Курсовая по теме скарлатина
Содержание статьи
Скарлатина
ГБОУ СПО СК СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
Дисциплина: Сестринское дело в педиатрии
На тему: «Скарлатина»
Выполнила:
студентка 364дк группы
Бирюкова Валентина
Преподаватель:
г. Ставрополь
2012 г.
Оглавление:
Введение _________________________________________________________3
Скарлатина _______________________________________________________4
Этиология ________________________________________________________5
Эпидемиология ___________________________________________________7
Патогенез ________________________________________________________8
Клиническая картина _____________________________________________10
Классификация __________________________________________________12
Диагностика скарлатины___________________________________________15
Лечение _________________________________________________________16
Диспансерное наблюдение _________________________________________18
Профилактика____________________________________________________19
Список используемой литературы___________________________________20
Введение
Моя работа посвящена рассмотрению такой немаловажной проблеме, как скарлатина у детей.
Эта проблема не утратила своего значения, так как дети по всему миру страдают от данного заболевания, и я считаю, что информация о такой серьезной болезни является главным оружием в борьбе с ней.
Целью моей работы является описание причин, основных симптомов, осложнений и мерах борьбы с данным заболеванием.
В детском возрасте наши малыши наиболее подвержены различным заболеваниям. Скарлатина вызывается бактерией стрептококка группы А. При осложнениях данного заболевания, в организме ребенка происходят необратимые изменения со стороны сердца, почек, головного мозга и суставов.
Если мы будем знать больше о детских заболеваниях, таких как скарлатина, мы сможем уберечь наших детей и подарить им счастливое и здоровое будущее.
Скарлатина
Стрептококки являются возбудителями различных по клиническим проявлениям заболеваний человека: скарлатины, ангины, ревматизма, миокардита, гломерулонефрита, рожи, заболеваний кожи, сепсиса, гнойного менингита, отита, синусита, заболеваний желчевыводящих и мочевыводящих путей, — а также часто играют роль в развитии осложнений, возникающих на фоне других заболеваний.
Стрептококковые заболевания регистрируются во всех регионах земного шара. Болезни кожи чаще наблюдаются в жарких странах (или в жаркое время года для любой страны), тогда как ангина, скарлатина — в холодное время года и в странах с холодным и умеренным климатом. Болеют дети всех возрастов, начиная с периода новорожденности. Заражение происходит контактно-бытовым и воздушно-капельным путем, а также через зараженные продукты питания.
По антигенной структуре различают 21 серологическую группу стрептококков (от А до U), а по способности лизировать эритроциты в кровяном агаре они подразделяются на ?-, ?- и ?-типы. Наибольшее значение для человека в развитии патологии имеют стрептококки группы А, обладающие ?-гемолитической активностью.
Стрептококки других групп, в частности В, являются причиной гнойных осложнений у ослабленных хирургических больных; группы С — пневмонии у новорожденных, группы D — септического эндокардита, группы F — глубокие воспалительные процессы в ротовой полости и дыхательных путях.
Скарлатина — острое инфекционное заболевание, характеризующееся общими симптомами интоксикации, ангиной и мелкоточечной экзантемой.
Этиология
Возбудителем скарлатины является ?-гемолитическим стрептококком группы А (S. Руоgenes,БГСА). Стрептококки — грамположительные кокки шаровидной или овальной формы, диаметром 0,6-1 мкм, располагающиеся в виде цепочек. Установлено 46 различных серологических штаммов стрептококка, и каждый из них может быть возбудителем скарлатины.
Основным фактором вирулентности стрептококков группы А является компонент клеточной стенки М-протеин, который обеспечивает фиксацию возбудителя на месте внедрения и определяет антифагоцитарную активность. По антигенным особенностям М-протеина стрептококки группы А разделяются на 83 серотипа. М-протеин имеет антигенное родство с миокардом и базальной мембраной почечных клубочков, что определяет развитие инфекционно-аллергических болезней сердца и почек в позднем периоде стрептококковой инфекции. Различают более 20 внеклеточных антигенов (токсины и ферменты), выделяемых БГСА при росте в тканях. Из них наиболее важное значение имеют эритрогенные токсины А, В, С, стрептолизины О и S, стрептокиназы А и В, дезоксирибонуклеазы, гиалуронидаза, протеиназа и др., усиливающие распространение микробов, всасывание антигенов и проявляющих инвазивность и агрессивные свойства стрептококков. Основным токсическим компонентом стрептококка является экзотоксин (эритрогенный токсин, токсин Дика), обладающий пирогенностью, способностью повреждать ткани, подавлять РЭС, вызывать иммуносупрессию, влиять на проницаемость мембран и т.д.
Эритрогенный токсин состоит из двух фракций:
— термолабильной, обладающей токсическими свойствами;
— термостабильной, являющейся стрептококковым аллергеном.
Разные серовары стрептококка выделяют качественно однородный токсин общего действия. Антитоксический иммунитет стойкий. Антимикробный иммунитет является типоспецифическим, т.е. направлен против одного определенного типа стрептококка, является менее стойким.
Решающая роль в развитии скарлатины принадлежит уровню антитоксического иммунитета ребенка. При отсутствии его в момент заражения БГСА инфекция протекает как скарлатина, а при его достаточной напряженности, но отсутствии антимикробного иммунитета — как любая другая форма стрептококковой инфекции.
Стрептококки длительно сохраняются при низких температурах, устойчивы к высушиванию, погибают в дезинфицирующих растворах и при нагревании до 56оС в течение 30 мин. В гное, мокроте, на предметах, окружающих больного, сохраняются месяцами.
Эпидемиология
Скарлатина — типичная антропонозная инфекция. Источником возбудителя является только человек с явной или атипичной формой скарлатины, больной с любой другой явной или скрытой формой стрептококковой инфекции (СИ), а также бактерионоситель. Больной заразен с начала заболевания. Длительность заразного периода варьирует от нескольких дней до недель в зависимости от качества антибактериальной терапии. Раннее применение пенициллина способствует быстрому освобождению от стрептококка (на 7-10 день от начала заболевания).
Основной механизм передачи инфекции воздушно-капельный, а в детских дошкольных учреждениях — контактно-бытовой, через игрушки и предметы ухода. Доказана передача инфекции пищевым путем (через молоко, молочные продукты, кремы).
Индекс контагиозности — 40% (не учитываются стертые и иннапарантные формы).
В нашей стране показатели заболеваемости составляют 200-250 на 100 тыс. детей, характерна очаговость в детских коллективах. В северных регионах заболеваемость выше, чем в южных. Отчетливо выявляется сезонность — нарастание заболеваемости в осеннее-зимние месяцы. Периодически каждые 5-7 лет, отмечаются естественные подъемы заболеваемости. Восприимчивость является наиболее высокой в детском и молодом возрасте. Максимальная заболеваемость отмечается в возрасте от 3 до 8 лет. Дети первого года жизни болеют крайне редко из-за высокого титра антитоксина, полученного трансплацентарно, и физиологической ареактивности грудных детей к воздействию стрептококкового токсина.
Патогенез
Патогенез скарлатины представляет собой последовательное развитие трех стадий (линий), связанных с токсическим, септическим и аллергическим воздействием стрептококка. Эти линии патогенеза являются взаимосвязанными. В месте внедрения на слизистой ротоглотки, дыхательных, половых путей или на поврежденной коже (при ожогах, ранах) стрептококк вызывает воспалительные изменения. При скарлатине чаще всего входными воротами являются небные миндалины. Из места внедрения он может распространяться по лимфатическим путям в регионарные лимфатические узлы, но поверхностным сосудам, интраканаликулярно или при соприкосновении — на близлежащие ткани. В крови при этом появляются токсические субстанции ?-гемолитического стрептококка, которые воздействуют на сердечно-сосудистую, нервную и эндокринную системы. В организме развивается сложный патологический процесс, который представлен токсическим, септическим и аллергическим синдромами.
Токсический синдром (токсическая линия патогенеза) развивается под влиянием термолабильной фракции экзотоксина и характеризуется развитием лихорадки, интоксикацией (головной болью, рвотой), симпатическим проявлением сосудистых изменений (в симпатикус-фазе) в виде повышения АД, приглушения тонов сердца, тахикардии, стойкого белого дермографизма и появлением мелкоточечной сыпи. В более тяжелых случаях возможно развитие гемодинамических расстройств, геморрагического синдрома вплоть до кровоизлияния в кору надпочечников, отека головного мозга, дистрофических изменений в миокарде, вегетативных нарушений вплоть до симпатикопареза.
Септическая линия патогенеза обусловлена воздействием микробных факторов БГСА и проявляется гнойными и некротическими изменениями воспалительной реакции в месте входных ворот и осложнениями подобного характера. Септический компонент может оказаться ведущим в клинической картине с первых дней болезни или проявляться осложнениями в более позднем периоде инфекции. Более частыми осложнениями являются синусит, отит, лимфаденит, аденофлегмона, остеомиелит. При некротических отитах процесс может переходить на костную ткань, твердую мозговую оболочку, венозные синусы.
Аллергическая линия патогенеза развивается в результате сенсибилизации термостабильной фракцией экзотоксина и антигенами поврежденных тканей. Аллергичеекий синдром может манифестировать уже в первые дни болезни и достигает наибольшей выраженности на 2-3 неделе инфекционного процесса в виде аллергических осложнений (различных высыпаний, немотивированного субфебрилитета, гломерулонефрита, миокардита, синовита, лимфаденита, apтрита и др.).
В патогенезе скарлатины происходит смена фаз вегетативной нервной деятельности: в начале заболевания наблюдается повышение тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы («симпатикус-фаза»), которая на 2-й неделе сменяется преобладанием тонуса парасимпатического отдела нервной системы («вагус-фаза»).
Антитоксический иммунитет после скарлатины стойкий, повторные случаи заболевания отмечаются у 4-6% детей. Раннее применение пенициллина препятствует образованию напряженного антитоксического иммунитета.
Клиническая картина
Источник
Скарлатина
Автор: janiew • Апрель 24, 2018 • Курсовая работа • 5,262 Слов (22 Страниц) • 1,757 Просмотры
Страница 1 из 22
Содержание
- Введение……………………………………………………………………..…3
- Глава 1. Теоретическая часть:
- Исторический аспект ………………………………………………………6
- Этиология…………………………………………………..………………7
- Эпидемиология…………………………………………………………….7
- Клинические проявления скарлатины……………..…………….……….9
- Клинические методы диагностики скарлатины………………….…….10
- Степень выраженности клинических признаков………………………11
- Осложнения………………………………………………………………12
- Принципы и методы лечения скарлатины……………………………….16
- Особенности лечения детей раннего возраста………………….……..20
- Рекомендации родителям по уходу за детьми…………………….……22
- Прогноз………………………………………………………….………..23
- Профилактика……………….……………………………………………23
Выводы по теоретической части………………..………………………………25
- Глава 2. Практическая часть:
- Клинический случай 1…………………………………………….26
- Клинический случай 2……………………………………………..28
- Клинический случай 3…………………….………………………29
Вывод по практической части…………………………………………..30
- Заключение………………………………………………………………….31
Список используемой литературы………………………………………..….32
Приложения:
Приложение 1 (Сыпь при скарлатине)…………………………………33
Приложение 2 (Дифференциальная диагностика скарлатины)……….34
Введение:
Скарлатина — острое инфекционное заболевание, встречающееся преимущественно в детском возрасте. Первые упоминания о скарлатине относятся к 1554 году и связаны с именем сицилийского врача Инграссиаса, который впервые описал картину заболевания. В 1675 году болезнь стали называть пурпурной лихорадкой — scarlet fever, от этого английского словосочетания произошло и русское название — «скарлатина». Русский исследователь Г.Н. Габричевский предположил, что скарлатину вызывают стрептококки. Значительный вклад в изучение заболевания внесли видные русские врачи Н.Ф.Филатов, А.А. Колтыпин, А.И.Доброхотова.
Предпринимались попытки создать профилактическую вакцину против скарлатины. В 1924 Дж.Дик и Г.Дик установили, что вызывающий скарлатину гемолитический стрептококк при культивировании выделяет токсин в среду, из которой это вещество можно получить. Минимальное количество токсина, введенное в кожу, вызывало у некоторых лиц покраснение в области инъекции. Считая, что эти лица восприимчивы к скарлатине, им в профилактических целях вводили возрастающие количества токсина. Ожидалось, что такая иммунизация обеспечит невосприимчивость к заболеванию; однако она защищала только от появления сыпи, но не от стрептококковой инфекции глотки, инфекция полностью сохранялась. Этот прием в настоящее время сохранил лишь исторический интерес и не используется в практической медицине.
По данным ВОЗ ежегодно в области регистрируются очаги скарлатины в организованных детских коллективах, в 2015 году зарегистрировано 207 очагов (742 заболевших ребёнка); за 9 мес. 2016 года — 106 очагов с 356 заболевшими детьми.
Выбранная тема актуальна, так как до сих пор часто встречается в практической деятельности фельдшера. Знания клинических проявлений заболевания и методов лечения скарлатины помогут своевременно поставить диагноз и оказать неотложную медицинскую помощь при заболевании и осложнениях заболевания.
Целью курсовой работы является изучением особенностей клинической картины скарлатины и её осложнений, методов лечения для своевременной диагностики заболевания, грамотного оказания медицинской помощи.
Задачи исследования:
- Изучить литературные источники и интернет-ресурсы;
- Проанализировать полученные данные;
- Выявить основные дифференциально-диагностические особенности скарлатины;
- Изучить и систематизировать возможные осложнения при скарлатине;
- Систематизировать основные принципы лечения скарлатины с целью оказания неотложной медицинской помощи при ее осложнениях.
Методы исследования:
- Изучение медицинской литературы и интернет- ресурсов по данной теме;
- Анализ нормативно — правовых документов и алгоритмов деятельности скорой медицинской помощи;
- Изучение клинических случаев по данным Интернет-ресурсов, а так же на базе инфекционной больницы;
- Анализ клинических случаев по картам вызова;
- Обобщение и структуризация материала.
Объектом исследования — являются особенности клинических методов диагностики скарлатины фельдшером на догоспитальном этапе и клинических проявлениях скарлатины и ее осложнений.
Предметом исследования являются различные степени тяжести скарлатины и особенности лечения скарлатины у детей раннего возраста.
…
Доступно только на Essays.club
Источник
Скарлатина
- Выдержка
- Литература
- Похожие работы
- Помощь в написании
Скарлатина (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание
- Введение
Этиология Эпидемиология Патогенез Патоморфология Клиническая картина Особенности скарлатины у детей раннего возраста Диагноз Дифференциальный диагноз Лечение Диспансерное наблюдение Прогноз Профилактика
Заключение
Список литературы
В то же время отмечают абдоминальные симптомы, диспепсические расстройства, характерно наличие симптомов «перчаток», «капюшона», «носков». При токсико-аллергических дерматитах сыпь более грубая, зудящая, не характерны ангина, лимфаденит, интоксикация.
Лечение Госпитализация осуществляется по клинико-эпидемиологическим показаниям. Больных с лёгкой и среднетяжёлой формами лечат на дому при возможности изоляции. При тяжёлом течении, невозможности изолировать больного от не болевших скарлатиной детей больных госпитализируют в боксы или небольшие палаты, заполняемые одномоментно. Во избежание реинфекции вновь поступивших больных помещают отдельно от больных, которым завершён курс антибиотикотерапии. Выписка осуществляется по клиническим показаниям после окончания курса антибиотикотерапии, обычно на 7−10-й день от начала болезни. Препаратом выбора является пенициллин, которы назначают в дозе 50 тыс. МЕ в сутки на 1 кг массы тела в течение 5−7 дней. В домашних условиях предпочтение отдаётся таблетированным формам, в стационареформам для внутримышечного введения. Эффективны также препараты из группы цефалоспоринов и макролидов.
Патогенетическая и симптоматическая терапия.
При тяжёлых токсических формах скарлатины проводят дезинтоксикационную терапию — внутривенно капельно вводят 10% раствор глюкозы, 10% раствор альбумина, гемодез, реополиглюкин. Десенсибилизирующие средства назначают только при наличии показаний — детям с аллергической сыпью, аллергодерматитом в стадии обострения.
Лечение осложнений скарлатины проводят с использованием антибиотиков, активных в отношении СГА, а при необходимости — широкого спектра действия.
Диспансерное наблюдение Дети, переболевшие скарлатиной, подлежат диспансеризации: в течение 1 месяца (после лёгких и среднетяжёлых форм), 3 мес. (после тяжёлых форм болезни. Клиническое обследование реконвалесцентов проводят 1 раз в 2 недели; лабораторное обследование, включающее клинический анализ крови, общий анализ мочи, определение в материале из зева и носа СГА — на 2−4 нед. диспансеризации (после тяжёлых форм дополнительно в конце периода наблюдения). Консультации инфекциониста, оториноларинголога, ревматолога, других специалистов проводятся по показаниям.
Прогноз Прогноз при современном течении болезни благоприятный, при ранней рациональной антибиотикотерапии осложнения наблюдаются редко.
Профилактика Специфическая профилактика не проводится. Больных изолируют на 10 дней, но в детские коллективы допускают только через 12 дней. Не болевшие скарлатиной дети не допускаются в дошкольные детские учреждения и 1−2 классы школы в течение 7 дней с момента изоляции. За больными устанавливают медицинское наблюдение.
Течение скарлатины (по характеру) Расценивают как гладкое, если у больного после нормализации температуры и исчезновения симптомов интоксикации отсутствуют осложнения или сопутствующие заболевания, влияющие на основной процесс. Негладкое течение скарлатины характеризуется развитием осложнений (специфических, неспецифических), обострением хронических заболеваний и наслоением вторичной бактериальной флоры.
Заключение
В данном реферате были рассмотрены этиология, патогенез, клинические проявления, диагноз и дифференциальный диагноз, лечение, профилактика такого заболевания как скарлатина.
Скарлатина является острым стрептококковым заболеванием преимущественно детей младшего возраста. Характеризуется мелкоточечной сыпью, лихорадкой, общей интоксикацией, ангиной. При современном течении болезни прогноз благоприятный, при ранней рациональной антибиотикотерапии осложнения наблюдаются редко.
Список литературы
Возианова Ж. И. Инфекционные и паразитарные болезни. — Киев, 2000. 27−39 с [«https://referat.bookap.», 15].
Казанцев А. П., Зубик Т. М., Иванов К. С., Казанцев В. А. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. — Москва, 1999. — 7−20, 16−162,172−173, 529−539 с.
Тимченко В. Н., Быстрякова Л. В. Инфекционные болезни у детей. -Санкт-Петербург, 2001 год. — 107−116 с.
Учаикин В. Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. — Москва, 2002 год. — 529−539 с.
Шувалова Е. П. Инфекционные болезни. — Москва, 1990. — 30−37 с.
Ющук Н. Д., Венгеров Ю. Я. Инфекционные болезни. — Москва, 2003. — 44−50 с.
5. Шувалова Е. П. Инфекционные болезни. — Москва, 1990. — 30−37 с.
3. Тимченко В. Н., Быстрякова Л. В. Инфекционные болезни у детей. — Санкт-Петербург, 2001 год. — 107−116 с.
4. Учаикин В. Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. — Москва, 2002 год. — 529−539 с.
1. Возианова Ж. И. Инфекционные и паразитарные болезни. — Киев, 2000. — 27−39 с.
2. Казанцев А. П., Зубик Т. М., Иванов К. С., Казанцев В. А. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. — Москва, 1999. — 7−20, 16−162,172−173, 529−539 с.
6. Ющук Н. Д., Венгеров Ю. Я. Инфекционные болезни. — Москва, 2003. — 44−50 с.
Показать весь текст
Список литературы
- Возианова Ж. И. Инфекционные и паразитарные болезни. — Киев, 2000. 27−39 с.
- Казанцев А. П., Зубик Т. М., Иванов К. С., Казанцев В. А. Дифференциальная диагностика инфекционных болезней. — Москва, 1999. — 7−20, 16−162,172−173, 529−539 с.
- Тимченко В. Н., Быстрякова Л. В. Инфекционные болезни у детей. -Санкт-Петербург, 2001 год. — 107−116 с.
- Учаикин В. Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. — Москва, 2002 год. — 529−539 с.
- Шувалова Е. П. Инфекционные болезни. — Москва, 1990. — 30−37 с.
- Ющук Н. Д., Венгеров Ю. Я. Инфекционные болезни. — Москва, 2003. — 44−50 с.
Источник