Лицо в рябинах крупных от оспы

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

1. Укажите правильный вариант первоначального названия произведения.

1) «Иван Денисович»2) «Один день одного зэка»3) «Щ-854. Один день одного зэка»4) «Архипелаг ГУЛАГ»

2. В каком журнале впервые был опубликован «облегчённый» вариант произведения, без некоторых наиболее резких суждений о режиме.

1) «Новый мир»2) «Роман-газета»3) «Кругозор»4) «Молодая гвардия»

3. Какая проблема не поднята в произведении?

1) проблема человеческого достоинства2) проблема экологии3) проблема отношений между человеком и государством4) проблема отношения к труду

4. Сколько лет главному герою?

1) 452) 383) 394) 40

5. За что был осужден Шухов?

1) за воровство2) за убийство3) за измену Родине4) за дезертирство

6. К какому композиционному элементу относятся приведенные ниже строки:

«В пять часов утра, как всегда, побило подъём — молотком об рельс штабного барака. Прерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих: холодно было и надзирателю неохота была долго рукой махать».

1) зачин2) кульминация3) развязка4) развитие действия

7. Кем был Шухов в лагере?

1) каменщик2) переписчик3) сапожник4) плотник

8. О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала о жизни в колхозе?

1) о том, что муж после возвращения будет работать в колхозе2) о том, что они уедут в город3) о том, что он станет ковры красить4) она ему не писала

9. О ком идет речь в предложении?

«Зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого и в лагере не научился».

1) о Тюрине2) о Кильдигсе3) о Шухове4) о «высоком молчаливом старике»

10. Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?

1) Хотел тщательно подготовиться перед работой.2) Ему не спалось.3) Это входило в его обязанность.4) В это время он чувствовал себя свободным человеком.

11. Узнайте героя по описанию:

«…хлопец лет шестнадцати, розовенький, как поросёнок».

1) Кавторанг Бундовский2) Кильгас Иоганн3) Гопчик4) Алёшка-баптист

12. Узнайте героя по описанию:

«Лицо … в рябинах крупных, от оспы. Стоит против ветра — не поморщится, кожа на лице — как кора дубовая».

1) Шухов2) бригадир Тюрин3) Фетюков4) Цезарь Маркович

13. О ком идёт речь?

«он не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти».

1) Стенька Клевшин2) Ермолаев3) Иван Денисович4) Гопчик

14. Какое качество не присуще Шухову?

1) здравый смысл2) житейская мудрость3) высокая нравственность4) лень

15. Какой композиционный элемент произведения образует приведенный ниже отрывок?

«Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгород бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…»

1) зачин2) кульминация3) развязка4) концовка

Ваше имя:

Источник

Читать

Хоть сидеть Шухову ещё немало, зиму-лето да зиму-лето, а всё ж разбередили его эти ковры. Как раз для него работа, если будет лишение прав или ссылка. Просил он тогда жену описать — как же он будет красилём, если отроду рисовать не умел? И что это за ковры такие дивные, что на них? Отвечала жена, что рисовать их только дурак не сможет: наложи трафаретку и мажь кистью сквозь дырочки. А ковры есть трёх сортов: один ковёр «Тройка» — в упряжи красивой тройка везёт офицера гусарского, второй ковёр — «Олень», а третий — под персидский. И никаких больше рисунков нет, но и за эти по всей стране люди спасибо говорят и из рук хватают. Потому что настоящий ковёр не пятьдесят рублей, а тысячи стоит.

Хоть бы глазом одним посмотреть Шухову на те ковры…

По лагерям да по тюрьмам отвык Иван Денисович раскладывать, что завтра, что через год да чем семью кормить. Обо всём за него начальство думает — оно будто и легче. А как на волю вступишь?..

Из рассказов вольных шоферов и экскаваторщиков видит Шухов, что прямую дорогу людям загородили, но люди не теряются: в обход идут и тем живы.

В обход бы и Шухов пробрался. Заработок, видать, лёгкий, огневой. И от своих деревенских отставать вроде обидно… Но, по душе, не хотел бы Иван Денисович за те ковры браться. Для них развязность нужна, нахальство, милиции на лапу совать. Шухов же сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился.

Лёгкие деньги — они и не весят ничего, и чутья такого нет, что вот, мол, ты заработал. Правильно старики говорили: за что не доплатишь, того не доносишь. Руки у Шухова ещё добрые, смогают, неуж он себе на воле верной работы не найдёт?

Да ещё пустят ли когда на ту волю? Не навесят ли ещё десятки ни за так?..

Колонна тем временем дошла и остановилась перед вахтой широко раскинутой зоны объекта. Ещё раньше, с угла зоны, два конвоира в тулупах отделились и побрели по полю к своим дальним вышкам. Пока всех вышек конвой не займёт, внутрь не пустят. Начкар с автоматом за плечом пошёл на вахту. А из вахты, из трубы, дым не переставая клубится: вольный вахтёр всю ночь там сидит, чтоб доски не вывезли или цемент.

Напересек через ворота проволочные, и черезо всю строительную зону, и через дальнюю проволоку, что по тот бок, — солнце встаёт большое, красное, как бы во мгле. Рядом с Шуховым Алёшка смотрит на солнце и радуется, улыбка на губы сошла. Щёки вваленные, на пайке сидит, нигде не подрабатывает — чему рад? По воскресеньям всё с другими баптистами шепчется. С них лагеря как с гуся вода. По двадцать пять лет вкатили им за баптистскую веру — неуж думают тем от веры отвадить?

Намордник дорожный, тряпочка, за дорогу вся отмокла от дыхания и кой-где морозом прихватилась, коркой стала ледяной. Шухов её ссунул с лица на шею и стал к ветру спиной. Нигде его особо не продрало, а только руки озябли в худых рукавичках да онемели пальцы на левой ноге: валенок-то левый горетый, второй раз подшитый.

Поясницу и спину всю до плечей тянет, ломает — как работать?

Оглянулся — и на бригадира лицом попал, тот в задней пятёрке шёл. Бригадир в плечах здоров, да и образ у него широкий. Хмур стоит. Смехуёчками он бригаду свою не жалует, а кормит — ничего, о большой пайке заботлив. Сидит он второй срок, сын Гулага, лагерный обычай знает напрожог.

Читайте также:  Ветряная оспа описание сыпи история болезни

Бригадир в лагере — это всё: хороший бригадир тебе жизнь вторую даст, плохой бригадир в деревянный бушлат загонит. Андрея Прокофьевича знал Шухов ещё по Усть-Ижме, только там у него в бригаде не был. А когда с Усть-Ижмы, из общего лагеря, перегнали пятьдесят восьмую статью сюда, в каторжный, — тут его Тюрин подобрал. С начальником лагеря, с ППЧ, с прорабами, с инженерами Шухов дела не имеет: везде его бригадир застоит, грудь стальная у бригадира. Зато шевельнёт бровью или пальцем покажет — беги, делай. Кого хошь в лагере обманывай, только Андрей Прокофьича не обманывай. И будешь жив.

И хочется Шухову спросить бригадира, там же ли работать, где вчера, на другое ли место переходить, — а боязно перебивать его высокую думу. Только что Соцгородок с плеч спихнул, теперь, бывает, процентовку обдумывает, от неё пять следующих дней питания зависят.

Лицо у бригадира в рябинах крупных, от оспы. Стоит против ветра — не поморщится, кожа на лице — как кора дубовая.

Хлопают руками, перетаптываются в колонне. Злой ветерок! Уж, кажется, на всех шести вышках попки сидят — опять в зону не пускают. Бдительность травят.

Ну! Вышли начкар с контролёром из вахты, по обои стороны ворот стали, и ворота развели.

— Р-раз-берись по пятёркам! Пер-рвая! Втор-ра-я!

Зашагали арестанты как на парад, шагом чуть не строевым. Только в зону прорваться, а там не учи, что делать.

За вахтой вскоре — будка конторы, около конторы стоит прораб, бригадиров заворачивает, да они и сами к нему. И Дэр туда, десятник из зэков, сволочь хорошая, своего брата-зэка хуже собак гоняет.

Восемь часов, пять минут девятого (только что энергопоезд прогудел), начальство боится, как бы зэки время не потеряли, по обогревалкам бы не рассыпались, — а у зэков день большой, на всё время хватит. Кто в зону зайдёт, наклоняется: там щепочка, здесь щепочка, нашей печке огонь. И в норы заюркивают.

Тюрин велел Павлу, помощнику, идти с ним в контору. Туда же и Цезарь свернул. Цезарь богатый, два раза в месяц посылки, всем сунул, кому надо, — и придурком работает в конторе, помощником нормировщика.

А остальная 104-я сразу в сторону, и дёру, дёру.

Солнце взошло красное, мглистое над зоной пустой: где щиты сборных домов снегом занесены, где кладка каменная начатая да у фундамента и брошенная, там экскаватора рукоять переломленная лежит, там ковш, там хлам железный, канав понарыто, траншей, ям наворочено, авторемонтные мастерские под перекрытие выведены, а на бугре — ТЭЦ в начале второго этажа.

И — попрятались все. Только шесть часовых стоят на вышках, да около конторы суета. Вот этот-то наш миг и есть! Старший прораб сколько, говорят, грозился разнарядку всем бригадам давать с вечера — а никак не наладят. Потому что с вечера до утра у них всё наоборот поворачивается.

А миг — наш! Пока начальство разберётся — приткнись, где потеплей, сядь, сиди, ещё наломаешь спину. Хорошо, если около печки, — портянки переобернуть да согреть их малость. Тогда во весь день ноги будут тёплые. А и без печки — всё одно хорошо.

Сто четвёртая бригада вошла в большой зал в авторемонтных, где остеклено с осени и 38-я бригада бетонные плиты льёт. Одни плиты в формах лежат, другие стоймя наставлены, там арматура сетками. До верху высоко, и пол земляной, тепло тут не будет тепло, а всё ж этот зал обтапливают, угля не жалеют: не для того, чтоб людям греться, а чтобы плиты лучше схватывались. Даже градусник висит, и в воскресенье, если лагерь почему на работу не выйдет, вольный тоже топит.

Тридцать восьмая, конечно, чужих никого к печи не допускает, сама обсела, портянки сушит. Ладно, мы и тут, в уголку, ничего.

Задом ватных брюк, везде уже пересидевших, Шухов пристроился на край деревянной формы, а спиной в стенку упёрся. И когда он отклонился — натянулись его бушлат и телогрейка, и левой стороной груди, у сердца, он ощутил, как подавливает твёрдое что-то. Это твёрдое было — из внутреннего карманчика угол хлебной краюшки, той половины утренней пайки, которую он взял себе на обед. Всегда он столько с собой и брал на работу и не посягал до обеда. Но он другую половину съедал за завтраком, а нонче не съел. И понял Шухов, что ничего он не сэкономил: засосало его сейчас ту пайку съесть в тепле. До обеда — пять часов, протяжно.

А что в спине поламывало — теперь в ноги перешло, ноги такие слабые стали. Эх, к печечке бы!..

Шухов положил на колени рукавицы, расстегнулся, намордник свой дорожный, оледеневший развязал с шеи, сломил несколько раз и в карман спрятал. Тогда достал хлебушек в белой тряпице и, держа её в запазушке, чтобы ни крошка мимо той тряпицы не упала, стал помалу-помалу откусывать и жевать. Хлеб он пронёс под двумя одёжками, грел его собственным теплом — и оттого он не мёрзлый был ничуть.

Источник

О чём мечтала жена Шухова, когда в письмах рассказывала о жизни в колхозе?

3) о том, что он станет ковры красить

9. О ком идет речь в предложении?«Зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого и в лагере не научился».

1) о Шухове

Почему Иван Шухов всегда просыпался за полтора часа до всеобщей побудки?

3) В это время он чувствовал себя свободным человеком

11. Узнайте героя по описанию: «…хлопец лет шестнадцати, розовенький, как поросёнок».

3) Гопчик

12. Узнайте героя по описанию:

«Лицо … в рябинах крупных, от оспы. Стоит против ветра — не поморщится, кожа на лице — как кора дубовая».

2) бригадир Тюрин

13. О ком идёт речь? «он не был шакал даже после восьми лет общих работ — и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти»

1) Стенька Клевшин

14. Какое качество не присуще Шухову?

3) лень

Какой композиционный элемент произведения образует приведенный ниже отрывок?

«Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось сегодня много удач: в карцер не посадили, на Соцгород бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…» 3) концовка

Читайте также:  При ветрянной оспе детям

КАСЬЯНЕНКО ВИКТОРИИ ТВ-19 19

Практическая работа № 17. «Тихая лирика» Н.М. Рубцов. Творчество А.Вампилова.

Цель: проверить знания биографии и творчества Н.М. Рубцова и А.Вампилова, умения анализировать и обобщать изученное, определять их идейно-тематическую направленность лирических и драматических произведений.

Тестовые задания

1.1.В каком жанре был снят фильм «Старший сын»?

Б)Психологическая драма

Из скольких серий состоит фильм?

А)2

По пьесе какого драматурга был снят фильм «Старший сын»?

В)Александр Вампилов

На какой киностудии был снят фильм?

А)Ленфильм

Какой великий композитор писал музыку к этому фильму?

В)Сергей Рахманинов.

Кем являлся главный герой Владимир Бусыгин в фильме?

В)Студент

Какая кличка у Семена Севостьянова?

А) Сильва

На каком музыкальном инструменте играет Андрей Григорьевич Сарафанов в сельском клубе и кинотеатре?

Б) Кларнет

Кто по профессии жених Нины в фильме «Старший сын»?

В)Авиационный радиоинженер

Какой из этих актеров не снимался в этом фильме?

Б) Армен Джигарханян Конец формы

Кто придумал версию, что Андрей Григорьевич Сарафанов — отец Бусыгина?

В. Сарафанов.

12. Назовите литературный род произведения А.В. Вампилова «Старший сын»:

Б. драма

Когда происходит действие в пьесе?

Г) Поздний весенний вечер.

14. Сарафанов — это… Доказать на примерах из текста

А. Сохранивший детскую душу человек.

Старший сын» — это в жизни

А. Случай,.

2. Прочитайте фрагмент текста и выполните задания А1 — А5,В1 — В4.

САРАФАНОВ . То , что случилось , — все это ничего не меняет . Володя, подойди сюда… Бусыгин подходит. Он, Нина, Васенька, Сарафанов — все рядом. Макарская в стороне.

Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим) Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…

МАКАРСКАЯ. Извините, конечно. (Бусыгину) Но я хочу спросить. У тебя родители имеются?

БУСЫГИН. Да… Мать в Челябинске.

НИНА. Она одна? (Смеется) Папа, тебя это не интересует?

БУСЫГИН. Она живет с моим старшим братом. НИНА. А сам ты? Как ты сюда попал?

БУСЫГИН. Я здесь учусь.

САРАФАНОВ . Где же ты живешь?

БУСЫГИН. В общежитии.

САРАФАНОВ . В общежитии… Но ведь это далеко… и неуютно. И вообще, терпеть я не могу общежитий… Это я к тому , что… Если бы ты согласился… словом, живи у нас.

БУСЫГИН. Нет, что вы…

САРАФАНОВ . Предлагаю от чистого сердца… Нина! Чего же ты молчишь? Пригласи его, уговори.

НИНА (капризно) Ну с какой стати? Почему он должен жить у нас? Я не хочу.

БУСЫГИН. Я буду вас навещать. Я буду бывать у вас каждый день. Я вам еще надоем.

САРАФАНОВ . Володя! Я за то , чтобы ты у нас жил — и никаких.

БУСЫГИН. Я приду завтра.

НИНА. Когда?

БУСЫГИН. В семь… В шесть часов… Кстати! Который час? НИНА. Половина двенадцатого. БУСЫГИН. Ну вот. Поздравьте меня. Я опоздал на электричку.

А1. В стиле какого художественного метода написана пьеса А.Вампилова «Старший сын»?

3) реализм

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

4) является эпилогом

А3. Приведённый диалог происходит:

1) в финале пьесы после ухода Сильвы

А4. Что побуждает Сарафанова просить Бусыгина остаться у них жить?

4) симпатия к Бусыгину

А5. Главным средством выражения авторского отношения к героям в данном фрагменте являются:

1) речь, поступки героев и авторские ремарки

Начало формы

В1. Герои пьесы А.Вампилова обмениваются репликами между собой. Как называется подобный тип высказываний в драматическом произведении?ДИАЛОГ

В2. Укажите термин, которым обозначают глубокое переживание, лежащее в основе драматического действия (например, противопоставление реальности и стремлений героев в данной пьесе).КОНФЛИКТ

В3. В речь героев пьесы А.Вампилова включены непосредственно авторские замечания о том, как необходимо действовать герою. Как в драматическом произведении называются эти авторские пометки?РЕМАРКА

В4. В какой фразе Сарафанова напрямую выражено его чувство к детям? «Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…»

3. Ответьте на вопросы

Откуда родом Н. М. Рубцов?

Б. Вологодская область;

2. Годы жизни поэта?

А. 1936 — 1971 гг.

3. Какой сборник стихотворений не принадлежит Рубцову?

А. «Радуница»;

4. Любимым поэтом Рубцова был:

А. Пушкин;

5. Одним из основных мотивов творчества Н. М.Рубцова является:

; В. мир человеческой души

6. Из какого стихотворения Н. М. Рубцова следующие строки: «Я вспоминал, как тихо за холмом / Она горит над золотом осенним, / Она горит над зимним серебром…»?

В. «Журавли»

7. Какой синтаксический приём используется в следующей строке: «И сон окутал родину мою…»?

А. антитеза

8. Какой синтаксический приём используется в следующей строке: «самая жгучая, самая смертная связь»?;

В. аллитерация

Источник

Читать

Колонна тем временем дошла и остановилась перед вахтой широко раскинутой зоны объекта. Ещё раньше, с угла зоны, два конвоира в тулупах отделились и побрели по полю к своим дальним вышкам. Пока всех вышек конвой не займёт, внутрь не пустят. Начкар с автоматом за плечом пошёл на вахту. А из вахты, из трубы, дым не переставая клубится: вольный вахтёр всю ночь там сидит, чтоб доски не вывезли или цемент.

Напересек через ворота проволочные, и черезо всю строительную зону, и через дальнюю проволоку, что по тот бок, — солнце встаёт большое, красное, как бы во мгле. Рядом с Шуховым Алёшка смотрит на солнце и радуется, улыбка на губы сошла. Щёки вваленные, на пайке сидит, нигде не подрабатывает — чему рад? По воскресеньям всё с другими баптистами шепчется. С них лагеря как с гуся вода. По двадцать пять лет вкатили им за баптистскую веру — неуж думают тем от веры отвадить?

Намордник дорожный, тряпочка, за дорогу вся отмокла от дыхания и кой-где морозом прихватилась, коркой стала ледяной. Шухов её ссунул с лица на шею и стал к ветру спиной. Нигде его особо не продрало, а только руки озябли в худых рукавичках да онемели пальцы на левой ноге: валенок-то левый горетый, второй раз подшитый.

Поясницу и спину всю до плечей тянет, ломает — как работать?

Оглянулся — и на бригадира лицом попал, тот в задней пятёрке шёл. Бригадир в плечах здоров, да и образ у него широкий. Хмур стоит. Смехуёчками он бригаду свою не жалует, а кормит — ничего, о большой пайке заботлив. Сидит он второй срок, сын Гулага, лагерный обычай знает напрожог.

Бригадир в лагере — это всё: хороший бригадир тебе жизнь вторую даст, плохой бригадир в деревянный бушлат загонит. Андрея Прокофьевича знал Шухов ещё по Усть-Ижме, только там у него в бригаде не был. А когда с Усть-Ижмы, из общего лагеря, перегнали пятьдесят восьмую статью сюда, в каторжный, — тут его Тюрин подобрал. С начальником лагеря, с ППЧ, с прорабами, с инженерами Шухов дела не имеет: везде его бригадир застоит, грудь стальная у бригадира. Зато шевельнёт бровью или пальцем покажет — беги, делай. Кого хошь в лагере обманывай, только Андрей Прокофьича не обманывай. И будешь жив.

Читайте также:  Ветряная оспа вакцинация инкубационный период

И хочется Шухову спросить бригадира, там же ли работать, где вчера, на другое ли место переходить, — а боязно перебивать его высокую думу. Только что Соцгородок с плеч спихнул, теперь, бывает, процентовку обдумывает, от неё пять следующих дней питания зависят.

Лицо у бригадира в рябинах крупных, от оспы. Стоит против ветра — не поморщится, кожа на лице — как кора дубовая.

Хлопают руками, перетаптываются в колонне. Злой ветерок! Уж, кажется, на всех шести вышках попки сидят — опять в зону не пускают. Бдительность травят.

Ну! Вышли начкар с контролёром из вахты, по обои стороны ворот стали, и ворота развели.

— Р-раз-берись по пятёркам! Пер-рвая! Втор-ра-я!

Зашагали арестанты как на парад, шагом чуть не строевым. Только в зону прорваться, а там не учи, что делать.

За вахтой вскоре — будка конторы, около конторы стоит прораб, бригадиров заворачивает, да они и сами к нему. И Дэр туда, десятник из зэков, сволочь хорошая, своего брата-зэка хуже собак гоняет.

Восемь часов, пять минут девятого (только что энергопоезд прогудел), начальство боится, как бы зэки время не потеряли, по обогревалкам бы не рассыпались, — а у зэков день большой, на всё время хватит. Кто в зону зайдёт, наклоняется: там щепочка, здесь щепочка, нашей печке огонь. И в норы заюркивают.

Тюрин велел Павлу, помощнику, идти с ним в контору. Туда же и Цезарь свернул. Цезарь богатый, два раза в месяц посылки, всем сунул, кому надо, — и придурком[11] работает в конторе, помощником нормировщика.

А остальная 104-я сразу в сторону, и дёру, дёру.

Солнце взошло красное, мглистое над зоной пустой: где щиты сборных домов снегом занесены, где кладка каменная начатая да у фундамента и брошенная, там экскаватора рукоять переломленная лежит, там ковш, там хлам железный, канав понарыто, траншей, ям наворочено, авторемонтные мастерские под перекрытие выведены, а на бугре — ТЭЦ в начале второго этажа.

И — попрятались все. Только шесть часовых стоят на вышках, да около конторы суета. Вот этот-то наш миг и есть! Старший прораб сколько, говорят, грозился разнарядку всем бригадам давать с вечера — а никак не наладят. Потому что с вечера до утра у них всё наоборот поворачивается.

А миг — наш! Пока начальство разберётся — приткнись, где потеплей, сядь, сиди, ещё наломаешь спину. Хорошо, если около печки, — портянки переобернуть да согреть их малость. Тогда во весь день ноги будут тёплые. А и без печки — всё одно хорошо.

Сто четвёртая бригада вошла в большой зал в авторемонтных, где остеклено с осени и 38-я бригада бетонные плиты льёт. Одни плиты в формах лежат, другие стоймя наставлены, там арматура сетками. До верху высоко, и пол земляной, тепло тут не будет тепло, а всё ж этот зал обтапливают, угля не жалеют: не для того, чтоб людям греться, а чтобы плиты лучше схватывались. Даже градусник висит, и в воскресенье, если лагерь почему на работу не выйдет, вольный тоже топит.

Тридцать восьмая, конечно, чужих никого к печи не допускает, сама обсела, портянки сушит. Ладно, мы и тут, в уголку, ничего.

Задом ватных брюк, везде уже пересидевших, Шухов пристроился на край деревянной формы, а спиной в стенку упёрся. И когда он отклонился — натянулись его бушлат и телогрейка, и левой стороной груди, у сердца, он ощутил, как подавливает твёрдое что-то. Это твёрдое было — из внутреннего карманчика угол хлебной краюшки, той половины утренней пайки, которую он взял себе на обед. Всегда он столько с собой и брал на работу и не посягал до обеда. Но он другую половину съедал за завтраком, а нонче не съел. И понял Шухов, что ничего он не сэкономил: засосало его сейчас ту пайку съесть в тепле. До обеда — пять часов, протяжно.

А что в спине поламывало — теперь в ноги перешло, ноги такие слабые стали. Эх, к печечке бы!..

Шухов положил на колени рукавицы, расстегнулся, намордник свой дорожный оледеневший развязал с шеи, сломил несколько раз и в карман спрятал. Тогда достал хлебушек в белой тряпице и, держа её в запазушке, чтобы ни крошка мимо той тряпицы не упала, стал помалу-помалу откусывать и жевать. Хлеб он пронёс под двумя одёжками, грел его собственным теплом — и оттого он не мёрзлый был ничуть.

В лагерях Шухов не раз вспоминал, как в деревне раньше ели: картошку — целыми сковородами, кашу — чугунками, а ещё раньше, по-без-колхозов, мясо — ломтями здоровыми. Да молоко дули — пусть брюхо лопнет. А не надо было так, понял Шухов в лагерях. Есть надо — чтоб думка была на одной еде, вот как сейчас эти кусочки малые откусываешь, и языком их мнёшь, и щеками подсасываешь — и такой тебе духовитый этот хлеб чёрный сырой. Чтó Шухов ест восемь лет, девятый? Ничего. А ворочает? Хо-го!

Так Шухов занят был своими двумястами граммами, а близ него в той же стороне приютилась и вся 104-я.

Два эстонца, как два брата родных, сидели на низкой бетонной плите и вместе, по очереди, курили половинку сигареты из одного мундштука. Эстонцы эти были оба белые, оба длинные, оба худощавые, оба с долгими носами, с большими глазами. Они так друг за друга держались, как будто одному без другого воздуха синего не хватало. Бригадир никогда их и не разлучал. И ели они всё пополам, и спали на вагонке сверху на одной. И когда стояли в колонне, или на разводе ждали, или на ночь ложились — всё промеж себя толковали, всегда негромко и неторопливо. А были они вовсе не братья и познакомились уж тут, в 104-й. Один, объясняли, был рыбак с побережья, другого же, когда Советы уставились, ребёнком малым родители в Швецию увезли. А он вырос и самодумкой назад, дурандай, на родину, институт кончать. Тут его и взяли сразу.

Вот, говорят, нация ничего не означает, во всякой, мол, нации худые люди есть. А эстонцев сколь Шухов ни видал — плохих людей ему не попадалось.

И все сидели — кто на плитах, кто на опалубке для плит, кто на земле прямо. Говорить-то с утра язык не ворочается, каждый в мысли свои упёрся, молчит. Фетюков-шакал насобирал где-тось окурков (он их и из плевательницы вывернет, не погребует), теперь на коленях их разворачивал и неперегоревший табачок ссыпал в одну бумажку. У Фетюкова на воле детей трое, но как сел — от него все отказались, а жена замуж вышла: так помощи ему ниоткуда.

Источник