Курсовая работа ветряная оспа
еферат: Ветряная оспа — BestReferat.ru
, Ветрянка
Ветряная оспа, ветрянка
(лат. Varicella, англ. Chickenpox, греч. Ανεμοβλογιά) — острое инфекционное заболевание с воздушно-капельным путем передачи, возникающая преимущественно в детском возрасте, вызываемая вирусом семейства en:Herpesviridae, идентичным вирусу опоясывающего лишая и характеризующаяся обычно лихорадочным состоянием, папуловезикулезной сыпью, доброкачественным течением.
Краткие исторические сведения
Заболевание описано итальянским врачом и анатомом Г. Видусом (Видиусом) в середине XVI века. Название varicella, отличающее заболевание от натуральной оспы (variola), впервые ввёл немецкий врач О. Фогель (1772). После эпидемии 1868-1874 гг. болезнь стали считать отдельной нозологической формой. Возбудитель выявил бразильский врач Э. Арагао (1911), обнаруживший в содержимом пузырьков элементарные тельца вируса (тельца Арагао). Вирус выделен из них в 40-х годах XX века.
Почему и как возникает ветряная оспа
Источник инфекции — больной человек, представляющий эпидемическую опасность с конца инкубационного периода и до отпадения корочек. Возбудитель распространяется воздушно-капельным путём. Заболевают в основном дети в возрасте от 6 месяцев до 7 лет. Взрослые болеют ветрянкой редко — поскольку обычно переносят её ещё в детском возрасте. Наиболее часто заражаются ребятишки до 12 лет и именно в этом возрасте (т.е. до 12 лет) болезнь почти всегда протекает легко. У детей постарше тяжесть ветряной оспы заметно увеличивается, а уж взрослые болеют исключительно тяжело. Отсюда следует довольно важный вывод о пользе посещения детских дошкольных учреждений, где весьма высока вероятность подхватить ветрянку «своевременно», дабы не маяться потом. Кстати, в некоторых весьма цивилизованных странах, при возникновении ветрянки в детском коллективе никаких карантинов не накладывают — чтобы все своевременно переболели.
Возбудителем ветряной оспы является видимый в обычный световой микроскоп вирус крупных размеров, который с 3-4-го дня обнаруживается в содержимом оспенных пузырьков. Вирус ветряной оспы нестоек во внешней среде — он быстро погибает при воздействии солнечного света, нагревании, ультрафиолетовом облучении. Возбудитель ветряной оспы относится к вирусам группы герпеса третьего типа. Восприимчивость к ветряной оспе уникальна — она составляет 100%. Заразными больные ветряной оспой становятся за 20-24 ч до появления сыпи и остаются ими до 5-го дня с момента регистрации последнего элемента сыпи. Передается ветряная оспа воздушно-капельным путем от больного при разговоре, кашле, чихании. Считается возможным заражение плода от матери во время беременности, что может приводить к врожденным уродствам. Вирус проникает в организм через слизистые оболочки верхних дыхательных путей и внедряется в эпителиальные клетки слизистой оболочки. Затем вирус проникает в кровь и фиксируется в коже, вызывая в её поверхностном слое патологический процесс: ограниченное расширение капилляров (пятно), серозный отёк (папула), отслоение эпидермиса (везикула).
Из-за размножения вируса и аллергического ответа организма возникают лихорадка и другие общие неспецифические проявления инфекции.
Возбудитель ветрянки может персистировать в организме; в результате различных провоцирующих факторов он активируется и вызывает локальные кожные высыпания — опоясывающий лишай.
Основные эпидемиологические признаки
Заболевание распространено повсеместно, заболеваемость высокая. Особенности эпидемического процесса при ветряной оспе определяют два главных фактора: воздушно-капельный механизм передачи инфекции и всеобщая восприимчивость населения. Наиболее часто заболевание отмечают среди детей, посещающих детские дошкольные учреждения и первые классы школ. К 15 годам около 70-90% населения успевают переболеть. Заболеваемость среди городского населения почти в 2 раза превышает таковую среди сельских жителей. Для инфекции характерна выраженная осенне-зимняя сезонность. Заболеваемость в период сезонных подъёмов составляет приблизительно 70-80% общего числа больных. Характерная черта эпидемического процесса ветряной оспы — отсутствие выраженных периодических подъёмов и спадов заболеваемости, что может быть объяснено почти абсолютной «переболеваемостью» всех восприимчивых к этой инфекции детей и отсутствием возможности накопления значительного количества неиммунных лиц.
Патогенез
В организм человека вирус проникает через верхние дыхательные пути, фиксируется на клетках слизистой оболочки, где и происходит его первичное накопление. В дальнейшем возбудитель поступает в регионарные отделы лимфатической системы, а в конце инкубационного периода проникает в кровь. Вирусемия проявляется лихорадкой, обусловленной накоплением в крови токсичных метаболитов репродукции вируса и развитием аллергических реакций. Возбудитель диссеминирует по всему организму; его последующую локализацию определяет тропность к эпителию кожных покровов и слизистых оболочек. Репродукция вируса в эпителии кожи сопровождается вакуолизацией, баллонной дистрофией и дальнейшей гибелью клеток. В образовавшихся полостях накапливается серозный экссудат, вследствие чего образуются однокамерные везикулы. При подсыхании везикул на их месте возникают корочки, после отпадения которых восстанавливается повреждённый эпидермис. Подобный процесс может развиваться и на слизистых оболочках с быстрым образованием эрозий.
В патогенезе заболевания большое значение имеют нарушения клеточных иммунных реакций. На фоне угнетения системы Т-лимфоцитов у лиц с нарушениями иммунного статуса развиваются тяжёлые формы ветряной оспы.
В связи с развитием анергии при ветряной оспе увеличивается восприимчивость к другим инфекциям, обостряются хронические процессы.
После перенесённого заболевания формируется стойкий иммунитет, однако при резком снижении его напряжённости у взрослых, переболевших в детстве ветряной оспой, при повторном инфицировании возможно повторное развитие заболевания. Вирус может пожизненно оставаться в организме в латентном состоянии, локализуясь в нервных ганглиях. Механизмы сохранения вируса и возможной последующей его активизации с проявлениями заболевания в виде опоясывающего лишая изучены недостаточно.
Клиническая картина
Инкубационный период варьирует в пределах 1-3 нед. Продромальный период у детей в большинстве случаев отсутствует или выражен незначительно. Характерны недомогание, повышенная возбудимость, головная боль, плаксивость и снижение аппетита. У взрослых этот период нередко протекает с повышением температуры тела, недомоганием, головной болью, анорексией; возможны тошнота и рвота.
Выраженная клиническая картина развивается только с момента появления сыпи, нередко возникающей неожиданно, на фоне полного благополучия. В это время нарастает интоксикация, повышается температура тела. У взрослых сыпь появляется позже, чем у детей, интоксикация более выражена, а лихорадка часто достигает высоких цифр и в дальнейшем сохраняется значительно дольше. Температурная кривая не имеет характерных отличий.
Экзантема может появляться на любых участках тела и распространяться беспорядочно. Сначала на коже образуются мелкие красные пятна, превращающиеся в течение несколько часов в папулы, а затем в везикулы. Пузырьки не имеют центрального пупкообразного вдавления, содержат прозрачную жидкость, однокамерные, при прокалывании спадаются. Так же быстро на месте везикул образуются корочки. Появление новых высыпаний и трансформация отдельных элементов происходят одновременно, вследствие чего на одном участке кожи можно видеть разные стадии развития высыпаний — пятна, папулы, везикулы, корочки. Везикулярные элементы могут нагнаиваться, превращаясь в пустулы. При этом общее состояние больных ухудшается, поражения кожи становятся более глубокими, в центре некоторых пустул образуются небольшие западения (такие элементы называют оспинами), после отпадения корочек могут оставаться рубцы. У взрослых сыпь обильнее и продолжительнее, чем у детей, отторжение корочек происходит значительно позже, а трансформацию везикул в пустулы наблюдают у абсолютного большинства больных.
Сыпь локализуется чаще всего на волосистой части головы, лице, шее, туловище и конечностях, исключая поверхности ладоней и подошв. Количество элементов может быть различным, от единичных до множественных. На протяжении нескольких дней (от 3 до 8 сут) возможны «подсыпания» с новыми волнами повышенной температуры тела; одновременно с прекращением «подсыпаний» интоксикация исчезает.
На слизистых оболочках ротовой полости, иногда гортани, половых органов и на конъюнктиве могут появляться красные пятна, быстро мацерирующиеся и превращающиеся в афты.
Энантему и сопровождающую её лимфаденопатию у взрослых больных встречают значительно чаще по сравнению с детьми.
Исход заболевания, особенно у детей, благоприятный. Однако тяжесть заболевания значительно варьирует. Наряду с типичными случаями ветряной оспы возможны стёртые формы, протекающие без лихорадки и других проявлений интоксикации, со скудной экзантемой. Тяжёлые формы болезни — буллёзная, геморрагическая и гангренозная.
Буллёзная форма развивается у взрослых с тяжёлыми сопутствующими заболеваниями. На коже образуются крупные дряблые пузыри, а затем вяло заживающие язвы.
Геморрагическая форма развивается у больных с проявлениями геморрагического диатеза. Отличается появлением везикул с кровянистым содержимым, кровоизлияний на коже, носовых кровотечений, гематурии.
Гангренозная форма развивается у ослабленных больных, может протекать с быстрым увеличением везикул в размерах и геморрагической трансформацией их содержимого, а после подсыхания везикул — с образованием корок чёрного цвета с воспалительным ободком.
Дифференциальная диагностика
Заболевание следует отличать от стрептодермии. Дифференциальная диагностика с вариолоидом потеряла актуальность из-за ликвидации натуральной оспы.
При выраженной клинической картине ветряной оспы лихорадка, другие признаки интоксикации и экзантема проявляются практически одновременно; на одном участке кожи можно видеть разные стадии последовательной трансформации элементов сыпи: мелкие красные пятна, папулы, однокамерные везикулы без пупкообразного вдавления с прозрачным содержимым, корочки. Сыпь локализуется чаще всего на волосистой части головы, лице, шее, туловище и конечностях, исключая поверхности ладоней и подошв. Возможны «подсыпания» с новыми волнами повышенной температуры тела и энантема на слизистой оболочке рта (иногда гортани, половых органов и на конъюнктиве) в виде красных пятен, быстро мацерирующихся и превращающихся в афты.
Лабораторная диагностика
Гемограмма при ветряной оспе неспецифична; часто наблюдают увеличение СОЭ. Специфические лабораторные исследования включают обнаружение вируса при световой микроскопии содержимого везикул после окраски серебрением, а также постановку серологических реакций (РСК, РТГА) в парных сыворотках крови. Они довольно сложны, дают ретроспективный результат, и их применяют крайне редко в связи с типичной клинической картиной заболевания.
Осложнения
Иммуносупрессивное действие вируса облегчает возможность развития различных гнойных осложнений — стоматитов, кератитов, конъюнктивитов, паротитов и др. Значительно реже наблюдают энцефалиты и менингоэнцефалиты, сепсис. Осложнения, как правило, встречают у взрослых больных.
Лечение ветряной оспы
До настоящего времени не создано высокоэффективного этиотропного лекарственного средства лечения от ветряной оспы. Подавляющему большинству взрослого населения хорошо известен главный способ лечения ветряной оспы. Способ этот заключается в тщательном замазывании пузырьков прекрасным «сильнодействующим» лекарством, которое, по-видимому, по аналогии со словом «ветрянка», называется не менее ласковым словом «зеленка». И, хотя ветряная оспа — болезнь легкая, вид ребенка, покрытого зелеными пятнами, весьма тяжелый, что невольно вызывает повышенную любовь и повышенное сочувствие окружающих.
Использование интерферона уменьшает (иногда предотвращает) подсыпание, уменьшает число осложнений, облегчает течение болезни.
Лечение обычно проводят в домашних условиях. Постельный режим следует соблюдать в течение всего лихорадочного периода, корочки рекомендуется обрабатывать раствором перманганата калия. Показаны дезинтоксикационная терапия, прием антигистаминных препаратов. Местное лечение в случае кожного зуда предусматривает обработку кожи спиртом или уксусом. Применение ультрафиолетового облучения может быть показано для ускорения отпадения корочек. Прием антибиотиков имеет смысл для профилактики осложнений при выраженной интоксикации и обильных высыпаниях. В последнее время появились сообщения о положительном эффекте противовирусных препаратов (ацикловира, видарабина) у лиц с нарушениями иммунного статуса, а также лейкинферона (препарата интерферона нового поколения), при назначении которого в ранние сроки болезни укорачивается лихорадочный период, быстрее прекращаются подсыпания, реже развиваются осложнения.
Что желательно знать:
— При высокой температуре тела, именно при ветряной оспе, ни в коем случае нельзя давать аспирин — высока вероятность осложнений со стороны печени. Подчеркиваю: не аспирин плохое лекарство, а сочетание ветрянки и аспирина.
— При ветрянке ребенка часто беспокоит кожный зуд, а расчесывание пузырьков многократно увеличивает, во-первых, риск бактериального инфицирования и, во-вторых, вероятность того, что на месте пузырьков останутся следы (на всю жизнь). Для борьбы с зудом врачи назначают успокаивающие средства, а родители должны:
а) отвлекать и развлекать;
б) самым тщательным образом следить за ногтями (стричь, разумеется), а маленьким (т.е. совсем неразумным) надевать рукавички;
в) ежедневно менять белье и, вполне возможно, организовывать ванну со слабым раствором перманганата калия.
После ванны, естественно, промокать, а не вытирать. Попутно заметим, что в отношении ванн мнения врачей расходятся — американские педиатры считают их весьма желательными, отечественные — категорически против купаний. Истина, по-видимому, где-то посередине. С точки зрения автора, чем сильнее зуд и чем теплее в комнате, тем нужнее ванны;
Опять-таки, с учетом зуда, настоятельно советую всячески избегать перегрева: чем больше будет потеть — тем больше будет зудеть, что бы Вы ни делали.
Профилактика ветряной оспы
Обычно больной изолируется на дому. Изоляция прекращается через 5 дней после последнего высыпания. Для детей, посещающих организованные детские коллективы, существует предусмотренный инструкцией порядок допуска в детские учреждения. Дезинфекция ввиду нестойкости вируса не проводится, достаточно проветривания и влажной уборки помещения.
Мероприятия в эпидемическом очаге
Больного изолируют на дому на 9 сутки с момента начала заболевания. В детских дошкольных учреждениях общавшихся с больным детей разобщают на 21 день. Если день общения с источником инфекции установлен точно, разобщение проводят с 11-го по 21-й день инкубационного периода. При появлении повторных случаев в детских дошкольных учреждениях разобщение не проводят. Из-за малой устойчивости возбудителя заключительную дезинфекцию в очагах ветряной оспы не проводят. Ослабленным детям, не болевшим ветряной оспой, внутримышечно вводят 1,5-3 мл иммуноглобулина, полученного из сыворотки крови реконвалесцентов. Диспансерное наблюдение за переболевшими не регламентировано.
Эпидемиологический надзор
Включает учёт и регистрацию заболевших, анализ эпидемиологических проявлений инфекции и проведение выборочного серологического скрининга населения.
Профилактические мероприятия
Сводятся, главным образом, к недопущению заноса инфекции в детские учреждения и больницы, своевременному выявлению и изоляции первых заболевших. За рубежом созданы вакцины, применяемые в противоэпидемической практике.
Литература
1. А. П. Казанцев, В. С. Матковский. Справочник по инфекционным болезням. — М.: Медицина, 1985.
2. В.И.Покровский. «Инфекционные болезни и эпидемиология» , 2007
3. Статья доктора А.В.Комаровского на сайте www.ladoshka.ru.
4. Статья доктора И.Ю.Кокоткина на сайте www.herpes.ru.
Источник
Роль медицинской сестры при ветряной оспе у детей
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЕТРЯНАЯ ОСПА 5
1.1. Определение 5
1.2. Этиология 6
1.3. Клиническая картина 7
1.4. Периоды заболевания 8
1.5. Диагностика 9
1.6. Лечение 10
1.7. Профилактика 12
1.8. Уход за детьми с ветряной оспой 13
1.9. Особенности мероприятий в очаге инфекции ветряной оспы 15
ГЛАВА 2. СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВЕТРЯНОЙ ОСПЕ У ДЕТЕЙ. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
2.1. Наблюдение из практики 1 18
2.2. Наблюдение из практики 2 19
2.3. Выводы 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 26
Введение
Актуальность темы работы. Ветряная оспа (ветрянка) является острым, высококонтагиозным вирусным заболеванием, распространенным во всех странах. Как только среди восприимчивых лиц возникает один случай, предотвратить вспышку заболевания очень сложно. Единожды переболев, остается пожизненный иммунитет.
В то время, как в детстве ветряная оспа является относительно легким заболеванием, у взрослых она принимает более серьезные формы. Она может быть смертельной, особенно у новорожденных и у лиц с ослабленным иммунитетом.
Инфекционные болезни на протяжении многих столетий были и остаются наиболее опасными болезнями человеческого организма из-за их способности вовлечь в процесс большое число здоровых людей в течение короткого периода времени. Инфекционные заболевания, предающиеся воздушно-капельным путем занимают значительное место в детской патологии не только в нашей стране, но и на всем земном шаре. Заболеваемость ветряной оспой распространена повсеместно во всех странах мира. В России отмечается ежегодный рост числа заболеваний этой инфекции, каждый год регистрируется 500-700 тысяч случаев ветряной оспы.
Заболевание поражает главным образом непривитых детей от 2 до 10 лет. Пол, генетика, образ жизни значения не имеют. У детей болезнь обычно протекает легко, но симптомы ее могут быть более тяжелыми у грудных детей, подростков и взрослых.
Заболевание может быть смертельным, особенно у новорожденных и у лиц с ослабленным иммунитетом. Осложнениями ветряной оспы могут быть энцефалит, менингит, присоединение бактериальной инфекции (Галицкая М.Г. Ветряная оспа: особенности течения, лечения и вакцинации на современном этапе // Справочник фельдшера и акушерки. – 2015. – № 5. – С. 67).
Большое значение в лечении ветряной оспы имеет организация сестринского ухода за ребенком с ветряной оспой. Сестринский уход за детьми с данной инфекцией представляет собой совокупность мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего обслуживания пациента, выполнения врачебных назначений, создания оптимальных условий и обстановки, способствующих быстрейшему выздоровлению пациентов, а также предотвращение возможных осложнений.
Объект работы – ветряная оспа у детей.
Предмет работы – деятельность медицинской сестры при ветряной оспе у детей.
Цель работы – определить особенности сестринского ухода при ветряной оспе в педиатрии.
Задачи работы:
1) Изучить литературные и статистические данные о причинах, клинических проявлениях, возможных осложнениях, методах диагностики, лечения и профилактики ветряной оспы.
2) Выделить наиболее эффективные средства и методы оказания сестринской помощи при ветряной оспе у детей.
3) Составить памятку для родителей «Ветряная оспа у детей», рекомендации по питанию при ветряной оспе.
Методы исследования: при написании работы применялся обзорно-аналитический метод – анализ и обобщение научной литературы по обозначенным вопросам.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение
В процессе изучения научной литературы и других информационных источников было выявлено, что ветряная оспа – это инфекция, которая вызывает повышение температуры и пузырьковые высыпания по всему телу. Распространен данный вирус среди детей младшего возраста, но могут болеть и взрослые. Осложнения заболевания встречаются редко и чаще всего связаны с неаккуратной обработкой высыпаний и их нагноением, что впоследствии приводит к образованию рубцов. Крайне редко у ослабленных детей встречаются тяжелые формы ветрянки с поражением головного мозга, внутренних органов.
Поэтому, медицинская сестра должна принимать активное участие в лечении заболевания и уходе за пациентом, а также в профилактике заболевания. С этой целью был разработан план ухода за пациентами детского возраста с ветряной оспы и выявлены мероприятий, проводимые сестринским очаге инфекции.
Для достижения цели работы выполнены следующие задачи:
1. Рассмотрены основные характеристики ветряной оспы.
Ветряная оспа передается воздушно-капельным путем через кашель и чихание инфицированных людей, а также при непосредственном контакте с волдырями. Если у человека нет иммунитета к этой инфекции, он может заразиться и заболеть либо ветряной оспой, либо опоясывающим герпесом.
Заразным человек становится за несколько дней перед появлением характерной сыпи и весь период болезни. Инкубационный период варьирует от 10 до 20 дней, а само заболевание обычно длится до 7-10 дней. Особенностью ветряной оспы является появление пузырьковой сыпи и резкое повышение температуры.
Ветряную оспу чаще всего диагностируют по виду сыпи. Лечение ветряной оспы в большинстве случаев проводится в амбулаторных условиях (за исключением тяжелых случаев). Детям с легкой формой инфекции нужен покой и меры по снижению температуры. Для уменьшения зуда можно применять жидкость от солнечных ожогов. Для профилактики бактериальной инфекции больному следует обрезать ногти и стараться не расчесывать пузырьки.
Профилактика ветряной оспы у детей, не болевших ею, сводится к своевременному разобщению с заболевшими детьми. Если болен член семьи, то он должен жить в отдельной комнате и пользоваться индивидуальными предметами быта. Специфической профилактикой ветряной оспы является вакцинация (прививка).
2. Исследована сестринская помощь при ветряной оспе у детей.
Сестринскому персоналу необходимо разъяснить родителям больного ребенка, что ему следует обеспечить хороший уход, покой (эмоциональный и физический), в период повышенной температуры тела рекомендуется постельный режим. Комната, где находится больной, должна регулярно проветриваться, необходима постоянная влажная уборка. Показана частая смена нательного и постельного белья.
Необходимо тщательно следить за чистотой слизистых оболочек и кожных покровов, стричь ногти, регулярно мыть руки и наблюдать, чтобы ребенок не расчесывал элементы сыпи, не отдирал корочки. Пузырьки и папулы надо регулярно смазывать 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 5% раствором перманганата калия.
Диета при ветряной оспе у детей заключается в рациональном питании: если есть высыпания на слизистой полости рта – пища должна быть механически, химически, термически щадящей.
3. Разработана памятка для пациента и его родителей по основным характеристикам, способам лечения и профилактике ветряной оспы, а также памятка с рекомендациями по питанию.
Материалы работы, выводы и обобщения, сформулированные в данной работе, могут быть использованы как в сестринской деятельности при уходе за детьми с ветряной оспой, так и в дальнейших разработках эффективных алгоритмов сестринского процесса при воздушно-капельных инфекциях у детей.
Список литературы
1. Ветряная оспа у детей [Текст]: руководство для врачей / под ред. Н.В. Скрипченко. – СПб.: Тактик-Студио, 2015. – 295 с.
2. Ветряная оспа у детей: особенности лечения [Текст] / С.А. Крамарев [и др.] // Здоровье ребенка. – 2014. – № 6 (57). – С. 33-37.
3. Галицкая, М.Г. Ветряная оспа: особенности течения, лечения и вакцинации на современном этапе [Текст] / М.Г. Галицкая // Справочник фельдшера и акушерки. – 2015. – № 5. – С. 66-73.
4. Галкина, Л.А. Алгоритм диагностики и лечения ветряной оспы у детей [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.А. Галкина, И.Б. Репина. – М.: МОНИКИ, 2016. – 15 с.
5. Католикова, О.С. Сестринский уход в педиатрии [Текст]: учебное пособие / О.С. Католикова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 539 с.
6. Качаровская, Е.В. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: практическое руководство / Е.В. Качаровская, О.К. Лютикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 127 с.
7. Педиатрия. Основы ухода за больными [Текст]: учебник / А.С. Калмыкова [и др.]; под ред. А.С. Калмыковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 314 с.
8. Соколова, Н.Г. Сестринское дело в педиатрии: практикум [Текст]: учебное пособие / Н.Г. Соколова, В.Д. Тульчинская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 382 с.
9. Тульчинская, В.Д. Сестринское дело в педиатрии [Текст]: учебное пособие / В.Д. Тульчинская [и др.]; под общ. ред. Р.Ф. Морозовой. – изд. 20-е, испр. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 378 с.
10. Черненков, Ю.В. Сестринский процесс в педиатрии [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Черненков, В.Д. Трифонов. – Саратов: Изд-во СГМУ, 2016. – 239 с.
Источник