Курсовая работа по скарлатине
Содержание статьи
Скарлатина
ГБОУ СПО СК СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Дисциплина: Сестринское дело в педиатрии
На тему: «Скарлатина»
Выполнила:
студентка 364дк группы
Бирюкова Валентина
Преподаватель:
г. Ставрополь
2012 г.
Оглавление:
Введение _________________________________________________________3
Скарлатина _______________________________________________________4
Этиология ________________________________________________________5
Эпидемиология ___________________________________________________7
Патогенез ________________________________________________________8
Клиническая картина _____________________________________________10
Классификация __________________________________________________12
Диагностика скарлатины___________________________________________15
Лечение _________________________________________________________16
Диспансерное наблюдение _________________________________________18
Профилактика____________________________________________________19
Список используемой литературы___________________________________20
Введение
Моя работа посвящена рассмотрению такой немаловажной проблеме, как скарлатина у детей.
Эта проблема не утратила своего значения, так как дети по всему миру страдают от данного заболевания, и я считаю, что информация о такой серьезной болезни является главным оружием в борьбе с ней.
Целью моей работы является описание причин, основных симптомов, осложнений и мерах борьбы с данным заболеванием.
В детском возрасте наши малыши наиболее подвержены различным заболеваниям. Скарлатина вызывается бактерией стрептококка группы А. При осложнениях данного заболевания, в организме ребенка происходят необратимые изменения со стороны сердца, почек, головного мозга и суставов.
Если мы будем знать больше о детских заболеваниях, таких как скарлатина, мы сможем уберечь наших детей и подарить им счастливое и здоровое будущее.
Скарлатина
Стрептококки являются возбудителями различных по клиническим проявлениям заболеваний человека: скарлатины, ангины, ревматизма, миокардита, гломерулонефрита, рожи, заболеваний кожи, сепсиса, гнойного менингита, отита, синусита, заболеваний желчевыводящих и мочевыводящих путей, — а также часто играют роль в развитии осложнений, возникающих на фоне других заболеваний.
Стрептококковые заболевания регистрируются во всех регионах земного шара. Болезни кожи чаще наблюдаются в жарких странах (или в жаркое время года для любой страны), тогда как ангина, скарлатина — в холодное время года и в странах с холодным и умеренным климатом. Болеют дети всех возрастов, начиная с периода новорожденности. Заражение происходит контактно-бытовым и воздушно-капельным путем, а также через зараженные продукты питания.
По антигенной структуре различают 21 серологическую группу стрептококков (от А до U), а по способности лизировать эритроциты в кровяном агаре они подразделяются на ?-, ?- и ?-типы. Наибольшее значение для человека в развитии патологии имеют стрептококки группы А, обладающие ?-гемолитической активностью.
Стрептококки других групп, в частности В, являются причиной гнойных осложнений у ослабленных хирургических больных; группы С — пневмонии у новорожденных, группы D — септического эндокардита, группы F — глубокие воспалительные процессы в ротовой полости и дыхательных путях.
Скарлатина — острое инфекционное заболевание, характеризующееся общими симптомами интоксикации, ангиной и мелкоточечной экзантемой.
Этиология
Возбудителем скарлатины является ?-гемолитическим стрептококком группы А (S. Руоgenes,БГСА). Стрептококки — грамположительные кокки шаровидной или овальной формы, диаметром 0,6-1 мкм, располагающиеся в виде цепочек. Установлено 46 различных серологических штаммов стрептококка, и каждый из них может быть возбудителем скарлатины.
Основным фактором вирулентности стрептококков группы А является компонент клеточной стенки М-протеин, который обеспечивает фиксацию возбудителя на месте внедрения и определяет антифагоцитарную активность. По антигенным особенностям М-протеина стрептококки группы А разделяются на 83 серотипа. М-протеин имеет антигенное родство с миокардом и базальной мембраной почечных клубочков, что определяет развитие инфекционно-аллергических болезней сердца и почек в позднем периоде стрептококковой инфекции. Различают более 20 внеклеточных антигенов (токсины и ферменты), выделяемых БГСА при росте в тканях. Из них наиболее важное значение имеют эритрогенные токсины А, В, С, стрептолизины О и S, стрептокиназы А и В, дезоксирибонуклеазы, гиалуронидаза, протеиназа и др., усиливающие распространение микробов, всасывание антигенов и проявляющих инвазивность и агрессивные свойства стрептококков. Основным токсическим компонентом стрептококка является экзотоксин (эритрогенный токсин, токсин Дика), обладающий пирогенностью, способностью повреждать ткани, подавлять РЭС, вызывать иммуносупрессию, влиять на проницаемость мембран и т.д.
Эритрогенный токсин состоит из двух фракций:
— термолабильной, обладающей токсическими свойствами;
— термостабильной, являющейся стрептококковым аллергеном.
Разные серовары стрептококка выделяют качественно однородный токсин общего действия. Антитоксический иммунитет стойкий. Антимикробный иммунитет является типоспецифическим, т.е. направлен против одного определенного типа стрептококка, является менее стойким.
Решающая роль в развитии скарлатины принадлежит уровню антитоксического иммунитета ребенка. При отсутствии его в момент заражения БГСА инфекция протекает как скарлатина, а при его достаточной напряженности, но отсутствии антимикробного иммунитета — как любая другая форма стрептококковой инфекции.
Стрептококки длительно сохраняются при низких температурах, устойчивы к высушиванию, погибают в дезинфицирующих растворах и при нагревании до 56оС в течение 30 мин. В гное, мокроте, на предметах, окружающих больного, сохраняются месяцами.
Эпидемиология
Скарлатина — типичная антропонозная инфекция. Источником возбудителя является только человек с явной или атипичной формой скарлатины, больной с любой другой явной или скрытой формой стрептококковой инфекции (СИ), а также бактерионоситель. Больной заразен с начала заболевания. Длительность заразного периода варьирует от нескольких дней до недель в зависимости от качества антибактериальной терапии. Раннее применение пенициллина способствует быстрому освобождению от стрептококка (на 7-10 день от начала заболевания).
Основной механизм передачи инфекции воздушно-капельный, а в детских дошкольных учреждениях — контактно-бытовой, через игрушки и предметы ухода. Доказана передача инфекции пищевым путем (через молоко, молочные продукты, кремы).
Индекс контагиозности — 40% (не учитываются стертые и иннапарантные формы).
В нашей стране показатели заболеваемости составляют 200-250 на 100 тыс. детей, характерна очаговость в детских коллективах. В северных регионах заболеваемость выше, чем в южных. Отчетливо выявляется сезонность — нарастание заболеваемости в осеннее-зимние месяцы. Периодически каждые 5-7 лет, отмечаются естественные подъемы заболеваемости. Восприимчивость является наиболее высокой в детском и молодом возрасте. Максимальная заболеваемость отмечается в возрасте от 3 до 8 лет. Дети первого года жизни болеют крайне редко из-за высокого титра антитоксина, полученного трансплацентарно, и физиологической ареактивности грудных детей к воздействию стрептококкового токсина.
Патогенез
Патогенез скарлатины представляет собой последовательное развитие трех стадий (линий), связанных с токсическим, септическим и аллергическим воздействием стрептококка. Эти линии патогенеза являются взаимосвязанными. В месте внедрения на слизистой ротоглотки, дыхательных, половых путей или на поврежденной коже (при ожогах, ранах) стрептококк вызывает воспалительные изменения. При скарлатине чаще всего входными воротами являются небные миндалины. Из места внедрения он может распространяться по лимфатическим путям в регионарные лимфатические узлы, но поверхностным сосудам, интраканаликулярно или при соприкосновении — на близлежащие ткани. В крови при этом появляются токсические субстанции ?-гемолитического стрептококка, которые воздействуют на сердечно-сосудистую, нервную и эндокринную системы. В организме развивается сложный патологический процесс, который представлен токсическим, септическим и аллергическим синдромами.
Токсический синдром (токсическая линия патогенеза) развивается под влиянием термолабильной фракции экзотоксина и характеризуется развитием лихорадки, интоксикацией (головной болью, рвотой), симпатическим проявлением сосудистых изменений (в симпатикус-фазе) в виде повышения АД, приглушения тонов сердца, тахикардии, стойкого белого дермографизма и появлением мелкоточечной сыпи. В более тяжелых случаях возможно развитие гемодинамических расстройств, геморрагического синдрома вплоть до кровоизлияния в кору надпочечников, отека головного мозга, дистрофических изменений в миокарде, вегетативных нарушений вплоть до симпатикопареза.
Септическая линия патогенеза обусловлена воздействием микробных факторов БГСА и проявляется гнойными и некротическими изменениями воспалительной реакции в месте входных ворот и осложнениями подобного характера. Септический компонент может оказаться ведущим в клинической картине с первых дней болезни или проявляться осложнениями в более позднем периоде инфекции. Более частыми осложнениями являются синусит, отит, лимфаденит, аденофлегмона, остеомиелит. При некротических отитах процесс может переходить на костную ткань, твердую мозговую оболочку, венозные синусы.
Аллергическая линия патогенеза развивается в результате сенсибилизации термостабильной фракцией экзотоксина и антигенами поврежденных тканей. Аллергичеекий синдром может манифестировать уже в первые дни болезни и достигает наибольшей выраженности на 2-3 неделе инфекционного процесса в виде аллергических осложнений (различных высыпаний, немотивированного субфебрилитета, гломерулонефрита, миокардита, синовита, лимфаденита, apтрита и др.).
В патогенезе скарлатины происходит смена фаз вегетативной нервной деятельности: в начале заболевания наблюдается повышение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы («симпатикус-фаза»), которая на 2-й неделе сменяется преобладанием тонуса парасимпатического отдела нервной системы («вагус-фаза»).
Антитоксический иммунитет после скарлатины стойкий, повторные случаи заболевания отмечаются у 4-6% детей. Раннее применение пенициллина препятствует образованию напряженного антитоксического иммунитета.
Клиническая картина
Источник
Скарлатина
Автор: janiew • Апрель 24, 2018 • Курсовая работа • 5,262 Слов (22 Страниц) • 1,873 Просмотры
Страница 1 из 22
Содержание
- Введение……………………………………………………………………..…3
- Глава 1. Теоретическая часть:
- Исторический аспект ………………………………………………………6
- Этиология…………………………………………………..………………7
- Эпидемиология…………………………………………………………….7
- Клинические проявления скарлатины……………..…………….……….9
- Клинические методы диагностики скарлатины………………….…….10
- Степень выраженности клинических признаков………………………11
- Осложнения………………………………………………………………12
- Принципы и методы лечения скарлатины……………………………….16
- Особенности лечения детей раннего возраста………………….……..20
- Рекомендации родителям по уходу за детьми…………………….……22
- Прогноз………………………………………………………….………..23
- Профилактика……………….……………………………………………23
Выводы по теоретической части………………..………………………………25
- Глава 2. Практическая часть:
- Клинический случай 1…………………………………………….26
- Клинический случай 2……………………………………………..28
- Клинический случай 3…………………….………………………29
Вывод по практической части…………………………………………..30
- Заключение………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………..….32
Приложения:
Приложение 1 (Сыпь при скарлатине)…………………………………33
Приложение 2 (Дифференциальная диагностика скарлатины)……….34
Введение:
Скарлатина — острое инфекционное заболевание, встречающееся преимущественно в детском возрасте. Первые упоминания о скарлатине относятся к 1554 году и связаны с именем сицилийского врача Инграссиаса, который впервые описал картину заболевания. В 1675 году болезнь стали называть пурпурной лихорадкой — scarlet fever, от этого английского словосочетания произошло и русское название — «скарлатина». Русский исследователь Г.Н. Габричевский предположил, что скарлатину вызывают стрептококки. Значительный вклад в изучение заболевания внесли видные русские врачи Н.Ф.Филатов, А.А. Колтыпин, А.И.Доброхотова.
Предпринимались попытки создать профилактическую вакцину против скарлатины. В 1924 Дж.Дик и Г.Дик установили, что вызывающий скарлатину гемолитический стрептококк при культивировании выделяет токсин в среду, из которой это вещество можно получить. Минимальное количество токсина, введенное в кожу, вызывало у некоторых лиц покраснение в области инъекции. Считая, что эти лица восприимчивы к скарлатине, им в профилактических целях вводили возрастающие количества токсина. Ожидалось, что такая иммунизация обеспечит невосприимчивость к заболеванию; однако она защищала только от появления сыпи, но не от стрептококковой инфекции глотки, инфекция полностью сохранялась. Этот прием в настоящее время сохранил лишь исторический интерес и не используется в практической медицине.
По данным ВОЗ ежегодно в области регистрируются очаги скарлатины в организованных детских коллективах, в 2015 году зарегистрировано 207 очагов (742 заболевших ребёнка); за 9 мес. 2016 года — 106 очагов с 356 заболевшими детьми.
Выбранная тема актуальна, так как до сих пор часто встречается в практической деятельности фельдшера. Знания клинических проявлений заболевания и методов лечения скарлатины помогут своевременно поставить диагноз и оказать неотложную медицинскую помощь при заболевании и осложнениях заболевания.
Целью курсовой работы является изучением особенностей клинической картины скарлатины и её осложнений, методов лечения для своевременной диагностики заболевания, грамотного оказания медицинской помощи.
Задачи исследования:
- Изучить литературные источники и интернет-ресурсы;
- Проанализировать полученные данные;
- Выявить основные дифференциально-диагностические особенности скарлатины;
- Изучить и систематизировать возможные осложнения при скарлатине;
- Систематизировать основные принципы лечения скарлатины с целью оказания неотложной медицинской помощи при ее осложнениях.
Методы исследования:
- Изучение медицинской литературы и интернет- ресурсов по данной теме;
- Анализ нормативно — правовых документов и алгоритмов деятельности скорой медицинской помощи;
- Изучение клинических случаев по данным Интернет-ресурсов, а так же на базе инфекционной больницы;
- Анализ клинических случаев по картам вызова;
- Обобщение и структуризация материала.
Объектом исследования — являются особенности клинических методов диагностики скарлатины фельдшером на догоспитальном этапе и клинических проявлениях скарлатины и ее осложнений.
Предметом исследования являются различные степени тяжести скарлатины и особенности лечения скарлатины у детей раннего возраста.
…
Доступно только на Essays.club
Источник
: , ,
Âîçáóäèòåëè è èñòî÷íèêè èíôåêöèè. Îñíîâíûå ïóòè ðàñïðîñòðàíåíèÿ áîëåçíè. Ôàðèíãåàëüíûå è ýêñòðàôàðèíãåàëüíûå ôîðìû çàáîëåâàíèÿ. Òèïè÷íàÿ è àòèïè÷íàÿ ñêàðëàòèíà. Ñûïü ïðè ñêàðëàòèíå. Ïðèçíàêè, îñëîæíåíèÿ ñêàðëàòèíû. Ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïðè ñêàðëàòèíå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
Ñèìïòîìû è òå÷åíèå
Îñëîæíåíèÿ
Ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïðè ñêàðëàòèíå
Çàêëþ÷åíèå
Ëèòåðàòóðà
Ââåäåíèå
Ñêàðëàòèíà — îñòðîå èíôåêöèîííîå çàáîëåâàíèå, õàðàêòåðèçóþùååñÿ ëèõîðàäêîé, èíòîêñèêàöèåé, ÿâëåíèÿìè îñòðîãî òîíçèëëèòà è îáèëüíîé òî÷å÷íîé ñûïüþ.
Âîçáóäèòåëÿìè ñêàðëàòèíû ÿâëÿþòñÿ òîêñèãåííûå ñòðåïòîêîêêè ãðóïïû À, ò. å. øòàììû ìèêðîîðãàíèçìîâ, ñïîñîáíûå ïðîäóöèðîâàòü ýêçîòîêñèí (ñèí. — òîêñèí Äèêà, ñêàðëàòèíîçíûé òîêñèí). Òàê æå êàê è íåòîêñèãåííûå øòàììû ýòèõ ìèêðîîðãàíèçìîâ, âîçáóäèòåëè ñêàðëàòèíû ñîäåðæàò â êëåòî÷íîé ñòåíêå ãëþêóðîíîâóþ è ëèïîòåéõîåâóþ êèñëîòû, Ì-, Ò- è R-ïðîòåèíû, ëèïîïðîòåèíàçó, ãðóïïîâîé ïîëèñàõàðèä, ïåïòèäîãëþêàí, à â ïðîöåññå æèçíåäåÿòåëüíîñòè ïðîäóöèðóþò ñòðåïòîëèçèíû-Î è -S, ãëþêóðîíèäàçó è íåêîòîðûå äðóãèå âåùåñòâà, ñïîñîáíûå îêàçûâàòü áèîëîãè÷åñêîå äåéñòâèå íà ìàêðîîðãàíèçì.
Èñòî÷íèêîì èíôåêöèè ÷àùå âñåãî ñëóæàò áîëüíûå ñêàðëàòèíîé, ðåæå — àíãèíîé è íîñèòåëè òîêñèãåííûõ øòàììîâ ñòðåïòîêîêêîâ (çäîðîâûå èëè ðåêîíâàëåñöåíòû ïîñëå ñòðåïòîêîêêîâûõ çàáîëåâàíèé).
Îñíîâíûì ïóòåì ðàñïðîñòðàíåíèÿ ñòðåïòîêîêêîâ ÿâëÿåòñÿ âîçäóøíî-êàïåëüíûé. Âòîðîñòåïåííîå çíà÷åíèå èìååò èíôèöèðîâàíèå ïóòåì êîíòàêòà (÷åðåç ïðåäìåòû áûòà, óõîäà, ïåðåâÿçî÷íûé ìàòåðèàë) è ñ ïèùåâûìè ïðîäóêòàìè.
Âõîäíûìè âîðîòàìè ñëóæàò ñëèçèñòàÿ îáîëî÷êà ðîòîãëîòêè èëè ðàíåâàÿ (îæîãîâàÿ) ïîâåðõíîñòü, â îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ — ëåãêèå. Ïðè çàðàæåíèè ÷åðåç ñëèçèñòóþ îáîëî÷êè ðîòîãëîòêè ðàçâèâàåòñÿ ôàðèíãåàëüíàÿ, à ïðè èíôèöèðîâàíèè ÷åðåç ðàíåâóþ ïîâåðõíîñòü è ëåãêèå — âíåãëîòî÷íàÿ (ýêñòðàôàðèíãåàëüíàÿ) ôîðìû ñêàðëàòèíû.  97,0% ñëó÷àåâ çàáîëåâàíèÿ ïåðâè÷íàÿ ëîêàëèçàöèÿ ñòðåïòîêîêêîâîé èíôåêöèè íàõîäèòñÿ â ðîòîãëîòêå, â 2,0% — íà êîæå è â 1,0% — â ëåãêèõ
1. Ñèìïòîìû è òå÷åíèå
Ñîãëàñíî ñîâðåìåííîé êëàññèôèêàöèè ñêàðëàòèíû, ðàçëè÷àþò ôàðèíãåàëüíûå è ýêñòðàôàðèíãåàëüíûå ôîðìû çàáîëåâàíèÿ. Êàæäàÿ èç íèõ ìîæåò áûòü òèïè÷íîé è àòèïè÷íîé.
Ïðè òèïè÷íîé ñêàðëàòèíå âûäåëÿþò ëåãêóþ, ñðåäíåòÿæåëóþ è òÿæåëóþ ôîðìû èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà.
Òÿæåëàÿ ñêàðëàòèíà, â ñâîþ î÷åðåäü, ìîæåò ïðîòåêàòü ñ ïðåîáëàäàíèåì òîêñè÷åñêîãî, ñåïòè÷åñêîãî èëè òîêñèêî-ñåïòè÷åñêîãî êîìïîíåíòîâ. Àòèïè÷íàÿ ñêàðëàòèíà ïðîòåêàåò â ñóáêëèíè÷åñêîé (ñòåðòîé) è ðóäèìåíòàðíîé ôîðìàõ. Èíêóáàöèîííûé ïåðèîä ïðè ñêàðëàòèíå ïðîäîëæàåòñÿ îò 1 äî 12 ñóò (÷àùå âñåãî 1-3 äíÿ). Íà÷àëî çàáîëåâàíèÿ îñòðîå. Ñðåäè ïîëíîãî áëàãîïîëó÷èÿ ïîÿâëÿþòñÿ îçíîá, îáùàÿ ñëàáîñòü, ãîëîâíàÿ áîëü, áîëü â ãîðëå ïðè ãëîòàíèè, íàðóøàåòñÿ àïïåòèò è â òå÷åíèå íåñêîëüêèõ ÷àñîâ ïîâûøàåòñÿ òåìïåðàòóðà òåëà (äî 38,0-39,0îÑ).  ïîñëåäóþùåì íàðàñòàþò ðàíåå ïîÿâèâøèåñÿ ñèìïòîìû èíòîêñèêàöèè (óñèëèâàþòñÿ îáùàÿ ñëàáîñòü è ãîëîâíàÿ áîëü, èñ÷åçàåò àïïåòèò, ó äåòåé ïðèñîåäèíÿþòñÿ òîøíîòà è ðâîòà) è îñòðîãî òîíçèëëèòà (áîëü â ãîðëå ïðè ãëîòàíèè, ãèïåðåìèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðîòîãëîòêè, óâåëè÷åíèå è áîëåçíåííîñòü óãëî÷åëþñòíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ). Îäíîâðåìåííî ñ ýòèì íàáóõàþò ñêîïëåíèÿ ëèìôîèäíûõ êëåòîê ìÿãêîãî íåáà. Îíè ïðèîáðåòàþò âèä áóãîðêîâ ÿðêî-êðàñíîãî öâåòà ðàçìåðîì 1-1,5 ìì â äèàìåòðå. ×åðåç 6-12 ÷ ñ ìîìåíòà çàáîëåâàíèÿ íà êîæå áîëüíîãî ïîÿâëÿåòñÿ ýêçàíòåìà. Âíà÷àëå îíà áîëåå èíòåíñèâíà íà øåå, âåðõíåé ÷àñòè òóëîâèùà, ïðîêñèìàëüíûõ îòäåëàõ êîíå÷íîñòåé è îòñóòñòâóåò â îáëàñòè íîñîãóáíîãî òðåóãîëüíèêà.
Ñûïü ïðè ñêàðëàòèíå. Ñûïü ñîñòîèò èç ìíîæåñòâà ñëèâàþùèõñÿ òî÷å÷íûõ ýëåìåíòîâ, ðàñïîëîæåííûõ íà ãèïåðåìèðîâàííîì ôîíå.  ñâÿçè ñ ýòèì òåëî áîëüíîãî ñêàðëàòèíîé íàïîìèíàåò ÷åëîâåêà, êîòîðîãî îêðàñèëè ñ ïîìîùüþ êèñòè êðàñíîé êðàñêîé. Íàèáîëåå èíòåíñèâíàÿ ïî âûðàæåííîñòè è êîëè÷åñòâó ýëåìåíòîâ ýêçàíòåìà îòìå÷àåòñÿ íà êîæå âíóòðåííèõ ïîâåðõíîñòåé áåäåð, íèæíåé ÷àñòè æèâîòà è ïîäìûøå÷íûõ îáëàñòåé. Îñîáåííî âûðàæåííîå ñãóùåíèå ñûïè íàáëþäàåòñÿ â åñòåñòâåííûõ ñêëàäêàõ ïîäìûøå÷íûõ îáëàñòåé è ëîêòåâûõ ÿìîê (ñèìïòîì Ïàñòèà).
Èíòåíñèâíîñòü ñûïè òàêæå áîëåå âûðàæåíà ïðè òÿæåëîé ôîðìå çàáîëåâàíèÿ, ÷åì ïðè ëåãêîé è ñðåäíåòÿæåëîé. Ïðè òîêñè÷åñêîé ñêàðëàòèíå îíà íåðåäêî ïðèîáðåòàåò ãåìîððàãè÷åñêèé õàðàêòåð. Ñûïü ïðàêòè÷åñêè âñåãäà ñîïðîâîæäàåòñÿ çóäîì è ïîýòîìó íà êîæå áîëüíûõ ÷àñòî èìåþòñÿ ðàñ÷åñû. Ýêçàíòåìà, êàê ïðàâèëî, äîñòèãàåò ìàêñèìàëüíîé âûðàæåííîñòè íà 2-3-é äåíü áîëåçíè, à çàòåì ê êîíöó íåäåëè ïîñòåïåííî óãàñàåò. Íà åå ìåñòå ïîÿâëÿåòñÿ øåëóøåíèå êîæè, èíòåíñèâíîñòü êîòîðîãî ñîîòâåòñòâóåò âûðàæåííîñòè ýëåìåíòîâ ñûïè. Íà òóëîâèùå øåëóøåíèå íîñèò îòðóáåâèäíûé, à íà ëàäîíÿõ, ñòîïàõ è êîí÷èêàõ ïàëüöåâ êèñòåé è ñòîï ïëàñòèí÷àòûé õàðàêòåð. Ñëåäóåò èìåòü â âèäó, ÷òî ñûïü ïðè ñêàðëàòèíå íå âñåãäà èìååò òèïè÷íûå ïðîÿâëåíèÿ.  îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ îíà íîñèò êîðåïîäîáíûé õàðàêòåð. Èíîãäà íà øåå, ãðóäè, æèâîòå ýêçàíòåìà ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîÿâëåíèåì ìåëêèõ ïóçûðüêîâ, íàïîëíåííûõ ïðîçðà÷íûì ñîäåðæèìûì. Ïðè ñêàðëàòèíå ïðàêòè÷åñêè âñåãäà îòìå÷àåòñÿ áåëûé äåðìîãðàôèçì.
Ïîñòîÿííûì ïðèçíàêîì ñêàðëàòèíû ÿâëÿåòñÿ îñòðûé òîíçèëëèò. Òîíçèëëèò õàðàêòåðèçóåòñÿ ãèïåðåìèåé è îòåêîì ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðîòîãëîòêè è ìèíäàëèí. Âî âñåõ ñëó÷àÿõ çàáîëåâàíèÿ ìèíäàëèíû âûãëÿäÿò ãèïåðåìèðîâàííûìè, îòå÷íûìè, ñîäåðæàùèìè íà ïîâåðõíîñòè áîëüøîå êîëè÷åñòâî ñåðîçíîãî ýêññóäàòà.  áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ òîíçèëëèò íîñèò êàòàðàëüíûé õàðàêòåð è áîëåå ðåäêî — ãíîéíûé. Ïðè òÿæåëîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ ïîðàæåíèå ìèíäàëèí ñîïðîâîæäàåòñÿ íåêðîòè÷åñêèìè èçìåíåíèÿìè. Ó ýòèõ áîëüíûõ íåêðîòè÷åñêèé ïðîöåññ ÷àñòî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ íà ïðèëåãàþùèå ê ìèíäàëèíàì òêàíè. Ïðàêòè÷åñêè ïðè âñåõ ôîðìàõ òîíçèëëèòà âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ â ðîòîãëîòêå íîñèò îäíîòèïíûé õàðàêòåð. Îí ïðîÿâëÿåòñÿ ÿðêî-êðàñíîé ãèïåðåìèåé òêàíåé, î÷åð÷åííîé ìÿãêèì íåáîì, êîòîðóþ îáû÷íî ñðàâíèâàþò ñ çàðåâîì è íàçûâàþò «ïûëàþùèì çåâîì». Èñ÷åçíîâåíèå ÿâëåíèé ôàðèíãèòà â çíà÷èòåëüíîé ìåðå êîððåëèðóåò ñ äèíàìèêîé ýëåìåíòîâ ýêçàíòåìû. Òîëüêî çåðíèñòîñòü ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ðîòîãëîòêè ñîõðàíÿåòñÿ áîëåå ïðîäîëæèòåëüíîå âðåìÿ. Ñ 3-4-ãî äíÿ çàáîëåâàíèÿ êîí÷èê ÿçûêà î÷èùàåòñÿ îò íàëåòà è ïðèîáðåòàåò çåðíèñòóþ ïîâåðõíîñòü «Ìàëèíîâûé ÿçûê» ïðè ñêàðëàòèíå. Ýòè åãî èçìåíåíèÿ ñîõðàíÿþòñÿ â òå÷åíèå 7-10 äíåé.
 ïåðèôåðè÷åñêîé êðîâè ïðè ñêàðëàòèíå îòìå÷àåòñÿ íåéòðîôèëüíûé ëåéêîöèòîç è ïîâûøåííàÿ ÑÎÝ. Ñ 5-7-ãî äíÿ çàáîëåâàíèÿ ïðèñîåäèíÿåòñÿ ýîçèíîôèëèÿ.
Ëåãêàÿ ôîðìà ñêàðëàòèíû õàðàêòåðèçóåòñÿ óìåðåííûì ïîâûøåíèåì òåìïåðàòóðû òåëà (äî 38,0-38,5îÑ), íåçíà÷èòåëüíî âûðàæåííûìè ïðèçíàêàìè èíòîêñèêàöèè è ýëåìåíòàìè ñûïè, êàòàðàëüíûì òîíçèëëèòîì è íåáîëüøîé ïðîäîëæèòåëüíîñòüþ (4-5ñóò.) îñíîâíûõ ïðîÿâëåíèé çàáîëåâàíèÿ. Ñðåäíåòÿæåëàÿ ôîðìà ñêàðëàòèíû ñîïðîâîæäàåòñÿ ôåáðèëüíîé ëèõîðàäêîé (38,6-39,5Ñ), îáùåé ñëàáîñòüþ, ãîëîâíîé áîëüþ, îòñóòñòâèåì àïïåòèòà, ó äåòåé-êðàòêîâðåìåííîé (1-3 ðàçà) ðâîòîé, à òàêæå òàõèêàðäèåé (130-140 óä/ìèí), ÿðêî âûðàæåííîé ýêçàíòåìîé, êàòàðàëüíûì èëè ãíîéíûì òîíçèëëèòîì, ñîõðàíÿþùèìèñÿ â òå÷åíèå 6-8 ñóò.
Òÿæåëàÿ òîêñè÷åñêàÿ ñêàðëàòèíà ïðîòåêàåò ñ ãèïåðïèðåòè÷åñêîé ëèõîðàäêîé (39,6-41,0îÑ), àíîðåêñèåé, íàðóøåíèåì ïñèõè÷åñêîãî ñòàòóñà (âîçáóæäåíèåì èëè çàòîðìîæåííîñòüþ), ó äåòåé — ñ ìíîãîêðàòíîé ðâîòîé, èíîãäà ñ ñóäîðîãàìè, ìåíèíãåàëüíûìè ñèìïòîìàìè è ïîòåðåé ñîçíàíèÿ, òàõèêàðäèåé â ïðåäåëàõ 140-160 óä/ìèí, àðòåðèàëüíîé ãèïîòåíçèåé, òî÷å÷íî-ãåìîððàãè÷åñêîé ýêçàíòåìîé, êàòàðàëüíî-ãíîéíûì òîíçèëëèòîì è ÷àñòûì ðàçâèòèåì èíôåêöèîííî-òîêñè÷åñêîãî øîêà. Òÿæåëàÿ ñåïòè÷åñêàÿ ñêàðëàòèíà îòëè÷àåòñÿ îò òÿæåëîé òîêñè÷åñêîé ôîðìû çàáîëåâàíèÿ ïðåîáëàäàíèåì â êàðòèíå çàáîëåâàíèÿ íå òîêñè÷åñêîãî, àñåïòè÷åñêîãî êîìïîíåíòà èíôåêöèîííîãî ïðîöåññà — ÿâëåíèé íåêðîòè÷åñêîãî òîíçèëëèòà ñ ðàñïðîñòðàíåíèåì íåêðîòè÷åñêîãî ïðîöåññà ñ ìèíäàëèí íà ìÿãêîå íåáî, ñëèçèñòóþ îáîëî÷êó ðîòîãëîòêè è íîñîãëîòêè, ðåçêî âûðàæåííîãî óãëî÷åëþñòíîãî ëèìôàäåíèòà ñ ÷àñòûì âîâëå÷åíèåì â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ îêðóæàþùåé êëåò÷àòêè (ïåðèàäåíèò) è âîçìîæíîñòüþ íàãíîåíèÿ ïîðàæåííûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ (àäåíîôëåãìîíà).
Ïðè ýêñòðàôàðèíãåàëüíîé ñêàðëàòèíå èíòàêòíû òêàíè ðîòîãëîòêè è óãëî÷åëþñòíûõ ëèìôàòè÷åñêèõ óçëîâ. Îäíàêî ïðè ýòîì èìåþòñÿ ðåãèîíàðíûé ê âîðîòàì èíôåêöèè ëèìôàäåíèò è âñå îñòàëüíûå õàðàêòåðíûå äëÿ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ ïðîÿâëåíèÿ. Ñóáêëèíè÷åñêàÿ (ñòåðòàÿ) ôîðìà ñêàðëàòèíû äèàãíîñòèðóåòñÿ â ñëó÷àÿõ, êîãäà îòñóòñòâóþò èëè íåçíà÷èòåëüíî âûðàæåíû îòäåëüíûå òèïè÷íûå äëÿ íåå ïðîÿâëåíèÿ. Ðóäèìåíòàðíàÿ ñêàðëàòèíà ïðîòåêàåò ñ íåçíà÷èòåëüíî âûðàæåííîé è êðàòêîâðåìåííîé (â òå÷åíèå 1-2 äíåé) ñèìïòîìàòèêîé çàáîëåâàíèÿ.
2. Îñëîæíåíèÿ
Íàèáîëåå òÿæåëûå îñëîæíåíèÿ ñêàðëàòèíû — ñòðåïòîêîêêîâûé ñåïñèñ, àäåíîôëåãìîíà è ìàñòîèäèò ñ ìîìåíòà ïðèìåíåíèÿ â êà÷åñòâå ýòèîòðîïíîãî ñðåäñòâà áåíçèëïåíèöèëëèíà ïðàêòè÷åñêè èñ÷åçëè.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ âñòðå÷àþòñÿ ëèøü îòèò è ñèíóñèò. Êðîìå íèõ ïîñëå ïåðåíåñåííîãî çàáîëåâàíèÿ ìîãóò âîçíèêàòü ïîñòñòðåïòîêîêêîâûå áîëåçíè — èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêèå (òîêñè÷åñêèå) ìèîêàðäèòû è íåôðèòû. Ìèîêàðäèò ðàçâèâàåòñÿ â ïåðèîä ðàííåé ðåêîíâàëåñöåíöèè. Îí õàðàêòåðèçóåòñÿ ñóáôåáðèëüíîé òåìïåðàòóðîé òåëà, ïîòëèâîñòüþ, îáùåé ñëàáîñòüþ, òàõèêàðäèåé èëè ëàáèëüíîñòüþ ïóëüñà, àðòåðèàëüíîé ãèïîòåíçèåé, óìåðåííûì ëåéêîöèòîçîì, ïîâûøåíèåì ÑÎÝ, à òàêæå èçìåíåíèÿìè ýëåêòðîêàðäèîãðàììû — ñíèæåíèåì çóáöà Ò, äåôîðìàöèåé çóáöîâ æåëóäî÷êîâîãî êîìïëåêñà. Íåôðèò ïðè ñêàðëàòèíå ðàçâèâàåòñÿ íà 8-14-å ñóòêè çàáîëåâàíèÿ.  ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ îí, êàê ïðàâèëî, ïðîòåêàåò â ëàòåíòíîé ôîðìå, õàðàêòåðèçóÿñü ëèøü ìî÷åâûì ñèíäðîìîì: óìåðåííî âûðàæåííûìè ïðîòåèíóðèåé, ëåéêîöèòóðèåé, ýðèòðîöèòóðèåé è öèëèíäðóðèåé.
3. Ñåñòðèíñêàÿ ïîìîùü ïðè ñêàðëàòèíå
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ñëîæèëàñü ñòðîéíàÿ ïàòîãåíåòè÷åñêè îáîñíîâàííàÿ ñèñòåìà ìåðîïðèÿòèé, îáåñïå÷èâàþùàÿ áûñòðîå, áåç îñëîæíåíèé âûçäîðîâëåíèå ðåáåíêà è ñîêðàùåíèå çàðàçèòåëüíîãî ïåðèîäà. Ýòà ñèñòåìà ñîñòîèò èç ìåðîïðèÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà áîðüáó ñ ìèêðîáîì — âîçáóäèòåëåì áîëåçíè, ìåðîïðèÿòèé, ñïîñîáñòâóþùèõ äåçèíòîêñèêàöèè è ïðåäóïðåæäåíèþ îñëîæíåíèé.
Áîëüøîå çíà÷åíèå â ñëîæíîé öåïè ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé óäåëÿåòñÿ îðãàíèçàöèè óñëîâèé ãîñïèòàëèçàöèè áîëüíûõ ñêàðëàòèíîé. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî â ïàòîãåíåçå îñëîæíåíèé ñêàðëàòèíû è äëèòåëüíîñòè çàðàçíîãî ïåðèîäà áîëüøîå çíà÷åíèå èìååò ïåðåêðåñòíàÿ èíôåêöèÿ, ëó÷øå, åñëè ñêàðëàòèíîçíûå îòäåëåíèÿ áóäóò ñîñòîÿòü èç ïàëàò íà 2-3 ÷åëîâåêà. Çàïîëíåíèå ýòèõ ïàëàò áîëüíûìè äîëæíî ïðîâîäèòüñÿ îäíîâðåìåííî â òå÷åíèå 1-2 äíåé. Áîëüíûå îäíîé ïàëàòû íå äîëæíû èìåòü êîíòàêòà ñ áîëüíûìè äðóãîé ïàëàòû. Ðåæèì áîëüíîãî â òå÷åíèå 5-6 äíåé ïîñòåëüíûé. Ïèùà äîëæíà ñîîòâåòñòâîâàòü âîçðàñòó ðåáåíêà è ñîäåðæàòü âñå íåîáõîäèìûå ïèùåâûå èíãðèäèåíòû.  çàâèñèìîñòè îò òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ áîëüíûõ (âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà, áîëü ïðè ãëîòàíèè) â ïåðâûå äíè ìîæíî äàâàòü ìîëî÷íî-ðàñòèòåëüíóþ äèåòó, ìåõàíè÷åñêè ùàäÿùóþ. Ïî ìåðå ñíèæåíèÿ òåìïåðàòóðû è ëèêâèäàöèè áîëåé ïðè ãëîòàíèè ðåáåíêà ìîæíî ïåðåâîäèòü íà îáùèé ñòîë. Áîëüíûå ëåãêîé ôîðìîé ñêàðëàòèíû ñ ïåðâîãî äíÿ çàáîëåâàíèÿ ìîãóò ïîëó÷àòü îáùèé ñòîë.
Àíòèáèîòèêîòåðàïèÿ. Ó÷èòûâàÿ, ÷òî äàæå òðè ëåãêîé ôîðìå ñêàðëàòèíû âñåãäà èìååòñÿ âîçìîæíîñòü äëÿ âîçíèêíîâåíèÿ îñëîæíåíèÿ, à òàêæå òî, ÷òî ïîä âëèÿíèåì àíòèáèîòèêîâ ÷åðåç 1-3 äíÿ îò íà÷àëà ëå÷åíèÿ ñòðåïòîêîêê èñ÷åçàåò èç îðãàíèçìà, ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíÿòü èõ íåçàâèñèìî îò òÿæåñòè áîëåçíè. Ýòèì äîñòèãàåòñÿ áûñòðàÿ ñàíàöèÿ áîëüíîãî è ñîêðàùåíèå çàðàçèòåëüíîãî ïåðèîäà, ÷òî î÷åíü âàæíî è äàåò âîçìîæíîñòü áåç îïàñíîñòè äëÿ îêðóæàþùèõ ñîêðàòèòü äëèòåëüíîñòü ïðåáûâàíèÿ áîëüíîãî â ñòàöèîíàðå äî 7-10 äíåé.  òÿæåëûõ ñëó÷àÿõ, êðîìå íàçíà÷åíèÿ àíòèáèîòèêîâ, íåîáõîäèìî òàêæå ïðîâîäèòü è äåçèíòîêñèöèðóþùóþ òåðàïèþ.
Ïðè óïîðíîé ðâîòå ðåêîìåíäóåòñÿ êàïåëüíîå âíóòðèâåííîå ââåäåíèå æèäêîñòè (5-10% ðàñòâîð ãëþêîçû ñ ðàñòâîðîì Ðèíãåðà), ïî ïîêàçàíèÿì íàçíà÷àþò ñåðäå÷íûå, ãðåëêè ê êîíå÷íîñòÿì.
Ëå÷åíèå îñëîæíåíèé ïðîâîäèòñÿ ïî îáùèì ïðàâèëàì, â çàâèñèìîñòè îò èõ õàðàêòåðà. Ïðè òàêèõ îñëîæíåíèÿõ, êàê îòèò, ëèìôàäåíèò, ñèíóñèò è äð., âûçâàííûõ ñòðåïòîêîêêîì, íåîáõîäèìî íàçíà÷åíèå àíòèáèîòèêîâ. Ðàííåå íàçíà÷åíèå àíòèáèîòèêîâ ïðè îòèòàõ è ëèìôàäåíèòàõ ïðåäóïðåæäàåò íàãíîåíèå. Êðîìå àíòèáèîòèêîâ, íàçíà÷àþò ñèìïòîìàòè÷åñêóþ òåðàïèþ (ÓÂ× òåðàïèþ íà óøè, êâàðöåâîå îáëó÷åíèå ïðè ëèìôàäåíèòàõ, ñóõîå òåïëî); â ñëó÷àå íàãíîåíèÿ ïàðàöåíòåç ïðè îòèòå è ðàçðåç ïðè ëèìôàäåíèòå. Äëÿ ïîâûøåíèÿ çàùèòíûõ ñèë îðãàíèçìà ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ðåêîìåíäóåòñÿ ïðèìåíåíèå ãàììà-ãëîáóëèíà.
Ëå÷åíèå ïîñëåñêàðëàòèíîçíûõ íåôðèòîâ, òàê æå êàê è ïðè íåôðèòàõ äðóãîé ýòèîëîãèè, âêëþ÷àåò ïîñòåëüíûé ðåæèì, äèåòó, òåïëî, íàçíà÷åíèå àíòèáèîòèêîâ.
Çàêëþ÷åíèå
Äåòè áûñòðåå âûçäîðàâëèâàþò îò ñêàðëàòèíû è áûñòðåå ïåðåñòàþò áûòü çàðàçíûìè â òîì ñëó÷àå, åñëè èì îáåñïå÷åí íàäëåæàùèé ðåæèì. Áîëåå áûñòðîìó âûçäîðîâëåíèþ è ïðåäóïðåæäåíèþ îñëîæíåíèé ñïîñîáñòâóåò òàêæå ïðåáûâàíèå áîëüíûõ ñêàðëàòèíîé íà ñâåæåì âîçäóõå è ïðàâèëüíîå èõ ïèòàíèå. Îñëîæíåíèÿ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ è ïîñëå òîãî, êàê ðåáåíîê âåðíóëñÿ èç áîëüíèöû äîìîé, òàê êàê äåòñêèé îðãàíèçì åùå äîëãî îñòàåòñÿ íåóñòîé÷èâûì. Íåáëàãîïðèÿòíûå äëÿ íåãî óñëîâèÿ ìîãóò ïðèâåñòè ê íîâîìó çàáîëåâàíèþ. Âîò ïî÷åìó â ýòî âðåìÿ îñîáåííî âàæíî ñîáëþäàòü ïðàâèëüíûé ðåæèì: êîðìèòü ðåáåíêà â óñòàíîâëåííûå ÷àñû, ÷åðåäîâàòü çàíÿòèÿ è èãðû ñ îòäûõîì, íå äàâàòü ðåáåíêó áåãàòü äî óñòàëîñòè, ïîñëå îáåäà óêëàäûâàòü åãî ñïàòü.
Îáùèå ìåðû ïðîôèëàêòèêè ñâîäÿòñÿ ê ðàííåìó âûÿâëåíèþ è èçîëÿöèè èñòî÷íèêà ñêàðëàòèíû. Äåòåé, çàáîëåâøèõ ñêàðëàòèíîé, ãîñïèòàëèçèðóþò â áîëüíèöó èëè èçîëèðóþò â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ ñðîêîì íà 7-10 äíåé ñ ìîìåíòà çàáîëåâàíèÿ.
Îáÿçàòåëüíîé ãîñïèòàëèçàöèè ïîäëåæàò äåòè ñ òÿæåëîé ôîðìîé ñêàðëàòèíû è â òåõ ñëó÷àÿõ, êîãäà â äîìàøíèõ óñëîâèÿõ íåâîçìîæíî èçîëèðîâàòü ðåáåíêà è îáåñïå÷èòü åìó ñîîòâåòñòâóþùèé óõîä. Âûïèñêà èç áîëüíèöû ïðîèçâîäèòñÿ ïî êëèíè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì è ïðè îòñóòñòâèè îñëîæíåíèé è âîñïàëèòåëüíûõ ÿâëåíèé â íîñîãëîòêå.
Ïîñëå âûïèñêè èç áîëüíèöû èëè èçîëÿöèè íà äîìó äåòåé íå äîïóñêàþò â äîøêîëüíûå äåòñêèå ó÷ðåæäåíèÿ èâ 1-é è âî 2-é êëàññû øêîëû åùå â òå÷åíèå 12 äíåé.
Ïðè êîíòàêòå äëÿ äîøêîëüíèêîâ è äåòåé 1-ãî è 2-ãî êëàññîâ øêîëû óñòàíàâëèâàåòñÿ êàðàíòèí íà 7 äíåé ñ ìîìåíòà èçîëÿöèè áîëüíîãî. Çàêëþ÷èòåëüíàÿ äåçèíôåêöèÿ â î÷àãå íå ïðîâîäèòñÿ.
Áîðüáà ñ ðàñïðîñòðàíåíèåì ñêàðëàòèíû âåñüìà çàòðóäíåíà â ñâÿçè ñ îòñóòñòâèåì ýôôåêòèâíûõ ñðåäñòâ àêòèâíîé èììóíèçàöèè.
Ëèòåðàòóðà
Ñïðàâî÷íèê âðà÷à îáùåé ïðàêòèêè.  2-õ òîìàõ. / Ïîä ðåä. Âîðîáüåâà Í.Ñ. -Ì.: Èçä-âî Ýêñìî, 2005.- 160ñ.
Ñóõàðåâà Ì. Å. Ñêàðëàòèíà ó äåòåé. Ì., 1990 — 43ñ.
Òóëü÷èíñêàÿ Â.Ä., Ñîêîëîâà Í.Ã., Øåõîâöåâà Í.Ì. Ñåñòðèíñêîå äåëî â ïåäèàòðèè. Ðîñòîâ í/Ä: Ôåíèêñ, 2004. — 331 ñ.
×åðíîâà Î.Â., Èíôåêöèîííûé êîíòðîëü è ïðîôèëàêòèêà âíóòðèáîëüíè÷íîé èíôåêöèè, Òîìñê, ÈÄ «Òàíäåì-Àðò», 2004-107ñ
Источник