Кори маркевич биография писателя

Маркевич, Болеслав Михайлович

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Маркевич.

Болеслав Михайлович Маркевич (1822, Санкт-Петербург — 1884, Санкт-Петербург) — русский писатель, публицист, литературный критик, государственный служащий.

Биография[править | править код]

Родился в Петербурге, в семье, ведущей происхождение от польского шляхетского рода. Детство провёл в Киеве и в Волынской губернии, в 1836 году вместе с семьёй переехал в Одессу, и поступил там в гимназию при Ришельевском лицее. В 1838 году поступил на юридический факультет Ришельевского лицея. По окончании лицея в 1841 году (14-й выпуск) вернулся в Петербург, где служил в Министерстве государственных имуществ.

В это время общался с В. Г. Белинским, активно участвовал в кружке Белинского[1]. Несмотря на растущее расхождение в политических взглядах, на протяжении долгих лет поддерживал дружеские отношения с графом А. К. Толстым и состоял с ним в постоянной переписке.

В период с 1848 по 1854 год работал в канцелярии московского генерал-губернатора, затем служил в петербургском Министерстве государственного контроля до 1860 года; с 15 апреля 1859 года — статский советник. В 1863 году стал чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел. В 1866 году стал камергером и был переведён в Министерство народного просвещения: с 16 июля 1867 года — чиновник особых поручений министерства, с 1873 года состоял в Совете министра народного просвещения. В 1875 году карьере его был положен неожиданный конец: его в 24 часа уволили от службы. Выяснилось, что он получил 5 тыс. руб. за то, что «содействовал» отобранию «Санкт-Петербургских ведомостей» от В. Ф. Корша и передаче их в другие руки. Увольнение его произвело большую сенсацию.

В конце 1840-х увлёкся сочинительством, начав как водевилист, затем сблизился с кругом М. Н. Каткова и с ним самим лично, в середине 60-х стал сотрудником «Московских ведомостей» и «Русского вестника», печатался как романист, театральный и литературный критик. Позже печатался в газетах «Русский мир», «Биржевые ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости». В своих статьях и произведениях он высказывал консервативную точку зрения на актуальные вопросы, критиковал современную ему интеллигенцию за чрезмерное увлечение западными ценностями.

Если семинарство кинулось в радикализм социалистического оттенка в силу всего своего печального, грубого и приниженного быта, то в дворянской среде явление это следует искать в этой (passez moi le terme)[2] либеральной мастурбации на всякие парламентарные и республиканские порядки Запада, которой предавались у нас в прошлое царствование немалое число культурных тунеядцев, что им нисколько не мешало злоупотреблять своим помещичьим правом, проигрывать крестьян своих в карты и предоставлять воспитание своих детей произволу матушки-судьбы.

— Письмо от 23 июля 1880 г. П. К. Щебальскому // Письма Б. М. Маркевича к графу А. К. Толстому, П. К. Щебальскому и другим. СПБ., 1888. — С. 154

За свои взгляды постоянно подвергался критике со стороны либеральных писателей и журналистов, которых он называл «мошенники пера, прелюбодеи мысли и разбойники печати»[3][4].

Читайте также:  Где делается прививка от кори

Умер 18 (30) ноября 1884 года. Похоронен в Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры (фото могилы).

Библиография[править | править код]

Самым известным писательским трудом Маркевича является его трилогия: «Четверть века назад», «Перелом» и «Бездна». В этих произведениях писатель показывает противостояние в общественной мысли в России начиная с 40-х годов XIX века, идеологическую борьбу западников и славянофилов. В персонажах романов угадываются реальные исторические прототипы. Трилогия имела большой успех во всех слоях общества, от студенчества до императорского двора[источник не указан 184 дня].

  • Первый день брака: водевиль. — СПб., 1858.
  • Роман [в 2-х ч.] / [Соч.] Б. Лесницкого [псевд.]. — М.: Унив. тип., 1867 (обл. 1868). — 241 с.
  • Князь Григорий Щербатов о графе Уварове. — М.: Унив. тип. (Катков и К°), 1870. — 122 с.
  • На повороте. Два романа Б. М. Маркевича. Т. 1-3. — СПб.: М. О. Вольф, 1874
    • Т. 1. Марина из Алого-Рога.
    • Т. 2. Ч. 1. Забытый вопрос
    • Т. 3. Ч. 2. Забытый вопрос
  • Четверть века назад. Ч. 1. — М.: тип. М. Н. Лаврова и К°, 1879. — 447 с.
  • Четверть века назад. Ч. 2. — М.: тип. М. Н. Лаврова и К°, 1879. — 348 с.
  • Бездна. — М.: Унив. тип., 1883-1884 (обл. 1885)
    • Ч. 1. — 1883. — 319 с.
    • Ч. 2. — 1883 (обл. 1885). — 316 с.
    • Ч. 3. — 1884 (обл. 1885). — 306 с.
  • Чад жизни: Драма в 5 д. Заимствована из романа «Перелом». — СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1884. — 121 с.
  • Письма Б. М. Маркевича к графу А. К. Толстому, П. К. Щербальскому и др. — СПб.: тип. т-ва «Обществ. польза», 1888. — 369 с. (фр.) и (рус.)

Примечания[править | править код]

  1. ↑ В. А. Панаев. Из «воспоминаний». Из главы XXIII …Субботы у И. И. Панаева… // В. Г. Белинский в воспоминаниях современников / составление, подготовка текста и примечаний А. А. Козловского и К. И. Тюнькина; вступительная статья К. И. Тюнькина. — 2-е издание. — М., 1977. — 736 с. — (Серия литературных мемуаров). — 50 000 экз.
  2. ↑ (Франц.) Извините за выражение
  3. ↑ Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
  4. ↑ Впоследствии выражение «Мошенники пера и разбойники печати» стало крылатым, и использовалось зачастую и против самого Маркевича теми же либералами

Литература[править | править код]

  • Венгеров С. А. Маркевич, Болеслав Михайлович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
Читайте также:  Почему у кори тейлор большая шея

Ссылки[править | править код]

  • Михаил Смолин Забытый консервативный писатель — Болеслав Маркевич

Источник

А ты читал?

Текст: Ольга Прядоха

Фото: Рамиль Нуриев (ugra-news.ru)

Текст предоставлен в рамках информационного партнерства «Российской газеты» с новостным порталом «Новости Югры» (Ханты-Мансийск)

Пронесшийся по помещению раскатистый звонок никак не потревожил подростка, который уже минут как пять стоит в школьном коридоре. Мимо него снуют учащиеся с большими рюкзаками, играют в догонялки первоклашки, шепчутся девчонки, рассматривающие что-то в смартфонах. У парня в руках книга — «Властелин колец» Толкина. Он, как и многие, смотрел все части легендарной кинотрилогии, но все равно пролистывает роман страницу за страницей. «Наши дети читают», — улыбаясь, говорит учитель и заходит в класс «Филологических наук». За дверью кабинета проходит конкурс чтецов «Живая классика», где сургутские дети борются за право отобраться на региональный этап, его победители отправятся на специальную смену в «Артек».

Вход только для читающих

«Живая классика» — это всероссийский проект, который проводится под патронатом Министерства просвещения и с использованием гранта президента Российской Федерации. Сургутские школьники участвуют в нем уже несколько лет. В городе проект проходит при информационной поддержке «Сургутской трибуны».

— Вся процедура участия — электронная. Дети регистрируются на сайте заранее, в течение конкурсного дня, перед тем, как приехать к нам в гимназию на очный этап, они должны подтвердить свою заявку. Мы сегодня слушаем уже пришедших участников и смотрим параллельно в монитор, отслеживая, кто скоро должен подойти. До конца приема заявок еще три часа осталось, а у нас уже 38 детей изъявили желание попробовать свои силы, — делится руководитель регионального отделения Русской ассоциации чтения, заместитель директора гимназии № 2 Ирина Билль.

Конкурс «Живая классика» проводится в восьмой раз, в автономном округе лучших чтецов выбирают третий год подряд. Читать можно только прозу, и та должна быть не из школьной программы. За популярные отрывки из списка для внеклассного чтения жюри тоже снижает балл. Но и приз весомый — лучшие поедут в детский центр «Артек» на профильную смену, где с детьми будут заниматься известные режиссеры, сценаристы и актеры.

— Это ведь не просто конкурс, где нужно выйти, прочитать отрывок из произведения и все. В нем априори будут участвовать дети, которые действительно любят читать, читают много и вне школьной программы. Прежде им нужно проанализировать текст, понять его посыл, прочувствовать, наконец, — добавляет руководитель методического объединения гимназии № 2 Наталья Слита.

«Надо ценить настоящее»

Антуан де Сент-Экзюпери, но не «Маленький принц», Виктор Драгунский, но не «Денискины рассказы», и даже Марина Цветаева, но не ее женская поэзия, а проза. Современные дети, как оказалось, читают и классиков — Антона Чехова, Льва Толстого, Эдуарда Асадова, Ивана Бунина, и современников — Юрия Яковлева, Джона Толкиена, Евгения Гришковца. В год 75-летия снятия блокады Ленинграда многие обратились к военной тематике. Опять же, вне школьной программы.

Читайте также:  Корь вакцина сахарный диабет

— Я давно прочитала книгу «Монолог шизофреника о войне» Кори Маркевича. Там описана история девочки, которая после войны осталась совсем одна — ее семья погибла. Девочка от горя стала сумасшедшей. Мне книга очень понравилась, она трогает за душу… Я поняла после прочтения, что мы должны ценить настоящее, то, что у нас есть сейчас, понимаете? — объясняет семиклассница из школы № 31 Саида Ахметова.

Участница конкурса признается, что читает много. Любит и фэнтези, как и многие подростки, и классиков, и повести о любви, — «как и все девчонки».

Леша и его мультики

Леша Мешков-Харин чуть помладше Саиды. Как и многие мальчишки, любит проводить время за компьютером. Только не за игрой в танки, а… работая над своим видеоблогом. Воспитанник гимназии им. Николая Чудотворца в свои 11 лет создает мультики. С гордостью рассказывает, что создал их уже более семи десятков, но главное, что все они — по мотивам прочитанных произведений. В том числе — сказок, Евангелия и Ветхого Завета.

— Вообще-то я — мультипликатор! Меня легко найти в интернете — наберите в поисковой строке «Мульты Лехи», там увидите картинку котика, это мой канал. Я начал делать мультики по притчам из Евангелия и Ветхому Завету.

— Чтобы мультики рисовать, нужно книги читать или достаточно фильм посмотреть?

— Конечно, книги! Как же я иначе пойму замысел автора? Фильмы создает режиссер, у него своя мысль. Я все Евангелие и Ветхий Завет прочитал, все понял. И подумал, что моим сверстникам, которые не читали писание, должно быть интересно посмотреть мои мульты. Мне много что нравится, в том числе и сказки братьев Гримм, Виктора Драгунского. Отрывок из его сказки «Слава Ивана Козловского», я их читал сейчас.

— О чем сказка, Леш?

— Один юноша думал, что красиво петь — значит, громко петь. И он пел громко, но совершенно не попадал в ноты. Учитель сказал ему, что так славы Ивана Козловского ему никогда не добиться. А он никак не мог понять — неужели Козловский еще громче поет?! Поскромнее надо быть и много трудиться над собой, прислушиваться к другим людям. Вот о этом.

— Ты сам как считаешь, хорошо выступил? В «Артек» возьмут?

— Да откуда ж мне знать! Я рассказал, что мне понравилось. Наверное, хорошо, — с душой же.

У Леши было 12 подписчиков. После знакомства с журналистом «СТ» — 13. Мальчик говорит, что в гимназии его видео смотрят многие, некоторые даже подходят на переменках, чтобы поделиться впечатлениями и обсудить работу. Мультики мальчик действительно делает сам — рисует сюжеты в блокнотах, а озвучивает в своей домашней студии.

Оригинальный текст: Ugra-news.ru

Источник