Ликвидация кори в мире
Стратегия ВОЗ по глобальной ликвидации кори
Стратегия ВОЗ по глобальной ликвидации кори Т.А. Бектимиров ГИСК им. Л.А. Тарасевича Коревая инфекция является классическим примером болезни, при которой теоретическая обоснованность возможности ее ликвидации не вызывает сомнения. В основе этого положения лежит факт возникновения стойкого иммунитета после переболевания, единый во всем мире антигенный вариант вируса кори, типичная клиническая картина, отсутствие вирусоносительства и других резервуаров в природе кроме человека. С учетом всех этих особенностей коревой инфекции и наличия безопасной и эффективной вакцины Всемирная Ассамблея здравоохранения в 1989 г. и Совещание Глав Государств по детскому здравоохранению в 1990 г. поставили задачу снижения заболевания и смертности соответственно на 90% и 95%, по сравнению с довакцинальным периодом [2]. По данным ВОЗ, в довакцинальный период ежегодно в мире заболевало корью от 135 до 140 млн. и умирало от 5 до 7 млн. детей. Вакцинация ежегодно в мире предупреждает около 80 млн. случаев заболеваний и свыше 5 млн. случаев смерти. Вместе с тем, поскольку охват прививками не является высоким повсеместно, в настоящее время ежегодно регистрируется до 30 млн. случаев заболевания, и умирает от кори от 800 тыс. до 1 млн. детей (98% смертельных исходов регистрируются в развивающихся странах и более половины приходится на Африку). Поэтому Расширенная Программа Иммунизации ВОЗ поставила задачу по охвату прививками не менее 90% детей к одному году в каждой стране, области, населенном пункте и снижение смертности до 1%. Консультативная группа ВОЗ в 1996 г. пришла к заключению, что возможна не только элиминация кори в отдельно взятых странах и регионах, но и ее ликвидация. Ликвидация подразумевает глобальное прекращение циркуляции вируса кори, то есть ликвидацию его резервуара, которая повлечет за собой прекращение вакцинации. Элиминация — это прекращение циркуляции вируса на значительной географической территории, такой как целая страна или регион, охватывающий несколько стран. При этом при элиминации вакцинация продолжается, поскольку постоянно существует угроза заноса (импорта) инфекции. Элиминация не означает полного отсутствия заболеваний корью. В целом глобальная ликвидация кори будет представлять сумму результатов программ элиминации во всех странах [1,3]. В последнее десятилетие корь элиминирована во многих странах Америки, ряде Европейских (Скандинавские страны, Великобритания и др.) и Восточно-Средиземноморских стран. Вместе с тем страны Африки и Азии продолжают оставаться странами эпидемического распространения кори с высокой летальностью. Исходя из различий в эпидемиологии кори в развитых и развивающихся странах, ВОЗ рекомендовала вакцинировать против кори детей в возрасте 12-15 мес. в странах с высокой заболеваемостью. Ранее стратегия борьбы ВОЗ с корью включала проведение одной прививки при высоком охвате (не менее 90%). К настоящему времени определено, что одна прививка против кори недостаточна для достижения и поддержания элиминации и ликвидации кори. Необходимость ревакцинации обусловлена тем, что при прививках в 9-месячном возрасте уровень сероконверсий составляет всего 85%, оставляя значительную часть детей (15%) незащищенными от кори. Когда число восприимчивых лиц достигает критического уровня, возникают вспышки кори, главным образом среди детей старших возрастных групп. Вторая прививка предназначена для индукции иммунитета у тех детей, которые не развили невосприимчивости после первой и, естественно, тех детей, которые ранее не были привиты. К тому же установлено, что ревакцинация дает высокий уровень сероконверсий (>90%) у детей, которые не давали иммунного ответа на первую прививку. Очевидно, что в странах с хорошо развитой системой вакцинопрофилактики, обеспечивающей высокий уровень охвата прививками при плановой иммунизации, двухдозовая схема иммунизации (вакцинация и ревакцинация) позволяет обеспечить элиминацию кори на национальном уровне. Что касается необходимого уровня охвата прививками, то математическое моделирование показало, что, например, в США корь может быть элиминирована при условии, что 94% населения невосприимчиво к кори. Если учесть, что только 95% привитых приобретают защиту от кори, то охват прививками должен достигать 97-98% при однократной вакцинации (двукратная вакцинация облегчает задачу элиминации и ликвидации кори). ВОЗ считает, что элиминацию кори в развивающихся странах будет осуществить труднее, чем в развитых странах, прежде всего, в связи с высокой рождаемостью и слабо развитой системой здравоохранения. Поэтому для развивающихся стран ВОЗ рекомендует иную стратегию, которая оправдала себя в странах Латинской Америки. Хотя плановая иммунизация с высоким охватом прививками является основой эффективной профилактики кори, ВОЗ для ускорения элиминации кори в странах, неспособных обеспечить высокий охват в плановом порядке, особую роль отводит кампаниям массовой иммунизации, которые уже показали свою эффективность во многих странах. В частности, элиминация кори включает 3 этапа: 1) кампания поголовной иммунизации детей от 1 до 14 лет; 2) плановая иммунизация не менее 90% детей в возрасте 9-15 мес.; 3) последующие кампании массовой иммунизации всех детей в возрасте 1-4 лет, повторяющиеся каждые 3-5 лет для охвата детей, не привитых в календарные сроки и не давших иммунного ответа на плановую прививку. При этом ВОЗ для стран, поставивших также задачу вакцинации против краснухи, рекомендует использовать в кампаниях массовой иммунизации комбинированные ди- или тривакцины (корь-краснуха, корь-паротит-краснуха). Кампании массовой иммунизации должны включать большие популяции населения (всю страну или большой регион) и охватывать более 90% восприимчивых контингентов. Африканский опыт показал, что массовые прививки только городского населения не оказывают существенного влияния на распространение кори. Определение возрастных групп, подлежащих вакцинации во время массовых кампаний, зависит от восприимчивости контингентов, определяемых на основании ранее проведенных кампаний, возрастной заболеваемости и серологических исследований. Основываясь на такой стратегии эндогенная корь практически элиминирована на американском континенте. Как и следовало ожидать, в отдельных странах возникают эпидемические вспышки, связанные с заносом инфекции из других регионов. Однако эти вспышки имели весьма ограниченное распространение и затухали весьма быстро. После элиминации кори наблюдается два основных типа вспышек: вспышки среди дошкольников, при которых большой процент заболевших (обычно от 50 до 70%) отмечается среди детей младше 5 лет, большинство из которых не были привиты; вспышки среди школьников, которые регистрируются в популяциях с высоким охватом прививками. Во многих школьных вспышках более 95% случаев заболевания корью наблюдались у детей, в анамнезе которых вакцинация была в возрасте 1 года и вскоре после первого дня рождения. Поэтому была рекомендована ревакцинация перед поступлением в школу для предупреждения эпидемических вспышек в школах. Следует в связи с этим отметить, что увеличение возраста прививаемых с 9 до 12 мес. ведет к повышению эффективности вакцинации. Именно поэтому члены Панамериканской санитарной конференции в 1994 г. рекомендовали странам — членам Панамериканской Организации Здравоохранения (РАНО) проводить плановую иммунизацию не с 9 мес., а с 12 мес. При этом было принято во внимание, что риск заражения корью в возрасте 9 и 12 мес. после кампаний массовой иммунизации с охватом не менее 90% ничтожно мал [4, 5]. Важнейшим компонентом элиминации и ликвидации кори ВОЗ считает эпидемиологический надзор, который должен быть обеспечен уже на ранней стадии программы элиминации. Наиболее важной функцией эпиднадзора является оценка адекватности и эффективности принятой в стране стратегии элиминации и выявление циркуляции вируса кори в популяции. На последней стадии элиминации главной функцией эпиднадзора становится выявление каждого случая кори. ВОЗ установила следующие индикаторы эпиднадзора:
ВОЗ полагает, что при наличии специально обученных медицинских работников вполне достаточна пассивная система сбора информации о случаях кори. Система извещения должна исходить из следующей классификации случаев кори: а) подозрительный случай — острое заболевание, при котором имеется один или несколько типичных клинических признаков кори; б) вероятный случай — острое заболевание, при котором имеются клинические признаки, отвечающие стандартному определению случая кори и эпидемиологическая связь с другим подозрительным или подтвержденным случаем кори; в) подтвержденным считают случай кори, классифицированный первоначально как подозрительный или вероятный, после лабораторной верификации диагноза. Лабораторно подтвержденный случай необязательно должен отвечать клиническому определению случая в связи с возможностью возникновения атипичных или стертых форм инфекции. При невозможности проведения лабораторного исследования вероятный случай автоматически классифицируется как подтвержденный. Окончательный диагноз кори устанавливается при наличии лабораторного подтверждения диагноза и/или эпидемической связи с другим подтвержденным случаем кори. По мере снижения заболеваемости корью все большую роль в идентификации вирусных изолятов и определении, являются ли выявленные случаи кори эндогенными или импортированными, играет лабораторная диагностика. ВОЗ считает, что методы молекулярной эпидемиологии должны стать стандартным инструментом в слежении за циркуляцией вируса в глобальном масштабе. Эта информация будет весьма необходимой по мере того, как страны добьются прекращения циркуляции эндогенного вируса. Как показывает опыт генетического типирования вирусов кори, выделенных после 1993 г. в США и других странах Америки, они, как правило, имели европейское и азиатское происхождение, отличаясь от штаммов, ранее циркулировавших на американском континенте. Следует добавить, что до настоящего времени было идентифицировано 7 различных групп штаммов вирусов. Используемые в настоящее время вакцины эффективны против всех этих групп. Другой важной функцией лабораторий является оценка состояния иммунитета населения к кори. Хотя уровень охвата прививками может служить косвенным показателем иммунитета в коллективе, он не дает ответа на вопрос, имеются ли среди привитых лица, не ответившие на прививку развитием иммунитета. Серологическое обследование населения позволяет объективно оценить степень защищенности населения от кори. Обязательным условием элиминации кори является лабораторное подтверждение диагноза кори при всех спорадических случаях и, по меньшей мере, одного случая в эпидемической цепочке. В дополнение к пробам сыворотки крови и слюны, для лабораторного подтверждения также необходимо собрать от больного материал для выделения вируса. Вирус обычно выделяется, если материал собирают в первые 7 дней после появления сыпи. Для выделения вируса можно брать мочу, а также назофарингеальные мазки или кровь. После элиминации в стране эндогенной кори необходимо уделять особое внимание импортируемым случаям кори. При этом занос заболевания может происходить даже из тех стран, в которых корь элиминирована. Кроме того, не всегда удается установить источник инфицирования. Поэтому ВОЗ рекомендует в этих условиях классифицировать случаи кори следующим образом: эндогенный (источник неизвестен); импортированный (источник известен); импортированный (источник неизвестен). ВОЗ полагает, что проблема ликвидации кори является не технической проблемой, а политической и финансовой. Во многих странах, и особенно развитых, корь считается легким заболеванием. Этот подход может помешать ликвидации кори, поскольку в вышеупомянутых странах не будут прилагаться надлежащие усилия для элиминации кори. До настоящего времени дата всемирной ликвидации кори не установлена. Три региона ВОЗ — Американский, Европейский и Восточно-Средиземноморский поставили задачей элиминацию кори к 2000, 2007 и 2010 гг. соответственно. Американский регион свою задачу выполнил [5]. Вместе с тем в некоторых странах этого региона возникают заносные вспышки болезни, — в Венесуэле в 2001-2002 гг. возникали распространенные эпидемии в связи с ослаблением внимания к сохранению выского уровня охвата прививками [6]. Литература:
© Т.А. Бектимиров, 2002 |
Источник
Проблемы ликвидации отдельных антропонозов
ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ АНТРОПОНОЗОВ В.К. Таточенко Научный Центр здоровья детей РАМН, Москва «Ликвидировать корь просто — для этого надо лишь убедить людей во всем мире не выходить из дома в течение 3 недель». В.М. Жданов (личное воспоминание) Под ликвидацией, по мнению A. Hinman подразумевается постоянное снижение до нулевых показателей во всем мире заболеваемости инфекцией, вызванной конкретным возбудителем в результате целенаправленных усилий, а для дальнейшего поддержания которой не требуется каких-либо вмешательств [1]. В англоязычной литературе для обозначения ликвидации болезни используется термин «eradication» (искоренение), который, однако, имеет и второе значение — полное удаление возбудителя из организма больного. Используется и термин «элиминация» (в частности, по отношению к кори), которым обозначается не глобальная, а региональная ликвидация эндемичных случаев болезни и отсутствие распространения инфекции в случае ее завоза из другого региона. Ликвидация того или иного заболевания возможна с помощью разных методов, направленных на разрыв эпидемической цепочки. Так, ликвидация дракункулеза (ришты) была осуществлена с помощью оздоровления источников питьевого водоснабжения в эндемичных зонах (замена прудов, куда попадали яйца паразита при заходе в них босыми ногами, на колодцы, откуда воду черпали ведрами, не заходя в них). Ликвидация фрамбезии была достигнута путем массового лечения препаратами пенициллина; в отсутствие вертикальной передачи этой инфекции (в отличие от сифилиса) такое вмешательство позволяет эффективно подавить передачу инфекции и избавиться от нее. Элиминация малярии в отдельных регионах (например, в южных республиках СССР) была достигнута благодаря массовому превентивному лечению и мерам тщательного эпиднадзора. Однако глобальная программа ликвидации малярии, в основе которой лежал перерыв передачи с помощью воздействия инсектицидами на переносчика, потерпела крах ввиду выработки комарами рода Anopheles устойчивости к ДДТ и другим препаратам. Попытки перерыва передачи тропической малярии с помощью химиопрепаратов также не дали стойкого эффекта ввиду выработки плазмодиями устойчивости к хлорохину. Существует группа болезней, ликвидация которых, в принципе, возможна методами иммунопрофилактики. Это должна обязательно быть антропонозная инфекция, возбудитель которой передается только от человека к человеку и не имеет резервуара в окружающей среде (как, например, возбудители клещевого энцефалита или газовой гангрены). При этом возбудитель такой инфекции не должен, по крайней мере, резко менять свои антигенные свойства, что делало бы соответствующую вакцину малоэффективной. Еще одно условие — возбудитель не должен вызывать длительного бессимптомного носительства, по крайней мере, у вакцинированных лиц (как это, например, имеет место при дифтерии). Для профилактики заболевания должна существовать надежная термостабильная вакцина массового применения, дающая стойкий иммунитет. И, разумеется, инфекция должна быть достаточно серьезной по своему влиянию на здоровье человека, чтобы оправдались расходы на ее ликвидацию, а вакцина, используемая в программе, должна быть дешевой — доступной для развивающихся стран и/или финансирующих программу организаций. В настоящее время перечень инфекций, ликвидация которых возможна с помощью имеющейся технологии, помимо оспы, включает полиомиелит, корь, краснуху, эпидемический паротит, гепатит В, желтую лихорадку и, возможно, гемофильную инфекцию типа b. Термин «ликвидация» применяется и в отношении столбняка новорожденных (путем иммунизации беременных в развивающихся странах с низким стандартом акушерской помощи), что вполне достижимо; однако, при этом, естественно, речь не идет о ликвидации возбудителя. О возможности «уничтожения» (annihilation) оспы говорил еще Э. Дженнер в 1801 г. С помощью вакцинации заболеваемость оспой была сведена к нулю во многих странах, в 50-х годах определенный успех был достигнут в странах Карибского региона и Центральной Америки. Однако предложение о глобальной ликвидации натуральной оспы впервые было выдвинуто на 11 Всемирной Ассамблее Здравоохранения в 1958 гг. делегатом СССР В.М. Ждановым. Целесообразность и возможность этой программы обсуждалась в ВОЗ в течение 7 лет, прежде чем она была одобрена Ассамблеей в 1965 г. Энергичная программа массовой вакцинации и эпиднадзора во всех странах мира оказалась эффективной, последний случай оспы (естественное заражение) был диагностирован у 3-летней Рахимы Бану в Бангладеш в 1975 г. и последний случай алястрима — у суданца Али Маалина 22.10.77 г. Последний случай лабораторного заражения оспой имел место в Бирмингеме в августе 1978 г. В мае 1980 г. Всемирная Ассамблея Здравоохранения объявила о ликвидации оспы во всем мире, что позволило отменить вакцинацию оспенной вакциной. За 13 лет было израсходовано более 2,4 млрд. доз вакцины, общие расходы оцениваются цифрой $ 312 млн. Для развивающихся стран, где оспа уносила ежегодно десятки и сотни тысяч жизней, эффект ликвидации очевиден. Для развитых стран также очевиден эффект — это экономия, которая оказалась возможной благодаря отмене оспопрививания (например, в США средства, потраченные на ликвидацию оспы, возвращаются каждые 26 дней), а также ликвидации и поствакцинальных осложнений, нередко летальных. За 1965-1979 гг. в наше отделение прививочных осложнений было госпитализировано 1520 детей с осложнениями после оспопрививания, что в 3 раза больше, чем после других прививок [2]. При проведении программы ликвидации оспы осуществлялось, несмотря на разгар холодной войны, беспрецедентное международное сотрудничество представителей разных стран [3]. Автор данной статьи может засвидетельствовать, насколько конструктивно взаимодействовали делегации СССР и США, совместно направляя и корригируя программу ВОЗ и оказывая ей как финансовую, так и политическую поддержку во время заседаний Ассамблеи и Исполкома ВОЗ. В первые годы кампании СССР поставляла 140 млн. доз вакцины ежегодно, в последующем производство вакцины в развивающихся странах существенно возросло. Успехи ликвидации оспы вдохновили проведение программы ликвидации полиомиелита, объявленной Всемирной Ассамблеей Здравоохранения в 1988 г. И в отношении этой инфекции имелись достаточно убедительные предпосылки — отсутствие природных резервуаров полиовирусов и наличие эффективной дешевой вакцины, обеспечивающей стойкий иммунитет — как гуморальный, так и местный в кишечнике. Более дорогая инактивированная вакцина оставляет стойкий гуморальный иммунитет после 3-4 инъекций, однако, иммунитет на слизистой кишечника возникает часто лишь после 5-7 ее доз. Стратегия ликвидации предусматривает проведение, наряду с плановыми календарными прививками, туров массовой одномоментной вакцинации (Национальные дни иммунизации) детей первых 3-5 лет. В качестве основной меры эпиднадзора используется выявление и вирусологическое обследование детей 0-15 лет с острыми вялыми параличами, среди которых могут быть случаи паралитического полиомиелита. На закупку вакцины и другие расходы за период 1995-2000 гг. ежегодно выделялось более $120 млн. [4]. Первые успехи были достигнуты на Американском континенте, где с 1991 г. не регистрируется заболеваемость полиомиелитом, вызванная диким вирусом. Ликвидация полиомиелита также достигнута в Западно-Тихоокеанском регионе. Всего на начало 2000 г ликвидация полиомиелита была сертифицирована в 58 странах 3 континентов. В странах Европы также не регистрируется полиомиелит, однако, вспышки заболеваний в Чечне, Турции, и на Балканах не позволяют провести сертификацию в Европейском регионе ВОЗ ранее 2003 г. Несмотря на успехи в снижении заболеваемости в 2000 г., минимум в 22 странах Азии и Африки были случаи полиомиелита, поэтому ликвидация потребует минимум 5-7 лет, даже если будут доступны необходимые средства (более $1 млрд.), источники которых пока не найдены. Ликвидация полиомиелита во всем мире предусматривает возможность прекращения вакцинации и, тем самым, ликвидацию случаев вакцино-ассоциированного полиомиелита (ВАП); для России, где используются миллионы доз ОВП и ежегодно регистрируется 10-12 случаев ВАП, выигрыш будет более чем ощутимым. Программы элиминации кори приняты в ряде стран мира, показавших возможность перерыва передачи инфекции при резком снижении доли восприимчивых лиц. Региональный Комитет ВОЗ для Европы в 1998 г. принял в качестве целей программы «Здоровье для всех в XXI веке» (Health for All, XXI) элиминацию кори к 2007 г. и сертификацию ее в каждой стране к 2010 г. В основу стратегии положено достижение 95%-ного уровня охвата детского населения 2 прививками, что обеспечит снижение восприимчивой прослойки до 10-15% в возрасте 1-5 лет, 10% — в 6-12 лет и 5% в более старшем. Для быстрого снижения пула восприимчивых лиц рекомендуется проведение массовой кампании вакцинации подростков и молодежи, не вакцинированных или не получивших второй прививки против кори. При снижении заболеваемости корью очень важно в качестве обязательного элемента эпиднадзора обеспечить лабораторное обследование каждого кореподобного заболевания. Что даст ликвидация кори? В США, в случае достижения ликвидации к 2010 г., ежегодная экономия определяется в $45 млн. [5]. В России, где ежегодно выявляются тысячи случаев кори, избавление от них сулит немалую экономию; к этому следует прибавить ежегодную стоимость 3 млн. доз коревой вакцины и расходных материалов (30-40 млн. рублей), которые не потребуются после ликвидации кори. Надо, однако, принять во внимание, что в обозримом будущем, программа элиминации кори не предусматривает отмену вакцинации до достижения элиминационного статуса во всех странах мира. Именно этот аспект дает основную почву для критики программы. Ликвидация краснухи и паротита может быть поставлена на очередь после 2010 г., при условии использования тривакцин для элиминации кори. В результате будет достигнут высокий уровень невосприимчивости и к этим инфекциям и снижение заболеваемости. В Европейском регионе ВОЗ целью является: менее 0,01 случая синдрома врожденной краснухи на 1000 родов и менее 1 случая паротита на 100 тыс. населения к 2010 г. или раньше. От этого уровня достижение нулевой заболеваемости потребует широкого внедрения методов лабораторной диагностики и, возможно, проведения массовых прививок школьников, как это рекомендуется ВОЗ и в программе элиминации кори. Залогом успеха программ ликвидации является разработка системы адекватного эпиднадзора и участие населения в их выполнении; эти элементы должны дополняться результатами научных исследований, получаемых при выполнении программы. Последнее было в полной мере осуществлено при ликвидации оспы, но в программе по полиомиелиту есть ряд малоизученных аспектов, которые могут оказаться фатальными для программы [6]. В частности, вероятна длительная циркуляция вирусов вакцины после прекращения использования ОПВ, а также реверсия нейровирулентности вирусов вакцинных штаммов [7,8]. Если эти данные подтвердятся, то завершение программы ликвидации потребует проведения вакцинации с помощью ИПВ, стоимость которой в 10 раз выше, чем ОПВ. Для реализации программы элиминации кори необходима разработка приемлемого лабораторного теста; применяемый с Великобритании радиоиммунный тест определения специфических IgM в слюне малопригоден для массового применения в полевых условиях. Программы ликвидации требуют для своего осуществления огромного напряжения со стороны служб здравоохранения всех стран мира, поэтому важно, чтобы новая кампания ликвидации одной инфекции не повлияла отрицательно на выполнение программы ликвидации другой. В настоящее время подобные предостережения высказываются в отношении программы по кори, начатой в период завершения программы ликвидации полиомиелита. Далеко не все исследователи приветствуют проведение программ ликвидации. Так, высказывается мнение, что окончание оспопрививания оставляет население мира беззащитным при использования вируса оспы как биологического оружия, а также от ортопоксвирусов животных (однако, опасения заражения вирусом обезьяньей оспы в Африке не подтвердились). F. Cutts и R. Steinglass [9] не отрицая важности снижения заболеваемости корью, считают наши знания об эпидемиологии этой инфекции в фазе контроля недостаточными для выработки полноценной стратегии. Более того, вакцинация против кори во многих странах (в том числе в ряде развитых стран Западной Европы) проводится недостаточно эффективно для того, чтобы считать возможной элиминацию вируса кори в ближайшие десятилетия. Для развивающихся стран стоимость программы элиминации может быть слишком большой, так что им выгоднее в экономическом плане проводить программы борьбы с корью, сократив заболеваемость до единичных случаев. Уроки программ ликвидации инфекций с помощью вакцинации показали, что для достижения успеха чрезвычайно важна более четкая координация усилий национальных правительств, вакцинной индустрии, международных и неправительственных организаций [10]. * * * Даже если полная ликвидация той или иной инфекции не достигнута, повышение эффективности проводимых мероприятий, выражающееся в увеличении охвата прививками, совершенствовании методов эпиднадзора и резком снижении заболеваемости до спорадических случаев, достаточно весомая компенсация усилий и затрат программ ликвидации. Более того, привлечение внимания к ликвидации одной инфекции положительно отражается на всей работе по иммунопрофилактике, на отношении населения к прививкам вообще. Это было наглядно продемонстрировано в России, где широкая информационная программа, сопровождавшая начало Национальных дней иммунизации, способствовала быстрому увеличению показателей охвата всеми прививками, достигших в 1998 г. 95% и выше (противококлюшными — 90%). Такой же эффект отмечен и в других странах [3]. Литература
|
Источник