Паротит у детей сестринский уход

Методическая разработка теоретического занятия №31 по теме «Организация и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей (эпидемический паротит)» по ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЛЕКЦИЯ № 31

По ПМ 02 УЧАСТИЕ В ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОМ И РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПРОЦЕССАХ

МДК 02.01. СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И СОСТОЯНИЯХ

Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии

Тема: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ОКАЗАНИЕ СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ У ДЕТЕЙ»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

(базовый уровень)

Купино

2019

Рассмотрена на заседании

предметно-цикловой методической комиссии профессиональных модулей

Протокол № ____ « ___ » ____________ 2019г.

Председатель

______________________ Степанова А.В.

Автор-составитель: преподаватель Кудлаенко И.А.

Пояснительная записка

к методической разработке ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 3. Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в педиатрии. Тема: «Организация и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей».

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний у обучающихся по теме «Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях внутренних органов у детей». Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовый уровень подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:

  • З1 — причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи, принципы применения лекарственных средств при инфекционных заболеваниях у детей.

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Осмысление пройденного материала» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Физкультминутка» реализация ОК 13» (приложение №3), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№4), «Подведение итогов» (приложение № 5).

УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема занятия «Организация и оказание сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей».

Место проведения кабинет лечения пациентов детского возраста, сестринского ухода в педиатрии.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Изучение данной темы способствует формированию профессиональных компетенция.

Цели занятия:

1. Образовательная: Обеспечить обучающихся новыми знаниями необходимыми для организации и оказания сестринской помощи при инфекционных заболеваниях у детей.

2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения.

3. Развивающая: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. (ОК 1). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для составления и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных задач (ОК 13).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи, принципы применения лекарственных средств при инфекционных заболеваниях у детей.

Формируемые компетенции: ОК 1, ОК 4, ОК 3, ОК 12, ОК 13.

Междисциплинарная интеграция:

ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий

ЕН. 01. Математика

ПМ 02

УП

Внутридисциплинарная интеграция:

Методическое обеспечение занятия: Применение информационных технологий. Тестовые задания для закрепления материала.

Самостоятельная работа: Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр. 428-431.

Задания для внеаудиторной работы студентов: Изучение Федеральных клинических рекомендаций по педиатрии.

Перечень литературы:

Основная Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. Педиатрия с детскими инфекциями Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Дополнительная: Сестринское дело в педиатрии. Практикум. В.Д. Тульчинская, Ростов, 2015.

Описание хода занятия

Основные этапы

занятия. Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа. Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

Читайте также:  Легкая форма паротита симптомы

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Теоретическое осмысление пройденной темы реализация. ОК 4; (приложение № 1) Цель: систематизировать и закрепить полученные знания в форме тестового контроля (Приложение № 1, №5.

10 мин.

Выполнение студентами тестовых заданий

3.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование

ОК 1;

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель- сформировать знания по организации и оказанию сестринской помощи при заболеваниях внутренних органов у детей.

45 мин

Проблемный метод изложения материала. Применение информационных технологий.

5.

Физкультминутка:

реализация ОК 13 (приложение № 3)

Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

5 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 12

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

5 мин

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: выполнить тестовые задания.

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний по формированию ОК 3; ОК 4; ОК 12. (приложение № 4)

Цель: сформировать знания по организации и оказанию сестринской помощи при заболеваниях внутренних органов у детей.

5 мин.

Выполнение студентами тестов.

8.

Подведение итогов

(приложение № 5)

5 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями.

9.

Самостоятельная работа

10 мин.

Работа с лекционным материалом, учебником Педиатрия с детскими инфекциями А.М. Запруднов, К.И. Григорьев — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. стр. 428-431. Изучение Федеральных клинических рекомендаций по педиатрии.

Всего

90 мин

Приложение № 1

(Теоретическое осмысление пройденной темы)

Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем, при организации и оказании сестринской помощи, при инфекционных заболеваниях у детей (краснухи), при выполнении тестовых заданий

Инструкция: Внимательно прочтите тестовые задания. В каждом задании вложено определенное количество ответов, один из которых является верным

1. Возбудителем краснухи является

а) вирус

б) стрептококк

в) шигелла

г) микоплазма

2. Краснухой заболевают преимущественно дети в возрасте

а) 1 -6 мес.

б) 1 — 7 лет

в) 7 — 10 лет

г) 10 — 14 лет

3. Продолжительность инкубационного периода при краснухе (дни)

а) 2 — 2

б) 4 — 5

в) 7 — 10

г) 15 — 24

4. Мелкая сыпь розового цвета, пятнистого характера, на неизмененном фоне кожи без тенденции к сливанию наблюдается при

а) менингококковой инфекции

б) кори

в) краснухе

г) скарлатине

5. Разобщение детей, контактных с больным краснухой, проводится на:

а)​ 7 день

б) 10 день

в) не проводится

г) 21 день

6. Источником инфекции при краснухе является:

а) больной врожденной краснухой

б) вирусоноситель

в) больной врожденной и приобретенной краснухой, а также вирусоноситель

7. Сыпь при краснухе:

а) пятнисто-папулезная, розового цвета на неизмененном фоне кожи

б) уртикарная, неправильной формы

в) папулезно-везикулезная

г) геморрагическая

8. Определение понятия «краснуха»:

а) зооантропоноз

б) острое инфекционное заболевание, протекающее с поражением ЦНС, сыпью

в) острое инфекционное заболевание, протекающее со слабо выраженными интоксикацией и катаральным синдромом, сыпью и увеличением затылочных и заднешейных лимфоузлов

г) острое инфекционное заболевание, протекающее с увеличением шейных лимфатических узлов и налетами на миндалинах

9. Тератогенное действие на плод оказывает:

а) вирус кори

б) вирус паротита

в) вирус оспы

г) вирус краснухи

10. Ранее осложнение краснухи:

а) полиартрит

б) гнойный лимфаденит

в) энцефалит

г) конъюктивит

Приложение № 2

(Изложение нового материала)

Эпидемический паротит

Эпидемический паротит — острое инфекционное вирусное заболевание, характеризующееся преимущественным поражением железистых органов и ЦНС.

Этиология. Возбудитель болезни — РНК-вирус из семейства парамиксовирусов; он может быть обнаружен в слюне, крови и цереброспинальной жидкости в первые 3-4 дня от начала болезни и в последние дни инкубационного периода (за 1-3 дня до появления клинических симптомов болезни).

Эпидемический паротит относится к антропонозам. Заболеваемость наблюдается в виде, как спорадических случаев, так и эпидемических вспышек, возникающих в детских коллективах. Наиболее высока заболеваемость в осенне-зимние и особенно в ранние весенние месяцы.

Читайте также:  Лечение орхита при паротите

Источник инфекции — больной человек. Заражение происходит воздушно-капельным путем при непосредственном контакте с больным. Возможна передача вируса через предметы ухода и игрушки. Чаше болеют дети дошкольного и младшего школьного возрастов. К 7-9-му дню от начала болезни вырабатывается стойкий иммунитет.

Вирус, проникая в организм через слизистую оболочку полости носа, рта и глотки.

Клиническая картина. Инкубационный период длится 11-21 день (в среднем 18 дней). Увеличение околоушных слюнных желез вследствие их поражения — самое частое проявление болезни. В типичных случаях вблизи ушной раковины появляется припухлость, заполняющая заднечелюстную ямку (между восходящей ветвью нижней челюсти и сосцевидным отростком). Припухлость может распространяться спереди, вниз и сзади от мочки уха. Цвет кожи не изменен, контуры припухлости нечеткие, так как она обусловлена не только увеличением околоушной железы, но и отеком окружающей подкожной основы. Консистенция опухоли в зависимости от ее величины мягковато-тестоватая или эластично-плотноватая, определяется болезненность при ощупывании. Устье протока околоушной железы отечно и гиперемировано. Через 1-2 дня в процесс вовлекается другая околоушная железа. Возможна боль при жевании. У большинства больных температура тела повышается до 38-39 °С, нарушено самочувствие, отмечается головная боль, могут быть рвота, боли в животе. У отдельных больных увеличиваются поднижнечелюстные и подъязычные слюнные железы. В подчелюстной и подбородочной областях определяются плотные образования, нередко с выраженным отеком подкожной основы. При анализе крови выявляются лейкопения, лимфоцитоз.

Орхит, панкреатит, серозный менингит, менингоэнцефалит обычно развиваются через несколько дней от начала заболевания. При орхите появляются припухлость и боли в яичке, иррадиирующие в паховую область и поясницу, отечность мошонки. Панкреатит проявляется сильными болями в области эпигастрия и левого подреберья. Всегда имеются анорексия, тошнота, рвота, лихорадка. Повышен уровень диастазы в моче.

Серозный менингит обычно развивается через 3-6 дней после возникновения паротита. Наблюдается и изолированное поражение ЦНС. Начало паротитного менингита всегда острое, отмечаются резкое повышение температуры тела, головная боль, повторная рвота, часто — сонливость, адинамия, галлюцинации, судорожные подергивания, потеря сознания. Выявляются типичные признаки менингеального синдрома — ригидность мышц затылка, положительные симптомы Кернига и Брудзинского.

При спинномозговой пункции жидкость вытекает под повышенным давлением, она прозрачная.

Менингеальный синдром максимально выражен в первые дни менингита. Со 2-3-го дня он уменьшается и через 5-8 дней исчезает, а изменения цереброспинальной жидкости (ЦСЖ) исчезают только на 3-4-й неделе болезни. Исход благоприятный. После клинического выздоровления наблюдаются вялость, быстрая утомляемость, неустойчивое настроение и др.

Менингоэнцефалит встречается редко, возникает на 5-6-й день болезни. Больной теряет сознание, появляются судороги, рвота. На фоне менингеального синдрома появляются парезы, параличи, афазия, возможно поражение слухового и зрительного нервов.

Осложнения. Последствия менингита и менингоэнцефалита, орхита, панкреатита. Поражение слухового нерва и внутреннего уха может привести к глухоте, возможно развитие эпилепсии, заикания, иногда длительно сохраняются астенизация, гипертензионный синдром, бывают отклонения в психическом развитии. Возможны бесплодие как следствие двустороннего орхита, развитие сахарного диабета.

Диагностика. Эпидемиологический анамнез и характерная клиническая картина. При бессимптомных формах для подтверждения диагноза применяют серологические методы: выявление высоких титров антител в парных сыворотках в реакции нейтрализации, а также антител класса IgM в крови методом ИФА. Специфические антитела класса IgG сохраняются пожизненно.

Лечение. Лечение симптоматическое. Показаны постельный режим, частое питье, полоскание рта после еды, сухое тепло на область пораженных слюнных желез.

При подозрении на менингит выполняют спинномозговую пункцию, которая имеет не только диагностическое, но и лечебное значение. Снижение давления в спинномозговом канале после пункции уменьшает рвоту и головную боль, улучшает самочувствие больного ребенка.

Панкреатит обычно протекает благоприятно. При выраженной клинической симптоматике показаны обильное питье, капельное вливание Глюкозы*, раствора Рингера*, альбумина человека, плазмозаменителей. В начальном периоде применяют спазмолитики, болеутоляющие средства, ингибиторы протеолиза.

При развитии орхита назначают строгий постельный режим, для снятия болевого синдрома — анальгетики, в качестве противовоспалительных средств — глюкокортикоиды коротким курсом в течение 3-4 дней. В тяжелых случаях проводят хирургическое лечение — рассечение плотной белочной оболочки яичка.

Профилактика. Ранняя изоляция больных. Изоляцию находившихся в контакте детей (при точно известной дате общения с больным) проводят с 11-го по 21-й день после контакта. Активную иммунизацию осуществляют: в возрасте 12 мес вакцинация и ревакцинация в возрасте 6 лет.

Читайте также:  Подготовка к прививке корь краснуха паротит реакция

Приложение № 3

Физкультминутка

И.п. — о.с. 1 — руки через стороны вверх; 2-3 раза подняться на носки; 4 — и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. — о.с. 1 — прогнуться, руки отвести назад; 2-4 раза держать; 5-6 — и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. — стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 — наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3-4 — и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. — стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 — наклон туловища назад: 2-4 — держать; 5-6 — и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. — сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

Приложение №4

Осмысление и систематизация полученных знаний

Текст задания: Перечислите причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем, при организации и оказании сестринской помощи, при инфекционных заболеваниях у детей (эпидемического паротита), при выполнении тестовых заданий

Инструкция: Внимательно прочтите тестовые задания. В каждом задании вложено определенное количество ответов, один из которых является верным

1. Инкубационный период при эпидемическом паротите составляет:

а) 9 — 17 дней

б) 11 — 21 день

в) 2 — 7 дней

2. Определение понятия «эпидемический паротит»:

а) инфекционное заболевание, характеризующееся общей интоксикацией, поражение слюнных желез, железистых органов, нервной системы

б) инфекционное заболевание, характеризующееся синдромом диареи

в) инфекционное заболевание, характеризующееся поражением только нервной системы (серозный менингит) или только железистых органов (поджелудочной, половых и др.)

г) инфекционное заболевание, характеризующееся этапным распространением сыпи

3. Какие проявления не характерны для паротитной инфекции?

а) поражение слюнных желез

б) поражение яичек

в) поражение поджелудочной железы

г) поражение легких

4. Основной путь передачи эпидемического паротита:

а) контактный

б) воздушно-капельный

в) водный

г) пищевой

5. Возбудителем эпидемического паротита у детей является:

а) вирус

б) кишечная палочка

в) синегнойная палочка

г) протей

6. Воспаление яичек при эпидемическом паротите у мальчиков:

а) омфалит

б) орхит

в) цистит

г) пиелонефрит

7. Перенесенный двусторонний орхит при эпидемическом паротите у детей может привести к развитию:

а) гломерулонефрита

б) пиелонефрита

в) цистита

г) бесплодия

8. Принципы лечения неосложненного паротита:

а) диета №7

б) антибиотикотерапия

в) симптоматическое (жаропонижающие, болеутоляющие средства, антибактериальная терапия)

г) хирургическое

9. В соответствие с Национальным календарем профилактических прививок иммунизация против паротита включает в себя:

а) вакцинацию в 12 месяцев

б) введение гаммаглобулина

в) вакцинацию в 12 месяцев и ревакцинацию в 6 лет

г) вакцинация в 1-3-6 месяцев

10. Осложнения эпидемического паротита:

а) сахарный диабет

б) менингит

в) пневмония

г) пиелонефрит

Приложение №5

(Подведение итогов)

Система оценивания к тестовым заданиям:

(Теоретическое осмысление пройденной темы)

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону — показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону — показателю) выставляется 0 баллов.

Максимальное количество заработанных баллов -10 баллов.

«Отлично» — ставится если студент набрал 10-9 баллов

«Хорошо» — ставится если студент набрал 8 баллов

«Удовлетворительно» — ставится если студент набрал 7 баллов

«Неудовлетворительно» — ставится если студент набрал 6 и менее баллов

Эталон ответов: 1-а, 2-б, 3-г, 4-в, 5-в, 6-в, 7-а, 8-в, 9-г, 10-в.

(Подведение итогов)

Применяется дихотомическая система оценивания, критерием оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталону — показателю) выставляется 1 бал, за неправильное решение (несоответствующее эталону — показателю) выставляется 0 баллов.

Максимальное количество заработанных баллов -10 баллов.

«Отлично» — ставится если студент набрал 10-9 баллов

«Хорошо» — ставится если студент набрал 8 баллов

«Удовлетворительно» — ставится если студент набрал 7 баллов

«Неудовлетворительно» — ставится если студент набрал 6 и менее баллов

Эталон ответов: 1-б, 2-а, 3-г, 4-б, 5-а, 6-б, 7-г, 8-в, 9-в, 10-а.

Источник