ÍÏÞÅ×Ù×ÏÄÑÝÉÈ ÐÕÔÅÊ, ÍÏÞÅËÁÍÅÎÎÏÊ ÂÏÌÅÚÎÉ.
ðÒÏÞÉÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ
÷ ÞÉÓÌÅ ÄÒÕÇÉÈ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ, ÐÒÅÖÄÅ ×ÓÅÇÏ, ÓÌÅÄÕÅÔ ÒÁÓÓÍÏÔÒÅÔØ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÅ ÎÁÒÕÛÅÎÉÑ ÔÅÐÌÏ×ÏÇÏ ÏÂÍÅÎÁ — ÇÉÐÏÔÅÒÍÉÀ É ÇÉÐÅÒÔÅÒÍÉÀ. ðÏÓËÏÌØËÕ ÒÏÖÄÅÎÉÅ ÒÅÂÅÎËÁ ÚÎÁÍÅÎÕÅÔÓÑ ÐÅÒÅÈÏÄÏÍ × ÉÎÕÀ ÏËÒÕÖÁÀÝÕÀ ÓÒÅÄÕ, ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÁ ËÏÔÏÒÏÊ ÎÁ 12-15C ÎÉÖÅ ×ÎÕÔÒÉÕÔÒÏÂÎÏÊ, × ÐÅÒ×ÙÊ ÞÁÓ ÖÉÚÎÉ Õ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ ÏÔÍÅÞÁÅÔÓÑ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÁÑ ÇÉÐÏÔÅÒÍÉÑ (ÓÎÉÖÅÎÉÅ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ ÔÅÌÁ ÄÏ 35,5-35,8C É ÎÉÖÅ). þÅÒÅÚ ÎÅÓËÏÌØËÏ ÞÁÓÏ× ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ ÔÅÌÁ ÐÏ×ÙÛÁÅÔÓÑ É ÓÔÁÂÉÌÉÚÉÒÕÅÔÓÑ.
ïÄÎÁËÏ ÎÅÓÏ×ÅÒÛÅÎÓÔ×Ï ÔÅÒÍÏÒÅÇÕÌÑÃÉÉ, ÏÂÍÅÎÁ ×ÅÝÅÓÔ×, ÐÅÒÅÇÒÅ×ÁÎÉÅ ÎÁ 3-5 ÓÕÔËÉ ÖÉÚÎÉ ÐÒÉ×ÏÄÑÔ Ë ÐÏ×ÙÛÅÎÉÀ ÔÅÍÐÅÒÁÔÕÒÙ ÔÅÌÁ ÄÏ 38-39C, Ô. Å. Ë ÒÁÚ×ÉÔÉÀ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÏÊ ÇÉÐÅÒÔÅÒÍÉÉ. îÁ ×ÙÓÏÔÅ ÌÉÈÏÒÁÄËÉ ÒÅÂÅÎÏË ÓÔÁÎÏ×ÉÔÓÑ ÂÅÓÐÏËÏÊÎÙÍ, ÍÏÇÕÔ ÒÁÚ×É×ÁÔØÓÑ ÐÒÉÚÎÁËÉ ÏÂÅÚ×ÏÖÉ×ÁÎÉÑ. ðÏÍÏÝØ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÍÕ ÚÁËÌÀÞÁÅÔÓÑ × ÒÁÓËÕÔÙ×ÁÎÉÉ ÒÅÂÅÎËÁ, ÎÁÚÎÁÞÅÎÉÉ ÏÂÉÌØÎÏÇÏ ÐÉÔØÑ, ÎÏÒÍÁÌÉÚÁÃÉÉ ÕÓÌÏ×ÉÊ ÏËÒÕÖÁÀÝÅÊ ÓÒÅÄÙ (ÐÒÏ×ÅÔÒÉ×ÁÎÉÉ ÐÏÍÅÝÅÎÉÑ).
ðÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ, ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÎÙÅ ÏÓÏÂÅÎÎÏÓÔÑÍÉ ÍÅÔÁÂÏÌÉÚÍÁ, ×ËÌÀÞÁÀÔ ÔÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÊ ÁÃÉÄÏÚ, ÇÉÐÏÇÌÉËÅÍÉÀ, ÇÉÐÏËÁÌØÃÉÅÍÉÀ, ÇÉÐÏÍÁÇÎÉÅÍÉÀ. ôÒÁÎÚÉÔÏÒÎÙÊ ÁÃÉÄÏÚ Ó×ÑÚÁÎ Ó ÉÚÍÅÎÅÎÉÅÍ ëïó É ÇÁÚÏ×ÏÇÏ ÓÏÓÔÁ×Á ËÒÏ×É ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ. ôÒÁÎÚÉÔÏÒÎÁÑ ÇÉÐÏÇÌÉËÅÍÉÑ — ÓÎÉÖÅÎÉÅ ËÏÎÃÅÎÔÒÁÃÉÉ ÇÌÀËÏÚÙ ËÒÏ×É ÄÏ 2,8-3,3 ÍÍÏÌØ/Ì ÏÂÕÓÌÏ×ÌÅÎÁ ÂÏÌØÛÉÍÉ ÜÎÅÒÇÅÔÉÞÅÓËÉÍÉ ÚÁÔÒÁÔÁÍÉ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÇÏ É ÂÙÓÔÒÙÍ ÉÓÔÏÝÅÎÉÅÍ ÜÎÅÒÇÅÔÉÞÅÓËÉÈ ÚÁÐÁÓÏ×. çÉÐÏËÁÌØÃÉÅÍÉÑ É ÇÉÐÏÍÁÇÎÉÅÍÉÑ ÒÁÚ×É×ÁÀÔÓÑ ×ÓÌÅÄÓÔ×ÉÅ ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÏÇÏ ÇÉÐÏÐÁÒÁÔÉÒÅÏÚÁ, ÉÍÅÀÝÅÇÏ ÍÅÓÔÏ × ÒÁÎÎÅÍ ÎÅÏÎÁÔÁÌØÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ. äÁÎÎÙÅ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ×ÏÚÎÉËÁÀÔ × ÐÅÒ×ÙÅ ÓÕÔËÉ É ÉÓÞÅÚÁÀÔ Ë ËÏÎÃÕ ÐÅÒ×ÏÊ ÎÅÄÅÌÉ ÖÉÚÎÉ.
ëÒÏÍÅ ÜÔÏÇÏ, Ë ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÍ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑÍ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ ÏÔÎÏÓÑÔ ÏÔËÒÙÔÙÊ ÁÒÔÅÒÉÁÌØÎÙÊ ÐÒÏÔÏË É ÏÔËÒÙÔÏÅ Ï×ÁÌØÎÏÅ ÏËÎÏ, ËÏÔÏÒÙÅ ÏÐÉÓÁÎÙ × ÓÏÏÔ×ÅÔÓÔ×ÕÀÝÉÈ ÏÂÚÏÒÁÈ.
ïÓÏÂÅÎÎÏÓÔÉ ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÙÈ ÓÏÓÔÏÑÎÉÊ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ:
÷ÓÅ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÅ ÐÅÒÅÈÏÄÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ, ËÏÔÏÒÙÅ ÎÁÂÌÀÄÁÀÔÓÑ Õ ÍÌÁÄÅÎÃÁ ÐÅÒ×ÙÈ ÞÅÔÙÒÅÈ ÎÅÄÅÌØ ÖÉÚÎÉ, Ñ×ÌÑÀÔÓÑ ÄÌÑ ÜÔÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÎÏÇÏ ÐÅÒÉÏÄÁ ÁÂÓÏÌÀÔÎÏÊ ÎÏÒÍÏÊ. ÷ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ× ÏÎÉ ÎÅ ÔÒÅÂÕÀÔ ÌÅÞÅÎÉÑ É ÐÒÏÈÏÄÑÔ ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏ × ÐÒÏÃÅÓÓÅ ÁÄÁÐÔÁÃÉÉ ÒÅÂÅÎËÁ Ë ÓÁÍÏÓÔÏÑÔÅÌØÎÏÊ ×ÎÅÕÔÒÏÂÎÏÊ ÖÉÚÎÉ. ìÉÛØ ÔÏÇÄÁ, ËÏÇÄÁ ÉÚ-ÚÁ ÏÓÌÏÖÎÅÎÎÏÊ ÂÅÒÅÍÅÎÎÏÓÔÉ ÍÁÌÙÛ ÒÏÄÉÌÓÑ ÎÅÚÄÏÒÏ×ÙÍ, ÐÏÇÒÁÎÉÞÎÏÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÅ ÍÏÖÅÔ ÐÅÒÅÒÁÓÔÉ × ÐÁÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÊ ÐÒÏÃÅÓÓ, ËÏÔÏÒÙÊ ÐÏÔÒÅÂÕÅÔ ÌÅÞÅÎÉÑ.
÷ÁÖÎÏ ÚÎÁÔØ, ÞÔÏ ×ÙÛÅÐÅÒÅÞÉÓÌÅÎÎÙÅ ÐÅÒÅÈÏÄÎÙÅ ÓÏÓÔÏÑÎÉÑ ÓÞÉÔÁÀÔÓÑ ÆÉÚÉÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÍÉ ÔÏÌØËÏ ÄÌÑ ÍÌÁÄÅÎÃÅ×, ÎÅ ÄÏÓÔÉÇÛÉÈ ÍÅÓÑÞÎÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ. éÈ ÐÏÑ×ÌÅÎÉÅ Õ ÂÏÌÅÅ ÓÔÁÒÛÉÈ ÄÅÔÅÊ ÔÒÅÂÕÅÔ ÏÂÑÚÁÔÅÌØÎÏÇÏ ÏÂÒÁÝÅÎÉÑ Ë ×ÒÁÞÕ, ÔÁË ËÁË × ÐÏÄÁ×ÌÑÀÝÅÍ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Å ÓÌÕÞÁÅ× ÕÖÅ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÒÉÚÎÁËÏÍ ÚÁÂÏÌÅ×ÁÎÉÑ.
Источник