Кори робина реакционный дух
Содержание статьи
контуры консервативной реакции — Журнальный зал
«ЛЕВЫЕ» о «ПРАВЫХ»: контуры консервативной реакции
Кори Робин. Реакционный дух. Консерватизм от Эдмунда Берка до Сары Пэйлин. — М.: Изд. Института Гайдара, 2013.
Издательство Института Гайдара, одного из ведущих в России либеральных «мозговых трестов», выпустило книгу американского профессора политических наук Кори Робина о консервативной политической традиции. Это уже второй перевод Робина на русский язык: в 2007 году издательством «Прогресс-Традиция» была опубликована другая его известная работа «Страх. История политической идеи».
Новая книга Робина — сборник публицистических статей, напечатанных автором в различных журналах. Она состоит из двух частей и 11 глав. Первая часть объединяет шесть глав, посвященных происхождению и сущности политической метафизики консерватизма. Пять глав второй части объединены темой насилия. Робин делает фрагментарный набросок интеллектуального наследия Эдмунда Бёрка, Жозефа де Местра, Томаса Гоббса (первого консерватора и контрреволюционера — в американской традиционной классификации), Айн Рэнд и других героев политической философии правых, а также обращается к феномену оппортунистов, «бывших консерваторов» типа Эдварда Люттвака и Джона Грея, и современным ультраконсерваторам, таким как судья Верховного суда США Антонин Скалиа.
«Реакционный дух» — не обстоятельная рефлексия «практикующего» адепта консерватизма, взявшегося за неблагодарный труд рассуждения об основах. Это книга, подготовленная прежде всего леволиберальным интеллектуалом. В отличие от классической книги Альберта Хиршмана, тоже либерала, «Риторика реакции: извращение, тщетность, опасность» Робин не берется за реконструкцию аргументов и полемических приемов, лежащих в основании консервативного дискурса. Он пишет об истоках, идеологической и политической механике, фобиях, особом внимании к теме насилия явления, которое принято называть «консерватизмом».
К числу несомненных достоинств книги относится эрудиция ее автора. «Реакционный дух» пропитан изящными риторическими приемами и «вкусными» метафорами. Однако ценность содержательных положений работы довольно скромна. Как и совсем не новыми оказываются проделанные Робином ходы в критике консерватизма. Более того, они практически ничего не дают для объяснения долговременного успеха консерваторов. Робин разоблачает консерватизм, снимает с него покровы, но не решается ставить вопросы о том, почему его идеи, несмотря на весь публикуемый интеллектуальный компромат, продолжают вызывать такой большой энтузиазм и имеют популярность в массах.
Робин намеренно идет на упрощенное представление консервативной традиции, что объяснимо публицистическим происхождением текста. Консерватизм предстает в качестве доктринального монолита практически идеального типа. Многочисленные течения внутри консерватизма, как и происхождение врожденной тяги таких политических философий, как либертарианство, к консерватизму, остаются за скобками. Другим сознательным «упрощением» становится ставший традиционным для левых отказ от имманентной критики и представление консерватизма как формы ложного сознания масс и защитной реакции элит в ответ на угрозу собственному положению.
Поэтому в консерватизме версии Робина важны не идеи, ценности и традиции, не особый реализм в отношении к существующим общественно-политическим институтам, а их происхождение в контексте прогрессивной исторической борьбы за равенство прав и ликвидацию привилегий. Сущность консерватизма определяется теми условиями, в которых он возникает, и его нельзя от них оторвать. Консерватизм, в этом смысле, ситуативная традиция. Этот мыслительный ход вписывается в опять-таки типичное для левых истолкование других идеологий: нужно спорить не с идеями и аргументами, не искать причины их популярности и авторитета, а попытаться оспорить их за счет редукции к «базису» и историцистских аргументов.
В чем состоит сущность консерватизма? По мнению Робина, консерватизм — элитистская идеология, основанная на почитании и восстановлении порушенной общественной иерархии. Он всегда есть результат реакции элиты на угрозу своему положению со стороны низов. Различие элиты и низов здесь приобретает абсолютный характер. За консерватизмом просматривается ресентимент элиты в сфере идеологии. Переходя к консервативной риторике, элита пытается восстановить статус-кво во властных отношениях с низами. Динамическая схема реакции выглядит предельно просто: успех низов в борьбе за свои права вызывает временное поражение элиты, в ответ задействуется волна контрнаступления на фронте идеологии. При этом, чтобы реакционный жест состоялся, элита должна осознать (а затем и переработать в соответствующий нарратив) себя в роли жертвы. Парадоксально, но богатые и сильные могут отстоять свои привилегии только тогда, когда представят себя жертвой несправедливости и диффамации со стороны левых. Важно также понимать, что поражения элиты носят тактический, а не стратегический характер, в противном случае реакция, контрреволюция никогда не могла бы быть удачной.
Итак, консерватизм вторичен, он никогда не возникает как самостоятельное явление и всегда следует после предъявления властных притязаний со стороны левых. Со своей стороны любое противостояние низов элите вызывает консервативную реакцию. Консерваторы, реакционеры не существуют до тех пор, пока не появились левые. Консерватизм, реакция, реваншизм, контрреволюция у Робина помещаются в одну и ту же политическую традицию, становятся генетически тождественными. Поэтому лидер испанских фалангистов Примо де Ривера, создатель философского объективизма Айн Рэнд, Рональд Рейган, Сара Пэйлин и даже весьма умеренный Митт Ромни окажутся в одном интеллектуальном поле. Консерватизм — это пестрая компания от Бёрка и де Местра до Муссолини и Меркель.
Робин делает важное дополнение, без которого невозможно понять реакцию: даже самая успешная реакция никогда не способна откатить историю назад. Консерваторы не пытаются отменить историю, и, несмотря на свое злоупотребление традиционалистской риторикой, они настоящие модернисты. Правые влюблены в современность, и их победа означает лишь встраивание элиты в современность. Возвращая элите ее привилегии, вернее, находя для них новые формы и аргументы, консерватизм сохраняет элите место в современности, и в этом его историческая миссия.
Вместе с тем консерватизм противостоит таким явлениям, как демократизация, то есть «решительному наступлению против верхов». Он по другую сторону баррикад в отношении свободы, равенства, права, демократии, революции. По мнению Робина, «история показывает, что консерваторы стремились обеспечить свободу для высших классов и обеспечить ее для низших». Правые последовательно выступают против такого расширения свободы для низших классов, которое приведет к ущемлению свободы элиты. Робин указывает на существование фундаментального противоречия между свободами элиты и свободами низов. Получается, что элиты и низы не могут быть свободными одновременно, поля их свобод не могут пересекаться. То, что для элиты свобода, с точки зрения масс — незаслуженные привилегии. И, напротив, свобода масс — тюрьма для элиты. Элиты свободны только тогда, когда низы закрепощены. Свобода низов, в свою очередь, есть навязывание элите ограничений. Низы не могут быть свободными, пока не ограничат привилегии элиты.
Логично, что в такой интерпретации демократия, за которую ведут борьбу низы, превращается в систему, где уравнивание гражданских прав приводит к ограничению всех остальных прав, например экономических. В основании демократии лежит борьба за расширение прав низов путем ограничения привилегий (читай: прав) верхов. Таким образом, «элиты», «низы» выступают в роли «идеальных» конструктов, которые помогают провести легитимацию демократии как системы, которая основана на перераспределении прав и собственности в пользу большинства.
Отдельное место занимает в книге тема насилия. По выражению Робина, консерваторы «воодушевляются» насилием. Насилие — это энергия правых. Отношение консерваторов к насилию, по выражению автора, можно суммировать следующим образом: «Война есть жизнь, а мир есть смерть». Однако кровожадность правых в «Реакционном духе» проистекает скорее из склонности реакционеров к политическому романтизму. Они испытывают интерес к героике, действиям во имя невидимого и идеального, а не материального и реального, борются с апатией и вялостью, самоуспокоенностью элиты. Консерваторы считают, что правящий класс всегда необходимо держать в тонусе. Наконец, высшие добродетели проявляются в противостоянии злу. Поэтому тема войны, политического насилия возникает не только в связи с защитой национальных интересов, но и — с противостоянием экзистенциальному врагу, а также скуке и развращенности. Отсюда и тема консервативного «мачизма».
Робин завершает книгу коротким размышлением о механике «консерватизма» и его будущем. Реакционеры достигают успеха, только потерпев поражение: «провал является неиссякаемым источником обновления консерваторов». Консерватизм должен проиграть, чтобы потом вернуться. В политических неудачах и провалах консерватизм черпает свою силу, энергию и вдохновение. «Утрата — действительная социальная утрата, власти и положения, привилегии и престижа — есть залог успеха консервативного обновления», — пишет Робин. Поэтому новые правые возникнут тогда, когда появятся новые массовые левые движения, которые бросят вызов элитам. «Современный консерватизм вышел на сцену XX века, чтобы нанести поражение великим общественным движениям левых. И пока все говорит о том, что он своей цели достиг. А добившись своего, он может уходить», — завершает Робин.
Отдавая дань достоинствам книги, критики Робина — как слева, так и справа — проявили солидарность в контраргументах. Проблема не в том, что рациональная конструкция Робина, описывающая сущность консерватизма, на удивление архаична, не в том, что риторики и эпитетов больше, чем аргументов. «Реакционный дух» не дает ответа на самый главный вопрос: почему консерватизм сохраняет неизменную популярность у тех самых низов, против свободы которых он столь рьяно выступает, и постоянно победоносно возвращается на политический олимп? Почему консерватизм так успешен в условиях демократии и всеобщего избирательного права?
Причина этого умолчания в том, что левые предпочитают игнорировать популистский импульс правых. Правые побеждают именно потому, что популистские идеи в их доктринальном ядре сильнее элитизма. Правые лучше умеют достучаться до того самого обычного гражданина, часто воспринимающего левых как далеких от жизни интеллектуалов. Все, что в ответ могут сказать левые, — это объявить популизм трюком, который придумали правые, чтобы защитить привилегии и интересы элиты. Отказ от рационального понимания успеха правого популизма в конечном счете для левых равноценен отказу от работы над ошибками. Левые построили такую интеллектуальную химеру консерватизма, с которой им удобно сосуществовать и которую удобно объяснять. Но цена этого — поражения уже в стратегии, а не тактике.
Следующий материал
Об авторах
Документ без названия Богословский Сергей Алексеевич Кандидат физико-математических наук. Основные интересы: физика низких температур, физика твердого тела. Ответственный секретарь Комитета по экологии и промышленной безопасности Российского союза промышленников и…
Источник
Кори Робин — Реакционный дух
КОРИ РОБИН. Реакционный дух. Консерватизм от Эдмунда Бёрка до Сары Пэйлин / пер. с англ. М. Рудакова, И. Кушнаревой, К. Бандуровского. М.: Издательство Института Гайдара, 2013. — 312 с.
ISBN 978‑5‑93255‑349‑7
Фрагмент Введения:
* * *
«Представление о том, что консервативные идеи представляют собой форму контрреволюционной практики, вероятно, заставит кого-то приподнять брови в удивлении, а кого-то — и ощетиниться. Долгое время левые считали само собой разумеющимся, что защита власти и привилегий — есть предприятие, лишенное идей. «Интеллектуальная история», как предполагается в недавнем исследовании американского консерватизма, «всегда приветствуется», но она «не является наиболее подходящим инструментом для объяснения силы консерватизма в Америке». Либеральные авторы всегда изображали правых политиков как эмоциональное болото, а не как движение с твердыми убеждениями: по утверждению Томаса Пейна, контрреволюция влечет за собой «уничтожение знания»; Лайонел Триллинг описывал американский консерватизм как смесь «раздраженных психических жестикуляций, пытающихся походить на идеи»; Роберт Пэкстон назвал фашизм «делом печенок», а не «мозга». Со своей стороны консерваторы были склонны соглашаться с этим. В конце концов, именно Пальмерстон, когда он еще был тори, первым налепил на Консервативную партию ярлык «тупая». Играя роль тупоумного помещика, консерваторы ухватились за позицию Ф.Дж.С. Херншо, которая заключалась в том, что «как правило, в практических целях достаточно, если консерваторы, не говоря ничего, просто сидели и думали, или даже просто сидели». Хотя аристократические нотки в подобных рассуждениях больше не встречали одобрительного отклика, консерваторы не были готовы отказаться от ярлыка неискушенных и необразованных; они используют его в популистских целях, показывая свою близость к народу. Как замечает консервативная Washington s, республиканцы «часто называют себя «тупой партией»». Но ничто, как мы увидим, не могло быть дальше от истины. Консерватизм — это зацикленная на идее практика, и никакие попытки прихорашивания справа или полемики слева не могут повлиять на содержимое его повестки.
Сами консерваторы вряд ли согласятся с этим утверждением по другой причине: оно угрожает чистоте и основательности консервативных идей. Для многих слово «реакция» несет в себе коннотацию бездумной и низкопробной борьбы за власть. Но реакция — это не рефлекс. Она начинается с определения принципа, что кто-то подходит для того, чтобы управлять другими, и потому должен ими управлять, а затем отлаживает данный принцип с учетом демократического давления снизу. Подобная отладка — непростая задача, поскольку такое давление по самой своей природе направлено против этого принципа. В конце концов, если правящий класс действительно подходит для управления, почему и как он допустил то, что его власти был брошен вызов? Что появление такого вызова говорит о пригодности для управления другого? Консерваторы сталкиваются с дополнительным препятствием: как же защитить принцип правления в мире, где ничто не стабильно и все находится в постоянном движении? С момента появления консерватизму приходилось сопротивляться упадку древних и средневековых идей об упорядоченном мироздании, в котором постоянная иерархия власти отражала вечный вселенский порядок. Свержение старого порядка обнаружило не только слабость и некомпетентность его лидеров, но и куда более важную истину об отсутствии замысла в устройстве мира. (Идея о том, что консерватизм отражает откровение, согласно которому в мире не существует естественных иерархий, может показаться странной в наш век теории «разумного замысла». Но, как отмечает Кевин Мэттсон и другие, разумный замысел не основывается на том же типе средневекового предположения о неизменной и вечной структуре вселенной, и речь идет не просто о толике релятивизма и скептицизма в отношении этих аргументов. В действительности, один из ведущих защитников теории Разумного замысла утверждал, что хотя он «далеко не постмодернист», он «многому научился» у постмодернизма.) Перестройка старого порядка в условиях упадка веры в устойчивые иерархии оказалась нелегким делом. Неудивительно, что она породила несколько наиболее замечательных трудов современной мысли.
Но есть и другая причина, по которой нам нельзя пренебрегать реакционным аспектом консерватизма, и причиной этой являются свидетельства самой этой традиции. Со времени Берка предметом гордости консерваторов было представление о том, что их тип мышления носит непредвиденный, зависящий от обстоятельств характер. В отличие от своих оппонентов слева, они не разрабатывают детальный план до самих событий. Они «читают» ситуации и обстоятельства, а не книжные тома; и в этом «чтении» они отдают предпочтение адаптации и намеку, а не декламации и утверждению. В этом, как мы увидим, есть определенная доля истины: консервативный ум — ум, чрезвычайно настороженный, восприимчивый к изменениям контекста и фортуны задолго до того, как эти перемены смогут заметить другие. При свойственном ему глубоком понимании течения времени консерватор обладает тактической виртуозностью, которой мало кто может похвастаться. Кажется совершенно логичным, что консерватизм тесно связан с вышеупомянутыми движениями противников и сторонников власти, раз он так чувствительно на них реагирует. В них, как я сказал, и заключается история современной политики, и было бы странно, если бы ум, настолько готовый ко всем случайностям, ее окружающим, не был хорошо знаком с этой историей. Не просто знаком с ней, а растревожен и взволнован ею как никакой другой историей.
На самом деле начиная с утверждения Берка о том, что в связи с Французской революцией «тревога погружает нас в размышления», до признания Рассела Кирка, что консерватизм является «системой идей», которая «поддерживала людей… в их сопротивлении радикальным теориям и социальной трансформации с начала Французской революции», консервативная партия неустанно подтверждала, что ее знание возникло в результате реакции на левых. (Берк согласился бы признать своим «фундаментальным» тезисом утверждение, что никогда не видел зла большего, чем Французская революция). Иногда об этом говорилось открыто. Трижды премьер-министр Солсбери написал в 1859 году, что «непрестанная и непримиримая враждебность к радикализму есть главное определение консерватизма. Страх, что радикалы могут добиться триумфа, — единственная окончательная причина, которую в качестве оправдания своего существования может назвать консервативная партия». Более полвека спустя его сын Хью Сесил — среди прочего свидетель на свадьбе Уинстона Черчилля и проректор Итонского университета — подтвердил позицию отца: «Я думаю, что правительство в конце концов поймет, что существует лишь один способ победить революционную тактику и он заключается в формировании организованной традиции нереволюционного мышления. Подобную традицию я называю консерватизм». Другие, подобно Пилю, пришли к тому же обходными путями:
«На протяжении нескольких лет моей целью, которую я предельно ответственно старался выполнить, было закладывание фундамента великой партии, которая, находясь в палате общин и черпая свою силу в воле народа, снизила бы риск и смягчила бы трения между двумя палатами парламента — что позволило бы нам сдерживать рвение благонамеренных людей к необдуманным и поспешным изменениям в конституции и законах страны и сказать властным голосом беспокойному духу революционных изменений: «Вот твои узы, и тут твои метания прекращаются.»
Чтобы читатель не подумал, что подобные сантименты и многословность свойственны англичанам, рассмотрим, как один придворный историк американских правых подходил к изучению сего предмета в 1976 году. «Что такое консерватизм?» — спрашивал Джордж Нэш в ставшей классической книге «Консервативное интеллектуальное движение в Америке с 1945 года». После страницы, отданной колебаниям — ведь консерватизм не поддается определению и «чрезвычайно варьируется во времени и пространстве» (а с какой политической идеей этого не происходит?), и его не следует «смешивать с радикальными правыми», — Нэш останавливается на ответе, который могли бы дать (и действительно дали) Пиль, Солсбери и сын, Кирк и большинство мыслителей радикальных правых. Консерватизм, говорит он, определяется «сопротивлением определенным силам, которые рассматриваются как левые, революционные и крайне губительные для того, что консерваторы считали тогда заслуживающим заботы, защиты, а возможно, и самопожертвования».
Таковы недвусмысленные заявления контрреволюционного кредо. Еще интереснее менее эксплицитные формулировки, в которых антипатия к радикализму и реформе воплощена в самом строении утверждений. Возьмем, к примеру, знаменитое определение Майкла Оукшотта в его эссе «Быть консерватором»: «Быть консерватором значит предпочитать знакомое неизведанному, опробованное неопробованному, факт загадке, действительное возможному, ограниченное безграничному, близкое далекому, достаток изобилию, просто удобное совершенному, радость сегодняшнего дня блаженству, обещанному где-то в утопическом будущем». Как будто нельзя радоваться одновременно и факту и загадке, близкому и далекому, радости и блаженству. Выбор обязателен. Вовсе не будучи утверждением простой иерархии предпочтений, предлагаемый Оукшоттом выбор «или — или» сигнализирует о том, что мы вступили на экзистенциальную почву, на которой выбор происходит не между чем-то и его противоположностью, а между чем-то и его отрицанием. Консерватор готов радоваться привычным вещам в отсутствие сил, стремящихся к их разрушению, признает Оукшот, но его радость «была бы намного полнее» от «опасений ее утраты». Консерватор — это «человек, который остро сознает, что ему есть что терять». И хотя Оукшот говорит, что подобные потери могут быть следствием действия целого ряда сил, складывается впечатление, что над этим всегда работали левые. (Маркс и Энгельс «принадлежат к числу титанов нашего политического рационализма», пишет он в другой работе. «Ничто… не сравнится» с их абстрактным утопизмом.) По этой причине «нет никакого противоречия в том, чтобы быть консерватором в отношении к правительству и радикалом в отношении к любому другому виду деятельности». Нет никакого противоречия, или это просто необходимо? Радикализм — это разумное основание существования консерватизма; если он исчезнет, консерватизм также исчезнет. Даже когда консерватор стремится уйти от диалога с левыми, ему это трудно сделать, поскольку его самые лирические мотивы — органическое изменение, неявное знание, упорядоченная свобода, осмотрительность, а также прецедент — едва слышны без обращения к левым и отклика с их стороны. <…>
Речь идет об отмеченной антагонистической структуре полемики, а не о простых антиномиях различных типов партийной политики и формировании оппозиционных платформ, что является необходимым требованием победы на выборах. Как утверждал Карл Мангейм, отличие консерватизма от традиционализма — универсальной «вегетативной» склонности сохранять привязанность к привычному положению вещей, что выражается в таких проявлениях неполитического поведения, как отказ покупать новую пару брюк, пока старая не будет заношена до дыр — состоит в том, что консерватизм есть взвешенное и осознанное усилие сохранить или вернуть «те формы опыта, которые не могут быть далее сохранены в их аутентичности». Консерватизм «становится сознательным и рефлектирующим тогда, когда на сцену выходят альтернативные образы жизни и мышления, против которых консерватизм вынужден начать идейную борьбу». Там, где традиционалист может принимать объекты желания как данность — может наслаждаться ими, словно они есть у него под рукой, потому что они и есть у него под рукой, — консерватор себе этого позволить не может. Он стремится наслаждаться ими так, будто их у него отнимают или уже отняли. Если он и надеется насладиться ими снова, ему придется побороться против их передачи в общественный оборот. Он должен говорить о них на политически понятном и убедительном языке. Но как только упомянутые объекты попадают в сферу политического дискурса, они перестают быть предметами пережитого опыта и становятся идеологическими событиями. Они включаются в нарратив утраты, в котором революционеры либо реформисты играют необходимую роль, и включаются в программу восстановления. Неявное становится явным, а изменчивое — формальным, а практика — полемикой. Даже если теория — своего рода хвалебная песнь практике (чем зачастую и является консерватизм), она не может избежать этапа полемики. Самого привередливого консерватора, соблаговолившего выйти на улицу, левые принудят взять булыжник и швырнуть его в баррикады. Как сказал об этом Лорд Хейлшэм в «Обосновании консерватизма» (1947):
«Консерваторы не верят, что политическая борьба — самая важная вещь в жизни. В этом они отличаются от коммунистов, социалистов, нацистов, фашистов, сторонников социального кредита и большинства членов британской лейбористской партии. Самые простые среди них предпочитают лисью охоту — мудрейшую религию. Для большей части консерваторов религия, искусство, наука, семья, деревня, друзья, музыка, веселье, долг, все радости и богатства существования, бессменными обладателями которых являются бедные в не меньшей степени, чем богатые, все они — выше в ценностной шкале, чем их служанка — политическая борьба. Это делает их крайне уязвимыми — вначале. Однако однажды потерпев поражение, они схватятся за эти убеждения с фанатизмом крестоносца и упрямством англичанина.»
Поскольку существует так много путаницы в том, что касается противостояния консерватизма левым партиям, важно прояснить, против чего именно в левых движениях выступает консерватизм, а против чего — нет. Речь здесь не идет об абстрактных изменениях. Ни один консерватор не выступает против изменений как таковых и не защищает порядок как таковой. Консерватор защищает определенные порядки — иерархические, часто частные режимы правления, — отчасти основываясь на предположении, что иерархия и есть порядок. «Порядок нельзя подорвать, — заявлял Джонсон, — разве что нарушением субординации». Для Берка было аксиомой, что «когда низы не находятся под руководством более мудрых, опытных и состоятельных», о «них вряд ли можно сказать, что они принадлежат гражданскому обществу». Кроме того, отстаивая подобные порядки, консерватор неизменно запускает программу реакции и контрреволюции, часто требующую перестройки того самого режима, который она отстаивает. Согласно классической формуле Лампедузы, «если мы хотим, чтобы все осталось по-старому, нужно все поменять». Для сохранения режима, как я покажу в части I, консерваторы должны реконструировать режим. Эта программа не ограничивается клише о «сохранении посредством обновления»: ради сохранения режима она может потребовать от консерватора самых радикальных мер.»
Источник