Клинические рекомендации по коклюшу

Клин. рекомендации Коклюш

КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (ПРОТОКОЛ ЛЕЧЕНИЯ) ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ БОЛЬНЫМ КОКЛЮШЕМ

Предисловие

Разработан:

МБУЗ «ГДКБ №1» ГУЗ администрации г. Красноярска,

ФГБУ НИИДИ ФМБА России,

ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского,

ГКУЗ «ИКБ№1 ДЗМ»

Внесен:

МБУЗ «ГДКБ №1» ГУЗ администрации г. Красноярска,

ФГБУ НИИДИ ФМБА России,

ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского,

ГКУЗ «ИКБ№1 ДЗМ»

Принят и введен в действие:

Утвержден на заседании Профильной комиссии 9

октября 2013г

Введен впервые:

2013г.

Отредактирован:

Код протокола

91500.

11.

А37

01

2013

А 37.0

А37.1

А37.8

А37.9

91500.

Код отрасли здравоохранения по ОКОНХ

11

Группа нормативных документов в системе стандартизации в отрасли, согласно

«Основным положениям стандартизации здравоохранения»

А37

Код класса протокола для нозологических форм (синдромов) принимает

значение от А00.0 до Z99.9 (соответственно четырехзначной рубрикации МКБ-

10), а для клинических ситуаций — в порядке их классифицирования

01

Порядковый номер варианта протокола принимает значение от 01 до 99

2013

Год утверждения протокола принимает значения 20ХХ

Кодирование вновь создающихся протоколов происходит таким образом, что внесение дополнений не требует изменения кодов уже существующих протоколов ведения больных. Порядковое значение этих кодов достаточно для проведения разработки и добавления новых протоколов и пересмотра существующих.

1

Содержание

1.Область применения

2.Нормативные ссылки

3.Термины, определения и сокращения

4.Общие положения

4.1.Определения и понятия

4.2Этиология и патогенез

4.3Клиническая картина и классификация

4.4Общие подходы к диагностике

4.5Клиническая дифференциальная диагностика характера заболевания

4.6Эпидемиологическая диагностика

4.7Лабораторная диагностика

4.8Инструментальная диагностика

4.9Специальная диагностика

4.10Обоснование и формулировка диагноза

4.11Лечение

4.12Реабилитация

4.13Диспансерное наблюдение

4.14Общие подходы к профилактике

4.15Организация оказания медицинской помощи больным

5.Характеристика требований

5.1Модель пациента (вид медицинской помощи: первичная

доврачебная медико-санитарная помощь)

5.1.1Критерии и признаки определяющие модель пациента

5.1.2Требования к диагностике в амбулаторных условиях

5.1.3Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения диагностических мероприятий

5.1.4Требования к лечению в амбулаторных условиях

5.1.5Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения немедикаментозной помощи в амбулаторных условиях

5.1.6Требования к лекарственной помощи в амбулаторных условия

5.1.7Характеристика алгоритмов и особенностей применения лекарственных средств в амбулаторных условиях

5.1.8Требования к режиму труда, отдыха, лечению или реабилитации

5.1.9Требования к диетическим назначениям и ограничениям

5.1.10Требования к уходу за пациентом и вспомогательным процедурам

5.1.11Правила изменения требований при выполнении протокола

ипрекращение действия протокола

5.1.12Возможные исходы и их характеристика

5.2 Модель

пациента (вид медицинской помощи: первичная

врачебная медико-

санитарная

помощь)

5.2.1Критерии и признаки определяющие модель пациента

5.2.2Требования к диагностике в амбулаторных условиях

5.2.3Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения диагностических мероприятий

5.2.4Требования к лечению в амбулаторных условиях

5.2.5Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения

немедикаментозной помощи в амбулаторных условиях

5.2.6Требования к лекарственной помощи в амбулаторных условия

5.2.7Характеристика алгоритмов и особенностей применения

2

лекарственных средств в амбулаторных условиях 5.2.8 Требования к режиму труда, отдыха, лечению или реабилитации 5.2.9 Требования к диетическим назначениям и ограничениям

5.2.10Требования к уходу за пациентом и вспомогательным процедурам

5.2.11Правила изменения требований при выполнении протокола

ипрекращение действия протокола

5.2.12Возможные исходы и их характеристика

5.3Модель пациента (вид медицинской помощи: первичная специализированная медико-санитарная помощь)

5.3.1 Критерии и признаки определяющие модель пациента

5.3.2Требования к диагностике в амбулаторных условиях

5.3.3Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения диагностических мероприятий

5.3.4Требования к лечению в амбулаторных условиях

5.3.5Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения

немедикаментозной помощи в амбулаторных условиях

5.3.6Требования к лекарственной помощи в амбулаторных условия

5.3.7Характеристика алгоритмов и особенностей применения лекарственных средств в амбулаторных условиях

5.3.8Требования к режиму труда, отдыха, лечению или реабилитации

5.3.9Требования к диетическим назначениям и ограничениям

5.3.10Требования к уходу за пациентом и вспомогательным процедурам

5.3.11Правила изменения требований при выполнении протокола

и прекращение действия протокола

5.1.12Возможные исходы и их характеристика

5.4Модель пациента (вид медицинской помощи: специализированная медицинская помощь, средняя степень тяжести)

Критерии и признаки, определяющие модель пациентаТребования к диагностике в условиях стационара

5.4.2 Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения диагностических мероприятий

5.4.4Требования к лечению в условиях стационара

5.4.5Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения немедикаментозной помощи в условиях стационара

5.4.6Требования к лекарственной помощи в условиях стационара

5.4.7Характеристика алгоритмов и особенностей применения лекарственных средств в условиях стационара

5.4.8Требования к режиму труда, отдыха, лечению или реабилитации 5.4.9.Требования к диетическим назначениям и ограничениям

5.4.10Требования к уходу за пациентом и вспомогательным процедурам

5.4.11Правила изменения требований при выполнении протокола

ипрекращение действия протокола

5.4.12Возможные исходы и их характеристика

5.5Модель пациента (вид медицинской помощи: специализированная медицинская помощь, тяжелая степень тяжести)

Критерии и признаки, определяющие модель пациента 5.5.2Требования к диагностике в условиях стационара

5.5.3Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения диагностических мероприятий

5.5.4 Требования к лечению в условиях стационара

5.5.5 Характеристика алгоритмов и особенностей выполнения немедикаментозной помощи в условиях стационара

3

5.5.6 Требования к лекарственной помощи в условиях стационара

5.5.7 Характеристика алгоритмов и особенностей применения лекарственных средств в условиях стационара

5.5.8 Требования к режиму труда, отдыха, лечению или реабилитации 5.5.9.Требования к диетическим назначениям и ограничениям

5.5.10 Требования к уходу за пациентом и вспомогательным процедурам

5.5.11 Правила изменения требований при выполнении протокола и прекращение действия протокола

5.5.12 Возможные исходы и их характеристика

6.Графическое, схематическое представления протокола ведения больных

7.Мониторинг протокола ведения больных

8.Экспертиза проекта протокола ведения больных

9.Приложения

10 Библиография

4

Введение

Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям (Протокол) больным коклюшем разработан:

Фамилии,

Место работы с указанием

Адрес места работы с

Рабочий телефон с

имена, отчества

занимаемой должности,

указанием почтового

указанием кода

разработчиков

ученой степени и звания

индекса

города

Мартынова

Зав. кафедрой детских

РФ, 660022, г.

89135348527

Галина

инфекционных болезней с

Красноярск, ул.

Петровна

курсом ПО КрасГМУ,

Партизана Железняка 1

д.м.н., профессор

«ГБОУ ВПО КрасГМУ

им. проф. В.Ф.Войно-

Ясенецкого МЗ РФ»

660021, г. Красноярск,

Кузнецова

Зав. инфекционным

ул. Ленина, 149 «МБУЗ

8(391)2117526

Наталья

стационаром МБУЗ ГДКБ

ГД КБ №1»

Федоровна

№1, к.м.н.

Грачёва Нина

ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н.

125212, г.Москва,

8-499-193-25-45

Михайловна

Габричевского,

ул.Адмирала Макарова,

зав.клин.отд.д.м.н.,

д.10

профессор

Малышев

ГКУЗ «ИКБ№1ДЗМ»

125367, г.Москва,

8-495-490-14-14

Николай

гл.врач, профессор, доктор

Волоколамское шоссе,

Александрович

мед наук, гл.внешт.

д.63 .

инфекционист

Департамента

здравоохранения г.

Москвы

Петрова

ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н.

125212, г.Москва,

8-495-190-50-48

Марина

Габричевского,

ул.Адмирала Макарова,

Семёновна

вед.научн.сотр.,

д.10

канд.мед.наук

Попова Ольга

ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н.

125212, г.Москва,

8-495-190-50-48

Петровна

Габричевского,

ул.Адмирала Макарова,

ст..научн.сотр.,

д.10

канд.мед.наук

Борисова Ольга

ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н.

125212, г.Москва,

8-499-747-64-84

Юрьевна

Габричевского,

ул.Адмирала Макарова,

главн..научн.сотр.,

д.10

доктор.мед.наук

Скирда Татьяна

ФБУН МНИИЭМ им. Г.Н.

125212, г.Москва,

8-495-452-28-26

Александровна

Габричевского,

ул.Адмирала Макарова,

ст..научн.сотр.,

д.10

канд.мед.наук

5

Читайте также:  Облегчить приступы кашля при коклюше

Бабаченко

ФГБУ НИИДИ ФМБА

Санкт-Петербург

8(812)234-29-87

Ирина

России, вед. научн. сотр.,

Ул. Профессора

Владимировна

доктор мед. наук

Попова, д. 9

197022

1. Область применения

Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям (Протокол) больным коклюшем предназначены для применения в медицинских организациях Российской Федерации.

2.Нормативные ссылки

Врекомендациях использованы ссылки на следующие документы:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724);

Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012г. №521н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями”, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июля 2012г., регистрационный № 24867;

Приказ Минздравсоцразвития России №1664н от 27 декабря 2011 г. «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», зарегистрирован в Минюсте 24 января 2012, регистрационный № 23010;

Приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2010 г., регистрационный №18247;

Приказ Минздрава России от 29 декабря 2012 г. № 1629н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи»;

Приказ Минздрава РФ от 09.11.2012 N 797н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи детям при коклюше легкой степени тяжести» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.02.2013 N 27196)

Приказ Минздрава РФ от 09.11.2012 N 806н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при коклюше средней степени тяжести»

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.02.2013 N 26888)

Приказ

Минздрава

РФ

от

20.12.2012

N

1130н

«Об утверждении стандарта

специализированной медицинской помощи детям при

коклюше тяжелой степени тяжести» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.02.2013 N

27197)

«Коклюш (клиника, диагностика, лечение) — Методические

рекомендации (№14),

Правительство Москвы, Департамент здравоохранения, М.2009г.

СП 3. 1.2. 1320-03 «Профилактика коклюшной

инфекции» — СП 3.1.2. — 13 (проект):

www. 00-03-25228-06-13-10-13-2-ver2-1545-numb-21044

МУ 3.1.2.2160-07 «Эпидемиологический

надзор за коклюшной инфекцией»

МР 3.1.2.0072-13 «Диагностика коклюша и паракоклюша» (утверждены Роспотребнадзором 24 мая 2013): www. consultant

МУК 4.2.2316-08 «Методы контроля бактериологических питательных сред»

6

Инструкция МЗ СССР, 1984 г. «По бактериологическому и серологическому исследованиям при коклюше и паракоклюше»

СП 1.3. 2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III – IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней».

СП 1.3.2518—09 «Безопасность работы с микроорганизмами III—IY групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Доп. и изм.1 к СП

1.3.2322—08

СП 1.3.2885—11 «Безопасность работы с микроорганизмами III—IY групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Доп. и изм. 2 к СП

1.3.2322—08

МУ 4.2.2039-05 «Техника сбора и транспортирования биоматериалов в

микробиологические лаборатории»

СанПин

2.1.7.2790 – 10

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

обращению с медицинскими отходами»

МУ 1.3.2569-09 «Организация работы лабораторий, использующих

метода

амплификации

нуклеиновых

кислот при работе с материалом, содержащим

микроорганизмы I-IV групп патогенности».

СП 12036-95 «Порядок

учёта, хранения, передачи и транспортирования

микроорганизмов I – IV групп патогенности»

3.Термины, определения и сокращения

Вдокументе применяются термины в интерпретации, делающей их однозначными для восприятия медицинскими работниками. Для целей настоящего нормативного документа используются следующие термины, определения и сокращения:

Клинические рекомендации

Нормативный документ системы стандартизации в

(протокол лечения) оказания

здравоохранении, определяющий требования к выполнению

медицинской помощи детям

медицинской помощи больному при определенном

(Протокол) больным

заболевании, с определенным синдромом или при

определенной клинической ситуации.

Модель пациента

Сконструированное описание объекта (заболевание, синдром,

клиническая ситуация), регламентирующее совокупность

клинических или ситуационных характеристик, выполненное

на основе оптимизации выбора переменных (осложнение,

фаза, стадия заболевания) с учетом наибольшего их влияния

на исход и значимых причинно-следственных связей,

определяющее возможность и необходимость описания

технологии оказания медицинской помощи.

Нозологическая форма

Совокупность

клинических,

лабораторных

и

инструментальных диагностических признаков, позволяющих

идентифицировать

заболевание

(отравление,

травму,

физиологическое состояние) и отнести его к группе состояний

с

общей

этиологией

и патогенезом,

клиническими

проявлениями, общими подходами к лечению и коррекции

состояния.

Заболевание

Возникающее в связи с воздействием патогенных факторов

нарушение деятельности организма, работоспособности,

способности

адаптироваться к

изменяющимся условиям

7

Государственный стандарт

ГОСТ

Иммуноферментный анализ

ИФА

Иммунофлюоресценция

ИФЛ

Коклюшный токсин

КТ

Междунардные единицы

МЕ

Полимеразная цепная реакция

ПЦР

Реакция агглютинации

РА

Реакция иммунофлюоресценции

РИФ

Рандомизированные контролираванные исследования

РКИ

Иммуноглобулин

Ig

Острые респираторные вирусные инфекции

ОРВИ

Цитомегаловирусная инфекция

ЦМВИ

ССД

Средняя суточная доза

Средняя курсовая доза

СКД

4. Общие положения

Клинические рекомендации (протокол лечения) оказания медицинской помощи детям (Протокол) больным коклюшем разработан для решения следующих задач:

проверки на соответствие установленным Протоколом требований при проведении процедуры лицензирования медицинской организации;

установления единых требований к порядку диагностики, лечения, реабилитации и профилактики больных «коклюшем»;

унификации разработок базовых программ обязательного медицинского страхования и оптимизация медицинской помощи больным детям с коклюшем;

обеспечения оптимальных объемов, доступности и качества медицинской помощи, оказываемой пациенту в медицинской организации;

разработки стандартов медицинской помощи и обоснования затрат на ее оказание;

обоснования программы государственных гарантий оказания медицинской помощи населению, в том числе и детям;

проведения экспертизы и оценки качества медицинской помощи объективными методами и планирования мероприятий по его совершенствованию;

выбора оптимальных технологий профилактики, диагностики, лечения и реабилитации для конкретного больного;

Читайте также:  Чем лечить коклюш в год

защиты прав пациента и врача при разрешении спорных и конфликтных вопросов.

10

Источник

Коклюш у детей: от младенцев до подростков

Коклюш – одна из самых серьезных и длительных инфекций, которая особенно опасна для детей первого года жизни, и сегодня есть случаи его развития даже у малышей 2–3 месяцев от роду. 

Протекает болезнь тяжело, длится до 10 недель и более, характеризуется приступами мучительного кашля, который не устраняется лекарствами.

Сегодня день коклюш перестал быть редкой инфекцией. В 2018 году, по данным Росстата, дети стали болеть коклюшем в 2,3 раза чаще, чем в предыдущем. 

Последние десять лет заболеваемость стабильно растет. И большая часть пациентов – это дети раннего возраста, малыши первых трех лет и дошкольники, то есть те, у кого болезнь протекает тяжелее всего. 

Такой рост заболеваемости связан с тем, что детям всё чаще не ставят вакцину АКДС или не проводят полный курс прививок в 1–2-й год жизни.

 А уж о том, чтобы дополнительно привить от коклюша детей перед школой, вообще почти никто из родителей не заботится.

Коклюш: что мы знаем о нем?

Хотя кашлем сопровождается множество детских болезней, но именно коклюшный кашель особенный: 10–40 приступов сухого надсадного кашля за сутки изматывают и ребенка, и родителей. 

Эпизоды кашля длятся от нескольких секунд до 2–3 минут, приводят к удушью и рвоте. Приступы кашля заканчиваются громким, высокотональным «петушиным криком». Это звук, когда ребенок судорожно пытается вдохнуть воздуха между повторяющимися кашлевыми приступами. 

Повторные эпизоды мучительного кашля называются «пароксизмами», что дает этому состоянию другое название, называемое «пароксизмальным кашлем». Коклюш сами врачи изредка именуют «100-дневным кашлем», что связано с его продолжительностью, которая составляет около 6–8 недель, а интенсивность приступов постепенно идет на спад.

Каким бы болезненным и опасным он ни был, вовремя диагностированный коклюш поддается лечению и может быть предотвращен с помощью вакцины. 

Но чтобы заподозрить коклюш по первым признакам, нужно знать о том, что ребенок контактировал с больным и подтвердить болезнь данными анализов – а это не всегда просто.

Коклюш провоцируют микробы Bordetella pertussis. Они проникают с частичками слизи, слюны и мокроты при чихании или кашле больного ребенка или взрослого в рот, горло и бронхи. 

Бактерии проникают на слизистые дыхательной системы, связываются там с клетками эпителия, и начинают продуцируовать цитоксин – особое вещество, влияющее на реснички мерцательного эпителия, которые покрывает респираторный тракт. Они помогают поддерживать дыхательные пути чистыми, как щеточка, вычищая слизь и мусор из дыхательных путей. 

Цитоксин блокирует их двигательную активность, и ребенок вынужден сильно кашлять, так как с эпителия респираторного тракта идут непрерывные сигналы, что нужна чистка. Это и приводит к эпизодам коклюшного кашля.

У детей может развиться коклюш, если они находятся в тесном контакте с зараженными — взрослыми или другими малышами. Бактерии разлетаются на метр вокруг больного при кашле или чихании. Заражается до 80 % детей, если у них не было прививки и нет иммунитета к этой болезни.

Все ли рискуют заболеть?

Хотя риск заражения в детском возрасте высокий, есть некоторые условия, которые существенно усиливают вероятность инфицирования:

  • Возраст младше 6 месяцев. Младенцы особенно чувствительны к заражению, особенно если рождены недоношенными. Они пока еще не вырабатывают адекватного количества антител, чтобы защититься от опасных микробов, поэтому их всячески нужно оберегать от инфекций.
  • Дети с ослабленным иммунитетом. Малыши с врожденным иммунодефицитом или одной из форм онкологических патологий рискуют больше других заболеть и тяжело переносить коклюш.
  • Не иммунизированные дети. Малыши, которые не были вакцинированы против коклюшной инфекции, также очень рискуют. На время вспышек их могут даже временно изолировать от других малышей.

Основные признаки коклюша

Распознать инфекцию в самом начале непросто, она может начинаться, как обычное ОРВИ, и только потом возникают уже типичные проявления. В среднем типичные репризы кашля проявляются к третьей-четвертой неделе инфекции. Симптомы возникают стадийно, выделяется несколько этапов в развитии болезни:

Первый этап ( первая-вторая неделя). Ведущие признаки коклюша у детей не выражены: возможно покашливание с редким чиханием. Если кашель и возникает, он вполне обычный, на приступы коклюшных репризов он пока не похож. Может быть невысокая лихорадка, не достигающая значений более 37,7 °C.

Читайте также:
Синдром седьмого сентября: откуда у детей простуда в начале учебного года?

Второй этап (третья неделя). В это время коклюш проявляет себя вовсю, у ребенка проявляются типичные признаки. Нужна помощь врача, а также полноценный уход родителей, чтобы облегчить состояние. Кашель возникает периодически, в виде повторных приступов, повторяющихся несколько раз за сутки. Ребенок в течение реприза может непрерывно кашлять, пока эпизод не закончится петушиным криком или рвотой. 

Спустя непродолжительное время кашлевой приступ повторяется, симптомы постепенно нарастают. 

Каждый эпизод по времени длится до 20–30 секунд, пока малыш заходится в кашле, он может краснеть, а если кислорода не хватает, кожа приобретает синюшный оттенок, постепенно цвет лица восстанавливается после окончания кашлевого приступа.

 Сам кашель по тембру громкий, надсадный, он сухой и болезненный. В конце каждого из репризов формируется судорожный вдох, напоминающий крик петуха. Это возникает из-за нарушений полноценного дыхания, ребенок ощущает удушье и страх, из-за чего дополнительно спазмируется глотка.

Есть ощущение того, что каждый кашлевой эпизод становится всё более резким и громким, утяжеляется. Могут возникать затруднения на вдохе или на выдохе. Родители могут заметить, что после реприза у младенца часто появляется одышка. 

В свою очередь одышка может вызвать апноэ – относительно долгую задержку дыхания ребенка. Плач и суетливость, беспокойство будут сопровождать каждый эпизод кашля. Кроме того, кашлевой эпизод может завершиться рвотой, особенно если ребенок недавно поел.

Температура может подниматься до 38,3 ° C и выше. Ребенок на фоне коклюша может плакать без слез и мочиться реже — это признаки развития обезвоживания на фоне проблем с питьем, приемом пищи и учащением дыхания.

Читайте также:  Какие анализы подтверждают коклюш

Третий этап (это середина четвертой недели). Проявления коклюша на этой стадии немного изменяются. Кашлевые и рвотные приступы постепенно становятся реже и не такими длительными. 

«Петушиный крик», сопровождающий кашлевые позывы, почти полностью исчезает только к шестой неделе болезни. 

Периодическое усиление кашля может провоцироваться любыми раздражителями и длится на протяжении двух и более месяцев.

Как диагностируется коклюш у детей?

Подтвердить диагноз коклюша не всегда просто, особенно если нет данных о том, что ребенок контактировал с болеющими этой инфекцией. Помочь в диагностике может:

  • Изучение симптомов. Врач расспросит родителей о таких симптомах, как наличие специфического звука на протяжении периода кашля. Если у ребенка кашлевой эпизод возникает в кабинете врача, то он сможет сразу же диагностировать это состояние. Важно также указание на то, что ребенок не прививался вакциной АКДС.
  • Исследование образца слизи. Небольшой образец слизи из носа и рта ребенка собирают на ватные тампоны и отправляют на лабораторный анализ. Высев коклюшной палочки подтверждает инфекцию.

Анализ крови. Он подтверждает специфические противококлюшные антитела в плазме, однозначно указывающие на коклюш.

Лечение болезни начинается сразу же после того, как диагноз подтверждается.

Как лечится кашель, чем помочь?

Лечение коклюша длится две недели, и вероятность госпитализации в больницу составляет до 50 %. Детей до 2 лет кладут обычно в больницу даже с легкой формой. 

В начальной стадии можно добиться того, что кашель будет не таким длительным и мучительным. 

Необходимые лекарства и процедуры для лечения коклюша у детей включают:

Антибиотики. Препараты используются для лечения коклюша, так как это бактериальная инфекция. Ребенку может потребоваться внутривенное введение антибиотиков или прием препаратов в суспензиях, таблетках. Врач назначит антибиотик в зависимости от возраста ребенка и тяжести инфекции.

Подача кислорода. Так как у маленького ребенка могут быть проблемы с дыханием, можно использовать маску с кислородом, чтобы помочь малышу чувствовать себя лучше.

Лекарства для облегчения лихорадки и боли. Если у ребенка сильные боль и жар, для подавления симптомов применяются жаропонижающие и противовоспалительные средства. Если ребенок не госпитализирован для лечения коклюша, родителям нужно соблюдать некоторые основные меры по уходу за ним на дому.

Как справиться с коклюшем у ребенка дома?

При лечении коклюша крайне важно обеспечить ребенку максимальный комфорт и полноценный уход, чтобы как можно легче перенести период кашля. Есть некоторые советы по уходу за болеющим ребенком на дому:

Ребенку с коклюшем нужно больше отдыхать. Отдых необходим, так как постоянные приступы кашля могут привести к истощению ребенка. Нужно отказаться от путешествий и прогулок на улице в течение продолжительных периодов времени, чтобы избежать напряжения. Поддерживайте комфортную температуру в детской комнате, чтобы воздух был влажным и прохладным, это уменьшает кашель.

Поддержание чистоты. Важно бороться с пылью и микробами, чтобы минимизировать риск развития вторичных респираторных инфекций и аллергии. Личные вещи ребенка, такие как игрушки и посуда, обрабатываются безопасными для детей дезинфицирующими жидкостями, одежда регулярно стирается в теплой воде.

Использование увлажнителя. Применение увлажнителя воздуха с холодным паром облегчает дыхание, поддерживая оптимальный уровень влажности в окружающем воздухе.

Получение дополнительной жидкости и пищи. В период коклюша ребенок хуже ест, так как во время приемов пищи нередко возникают приступы кашля. Важно дополнительно поить его водой, чтобы не возникало обезвоживания, а также пересмотреть питание. Нужно давать ему небольшие порции пищи чаще, чем обычно. Это уменьшает вероятность тошноты и предотвращает рвоту.

Устранение триггеров. Нужно до минимума уменьшить воздействие на ребенка раздражителей, таких как дым и пыль, которые могут вызвать приступ коклюша.

Если ребенок не был госпитализирован на время лечения инфекции, врач назначит лекарства, которые необходимо принимать дома. Важно строго следовать назначенной схеме лечения, чтобы как можно скорее облегчить состояние ребенка, уменьшить эпизоды кашля и дать ему возможность полноценно питаться.

Лечение и пребывание дома может длиться от двух до трех недель, хотя оно может продолжаться в зависимости от интенсивности симптомов и возраста ребенка. Даже если бактерии полностью устранены, у ребенка может продолжаться кашель еще несколько недель. На фоне любых провоцирующих факторов приступы усиливаются.

Чем опасен коклюш у малышей и детей постарше?

Важно распознать инфекцию как можно раньше и начать лечение, без адекватной терапии коклюш может давать серьезные осложнения. Среди них стоит выделить:

  • Апноэ во сне. У ребенка могут сужаться дыхательные пути, из-за чего возможно хроническое апноэ во сне (остановки дыхания), легкие не получают достаточно воздуха для дыхания. Апноэ во сне является ведущим осложнением коклюша, оно развивается у 61 % детей.
  • Пневмония. На фоне коклюша возможно присоединение вторичной инфекции с поражением легочной ткани, из-за чего формируется пневмония, острое воспаление легких с ухудшением общего состояния.
  • Энцефалопатия и судороги. В редких случаях приступы кашля могут провоцировать длительную гипоксию мозга, что грозит нарушениями его работы. Кроме того, на фоне приступов кашля возможны судороги.

Профилактика коклюша: прививка!

Чтобы избежать опасных осложнений и предотвратить коклюш, необходима вакцинация детей. Ее проводят на первом году жизни. Это прививка АКДС, которую делают трижды с интервалом в 1,5 месяца. Затем закрепляют действие вакцины, повторяя ее на втором году – в 18 месяцев.

Это позволяет организму малыша накопить достаточно антител против инфекции, чтобы активно сопротивляться заражению. Но эти антитела постепенно исчезают из крови, и к школьному возрасту действие прививки ослабевает.

Поэтому дети-школьники могут болеть коклюшем, равно как и подростки, взрослые люди, у которых уже не осталось прививочного иммунитета. Соответственно, они могут заражать малышей. 

Поэтому сегодня вновь ведется речь о том, чтобы ввести в национальный календарь прививок дополнительную вакцинацию от коклюша детям школьного возраста. Но пока это может быть лишь личная инициатива родителей. Наряду с другими, они могут поставить и коклюшную вакцину в возрасте 6–7 лет, перед поступлением в школу.

Алена Парецкая 

Фото depositphotos.com 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Источник