Когда делают прививка от оспы младенцам
Содержание статьи
Все о прививке против оспы: когда делают вакцинацию и остается ли шрам?
Почти у каждого взрослого есть отметины на предплечье – следы прививок БЦЖ и оспы. У поколений, родившихся после 1980-1982 гг., шрам только один – оставшийся от вакцинации против туберкулеза. Черная, или натуральная, оспа считалась побежденной болезнью, но сейчас все чаще иммунологи поднимают вопрос о необходимости всеобщей защиты от данного заболевания.
Прививать ли ребенка от оспы – родители решают самостоятельно
Опасна ли оспа и обязательно ли ставить от нее прививку?
Черная оспа – опаснейшее заболевание, которое приводило к высокой смертности, а при благополучном исходе – оставляла на теле грубые рубцы. Изобретение вакцины от вируса позволило сначала значительно снизить темпы его распространения, а затем и вовсе истребить. Прививка от натуральной оспы не снята с производства, ее запасы есть у каждого государства, поскольку до сих пор сохраняется риск заражения и опасность распространения болезни.
Черная оспа значительно отличается от ветряной и характеризуется тяжелой симптоматикой:
- появлением сыпи, переходящей в болезненные язвы;
- высокой температурой;
- сильной интоксикацией.
Почему перестали делать эту прививку? Карантинные мероприятия и всеобщая вакцинация позволили победить болезнь, последний случай заболевания натуральной оспой был зарегистрирован в 1978 году.
С 1980 года во всем мире постепенно стали приостанавливать введение сыворотки детям и взрослым, а с 1982 года прививка окончательно отменена и не входит в число обязательных.
В настоящее время зарегистрированы случаи заболевания черной оспой среди человекоподобных обезьян. Специалисты бьют тревогу – коллективный иммунитет общества, сформированный всеобщей вакцинацией в прошлом веке, может сойти на нет из-за того, что большая часть населения, рожденная после 1980 года, не привита от вируса. Некогда побежденная оспа может вернуться, поэтому требуется возобновить всеобщую вакцинацию от опаснейшего заболевания.
Типы вакцин и механизм действия
Существует 3 типа действенных вакцин против черной оспы, которые успешно применялись в России и за рубежом и используются до сих пор для прививания определенных групп населения:
Тип вакцины | Состав | Особенности применения |
Сухая живая | Включает в себя живой ослабленный вирус натуральной оспы, выращенный на коже телят. | Используется однократно в случаях, когда необходима срочная выработка антител. |
Сухая неживая | Содержит убитые вирусы натуральной оспы. | Применяется для первичной традиционной вакцинации. Выработка устойчивости к вирусу формируется медленней, но такой метод прививания имеет меньше осложнений. |
Эмбриональная живая | Содержит живой ослабленный вирус, полученный в ходе выращивания в куриных эмбрионах. Препарат выпускается в форме таблеток. | Используется при ревакцинации как эффективный способ продлить устойчивость к вирусу. |
Существует 3 типа действенных вакцин против черной оспы, какую именно выбрать, необходимо проконсультироваться с лечащим врачом
Выбор типа вакцины для взрослых напрямую зависит от того, делалась ли прививка от оспы в детстве. В России для защиты малышей от опасного вируса сейчас используют двухэтапное прививание неживой сывороткой, а для продления ее действия у пациентов, родившихся до 1982 года, проводится ревакцинация с помощью таблеток.
Особенности вакцинации от оспы
В настоящее время вакцинация от натуральной оспы не является обязательной. Прививку делают взрослым и детям в следующих случаях:
- при выезде в места вспышек эпидемий;
- при работе в лабораториях, изучающих и производящих вирусы, и эпидемиологических компаниях.
Из-за угрозы возвращения черной оспы в последние годы возросло число людей, стремящихся защитить себя и своих детей от опасного вируса. Для этого проводится вакцинация.
Перед прививанием производят тщательный осмотр и собирают анализы. Первичная вакцинация от черной оспы проводится сухой неживой сывороткой в 2 этапа – такая схема переносится легче.
Ребенок на момент проведения вакцинации должен быть полностью здорова
Первая прививка
На первом этапе разведенная неживая вакцина вводится в свободный от рубцов участок кожи на предплечье. Сыворотка должна попасть строго в слои дермы – ее поступление в мышечную ткань не принесет должного эффекта и спровоцирует абсцесс.
В редких случаях на месте инъекции возникает покраснение или небольшое уплотнение. Первая прививка от натуральной оспы подготавливает иммунную систему ко второму этапу введения сыворотки и запускает процесс выработки антител.
Вторая прививка
Следующая прививка делается спустя неделю после первой. На втором этапе вакцинации против натуральной оспы специалисты могут использовать:
- Метод скарификации. На продезинфицированный участок кожи наносится вакцина, после чего он неглубоко рассекается специальным оспопрививательным пером. Сыворотка осторожно втирается в образовавшийся надрез.
- Метод множественных уколов. Выбранный для вакцинации участок кожи дезинфицируется, бифуркационная игла, имеющая раздвоенный наконечник, опускается в разведенную сыворотку. Затем инструментом пятикратно прокалывают место, предназначенное для прививания.
При правильном проведении манипуляций заживление проходит в несколько обязательных этапов: сначала проявляется выраженная припухлость, затем на участке постепенно формируется папула, переходящая в пустулу и коросту. После отпадания корочки на коже остается шрам.
Небольшой шрам от прививки, который остается на всю жизнь
С годами шрам может постепенно рассосаться – это зависит от величины образованной после прививания пустулы и от регенерационных свойств кожи. Поскольку у детей обновление клеток происходит активнее, спустя 1-2 десятилетия рубца от введения вакцины против натуральной оспы может не остаться.
Побочные реакции и противопоказания к вакцинации
В процессе выработки антител к живой вакцине у ребенка может повышаться температура до 39°C, наблюдаются головные боли, слабость и воспаление лимфоузлов. Некоторые пациенты отмечают, что кожа в месте прокола покраснела и уплотнилась – это нормальная реакция иммунной системы. Формирование пустулы – это знак успешного проведения вакцинации, и если она не сформировалась, прививку следует повторить.
Неправильно выполненная процедура может вызвать серьезные осложнения. В ряде случаев, когда вакцина попадала под кожу или непосредственно в мышечную ткань, спустя 1-1,5 месяца начинался рост абсцесса.
Полными или временными противопоказаниями для проведения вакцинации является ряд иммунных и системных заболеваний:
Когда нельзя делать прививку? | Вакцинация временно откладывается | Иные факторы |
онкологические заболевания | заболевание ветряной оспой в момент планируемой вакцинации | при планируемых хирургических вмешательствах вакцинацию проводят за месяц до операции |
СПИД | прививание от иных заболеваний в данный период | при патологиях нервной системы вакцинация проводится не ранее чем через полгода после приступа |
нарушения работы иммунной системы | недавно перенесенные инфекционные заболевания | при наличии системных заболеваний (патологии сердца, почек, печени и крови) прививание проводится под строгим контролем узкого специалиста |
О существующих противопоказаниях нужно сообщить врачу, который направляет вас на вакцинацию.
Проведение манипуляций на фоне ослабленного после болезни иммунитета или наличие серьезных системных заболеваний у ребенка в лучшем случае сделают прививание неэффективным, а в худшем – приведут к опасным последствиям.
Можно ли заболеть после прививки?
Действие прививки против оспы длится 30 лет, по истечении этого срока проводят повторную вакцинацию. Случаев заражения вирусом после введения сыворотки зарегистрировано крайне мало, поэтому все типы составов считаются высокоэффективными.
Через 2 недели после проведения вакцинации у некоторых пациентов наблюдаются симптомы заболевания: появляется сыпь и поднимается температура тела. Они не являются признаками заражения – это нормальная реакция иммунной системы на введение сыворотки, говорящая об активной выработке антител к черной оспе.
Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »
Источник
Âåòðÿíàÿ îñïà: ïðèâèòüñÿ èëè ïåðåáîëåòü
Âàêöèíàöèÿ íàñåëåíèÿ
Ìîíèòîðèíã çàáîëåâàåìîñòè ÎÐÂÈ è ãðèïïîì íàñåëåíèÿ
Áîëüøèíñòâî èç íàñ ñ÷èòàåò âåòðÿíóþ îñïó (âåòðÿíêó) áåçîáèäíîé äåòñêîé èíôåêöèåé. È íå áåç îñíîâàòåëüíî. Çíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî ñëó÷àåâ âåòðÿíêè ó ìàëåíüêèõ äåòåé ïðîòåêàåò ëåãêî, áåç îñëîæíåíèé. Òîãäà âîçíèêàåò âîïðîñ: íåîáõîäèìà ëè ïðèâèâêà ïðîòèâ ýòîé èíôåêöèè?
Äåéñòâèòåëüíî ëè âåòðÿíêà ÿâëÿåòñÿ áàíàëüíîé äåòñêîé èíôåêöèåé, êîòîðîé îáÿçàòåëüíî ïåðåáîëååøü è çàáóäåøü îá ýòîì?
Äåéñòâèòåëüíî, ïåðåáîëååøü «îáÿçàòåëüíî», íî âîò çàáûòü îá ýòîì óäàåòñÿ íå âñåãäà. Âåòðÿíóþ îñïó âûçûâàåò âèðóñ, îòíîñÿùèéñÿ ê ãðóïïå âèðóñîâ ãåðïåñà. Îí äîñòàòî÷íî ëåãêî ïåðåäàåòñÿ âîçäóøíî-êàïåëüíûì ïóòåì îò áîëüíîãî ÷åëîâåêà çäîðîâîìó ïðè ðàçãîâîðå, êîíòàêòíûì ïóòåì (ïðè òåñíîì êîíòàêòå). Âîçìîæíîñòè âèðóñà âûçûâàòü çàáîëåâàíèå î÷åíü âûñîêè: èç 100 ÷åëîâåê êîíòàêòíûõ ñ áîëüíûì âåòðÿíêîé çàáîëååò 85-99 ÷åëîâåê. Ïîýòîìó âåòðÿíàÿ îñïà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé è áîëüøèíñòâî èç íàñ ïåðåíåñëè åå â äåòñêîì âîçðàñòå.
×àùå çàáîëåâàíèå âîçíèêàåò â äåòñêîì âîçðàñòå è ïðîòåêàåò íå î÷åíü òÿæåëî: ïîâûøàåòñÿ òåìïåðàòóðà, ïîÿâëÿþòñÿ íåäîìîãàíèå è çóäÿùèå âûñûïàíèÿ íà êîæå â âèäå ïóçûðüêîâ. Êàê ïðàâèëî, ýòà ñûïü ïðîõîäèò íå îñòàâëÿÿ íèêàêèõ ñëåäîâ íà êîæå.
Íî ÷àñòü ñëó÷àåâ âåòðÿíîé îñïû ïðîòåêàåò ñ îñëîæíåíèÿìè. Èç 100 çàáîëåâøèõ â 5-6 ñëó÷àÿõ ðåãèñòðèðóþòñÿ îñëîæíåíèÿ â âèäå:
- Ñóïåðèíôåêöèè êîæè è ìÿãêèõ òêàíåé (ìàëûøè ðàñ÷åñûâàþò ýëåìåíòû ñûïè, â íèõ ïîïàäàþò áàêòåðèè è âûçûâàþò âîñïàëèòåëüíûé ïðîöåññ, êîòîðûé ïðè áëàãîïðèÿòíîì èñõîäå çàêàí÷èâàåòñÿ îáðàçîâàíèåì ðóá÷èêîâ íà êîæå);
- Ïíåâìîíèè (âîñïàëåíèÿ ëåãêèõ);
- Îñòðîãî ñðåäíåãî îòèòà (âîñïàëåíèÿ óõà);
- Ïîðàæåíèÿ íåðâíîé ñèñòåìû (ìåíèíãèòà èëè ìåíèíãîýíöåôàëèòà — âîñïàëåíèÿ ãîëîâíîãî ìîçãà).
 ðÿäå ñëó÷àå ñóùåñòâóåò ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ëåòàëüíûõ èñõîäîâ. Äî âíåäðåíèÿ âàêöèíàöèè åæåãîäíî â ÑØÀ ðåãèñòðèðîâàëîñü äî 100 ñìåðòåëüíûõ èñõîäîâ (ïîëîâèíà èç íèõ — ñðåäè ïðàêòè÷åñêè çäîðîâûõ äåòåé), âî Ôðàíöèè, Ãåðìàíèè, Èñïàíèè — 10-25 ñìåðòåé â ðåçóëüòàòå âåòðÿíîé îñïû.
Ó êîãî ðèñê ýòèõ îñëîæíåíèé âûøå?
×åì áîëüøå âîçðàñò çàáîëåâøåãî, òåì áîëüøå ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ îñëîæíåíèé ïîñëå âåòðÿíîé îñïû. Áëàãîäàðÿ ìåíåå ñêó÷åííîìó ïðîæèâàíèþ ñíèæàåòñÿ êîëè÷åñòâî êîíòàêòîâ ìåæäó äåòüìè. Ìíîãèì èç íèõ óäàåòñÿ èçáåæàòü çàðàæåíèÿ â äåòñòâå è ñîõðàíèòü âîñïðèèì÷èâîñòü ê èíôåêöèè.  ñâÿçè ñ ýòèì â ïîñëåäíåå âðåìÿ âîçíèêàåò ïðîáëåìà «ïîâçðîñëåíèÿ» âåòðÿíîé îñïû. Ñåðüåçíûé ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ îñëîæíåíèé ñóùåñòâóåò è ó ñîâñåì ìàëåíüêèõ äåòåé. Òàêèì îáðàçîì, «âîçðàñò ðèñêà òÿæåëîãî òå÷åíèÿ âåòðÿíêè» — äî ãîäà è ñòàðøå 15 ëåò.
Ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ òÿæåëîãî òå÷åíèÿ âåòðÿíîé îñïû è âîçíèêíîâåíèÿ îñëîæíåíèé ñóùåñòâóåò ó áîëüíûõ ñ èììóíîäåôèöèòíûìè ñîñòîÿíèÿìè, âêëþ÷àÿ ïàöèåíòîâ ñ îñòðûìè è õðîíè÷åñêèìè ëåéêîçàìè, ëèìôîìàìè, ìèåëîìíîé áîëåçíüþ, ÂÈ×-èíôåêöèåé, ó ïàöèåíòîâ, ïîëó÷àþùèõ ñèñòåìíóþ òåðàïèþ ãëþêîêîðòèêîñòåðîèäàìè è èììóíîäåïðåññàíòàìè, à òàêæå ëó÷åâóþ òåðàïèþ, ïàöèåíòîâ ñ ïëàíèðóåìîé òðàíñïëàíòàöèåé îðãàíîâ è êëåòîê. Íåñêîëüêî âûøå òÿæåñòü òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ ó ïàöèåíòîâ ñ õðîíè÷åñêèìè àëëåðãè÷åñêèìè, àóòîèììóííûìè, ìåòàáîëè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè — ñàõàðíûì äèàáåòîì, õðîíè÷åñêîé ïî÷å÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, êîëëàãåíîçàìè, áðîíõèàëüíîé àñòìîé, àòîïè÷åñêèì äåðìàòèòîì, îíêîëîãè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè.
Ê ãðóïïå ðèñêà îòíîñÿòñÿ áåðåìåííûå æåíùèíû. Ñ îäíîé ñòîðîíû, çàáîëåâàíèå ó áåðåìåííîé æåíùèíû ïðîòåêàåò òÿæåëî. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, îíî íå áåçîïàñíî äëÿ åå áóäóùåãî ðåáåíêà. Åñëè çàáîëåâàíèå âîçíèêëî íà 13-20 íåäåëå áåðåìåííîñòè, òî åñòü ðèñê âûêèäûøà èëè ðîæäåíèÿ ìàëûøà ñ ñèíäðîìîì âðîæäåííîé âåòðÿíîé îñïû (ìíîæåñòâåííûå óðîäñòâà). Åñëè çàáîëåâàíèå âîçíèêëî çà 14 íåäåëü äî ðîäîâ è ïîçæå, òî ó ìàëûøà ìîæåò ðàçâèòüñÿ íåîíàòàëüíàÿ âåòðÿíàÿ îñïà, ïðè êîòîðîé ðèñê ñìåðòåëüíîãî èñõîäà äîñòàòî÷íî âûñîê.
Òàê ìîæåò áûòü ìàìàì íàäî ñòàðàòüñÿ, ÷òîáû ðåáåíîê ïåðåáîëåë â äåòñòâå: íå èçáåãàòü êîíòàêòîâ ñ áîëüíûì âåòðÿíîé îñïîé, à íàîáîðîò — õîäèòü â ãîñòè ê çàáîëåâøåìó â íàäåæäå íà çàðàæåíèå?
Íè â êîåì ñëó÷àå. Âèðóñ, âûçûâàþùèé âåòðÿíóþ îñïó âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ ïîñëå ïåðåíåñåííîé âåòðÿíêè (äàæå åñëè îíà ïðîòåêàëà â ëåãêîé ôîðìå) íå óäàëÿåòñÿ ïîëíîñòüþ èç îðãàíèçìà, à ïåðåìåùàåòñÿ ïî íåðâíûì âîëîêíàì â ñïèííîé ìîçã è íà êàêîå-òî âðåìÿ «çàñûïàåò» òàì.  ïîñëåäñòâèè, ó òàêèõ ëþäåé, ïåðåáîëåâøèõ â äåòñòâå «áåçîáèäíîé» âåòðÿíêîé, ïîñëå ïåðåîõëàæäåíèÿ, âîçäåéñòâèÿ ñòðåññîâîãî è äðóãèõ ôàêòîðîâ, âèðóñ «ïðîñûïàåòñÿ» è âûçûâàåò îïîÿñûâàþùèé ëèøàé. Ýòî ìó÷èòåëüíîå çàáîëåâàíèå, ïðè êîòîðîì ïî õîäó íåðâîâ, ðàñïîëîæåííûõ íà îäíîé ñòîðîíå òåëà âîçíèêàþò âûñûïàíèÿ è èíòåíñèâíûé áîëåâîé ñèíäðîì. Òàêàÿ êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ìîæåò âîçíèêàòü íåñêîëüêî ðàç â ãîä. Ñóùåñòâóþò îïðåäåëåííûå òðóäíîñòè ïðè ëå÷åíèè îïîÿñûâàþùåãî ëèøàÿ.
Êàêîâà ñèòóàöèÿ ïî çàáîëåâàåìîñòè âåòðÿíîé îñïîé â ã.ßÍÀÎ?
Óðîâåíü çàáîëåâàåìîñòè âåòðÿíîé îñïîé â ïîñëåäíèå ãîäû îñòàåòñÿ âûñîêèì. Çà 2011 ãîä áûëî çàðåãèñòðèðîâàíî 5627 ñëó÷àåâ âåòðÿíîé îñïû, èç íèõ ó äåòåé äî 14 ëåò 5182. Íàèáîëüøåå êîëè÷åñòâî ñëó÷àåâ íàáëþäàåòñÿ â êðóïíûõ ãîðîäàõ, òàêèõ êàê ã. Íîÿáðüñê (1987 ñëó÷àåâ, èç íèõ ó äåòåé äî 14 ëåò 1840), ã. Íîâûé Óðåíãîé (1524 ñë.), è â Ïóðîâñêîì ðàéîíå (514 ñëó÷àåâ). Çàáîëåâàåìîñòü ïî ñðàâíåíèþ ñ 2010 ãîäîì óâåëè÷èëàñü íà 1145 ñëó÷àÿ èëè íà 25,5 %.
Êàê äàâíî â äðóãèõ ñòðàíàõ èñïîëüçóþòñÿ âàêöèíû ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû?
Îïûò èñïîëüçîâàíèÿ âàêöèí äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ âåòðÿíîé îñïû íàñ÷èòûâàåò áîëåå 30 ëåò. Òàêèå âàêöèíû íà÷àëè ñîçäàâàòüñÿ åùå â 70-å ãîäû ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ. Ïåðâàÿ âàêöèíà áûëà çàðåãèñòðèðîâàíà â 1986ã. è íà÷àëà èñïîëüçîâàòüñÿ â ßïîíèè.  ïîñëåäóþùåì (ñ 1995 ãîäà) âàêöèíû ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû áûëè ñîçäàíû è íà÷àëè àêòèâíî ïðèìåíÿòüñÿ â ÑØÀ è äðóãèõ ñòðàíàõ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ â ðÿäå ñòðàí ìèðà ïðîâîäèòñÿ âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû ñðåäè ëèö, îòíîñÿùèõñÿ ê êîíòèíãåíòàì ðèñêà (Àâñòðèÿ, Áåëüãèÿ, Ôèíëÿíäèÿ, Ïîëüøà è äð.). Òàêàÿ òàêòèêà èììóíèçàöèè íå ïîçâîëÿåò ñóùåñòâåííî ñíèçèòü çàáîëåâàåìîñòü âåòðÿíîé îñïîé â öåëîì, íî îáåñïå÷èâàåò èíäèâèäóàëüíóþ çàùèòó íàèáîëåå óÿçâèìûõ êîíòèíãåíòîâ.
 íàñòîÿùåå âðåìÿ ïðèâèâêè äåòÿì ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû âêëþ÷åíû â êàëåíäàðü ïðèâèâîê ðÿäà ñòðàí Åâðîñîþçà, âêëþ÷àÿ Ãåðìàíèþ, Âåëèêîáðèòàíèþ, Èòàëèþ, Èñïàíèþ, Ôðàíöèþ. Âàêöèíà ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû «Âàðèëðèêñ» çàðåãèñòðèðîâàíà â ðÿäå ñòðàí ÑÍà è Áàëòèè — â Óêðàèíå, Êàçàõñòàíå, Àçåðáàéäæàíå, Óçáåêèñòàíå, Ýñòîíèè, Ëàòâèè, Ëèòâå.
Â ÑØÀ ïðèâèâêà îò âåòðÿíêè ïðîâîäèòñÿ ñ 1995 ã. Âàêöèíàöèÿ äåòåé ãðóïï ðèñêà ñðåäè ïîäðîñòêîâ è âçðîñëûõ äîêàçàëà âûñîêóþ êëèíè÷åñêóþ è ýêîíîìè÷åñêóþ ýôôåêòèâíîñòü — ñ 1999 ã. â ÑØÀ îòìå÷àåòñÿ ðåçêîå ñíèæåíèå çàáîëåâàåìîñòè è ñìåðòíîñòè îò ýòîãî çàáîëåâàíèÿ.
Âàêöèíà ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû Îêàâàêñ ââåäåíà â êàëåíäàðü ïðèâèâîê ßïîíèè, ñòðàí Þæíîé Àìåðèêè, Êàíàäû, Àâñòðàëèè, Þæíîé Êîðåè, Òàéâàíÿ è äðóãèõ ñòðàí Òèõîãî îêåàíà. Ïî ðåçóëüòàòàì ïðîñïåêòèâíîãî íàáëþäåíèÿ äëèòåëüíîñòü ïîñòâàêöèíàëüíîãî èììóíèòåòà ñîñòàâëÿåò îò 6 äî 11 ëåò, â ðÿäå ñëó÷àåâ — äî 20 ëåò.
Êàêèå âàêöèíû ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû èñïîëüçóþòñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ è êàê èõ ïðèìåíÿþò?
Èìåþùèåñÿ â íàñòîÿùåå âðåìÿ â ìèðå âàêöèíû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ âåòðÿíîé îñïû ñîäåðæàò îäèíàêîâûé æèâîé âàêöèííûé âàðèàíò âèðóñà. Â íàøåé ñòðàíå çàðåãèñòðèðîâàíû è èñïîëüçóþòñÿ â ïðàêòèêå âàêöèíû «Âàðèëðèêñ» (ñòðàíà-ïðîèçâîäèòåëü Áåëüãèÿ) è «Îêàâàêñ» (ñòðàíà-ïðîèçâîäèòåëü ßïîíèÿ).
 íàøåì êàëåíäàðå ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ïðèâèâîê âàêöèíàöèÿ ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû ïîêà íå ïðåäóñìîòðåíà. Ïîýòîìó ïðèâèâêè ïðîòèâ ýòîãî çàáîëåâàíèÿ ìîæíî ïîëó÷èòü íà ïëàòíîé îñíîâå.  ïåðñïåêòèâå ïëàíèðóåòñÿ âêëþ÷åíèå ýòîé ïîçèöèè â ïëàíîâûå ïðèâèâêè èëè ïðèâèâêè, ïðîâîäèìûå ïî ýïèäåìè÷åñêèì ïîêàçàíèÿì.
Ñõåìà âàêöèíàöèè:
Âîçðàñò | Êîëè÷åñòâî äîç |
îò 12 ìåñÿöåâ äî 13 ëåò | îäèí óêîë, ââîäÿò îäíó äîçó |
ïîñëå 13 ëåò | 2 óêîëà ïî îäíîé äîçå ñ èíòåðâàëîì 4-8 íåäåëü |
Ëþáîé âîçðàñò îò 12 ìåñÿöåâ, íî ýêñòðåííî (åñëè â âàøåì êîëëåêòèâå ïîÿâèëñÿ áîëüíîé âåòðÿíêîé) | îäèí óêîë â òå÷åíèå ïåðâûõ 72 ÷àñîâ (ëó÷øå 48 ÷àñîâ) |
Îáñëåäîâàíèå è äëèòåëüíîå íàáëþäåíèå çà ïðèâèòûìè ïîêàçàëè, ÷òî èç 100 ïðèâèòûõ 88-94 ÷åëîâåêà íå çàáîëåþò âåòðÿíîé îñïîé. Ïðè ýòîì ìèíèìèçèðóåòñÿ ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ â ïîñëåäóþùåì îïîÿñûâàþùåãî ëèøàÿ. Ó 6-12 ÷åëîâåê èç 100 ïðèâèòûõ ìîæåò â ñëó÷àå êîíòàêòà ðàçâèòüñÿ âåòðÿíàÿ îñïà, íî ïðîòåêàòü îíà áóäåò â ëåãêîé ôîðìå. Äëèòåëüíîñòü çàùèòû ñîñòàâëÿåò 20 ëåò è áîëåå.
Íåîáõîäèìî ïîìíèòü: ÍÅËÜÇß ÄÅËÀÒÜ ÏÐÈÂÈÂÊÓ, ÅÑËÈ…
- ó âàñ áûëà õîòü ðàç âûðàæåííàÿ àëëåðãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ íà êîìïîíåíòû âàêöèíû — æåëàòèí, àíòèáèîòèê íåîìèöèí
- âû íåçäîðîâû, îáîñòðèëîñü õðîíè÷åñêîå çàáîëåâàíèå (îñîáåííî ïðîòåêàþùåå ñ òåìïåðàòóðîé) — ïðîöåäóðó îòêëàäûâàþò äî âûçäîðîâëåíèÿ
- âû áåðåìåííû. Äà è ïîñëå ïðèâèâêè æåëàòåëüíî íå áåðåìåíåòü, ïî ðàçíûì äàííûì, åùå 1-3 ìåñÿöà
- â òå÷åíèå 3 ìåñÿöåâ äî ïðèâèâêè âàì áûëî ñäåëàíî ïåðåëèâàíèå êðîâè
Êàêèì îáðàçîì ââîäèòñÿ âàêöèíû? Ìîæåò ëè åå ââåäåíèå ñî÷åòàòüñÿ ñ äðóãèìè ïðåïàðàòàìè?
Âàêöèíû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ âåòðÿíîé îñïû ââîäÿòñÿ ïîäêîæíî (ïîä ëîïàòêó, â íàðóæíóþ ïîâåðõíîñòü ïëå÷à èëè ïåðåäíþþ ïîâåðõíîñòü áåäðà). Ýòè âàêöèíû ìîãóò ââîäèòüñÿ îäíîâðåìåííî ñ èíàêòèâèðîâàííûìè âàêöèíàìè Íàöèîíàëüíîãî êàëåíäàðÿ ïðèâèâîê çà èñêëþ÷åíèåì àíòèðàáè÷åñêîé âàêöèíû (ïðîòèâ áåøåíñòâà). Íàèáîëåå ÷àñòî (ó÷èòûâàÿ ðåêîìåíäóåìûé âîçðàñò ââåäåíèÿ âàêöèíû ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû — 12-15 ìåñÿöåâ) îäíîâðåìåííî ââîäÿòñÿ âàêöèíû ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû è êîðè, ýïèäåìè÷åñêîãî ïàðîòèòà è êðàñíóõè.
Ó÷èòûâàÿ, ÷òî âàêöèíà ïðîòèâ âåòðÿíêè «æèâàÿ», ìîæíî ëè çàðàçèòüñÿ âåòðÿíîé îñïîé îò ïðèâèòîãî ðåáåíêà?
Èììóíîëîãè÷åñêèå èññëåäîâàíèÿ ïðèâèòûõ çäîðîâûõ äåòîê ïîêàçàëè, ÷òî âàêöèííûé âèðóñ íå îïðåäåëÿåòñÿ â êðîâè èëè íîñîãëîòêå ïðèâèòûõ. Ýòî ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî ïåðåäà÷à âàêöèííîãî âèðóñà îò ïðèâèòîãî ê îêðóæàþùèì ìàëîâåðîÿòíà.
Êàêèå ðåàêöèè ìîãóò âîçíèêíóòü ó ðåáåíêà ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû ïðîòèâ âåòðÿíîé îñïû?
Ïîñëå ââåäåíèÿ âàêöèíû äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ âåòðÿíîé îñïû ó 4-5 ÷åëîâåê èç 100 ïðèâèòûõ ìîãóò ðàçâèòüñÿ îáùèå ïîñòâàêöèíàëüíûå ðåàêöèè â âèäå ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû äî 38ºÑ è íåäîìîãàíèÿ.  èñêëþ÷èòåëüíûõ ñëó÷àÿõ ìîãóò ïîÿâèòüñÿ îòäåëüíûå ýëåìåíòû ñûïè êàê ïðè âåòðÿíîé îñïå. Ó 10-20 ïðèâèòûõ ìîãóò âîçíèêíóòü ìåñòíûå ïîñòâàêöèíàëüíûå ðåàêöèè â âèäå óïëîòíåíèÿ è ïîêðàñíåíèÿ â ìåñòå ââåäåíèÿ âàêöèíû. Ýòè ðåàêöèè ïðîõîäÿò â òå÷åíèå 1-3 ñóòîê ñ ìîìåíòà ââåäåíèÿ âàêöèíû. Ó ëèö ñ ëåéêîçîì è äðóãèìè èììóíîäåôèöèòíûìè ñîñòîÿíèÿìè ðåãèñòðèðóåòñÿ áîëüøåå êîëè÷åñòâî ïîñòâàêöèíàëüíûõ ðåàêöèé.
Ïðèâèâêó ìîæíî è íóæíî äåëàòü íå òîëüêî äåòÿì, íî è íå ïåðåáîëåâøèì âçðîñëûì — ýòî ãàðàíòèÿ îò òÿæåëûõ ïîñëåäñòâèé áîëåçíè.
Источник