Кто заразил сына мустафы сулеймана оспой

Недуг, съевший 4 сыновей Сулеймана

3896

В средневековье было множество хворей, с которыми не могли бороться даже самые лучшие лекари. К таковым относится и чёрная оспа. Это высокозаразное заболевание, вирус, известный людям с древнейших времён. Он губил как бедных, так и богатых. Если после оспы и выживали, то на теле и лице оставались рубцы, и сильно портилось зрение.

Ну а известный султан Сулейман Великолепный потерял из-за оспы целых четырех сыновей… Вспомним, кто это был.

До появления в жизни Сулеймана Махидевран и Хюррем, у него уже были наложницы, родившие ему сыновей. Это Фюлане и Гюльфем. Жизни этих детей унесла эпидемия чёрной оспы. После чего наследником престола был объявлен третий по старшинству сын Сулеймана — Мустафа.

В 1526 году султан потерял из-за чёрной оспы маленького Абдуллу, сына Хюррем-султан, которого почему-то не показали в сериале.

Судьба Мехмета

Но самой тяжёлой оказалась потеря старшего сына Хюррем — Мехмета. Его султан видел своим преемником. Считал самым справедливым и достойнейшим из своих сыновей. Но он погиб в возрасте 22 лет от чёрной оспы. В сериале «Великолепный век» нам показывают, что это Махидевран, мать шехзаде Мустафы, подослала к нему в окружение своего человека, который в дальнейшем заразил шехзаде этой болезнью. Добавил в мазь для его раны образцы этого вируса.

Кто заразил сына мустафы сулеймана оспойКто заразил сына мустафы сулеймана оспой

Возможно, так было и на самом деле, ведь никаких эпидемий оспы в то время в Манисе не было. И никто из дворца не погиб вместе с Мехметом. А ведь вирус этот чрезвычайно легко передаётся. Заболеть можешь даже, если просто дотронешься до предмета, который трогал больной.

Болеют ли оспой в наше время?

В реальной нашей жизни последнее заражении натуральной или чёрной оспой произошло в 1977 году. Эта болезнь, благодаря мировой массовой вакцинации, считается побежденной. Только в двух лабораториях мира есть образцы этого вируса.

Специалисты опасаются, что кто-нибудь решит использовать их не в благих целях и требуют их полного уничтожения…

Кто заразил сына мустафы сулеймана оспойКто заразил сына мустафы сулеймана оспойКто заразил сына мустафы сулеймана оспой

Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Теги

Вам будет интересно

Комментарии (0)

закрыть

Для доступа ко всем функциям авторизируйтесь или зарегистрируйтесь

Войти с помощью:

Быстрая регистрация

Регистрация

Уже есть логин? Войти

Восстановление пароля

Укажите номер телефона или адрес эл. почты, который вы использовали при регистрации.

Письмо отправлено

На указанный почтовый адрес отправлена ссылка. Перейдите по ней для продолжения процесса восстановления пароля

Сообщение отправлено

Вам отправлено смс-сообщение с кодом для изменения пароля. Введите код в поле ниже.

Отправить повторно через сек.

Отправить повторно

восстановить пароль …

Елена Дьякова

1147 дн. назад

Источник

ИМПЕРИЯ ВОСТОКА | ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК

Сегодня у меня для вас новые исторические факты о казни сыновей и внуков Сулеймана. И, как сказали недавно в Турции — раскрывшиеся перед нами спустя пять веков.

Убийство шехзаде Мустафы, сына султана Сулеймана, является одним из самых трагических событий эпохи Кануни. Итак, в чем обвинялся Шехзаде Мустафа и почему он был убит?

Шехзаде Мустафа был убит палачами его отца султана Сулеймана из-за различных обвинений.

То есть — оно было не одно. Другими словами, историки утверждают, что казнь Мустафы состоялась по многим причинам. Давайте рассмотрим последние версии. Это будет интересно узнать.

Директор Дворца-музея Топкапы профессор Ахмет Дурсун сказал:

«Государственная политика в Османской империи заключается в том, — чтобы совершать действия и принимать решения, которые способствуют предотвращению убийства большего количества невинных. Когда мы смотрим на убийство шехзаде Мустафы в сериале, то видим, что зачинщиком казни Мустафы выступила Хюррем Султан, не без помощи Рустема-паши и Михримах, ей бы не удалось этого добиться. Однако, помимо этих домыслов в сериале, есть и факты. На самом деле, есть некие внешние причины, побудившие султана принять такое решение и это Иран. Османская армия очень любила шехзаде Мустафу, ведь по их мнению он был способен управлять государством. Когда это стало понятно Сулейману, то Мустафа стал для него соперником»

Историк Явуз Бахадыроглу рассказал, как был убит Мустафа:

«В сериале нам показали версию, что подстрекателем казни Мустафы стала Хюррем Султан. Но правда не такая. Письмо шехзаде иранскому шаху было изъято. Султан Сулейман правил страной 46 лет и у него была очень надежная разведывательная сеть. Прочитав это письмо, султан постановил: «Шехзаде Мустафа, совершил преступление — он восстал перед своим государством». Кануни наблюдал за шехзаде. В письме говорится: «Мой отец стар, мне нужно занять трон, поступить так, как сделал мой дед Явуз Султан Селим». Султан Сулейман, принимая решение, также консультировался с Шейх-уль-исламом Эбусуудом Эфенди. Суд вынес вердикт, что Мустафа должен быть казнен, тогда и султан принял решение о казни своего сына. В то время была война против Ирана, и у нас с Ираном не было хороших отношений.

«Я иду в Конью, ты тоже идешь», — сказал Кануни своему сыну Мустафе — губернатору Амасьи. Палатки были установлены на равнине Коньи. Кануни вызвал сына в свою палатку, Мустафа вошел, потому что никогда не подозревал, что его отец может убить его. Когда он вошел к отцу, его оружие было забрано. В то время шехзаде могли войти к своему отцу с мечами, но у Мустафы мечи и ножи изъяли.

Он поцеловал законную руку султана, затем Мустафа вернулся в свою палатку. Здесь его ждали 7 немых палачей и Рустем Ага. Как только шехзаде вошел в палатку, на него напали палачи, но Мустафа сопротивлялся. Рустем Ага, ожидая за занавеской, задушил шехзаде, бросив лассо ему на шею. Шехзаде Мустафа был задушен потому, что по закону кровь члена османской династии не может быть пролита.

В это время Султан Сулейман читал Коран, плача в своей палатке. Кроме того, шехзаде сделал тугру от своего имени. Кто не знает, что такое «тугра» — это символический знак, исторический и личный символ, другими словами — личная печать. Сулейман рассмотрел в этом предзнаменование будущего султана. Есть три приметы султана. Это тугра, проповедь от его имени и деньги от его имени. Делать это, не будучи султаном — преступление, а наказание-казнь. Таким образом, есть два смертных приговора в отношении шехзаде — это сговор с иранским ханом и тугра Мустафы»

Турецкий историк и публицист Ильбер Ортайлы утверждает:

«Мустафа не думал, начинать ли ему борьбу за власть против отца, а янычары думали. Именно они подстрекали Мустафу свергнуть отца, поклявшись ему в верности. Они приводили в пример европейские государства, где и экономические и военные реформы значительно улучшали жизнь всех граждан государства.

Читайте также:  Вирус вакцина от оспы для коров

Тогда как на тот момент, султанат Сулеймана имел все признаки жесточайшей деспотичной тирании с полным бесправием даже наследников престола при живом отце. Был ли виновен Мустафа в причинах своей казни? Однозначно — да. Кто бы и как не подстрекал его пойти войной на своего отца, он должен был этому противостоять, однако, он этого не сделал.»

Как рассуждал султан Сулейман?

Случись при активном участии Мустафы настоящий переворот в Османском государстве, янычарам было бы точно не до реформ. Все мы помним, чего именно всегда хотели янычары. Не забывайте, эти люди рабы. Их пленили в детском возрасте, привезли в Турцию, обратили в свою веру, обучили и заставили сражаться на поле боя. Чего каждый из них хотел на самом деле? Вот.

В тоже время, имевшие свои виды на трон Селим и Баязид не преминули бы вступить в вооружённую борьбу за власть уже с братом, причём и между собой тоже. Учитывая, что у каждой из трёх сторон могла быть колоссальная поддержка части населения, исход хаоса и бесправия предсказать крайне трудно.

Вчерашние соседи по улице, до мятежа жившие дружно, встали бы друг против друга. Но историки сходятся в одном — пролилось бы немало крови, а империя моментально начала бы распадаться, лишившись законной власти совсем незаконным путём.

Султан Сулейман всё это понимал и предвидел. И казнь сына в данном случае должна рассматриваться, как плата за мир в Османской империи, спокойствие для каждого отдельно взятого гражданина. Сулейман был вынужден так поступить. Не зря он правил дольше всех османских султанов. Шутка ли — 46 лет. Это лишь доказывает его волю, справедливость, общую грамотность, заботу о народе, наличие большого ума и сильную стратегию. При чем тут Хюррем?

Казнь Баязида и внуков

Как мы знаем — после казни Мустафы, Сулейман казнил другого сына и пятерых своих внуков. Давайте рассмотрим и эту казнь на основе мнения историка Мурата Бардакчи.

Шехзаде Селим и Баязид были отправлены в Анатолию в соответствии с обычаями того времени. Селим в Манису, а Баязид в Кютахью. Два брата вступили в борьбу за власть.

Опасаясь, что из-за амбиций своих сыновей и ненависти друг к другу, всё превратится в кровопролитие, султан отправил их еще дальше и друг от друга — Селима в Конью, Баязида в Амасию.

Но на самом деле, это не решило проблему, а лишь усилило её. В дело вступили лалы наследников, которые активно подстрекали шехзаде на междоусобную войну.

Далее, как мы помним по сериалу, братья пошли войной друг на друга. Прихватив имеющиеся в их распоряжении армии.

Мне часто задают вопросы — почему султан встал на сторону Селима и помог ему выиграть этот бой.

Я прочитала много мнений разных историков, все они единодушны в том, что после казни Мустафы, Баязид считал, что трон теперь принадлежит ему. Он рассуждал так:

«я был другом своего брата, единомышленником. Его поддерживала армия, значит она поддержит и меня, таким образом именно я должен занять трон»

И янычары, как мы знаем, его действительно поддерживали. Но прежде, был сын Мустафы. После казни шехзаде, янычары стали выкрикивать, что раз Мустафы больше нет, значит теперь трон султана должен занять его сын. Узнав об этом, Сулейман принял решение казнить сына Мустафы — своего внука.

Шехзаде Баязид совершил свою самую большую ошибку, когда узнал, что его отец перешел на сторону Селима: он взял с собой четырех своих сыновей и отправился в Иран, чтобы получить убежище с армией в 12 000 человек!

Баязид был встречен иранским шахом в Казвине, тогдашней столице Ирана, 21 октября 1559 года на блестящей церемонии. Шах, который был очень рад тому, что он получил очень большой козырь против Османской империи, выделил дворец в распоряжение шехзаде и передал каждого из его сыновей под покровительство иранских крупных политиков, но тем временем из 12 тысяч солдат, пришедших с Баязидом, 9 тысяч вернулись на Османскую землю.

Но ведь вот что делает Баязид в Иране. У него еще оставалось 3 тысячи солдат, и некоторые из них думали, что все еще есть шанс в Иране доминировать в этой стране, свергнув иранского Шаха. Новость об этих попытках стала первой катастрофой Баязида, после этого шах заключил Баязида в тюрьму.

В те дни между Стамбулом и Казвином было интенсивное движение послов. Посланники шахзаде Селима хотели, чтобы он Баязид был сдан им живым или мертвым, и Шах сделал это предметом переговоров.

Читайте также:  Инфекционные болезни история болезни ветряная оспа

В те дни Баязид писал отцу письма в виде стихов, говорил, что совершил ошибку и просил прощения. Сулейман же в своих ответных письмах сказал Баязиду:

«я могу простить, если ты покаешься».

Но Баязид, восстав против отца, не считал себя ни в чем виноватым. После всего, что произошло, Сулейман больше не мог его простить…

Далее, как мы знаем, послам Сулеймана удалось договориться с иранским шахом и тот продал жизнь Баязида и его детей за 1 миллион 200 тысяч золота.

После казни мятежного шехзаде, были казнены четыре сына шехзаде, которые содержались в особняках иранских поданных. Казни на этом не остановились. Сын Баязида, которого он не взял с собой, потому что тот был слишком мал и его в Амасии, тоже был задушен.

Зачем казнили детей мятежных шехзаде?

Думаю, ответ для нас очевидный. Оставляя в живых наследников, Сулейман оставлял шанс янычарам и другим противникам повод возмутить спокойствие в османском государстве и пойти на него войной, а значит — пролить кровь тысяч невинных людей и погрузить страну в хаос. Этого великий султан допустить не мог.

Считаю — был бы Сулейман прежде отцом, а не султаном, мы бы наблюдали сейчас с вами совсем другую историю.

Заключение

И Мустафа и другие сыновья Сулеймана — боролись за власть. Каждый из них, также, прекрасно понимал и помнил кровавый братоубийственный закон османского государства.

Так что — кроме меркантильных интересов и желания быть султаном, братья были гонимы страхом за свою жизнь и жизнь своих детей.

Можно ли осуждать решения султана относительно их казни?

Не думаю, таковы были законы того времени.

Можно ли осуждать шехзаде за выбранную ими линию поведения и избранные поступки?

Не уверена. Ведь возможность сохранить свою жизнь и своих детей существовала лишь в том случае, если ты станешь султаном.

Вопрос: между чем выбирали сыновья султана? Жизнь, смерть или власть?

Посмотрите новое видео о казни шехзаде Мустафы

Не забывайте оставить свой комментарий, зарегистрируйтесь, чтобы не пропустить свежие статьи и новые конкурсы! Если вы вдруг обнаружите ошибку в тексте, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Делитесь в социальных сетях — это выгодно!

Всех благ!

Ваша Оливия (с)

Источник

Шехзаде Мустафа

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 ноября 2020; проверки требуют 18 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с именем Мустафа.

Шехзаде́ Мустафа́ (осман. شهزاده مصطفى‎ — Shahzaduh Mustafaa, тур. Şehzade Mustafa МФА: ʃehzaːˈde mustaˈfa; 6 августа 1515, Маниса — 6 октября 1553, Эрегли (Конья)) — сын Сулеймана Великолепного от его наложницы Махидевран Султан и один из его наследников. Губернатор Манисы с 1533 по 1541 и Амасьи с 1541 по 1553 годы. Писал стихи под псевдонимом Мухлиси́[1] (МФА: muhliˈsi), что в переводе с арабского означает «честный, искренний, чистосердечный».

Биография[править | править код]

Шехзаде Мустафа на турецкой миниатюре

Мустафа родился в 1515 году в Манисе в семье будущего османского султана Сулеймана I, который в то время пребывал на посту санджакбея Манисы, и черкешенки[2][3]Махидевран. Мустафа не был старшим сыном Сулеймана: к 1515 году у будущего султана уже было двое сыновей — Махмуд и Мурад. В 1520 году умер султан Селим I; Сулейман стал султаном и вместе с семьёй перебрался в Стамбул. Через год от оспы скончались старшие сыновья султана, что сделало шехзаде Мустафу единственным наследником престола[4]. В 1521 году у другой фаворитки султана Сулеймана, Хюррем-султан, родился сын шехзаде Мехмед, которого, как полагали некоторые историки, Сулейман видел своим преемником в обход Мустафы.

Согласно османской традиции, все шехзаде должны были проходить обучение управлению страной, занимая пост губернатора (санджак-бея) в одной из провинций; старший сын и наследник престола чаще всего становился губернатором Манисы. Мустафа отбыл в Манису вместе с матерью в 1533 году после торжественной церемонии[5]. Один из венецианских дипломатов в 1540 году так описывал двор шехзаде и роль при дворе его матери: «этот изумительный и блестящий двор [был] не меньше, чем [двор] его отца» и «мать его, которая была с ним, наставляла, как добиться любви народа»[4].

В 1541 году из-за переговоров шехзаде Мустафы с австрийским послом Сулейман окончательно отдалил от себя сына и перевёл его на пост губернатора Амасьи, посадив в Манисе старшего сына Хюррем, шехзаде Мехмеда; Амасья находилась дальше от столицы, что снижало шансы Мустафы на занятие трона в случае смерти султана. Шехзаде Мехмед умер в 1544 году; мать Мустафы рассчитывала, что он вернётся в Манису, однако султан отправил туда другого сына Хюррем — шехзаде Селима. Ещё один сын Хюррем, шехзаде Баязид, был отправлен сначала в Конью, а затем и в Кютахью, которые также были ближе к Стамбулу, чем Амасья. В ситуации, когда из трёх претендентов на престол двое были сыновьями Хюррем Султан, жизни Мустафы угрожала опасность: в 1553 году Наваджеро писал, что «мать Мустафы прикладывает много усилий, чтобы избежать отравления её сына… и он имеет безграничное уважение и благоговение перед ней»[4].

Читайте также:  При ком стали делать прививки от оспы

Мустафа всегда был весьма популярен в народе, поэтому после его казни начались беспорядки. Когда ему было девять лет, венецианский посол писал: «у него есть исключительный талант, он будет воином, что так любят янычары, и совершит великие подвиги»[6]. В 1553 году, когда Мустафе было 38 лет, Наваджеро писал, что «невозможно описать, насколько он любим и также желанен как наследник престола»[6].

Слухи и спекуляции того времени гласили, что к концу правления Сулеймана I борьба за трон между его сыновьями стала очевидной; кроме того, как считали некоторые современники, Хюррем и её зять, великий визирь Рустем-паша, настраивали султана против Мустафы, обвиняя его в заговоре против султана и организации беспорядков с целью свержения Сулеймана I. В 1553 году в ходе войны против персов Рустем-паша предложил Мустафе вступить в армию отца и в то же время предупредил самого Сулеймана о том, что Мустафа идёт к нему для того, чтобы убить его[7]. Сулейман поверил, что его жизни угрожает опасность, и приказал казнить своего сына. Когда Мустафа вошёл в шатер отца, чтобы встретиться с ним, охрана Сулеймана окружила султанский шатер, чтобы опальный престолонаследник не сумел спастись. В итоге в ходе схватки с немыми палачами Мустафа был убит Залом Махмудом — агой [8]. Несколько дней спустя был также казнён семилетний сын Мустафы, Мехмед[9]. Неизвестно, действительно ли Мустафа собирался свергнуть султана или же его оговорили[6].

Тело Мустафы перед шатром. Палачи докладывают Сулейману.

Похороны Мехмеда, сына Мустафы.

До самого конца жизни сына Махидевран-султан старалась оградить его от политических врагов и, скорее всего, организовала и поддерживала обширную сеть информаторов для этой цели[4]. Посол Тревизано в 1554 году писал, что в день казни Мустафы Махидевран послала ему записку с предупреждением, что отец хочет его убить, но Мустафа проигнорировал предостережение матери и друзей[6].

Шехзаде Мустафа был похоронен в комплексе Мурадие[tr] в Бурсе, где для него по приказу султана Селима II был построен мавзолей. Там же похоронена его мать Махидевран Султан[6].

После смерти Мустафы янычары и анатолийские солдаты Мустафы стали протестовать против решения Сулеймана. Более того, появился некий самозванец, выдававший себя за казненного шехзаде. Армия Мустафы считала, что виной всему были политические интриги Хюррем-султан и Рустем-паши. После протеста армии Сулейман освободил Рустем-пашу от занимаемой должности и отправил его обратно в Стамбул.

Дети[править | править код]

  • Шехзаде Сулейман (?-1553)
  • Нергисшах Султан (1536 — ?) — после казни отца выдана замуж за бейлербея Анатолии Дженаби Ахмета-пашу[10][11];
  • Шехзаде Селим (1544 -1569) — после казни своего отца, был изгнан и лишён титулов.
  • Шехзаде Мехмед (1546-1553) — был казнён после смерти отца[10];
  • Шах Султан (1547-1577) — была выдана замуж за Абдулкерима-агу[10][11];
  • Шехзаде Орхан или Ахмед[11] (? — 1552) — умер за год до смерти отца[10].

Киновоплощения[править | править код]

  • В украинском сериале «Роксолана» роль Мустафы исполнил Владимир Голосняк.
  • В турецком сериале «Хюррем Султан» роль Мустафы исполнил Эрджю Туран.
  • В сериале «Великолепный век», выходящем с 2011 года, роль взрослого Мустафы исполнил Мехмет Гюнсюр.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Öztuna, Yılmaz. Kanuni Sultan Süleyman. — Ötüken Neşriyat A.Ş., 2016. — 208 с.
  2. ↑ Avtorkhanov, Broxup, 1996, p. 29.
  3. ↑ Peirce, 1993, p. 55.
  4. ↑ 1 2 3 4 Peirce, 1993, pp. 55-56.
  5. ↑ Peirce, 1993, p. 61.
  6. ↑ 1 2 3 4 5 Peirce, 1993, p. 56.
  7. ↑ Beosch, Moritz. The Height of the Ottoman Power; Murder of Prince Mustafa
  8. ↑ A General History of the Middle East, Chapter 13: Ottoman Era, Suleiman the Magnificent
  9. ↑ Kinross, 2002, p. 233.
  10. ↑ 1 2 3 4 Bahadıroğlu, 2014.
  11. ↑ 1 2 3 Öztuna, 2016.

Литература[править | править код]

  • Bahadıroğlu, Yavuz. Osmanlı’da Şehzade Katli. — Nesil Basım Yayın Gıda Ticaret ve Sanayi A.Ş, 2014. — 256 с. — ISBN 6051622187, 9786051622187.
  • Avtorkhanov, Abdurakhman; Broxup, Marie. The North Caucasus Barrier: The Russian Advance Towards the Muslim World. — C. Hurst & Co. Publishers, 1996. — 252 p. — ISBN 1850653054, 9781850653059.
  • Lord Kinross. Ottoman Centuries. — HarperCollins, 2002. — 640 p. — ISBN 0688080936, 9780688080938.
  • Öztuna, Yılmaz. Kanuni Sultan Süleyman. — Ötüken Neşriyat A.Ş., 2016. — 208 с.
  • Peirce, Leslie P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — Oxford: Oxford University Press, 1993. — 374 p. — ISBN 0195086775, 9780195086775.
  • Turan, Şerafettin. Mustafa Çelebi // Islam Ansiklopedisi. — İslâm Araştırmaları Merkezi, 2006. — Vol. 31. — P. 290-292.

Источник