Действия медсестры при желтухе
Содержание статьи
. . . Ÿ . .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
1.
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2.
«», — . «» , , .
— , , . : .
() — (, , ), (, ). , .
— , . — , . .
() . . , .
, , . , .
, , , , .
, .
:
.
:
:
;
;
;
;
;
;
;
:
, ;
.
1.
1.1
— — .
, , . ( ). 110-120 . , . . 2*108 6 .
.
:
, ,
, , .
. .
() . , , — :
80% — ;
;
;
( ).
, — .
300 . , . , . . , , . — , — , , .
. , . , , . . , . . , . — , — .
1.2
: (, -), () ().
, , , , , — . . .
. () () , . , .
() — ( ) . : -, . — , , , , ( , , , , , , ), . — , , ( , , ), . . , , , .
.
: , , , , , , , , , . . .
, , , , , , . .
, . , , . , , . .
. , , , , , , , . . , , ().
: , , , , , ( , , , , ), , — .
(, , , .), , , , , , . , . , , . , .
, , . .
() — , . , , , , , , , , . ( ).
, , (, , ), , , , . , . ( ). , .
, , — , . , . .
() — , . , , , , , , -, , , , (, , , ), , .
. . , , . . , ( ). , . , . : , , , . -, . , , , , .
1.3
, : — , — , — .
1. , : — , . . .
, — , . , .
, , . .
2. .
, . , , , . , . , , — -. , , , — , , .
3. .
. , , . , 12- , , , , .
, , . , , , .
4. .
, . 1 , — , . , . , . , ( , ). , , . , , , .
5. .
. , , , — , — . 196u, , 131I, 99. .
, 131I, . . , , , .
1.4
. , , . , . . , , .
, , . , 5 .
, , , , , . : , , , , .
: .
( ) , .
, :
— , ;
— ;
— , , .
, , : , , .
, ().
.
: . . , . , — .
, — , , . , (, ), — .
, . . . , . — .
1.5
, , . , , . . , . .
— , , .
, , . , — , .
1.6
? — , . , : — , ( ) . , : , . , , . ( ) — , . , — . , . — , — .
. , — , , . , . : , — , , , . . , , . , , , , , . .
— , , . , , . , , , . , , .
2.
.
1. . . , , .
2. .
3. (, , ).
4. (, , , , ).
5. (, ).
6. (, , ).
7. (, , , , , ).
8. (, , ).
9. .
10. .
11. .
12. .
13. .
14. .
.
1. .
2. .
3. .
4. ( , , , ).
.
1. ( , ). 2. (, , ). 3. (, ).4. .5. — .6. (, , , ).7. , , .
.
1. : , , , , «», , .
2. : , , , .
, — , , , , , , . : , , , , , , , , , .
: .
:
1) : 3 .
2) : .
.
1. , . | |
2. (, ). | |
3. | , |
4. | |
5. (, , ) | |
6. | |
7. : ; ; | |
8. | |
: 3 . .
: .
:
1) : .
2) : .
: . .
: .
:
1) : 2-3 5
2) :
: . .
, , , .
1. , , , . .
, , .
. , — . , — . , . — . , , — .
2. :
— ();
— (, -);
— ().
. .
, , , , , — .
3. .
.
.
.
, .
— .
— , , . , , . , , , . , , .
, , . , . , . , , , , .
1. .., .. , —, , 2006
2. , . .., , —, 1999
3. . .., , , 1994
4. . .., -, «», 1999
5. . ., . . . — .: -, 2007.
Allbest.ru
…
, , . . . .
[17,4 K], 15.08.2014
. , , , . .
[842,8 K], 07.03.2013
. , . . .
[64,7 K], 21.11.2012
. , . . .
[3,7 M], 21.11.2012
, . , . .
[716,0 K], 13.02.2015
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Синдром желтухи. Сестринский процесс
Синдром желтухи. Сестринский процесс
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
Кафедра внутренних болезней и сестринского дела
Контрольная работа по сестринскому делу в терапии
Синдром желтухи. Сестринский процесс
Выполнила студентка
3курса 383 группы
Факультета ВСО
Нижний Новгород 2009 год
Содержание
1. Синдром желтухи
2. Дифференциальная диагностика желтухи
3. Сестринский процесс
1.Синдром желтухи
Желтуха — окрашивание в желтый цвет слизистых оболочек, склер и кожи вследствие накопления в крови избыточного количества билирубина. Желтуха — один из характерных симптомов заболеваний печени, а также поражений желчных путей и нарушений в системе эритроцитопоэза. Причиной любого вида желтухи является нарушение равновесия между образованием и выделением билирубина.
Различают надпеченочную (гемолитическую), печеночную (паренхиматозную) и подпеченочную (обтурационную) желтухи.
Надпеченочная (гемолитическая) желтуха обусловлена повышенным распадом эритроцитов или их незрелых предшественников. Следствием этого является избыточное образование билирубина, превышающее способность печени к его связыванию и выведению, и увеличение содержания в крови не связанного с глюкуроновой кислотой (свободного) билирубина, в моче уробилина, в кале — стеркобилина. В моче, как правило, билирубин отсутствует. Одновременно наблюдается ретикулоцитоз и анемия. Основными причинами надпеченочной желтухи являются наследственные и приобретенные гемолитические анемии. Кроме того, она может развиться при В12-дефицитной анемии (перцинозной анемии), эритропоэтической порфирии, сепсисе, затяжном септическом эндокардите, инфарктах различных органов (чаще инфарктах легкого), лучевой болезни, малярии и др., а также при отравлении ядами или веществами, способными вызвать гемолиз (мышьяковистым водородом, фосфором, сульфаниламидными препаратами), при переливаниях несовместимой крови и др.
Для надпеченочной желтухи различного генеза характерен ряд общих симптомов, позволяющих отличить ее от других видов желтух. К ним относятся: умеренная желтушность слизистых оболочек, склер и кожи с лимонным оттенком наряду с более или менее выраженной бледностью; увеличение содержания непрямого билирубина в сыворотке крови (гипербилирубинемия) вне гемолитических кризов, обычно до 34-50 мкмоль⁄л, а в периоды кризов — до 80мкмоль⁄л и более; увеличение селезенки и иногда печени; гиперпигментированный кал (темно-коричневого цвета); повышение количества ретикулоцитов в крови и увеличение выработки эритроцитов в костном мозге; укороченная продолжительность жизни эритроцитов. Функциональные печеночные пробы при гемолитической желтухе изменяются незначительно.
Печеночная (паренхиматозная) желтуха обусловлена патологическим процессом, локализующимся в печеночных клетках и (или) во внутрипеченочных желчных путях. Гипербилирубинемия связана с нарушением различных звеньев метаболизма и транспорта билирубина внутри печени. В зависимости от локализации патологического процесса выделяют три вида печеночной желтухи: печеночно-клеточную, холестатическую и энзимопатическую.
Печеночно-клеточная желтуха — одно из самых частых проявлений острых и хронических поражений печени. Возникновение ее может быть связано с вирусным гепатитом, инфекционным мононуклеозом, лептоспирозом, токсическим поражением печени (алкогольная интоксикация, отравление химическими веществами, непереносимость лекарственных препаратов и др.), хроническим активным гепатитом, циррозом печени, циррозом печени, печеночно-клеточным раком. Ведущее значение в развитии печеночно-клеточной желтухи имеет нарушение целостности мембран гепатоцитов и поступление связанного билирубина в кровь. Выведение билирубина в кишечник при данном виде желтухи понижено, а в разгаре желтухи иногда отсутствует. Выделение уробилина с мочой и стеркобелина с калом понижено или отсутствует. Отмечается выделение билирубина с мочой (билирубинурия).
Холестатическая желтуха чаще наблюдается при хроническом холестатическом гепатите, первичном билиарным циррозом печени и приеме различных лекарственных препаратов, особенно аминазина, хлорпропанида, тестостерона, сульфаниламидов. Причиной этого вида желтухи является нарушение метаболизма компонентов желчи, а также изменение проницаемости желчных капилляров. Отмечаются повышение содержания в сыворотке крови прямого и непрямого билирубина, высокий уровень щелочной фосфатазы и желчных кислот. Выделение уробилиногена с мочой и стеркобилиногена с калом понижено или отсутствует.
Энзимопатическая желтуха обусловлена недостаточностью ферментов, ответственных за захват, транспорт, связывание с глюкуроновой кислотой и экскрецию билирубина из гепатоцита. Этот вид желтухи наблюдается при длительном голодании, иногда после введения рентгеноконтрастных веществ, радионуклидных препаратов и других веществ, конкурирующих с билирубином за захват гепатоцитом. При энзимопатической желтухе в крови повышается содержание непрямого билирубина.
Подпеченочная (обтурационная) желтуха развивается при появлении препятствий току желчи из желчных ходов в двенадцатиперстную кишку. Причиной ее являются обтурация печеночного или общего желчного протоков конкрементами, паразитами, сдавление опухолью головки поджелудочной железы или фатерова соска, а также кисты и хроническое воспаление поджелудочной железы, рубцовое сужение общего желчного протока и др. Препятствие току желчи обусловливает повышение давления в вышележащих желчных путях. Желчный пигмент при этом проходит через стенки расширенных желчных капилляров, гепатоциты наполняются желчью, и она поступает в лимфатические щели и кровь. Обтурационная желтуха характеризуется постепенным нарастанием желтушности кожи, которая приобретает желто-серый или желто-зеленый цвет с черноватым оттенком. В редких случаях, например, при так называемом вентильном камне общего желчного протока, желтуха то появляется, то исчезает. При обтурационной желтухе в крови накапливаются все составные части желчи — билирубин, холестерин, желчные кислоты, увеличивается количество щелочной фосфатазы. Кал обесцвечивается, имеет глинистый вид, бело-серого цвета, содержит большое количество кислот и мыл, стеркобелин не обнаруживается. Моча приобретает цвет пива с ярко-желтой пеной.
2. Дифференциальная диагностика желтухи
Признак | Надпеченочная желтуха | Печеночная желтуха | Подпеченочная желтуха | |||
Причины | Внутрисосудистый и внутриклеточный гемолиз, инфаркты органов (чаще легких), большие гематомы | Гепатит, цирроз печени | Желчно-каменная болезнь, опухоли и стриктуры в области ворот печени, опухоль поджелудочной железы или Фатерова сосочка | |||
Оттенок желтухи | Лимонный | Шафраново-желтый | Зеленый | |||
Кожный зуд | Отсутствует | Умеренный у части больных | Выражен | |||
Размеры печени | Нормальные | Увеличины | Увеличины | |||
Билирубин | Увеличен за счет неконъюгирован-ного | Увеличен за счет неконъюгированного и конъюгированного | Увеличен за счет конъюгированного (прямого) | |||
АлАт, АсАТ | нормальные | увеличины | Нормальные или увеличины незначительно | |||
Холестерин | нормальный | снижен | увеличен | |||
Щелочная фосфатаза | нормальная | Нормальная или умеренно повышена | Значительно увеличена | |||
Моча | ||||||
Цвет | темная | темная | темная | |||
Уробилин | увеличен | увеличен | отсутствует | отсутствует | увеличен | увеличен |
Кал | ||||||
Цвет | Очень темный | Слегка обесцвечен | Ахоличный | |||
Стеркоби-лин | увеличен | снижен | отсутствует |
3. Сестринский процесс
Жалобы больного.
1. Боль в животе (локализация, связь с приемом пищи, отхождением стула, газов, периодичность, интенсивность, иррадиация). При заболеваниях печени и желчных путей боли локализуются в правом подреберье. Боль часто носит постоянный, ноющий характер, усиливается после физической нагрузки или погрешностей в диете.
2. Тошнота.
3. Рвота (характер, частота, приносит облегчение или без эффекта).
4. Отрыжка (воздухом, свежей пищей, тухлым содержимым, кислым, желчью).
5. Изжога (частота, интенсивность).
6. Нарушение аппетита (пониженный, повышенный, извращение вкуса).
7. Понос (характер, цвет, запах, наличие слизи, крови, гноя).
8. Запор (продолжительность, форма, цвет кала).
9. Вздутие живота.
10. Кожный зуд.
11. Желтушность кожных покровов.
12. Повышение температуры тела.
13. Снижение массы тела.
14. Слабость.
История болезни.
1. Причины.
2. Начало.
3. Развитие.
4. Проводившееся лечение (частота госпитализаций, длительность, эффективность, лекарственные средства).
История жизни.
1. Перенесенные заболевания (наличие вирусного гепатита, желтухи). 2. Характер питания (нерегулярное, еда всухомятку, грубая пища). 3. Наследственность (благоприятная, неблагоприятная).
4. Вредные привычки.
5. Семейно-бытовые условия.
6. Аллергия (пищевая, лекарственная, бытовая, наличие аллергических заболеваний).
7. Длительный прием гормонов, нестероидных противовоспалительных средств, противотуберкулезных препаратов.
Физикальное обследование.
1. Осмотр: может отмечаться желтушность склер, кожи, следы расчесов, снижение тургора кожи и тканей, сосудистые «звездочки», увеличение живота, отеки на ногах.
2. Пальпация: Живот может быть напряжен, болезненный локально или по всему животу, может определяться увеличенная болезненная печень, увеличенная селезенка.
Лабораторные и инструментальные методы исследования печени, желчевыводящих путей — УЗИ, холецистография, компьютерная томография, сканирование, пункционная биопсия печени, лапароскопия, дуоденальное зондирование. Биохимическое исследование крови: белковые фракции, протромбин, фибриноген, билирубин, холестерин, щелочная фосфатаза, трансаминазы, амилаза, липаза, ингибитор трипсина.
Проблема: Кожный зуд на фоне желтухи.
Цель:
1) краткосрочная: пациент отметит уменьшение зуда через 3 дня лечения.
2) долгосрочная: пациент отметит отсутствие зуда к моменту выписки.
Сестринские вмешательства.
План | Мотивация |
1.Обеспечить питание в соответствии с щадящей диетой, ограничение режима. | Для улучшения функции печени |
2.Обеспечить гигиену кожи (обтирание, душ). | Профилактика кожного зуда |
3.Протирать кожу раствором антисептика | Уменьшение зуда, профилактика инфицирования расчесов |
4.Следить за кратностью стула | Не допустить задержки стула |
5.Наблюдать за состоянием пациента (пульс, АД, ЧДД) | Для своевременного распознавания и оказания помощи в случае возникновения осложнений |
6.Своевременно и правильно выполнять назначения врача | Для эффективного лечения |
7.Провести беседы: о необходимости соблюдения диеты и режима питания; о правилах приема лекарственных препаратов; о побочных эффектах лекарственной терапии | Для эффективного лечения и предупреждения осложнений |
8.Обеспечить подготовку к дополнительным исследованиям | Для правильно выполнения исследований |
Оценка: через 3 дня лечения пациент отметил отсутствие кожного зуда. Цель достигнута.
Проблема: Дефицит знаний о своём заболевании.
Цель:
1) краткосрочная: обеспечить пациента достаточной информацией о своём заболевании.
2) долгосрочная: пациент не будет испытывать дефицита знаний о заболевании.
Сестринские вмешательства
План | Мотивация | Для информирования пациента |
2.Провести личную беседу или организовать беседу с врачом | ||
3.Обеспечить пациента литературой о данном заболевании |
Оценка: пациент достаточно знает о своем заболевании. Цель достигнута.
Проблема: Дефицит знаний о диете.
Цель:
1) краткосрочная: через 2-3 дня пациент продемонстрирует знания по диете №5
2) долгосрочная: к моменту выписки пациент будет строго соблюдать назначенную диету
Сестринские вмешательства
План | Мотивация |
1.Провести беседу с пациентом об особенностях диеты | Информирование пациента |
2.Убедить пациента в необходимости соблюдения диеты и рассказать о последствиях ее несоблюдения | |
3.Обеспечить литературой о диете | |
4.Обсудить данную литературу с пациентом | Убедиться в усвоении материала |
5.Провести беседу с родственниками о том, какие продукты можно приносить | Информирование родственников |
6.Проконтролировать передачу продуктов | Не допустить погрешностей в диете |
Оценка: Пациент знает о диете и соблюдает ее. Цель достигнута.
Список литературы
1) В.Г.Лычев, В.К.Карманов Основы сестринского дела в терапии, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
2) Энциклопедический справочник медицинской сестры, фельдшера и акушерки под ред. В.И.Бородулина, Москва, ОНИКС-АЛЬЯНС-В, 1999
3) Справочник практического врача под ред. А.И.Воробьева, Москва, БАЯН, 1994
4) Спутник терапевта под ред. Ю.Р.Ковалева, Санкт-Петербург, ИКФ «ФОЛИАНТ», 1999
Источник
Физиологическая желтуха новорожденных учебно-методическое пособие
«Физиологическая желтуха новорождённых. Причины. Лечение. Особенности желтухи у недоношенных детей».
Чехо О.И.
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
ПК 2.5. | Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия |
ПК 2.8. | Оказывать паллиативную помощь |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Цель составления методической разработки:
- Повышать качество и эффективность обучения студентов.
- Оказать студентам методическую и практическую помощь в усвоении учебного материала.
- Оказать методическую помощь преподавателям при подготовке к занятию.
- Обмен опытом работы с другими преподавателями.
Метод обучения: Репродуктивный: инструктивно-репродуктивный
ЦЕЛИ:
- закрепить знания по АФО новорожденных детей
- научиться планировать и осуществлять сестринский уход за новорожденным ребенком;
- выполнять этапы сестринского ухода за новорожденным ребенком.
- выявлять нарушенные потребности, в связи с транзиторным состоянием организовывать уход с учетом выявленных нарушений
- вести медицинскую документацию
ЗНАТЬ:
- особенности выполнение этапов сестринского ухода за новорожденными.
- выявление нарушенных потребностей, организация ухода с учетом выявленных потребностей у новорожденных.
- транзиторное состояние — определение;
- организация медицинской помощи новорожденному в стационаре;
- особенности наблюдения новорожденного в условиях поликлинического наблюдения
УМЕТЬ:
- выявить признаки физиологической желтухи у новорожденного;
- оценить состояние новорожденного;
- выполнять этапы сестринского процесса при уходе за новорожденным, определять нарушенные потребности;
- проводить и осуществлять мониторинг наблюдения;
- обучить родителей уходу за ребенком.
- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия,
- использовать полученную информацию на последующих занятиях.
- иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;
- планирования и осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
- проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией
- ведения медицинской документации
Лекционный материал
Состояния, реакции, отражающие процесс приспособления (адаптации) к родам, новым условиям жизни.
Для этих состояний, в отличие от АФО новорожденного, характерно то, что они появляются в родах или после рождения и затем проходят.
Пограничными эти состояния называют не только потому, что они возникают на границе 2-х периодов жизни (внутриутробного и внеутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях (прежде всего в зависимости от гестационного возраста при рождении, особенностей течения внутриутробного периода и родового акта, условий внешней среды после рождения, ухода, вскармливания, наличия у ребенка заболеваний) могут принимать патологические черты.
Физиологическая желтуха новорождённых
Желтуха новорожденных появляется у ребенка на 3-4 день после рождения и проявляется в виде появления желтизны кожных покровов и слизистых оболочек. Желтуха новорожденных может быть двух видов — патологическая желтуха и физиологическая.
Остановимся на физиологической желтухе.
Причины:
Физиологическая желтуха — это не болезнь, а естественное состояние, при котором происходит отложение билирубина в мягких тканях.
Во внутриутробном периоде ребёнку требуется кислород для работы организма, но лёгкие в этот момент не функционируют и кислород поступает через пуповину с кровью матери. Для усваивания этого кислорода у ребенка в крови вместе с эритроцитами циркулирует особый вид гемоглобина — фетальный. Но когда ребенок рождается и делает первый вдох, у него прекращается пульсация в пуповине и начинают работать легкие. Он начинает самостоятельно дышать. Получая кислород через легкие, у новорождённого начинает функционировать костный мозг и вырабатываться большое количество эритроцитов и соответственно гемоглобина. Теперь фетальный гемоглобин сменяется гемоглобином типа А.
При гемолизе эритроцитов прежний фетальный гемоглобин выходит и разрушается, образуя непрямой (свободный) билирубин. Его образуется большое количество, так как процесс разрушения идёт постоянно в нашем организме. Билирубин водонерастворим и не выводится из организма с мочой или калом. Но он жирорастворим и может откладываться в тканях богатых жиром. У новорожденных это — подкожно-жировая клетчатка, головной мозг. К тому же билирубин является ядовитым, поэтому должен быть детоксицирован. Превращением его в растворимую нетоксичную форму и выведением с желчью занимается печень. Но ферментная система печени ещё недостаточно развита, и это проявляется дефицитом фермента, разрушающего билирубин — УДФ-глюкуронилтрансферазы. В результате излишек билирубина откладывается в тканях, что и придает коже желтушный оттенок. Это происходит, когда общий билирубин возрастает до 340 мкмоль/л (20 мг%) и выше. Постепенно активность печеночных ферментов нормализуется, билирубин полностью разрушается и не накапливается в тканях. Желтуха проходит.
Необходимо отметить, что сразу же после родов у ребенка не должно быть желтухи, в противном случае следует искать другие причины ее возникновения.
При четко выраженной желтой пигментации рекомендуется измерять содержание пигмента желчи (билирубина) в крови. Если оно поднимется до слишком высокого уровня, то у малыша могут появиться признаки усталости и вялости при питье. При снижении концентрации билирубина эти признаки сами собой исчезают.
При физиологической желтухе общее состояние детей, как правило, не страдает. Только если она сильно выражена, малыши становятся сонливыми, ленивы во время кормления, иногда у них бывает рвота. О тяжести желтухи судят не по внешним проявлениям, а по уровню прямого билирубина в крови. Он достигает максимума на 3-й день жизни ребенка. Детский организм «борется» с избытком билирубина, связывая его с белком крови альбумином, тем самым предотвращая его токсическое действие.
Но так бывает не всегда. При очень сильном повышении уровня билирубина альбумин не может блокировать его полностью, и тот проникает в нервную ткань. Это может оказать токсическое действие, в первую очередь на жизненно важные нервные центры, головной мозг. Такое состояние называют «ядерной желтухой» или «билирубиновой энцефалопатией».
Симптомы: выраженная сонливость, судороги, снижение сосательного рефлекса. Среди поздних проявлений — глухота, параличи, умственная отсталость.
При обнаружении желтухи у новорожденного в роддоме, маму с ребенком домой не отпускают, остается в роддоме до выздоровления, а если уровень билирубина в крови новорожденного выше допустимого он переводится в специализированное отделение. Если же желтуха у новорожденного появилась уже дома, требуется обязательное обследование и консультация педиатра.
Характеристика физиологической желтухи детей:
- появляется на 2-3 день;
- нарастает в течение первых 3-4 дней жизни;
- интенсивность окрашивания оценивается как 1-2 степень по Крамеру (окрашены кожа лица и шеи — это 1 степень; окрашивание кожи до уровня пупка — 2 степень; окрашивание верхней(проксимальных) отделов рук и ног- 3 степень; полное окрашивание рук и ног, включая кисти и стопы — 4 степень);
- начинает угасать с 7-10 дня, исчезает на 2-3 неделе жизни;
- желтуха имеет оранжевый, апельсиновый оттенок;
- общее состояние ребенка не нарушено;
- размеры печени и селезенки соответствуют норме;
- нет изменения окраски кала и мочи.
Лабораторные признаки желтухи новорожденного:
- уровень билирубина у новорожденных в пуповинной крови (при рождении) менее 51 мкмольл;
- концентрация гемоглобина нормальная;
- почасовой прирост билирубина в первые сутки жизни 5,1 мкмольл;
- максимальный уровень общего билирубина на 3-4 сутки в периферической или венозной крови менее 256 мкмольл у доношенных; и менее 171 мкмольл у недоношенных. В среднем уровень билирубина — 103-137 мкмольл;
- уровень общего билирубина повышается за счет непрямой фракции;
- нормальные значения эритроцитов и гематокрита.
Лечение:
У доношенных здоровых младенцев, при условии, что они хорошо прибавляют в весе и растут, физиологическая желтуха не требует какого-либо лечения и не грозит осложнениями.
Раньше в случае повышения уровня свободного билирубина использовали внутривенное вливание растворов глюкозы, аскорбиновую кислоту, фенобарбитал, желчегонные средства для ускорения его выведения. Сейчас все больше специалистов и клиник во всем мире отказываются от использования лекарств для лечения физиологической желтухи новорожденных. Более того, применение некоторых средств признано неэффективным. Сегодня самый действенный и проверенный метод снижения токсичности билирубина при физиологической желтухе — фототерапия (светолечение). Кожу малыша освещают специальной установкой (в среднем 96 часов на курс). Под воздействием света билирубин превращается в нетоксичные производные, основное из которых носит название «люмирубин». У него другой путь выведения, и через 12 часов он выходит из организма с калом и мочой. Как побочное явление при фототерапии возможно появление шелушения кожи и частого жидкого стула, а у некоторых детей наблюдается сонливость. После прекращения лечения все явления бесследно проходят. А после выписки из роддома стоит как можно чаще в течение дня подставлять малыша непрямым солнечным лучам. Лучшая профилактика и лечение физиологической желтухи — ранние и частые кормления. Поскольку у детей с повышенным уровнем билирубина бывает повышенная сонливость, их надо обязательно будить для кормления. Молозиво, или «раннее молоко» первых нескольких дней, действует как слабительное и помогает быстрее выйти меконию (первородному калу). Билирубин, который преобразуется в печени, также выводится вместе с ним. Если меконий не выходит быстро, билирубин из кишечника может повторно попасть в кровоток, тем самым усиливая уровень желтухи.
В большинстве родильных домов исходным показателем считается содержание билирубина в крови около 16 мг./% или несколько больше, а когда содержание снизится до 12-13 мг./%, дальнейшие лечение признается не нужным.
Особенности желтухи у недоношенных детей.
Дети, родившиеся до 35-ой недели беременности, считаются недоношенными. Если малыш по каким-то причинам рождается раньше срока, то ему будет сложнее адаптироваться к жизни внеутробно. Конечно же, многое зависит от того, насколько раньше малыш не доношен. Если роды произошли в 35-36 недель, то малыш уже достаточно созрел, а если в 28-30 недель, то для его выхаживания потребуется намного больше усилий.
Желтуха у недоношенных детей встречается чаще, чем у доношенных, она более выражена и сохраняется около месяца. Для лечения таких детей всегда используют фототерапию.
У таких новорожденных уровень билирубина в крови достигает своей наивысшей концентрации на 5-6 день после рождения. Протяженность заболевания может доходить до 4 недель.
Следует также отметить, что повышенная концентрация пигмента в крови никоим образом не зависит от массы тела недоношенного младенца. Имеет значение лишь степень зрелости плода.
Домашнее задание:
Учебник С.Р. Волков «Здоровый человек и его окружение» стр.10-106, стр.110-146
Ответить на тесты стр.107-110, 277-286
Составить кроссворд из терминов по теме лекции №1 (пустой +ответы)
Источник