Автор об оспе и кори

Что вы знаете об Абу ар-Рази враче, философе и химике

Абу Бакр Мухаммад ар-Рази

Абу ар-Рази (Разес, IX-X века) — главный врач, основатель больницы и школы врачей в Багдаде, а еще известный алхимик.

Многие сочинения Ар-Рази переведены на латинский язык и получили широкую известность и признание среди западноевропейских врачей и алхимиков. В Европе известен под латинизированными именами Разес (Rhazes) и Abubater.

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ар-Рази родился в персидском городе Рее, близ Тегерана. В Персии он получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию и алхимию. Ещё в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов. В 30-летнем возрасте Ар-Рази отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде.

Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии — всего 184 сочинения, из которых до нас дошло 61.

Предание о способе Ар-Рази выбирать место под больницу известно до сих пор: для постройки больницы он развешивал куски мяса в разных частях города, наблюдая, где оно не загнивает. Это место он считал наиболее здоровым и подходящим для больницы.

Ар-Рази (Разес) связывал теоретическое обучение с врачебной практикой. В работе «Об оспе и кори» дано описание их симптомов, течения болезней, их отличий, невосприимчивости к повторному заболеванию оспой, необходимости прививки здоровым содержимого оспенных пустул.

Среди мер по уходу за больным ребенком он указывал на уход за ртом, рекомендуя полоскание подкисленной водой, промывания глаз.

Достижения в химии

Разес классифицировал вещества на три группы: минеральные, растительные и животные. Минеральные вещества считал самыми распространенными, поэтому разделял их еще на 6 видов:

1) спирты (ртуть, нашатырь и другие). Спиртами (алкоголями) называл все вещества, которые улетучиваются без остатка.

2) тела (золото, серебро)

3) камни

4) купоросы

5) бура

6) соли

Достижения в медицине

Разес описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки. Он одним из первых стал применять вату при перевязке, нитки кишок барана для зашивания ран брюшной полости. Он впервые в халифатах ввел записи о больных, положив начало истории болезни.

Известные труды Абу ар-Рази

«Медицинская книга» (10 томов)

«Один врач не может лечить все болезни» (о значении специализации врачей)

«Легкие болезни могут быть трудно излечимы»

«Для тех, у кого нет врача» (или «О медицине бедных»)

«Всеобъемлющая книга о медицине» (25 томов) — первый в арабской литературе энциклопедический свод по медицине, собранный и обобщенный его учениками после его смерти.

«Антидотария» — книга о приготовлении лекарств, прописи часто встречающихся сложных препаратов.

Цитаты великого ученого Абу ар-Рази можно посмотреть в НАРРАТИВЕ.

В эпоху Ар-Рази его книги были учебниками на медицинских факультетах университетов Европы.

Удачи вам и успехов. Ваша подписка и лайк — лучшая благодарность, это поможет чаще видеть наши статьи в ленте.

Подписывайтесь на Аптека.Ортопедия.Бизнес, чтобы не пропустить много интересного.

Похожие статьи:

Лекарствоведение в Древней Индии

Боги медицины и фармации Древнего Египта

Как лечили в древности: Индия

Как лечили в древности: Египет

Источник

Абу Бакр АР-РАЗИ, персидский ученый-энциклопедист, врач, алхимик и философ

Рисунок 1. Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Биография

Абу Бакр Мухаммад ибн Закария ар-Рази (лат. Разес) родился около 865 года в городе Рей неподалеку от Тегерана. В молодости он изучал, главным образом, философию. Затем увлекся алхимией. А в возрасте 30 лет он заинтересовался медициной и отправился в Багдад получать знания. Он осваивал азы дисциплины под руководством врача при дворе халифа Багдада, автора трактата «Рай знаний».

Со временем Ар-Рази прославился там как талантливый врач, основал собственную клинику, которой руководил долгие годы, а затем и школу врачей при ней, преимуществом которой была возможность совмещать теоретические лекции с практическими уроками.

Умер он в родном городе около 925 года.

Достижения в медицине

Считается, что Ар-Рази является автором таких нововведений в хирургии, как использование ваты для обработки ран и создание специального медицинского инструмента для извлечения инородных тел из гортани. Одним из первых он стал использовать при закрытии ран брюшной полости саморассасывающиеся нитки, сделанные из стенки кишки барана.

Также, великий врач ввел в практику прививание жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы. Процедура был небезопасна и в некоторых случаев вызывала осложнения вплоть до летального исхода, однако в условиях эпидемий она все же помогала снизить смертность от оспы.

Наконец, Ар-Рази ввёл в медицинскую практику составление истории болезни для каждого больного.

Труды Ар-Рази

Ар-рази был не только врачом, но и философом. Всего под его авторством было создано 184 сочинения, 61 из которых сохранилось. Лишь часть из них была посвящена медицине. Многие работы Ар-рази были переведены на латынь и широко распространились среди врачей Западной Европы.

Замечание 1

Ар-Рази создал самую первую арабскую медицинскую эницклопедию – «Всеобъемлющую книгу по медицине» («Kitab al-Hawi»). Труд состоял из 25 томов и обобщил знания и опыт в области патологии, хирургии, фармацевтики, гигиены, инфекционных болезней и пр. Надо заметить, что Ар-Рази в своей работе рассмотрел болезни с разных точек зрения. Он изложил взгляды персидских и арабских, греческих, сирийских и индийских ученых, а также описал свое видение различных заболеваний. В XIII веке трактат был переведен на латынь и получил широкое распространение в Европе и Малой Азии. В течение нескольких столетий он был основной книгой, собирающей в себе все последние достижения медицины, руководством для врачей и одним из самых востребованных учебников во множестве европейских университетов.

Уникальный труд «Об оспе и кори» представляет собой собственные наблюдения Ар-Рази за течением двух опаснейших инфекционных болезней и методами борьбы с ними. Оспа и корь были тогда одними из самых распространенных причин смерти. В трактате были отражены идеи заразности, невосприимчивости к повторному заболеванию, профилактики с помощью оспопрививания, описаны первые симптомы болезней и различия клинической картины, приведены рекомендации по лечению, диете и уходу за больным. В Европе работа получила распространение только в эпоху Возрождения, когда была впервые напечатана. После этого книга была выпущена на нескольких языках, в том числе на латыни.

Для тех, кто был лишен возможности обратиться к образованному врачу, Ар-Рази изложил понятные и доступные рекомендации по профилактике болезней и укреплению здоровья в книге под названием: «Для тех, у кого нет врача».

Читайте также:  Вредна ли оспа человеку

Стоит также отметить сочинение «Один врач не может лечить все болезни». Уже тогда Ар-Рази указывал на необходимость разделения врачебного труда между более узкими специалистами.

Кроме перечисленных, к его авторству относят множество мелких сочинений, посвященных анатомии и физиологии различных органов, а также их заболеваниям.

Легенды про Ар-Рази

Существует легенда, согласно которой Ар-Рази очень тщательно выбирал место для строительства своей клиники в Багдаде. Предполагая наличие связи между некоторыми болезнями и чистотой воздуха, мудрейший врач посчитал, что в наиболее безопасных местах гниение мяса происходит медленнее. По его указанию были вывешены куски мяса в разных частях города, и выбрано то место, где мясо начало гнить позже всего.

Замечание 2

Ходила также другая легенда о том, как Ар-Рази потерял зрение. Некоторые исследователи считают, что на зрение повлияли многочисленные химические опыты с едкими веществами. Однако согласно легенде, слепоту вызвал удар кнутом, которым наградил его халиф Хорасан Абу Салих Мансур ибн Исхак. Заинтересовавшись сочинениями Ар-Рази по алхимии, он обеспечил строительство дорогостоящей лаборатории для него. Но когда он увидел неудачные опыты ученого, разозлился и ударил последнего.

Ар-Рази был не только талантливым врачом, но и великим ученым, оставившим после себя огромное наследие.

Источник

Абу Бакр Мухаммад Ибн Закария Ар-Рази – Гален арабского мира | Видео

Находясь в самом центре средневекового мира, арабский Восток в течение нескольких веков собирал воедино, хранил и развивал наследие греческой, римской, индийской и китайской медицины. Мудрость, известную искусным врачам времен халифатов, западноевропейская медицинская школа познала лишь спустя многие десятилетия.

В 20-е годы IX века сын легендарного правителя аббасидского халифата Харуна Ар-Рашида халиф Аль-Мамун основал в Багдаде Дом мудрости – научно-религиозную академию, в составе которой имелись обширная библиотека, а также одна из лучших по тем временам обсерваторий. Выдающийся правитель считал, что управлять государством невозможно без поддержки учёных мужей. Из всех уголков халифата в Багдад стекались лучшие умы в области философии, астрономии, медицины, математики, алхимии. С древних языков на арабский переводились труды античных учёных, в том числе основоположников медицины: Гиппократа, Галена, Диоскорида.

Примерно в 865 году н. э. в крупнейшем городе Ирана Рее на свет появился ученый, чьё имя спустя годы будут с уважением произносить врачи далеко за пределами халифата – Абу Бакр Мухаммад ибн Закария Ap-Рази. О его детстве и юности достоверных данных практически не осталось. Известно, что он усердно изучал философию, алхимию, метафизику и поэзию.

Некоторые средневековые авторы утверждают, что Ap-Рази был золотых дел мастером и, как все алхимики, одержимо занимался поисками философского камня. В этом историки видят истоки его особого интереса к химии, которой он посвятил более двадцати своих научных трудов.

Основной причиной того, что Ар-Рази, будучи уже зрелым человеком (старше 30 лет), приступает к изучению медицины, многие биографы называют намерение учёного вылечить повреждённые в результате многочисленных химических опытов глаза. Ap-Рази отправляется в Багдад, где овладевает основами медицинского искусства.

Через несколько лет ему, к тому времени прозванному арабским Галеном, было доверено руководство клиникой в Багдаде, а затем и в родном его городе – Рее. У Ap-Рази был свой оригинальный способ определения наиболее подходящего места для постройки больницы: в разных частях города он развешивал куски мяса, после чего в течение нескольких дней наблюдал, где оно дольше не подвергается разложению. Это место учёный и считал наилучшим.

При багдадской больнице функционировала школа врачей, которой также руководил Ap-Рази. Он был убеждён в том, что врачу необходимо постоянно проверять теоретические знания на практике, поскольку в медицинских сочинениях описания болезней не всегда могут быть верными. Для этого Ap-Рази предложил коллегам вести историю болезни пациента и сверять свои записи с данными, отражёнными в научной литературе. Кроме того, Ap-Рази отводил особое место специализации врача – так, широко известно его изречение о том, что «один врач не может лечить все болезни».

Одним из первых высказав предположение об инфекционной природе ряда болезней, он подробно описывает оспу и корь и отмечает невосприимчивость к повторному заражению этими заболеваниями пациентов, переболевших ими однажды. В связи с этим Ар-Рази вводит в широкую практику прививание жидкостью из пузырьков больных легкой формой оспы. Несмотря на то, что в ряде случаев эта процедура приводила к неблагоприятным последствиям, вплоть до летального исхода, в условиях эпидемий она все же помогала снизить общую смертность от оспы.

Ар-Рази известен и как искусный хирург. Он изобретает инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых применяет в хирургии рассасывающиеся со временем нити из бараньих кишок (кетгут) и вату при перевязках.

Впервые в истории химии им предложена классификация веществ, в соответствии с которой Ар-Рази делит их на землистые (минеральные), растительные и животные, а также описывает многие химические операции (фильтрование, дистилляция, коагуляция и пр.).

Ар-Рази был убеждён в том, что все вещи состоят из атомов, и пишет о сферической природе Земли и небесных тел.

Всего Ар-Рази написал около 200 научных трудов в различных областях знаний: в философии, медицине, алхимии, физике и астрономии. Среди наиболее интересных его работ по медицине – трактат «Об оспе и кори», «Всеобъемлющая книга по медицине» и «Медицинская книга, посвящённая Мансуру» – 10 томов врачебных наблюдений, перемежающихся увлекательными рассказами и мудрыми поучениями.

Труды Ар-Рази по медицине, попав в арабскую Испанию, впоследствии были переведены на латинский язык и долгое время служили учебниками на медицинских факультетах университетов Западной Европы.

Великий целитель, химик и мыслитель Ар-Рази скончался примерно в 925 году.

По материалам книги «Медики, изменившие мир»

Подготовил Махач Гитиновасов

Источник

Абу Бакр Ар-Рази | ergashaka

О Абу Бакр Мухаммед
ибн Закария Ар-Рази –
о  друге и
учителе Авиценны

  Учёный-энциклопедист, врач, алхимик и философ Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (латинизированное имя Разес, Rhazes) родился в персидском городе Рее, близ Тегерана.

 Его учение основано на пяти вечных началах: творце, душе, материи, времени и пространстве. Он постулировал существование абсолютного пространства и абсолютного времени, образование материальных вещей объяснял сочетанием неделимых частиц.

 Авиценна встретился с ним в конце жизни Абу Бакра и считал его своим учителем и другом. Ар-Рази до «Канон врачебной науки» Авиценны создал многотомный труд, названный им «Вместилище знаний по медицине — «Ал-Хави».
 
 Ар-Рази замечательно описал признак таких заболеваний, как проказа, малярия, туберкулез, бешенство. Он впервые указал различие между корью и оспой. Он дал подробное описание симптомов оспы.
 
 Конечно, Авиценна широко воспользовался «Ал-Хави» при написании своего медицинского канона. Многие книги Ар-Рази была переведена на латинский язык и выдержала много изданий в разных странах Европы.

 Ар-Рази интересовался широким кругом проблем, связанных с медициной. Он думал над загадками диагностики и написал работу «Почему отрезанные части тела вновь не вырастают».

Читайте также:  Ветряная оспа ослабляет иммунитет

 Когда правитель Багдада спросил главного своего врача Ар-Рази в какой части города, по его мнению, следует выстроить приют для больных, тот дал примечательный совет. Нужно развесить в разных частях города куски свежего мяса, сказал Ар-Рази, и там, где оно испортится в последнюю очередь, надлежит находиться больнице. Конечно, Ар-Рази не знал еще о существовании микробов, но опыт, наблюдения и размышления подсказали ему такое правильное решение.

 Однажды к нему привели умирающего больного с кровохарканьем. Ему говорили, что он по воле Аллаха приговорен к смерти. Ар-Рази не отказался от пациента, несмотря на такой приговор. Он внимательно осмотрел больного и не обнаружил по его пульсу ничего плохого, что могло бы послужить непосредственной причиной заболевания.
– А какую воду пьете? – спросил он у больного.
– Болотную, – услышал он неожиданный ответ.
– Болотную, вот как… А не мог ли он вместе с водой нечаянно проглотить и пиявку?
Ар-Рази дал своему пациенту травку под названием «лягушачья шерсть», чтобы вызвать у него обильную рвоту. В результате этой процедуры пиявка вышла наружу, и пациент выздоровел.

 Ар-Рази говорил: «Образовывает не только чтение, но и способность прочитанное и осознание истины применить к отдельным случаям».
 Ар-Рази дожил только до шестидесяти лет. В конце жизни ослепшего, и лишенного средств к существованию, как настоящего медика, волновала проблема долголетия. Его исследования были изложены в книге «Почему очень мало людей достигает пожилого возраста».

 Для гносеологии ар-Рази (т.е. учении об ах знания) характерны: отказ от слепого следования авторитетам, борьба с мистическими предрассудками в истолковании природных явлений, упор на экспериментальные методы исследования, вера в беспрерывный прогресс человеческого знания

 Следуя учению Платона о душе, ар-Рази в своей «духовной медицине» призывает подчинять растительную душу (источник вожделений) и животную душу (источник гнева) душе разумной и во всем соблюдать меру.

 Поскольку разумом наделены все люди, учил он, нет нужды в пророках, якобы ведущих людей по праведному пути на основе принципов, черпаемых из иного источника, нежели человеческий разум. Притязание на монопольное владение истиной каждого из множества вероучений, объявляющих основателей других религий обманщиками, ведет только к конфликтам и войнам.

 Поэтому ни одна группа людей не имеет права диктовать свои убеждения другим, ссылаясь на авторитет своего пророка. Ар-Рази вскрывает противоречия как между различными религиями, одинаково притязающими на божественное происхождение, так и внутри каждой из них.

 Священное Писание, заявляет он, – это собрание древних легенд, полных неувязок и нелепостей, и верить в них могут разве что дети, женщины и умалишенные мужчины.

 Причину живучести религиозных предрассудков мыслитель видит в силе традиций и привычки, а также во влиянии, которым пользуются в государстве священнослужители, насаждающие эти предрассудки в народе и чинящие кровавую расправу над разоблачающими их вольнодумцами.

 Учение ар-Рази, подрывающее авторитет пророков, вызвало возмущение не только среди суннитских богословов-догматиков, но и у исмаилитов, поскольку и их религиозно-политические взгляды покоились на авторитете имамов. Возможно, идеи ар-Рази легли в основу написанного на латинском языке памфлета «О трех обманщиках» (о Моисее, Иисусе и Мухаммаде).

 Ар-Рази в Персии, а также во многих городах, расположенных на территории современных Узбекистана и Таджикистана получил разностороннее образование и, в частности, изучал философию, метафизику, поэзию, магию и алхимию. Еще в молодости он начал заниматься опытами облагораживания металлов и поисками «эликсира».

 В 30-летнем возрасте он отправился в Багдад, где изучал медицину. Вскоре он прославился как весьма искусный врач; руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Ар-Рази был хорошо знаком с античной наукой, медициной и философией; он оставил труды по философии, этике, теологии, логике, медицине, астрономии, физике и алхимии – всего, очевидно, 184 сочинения (до нас дошло 61); многие труды Ар-Рази были переведены на латинский язык в Европе в X – XIII вв.

 В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому – изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита.

 Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними.

 Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух – вверх.

 Теорию четырёх стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл, который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды); эти две противоположности, присущие всем телам, и приводят материю в движение. Позднее концепция четырёх стихий развивалась такими выдающимися философами, как Платон и Аристотель.

 По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность.
 

При этом земле ставился в соответствие куб, воде — икосаэдр, воздуху — октаэдр, огню — тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику —додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который использовал Логос, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости:
• Тепло + сухость = Огонь
• Тепло + влажность = Воздух
• Холод + влажность = Вода
• Холод + сухость = Земля

4 элемента вокруг Земли (Terre): Вода (Eau), Воздух (Air), Огонь (Ferre)

 В натурфилософии Аристотеля также предполагалось существование пятого элемента, (квинтэссенции) — эфира, или начала движения. Геоцентрическая космология Аристотеля включала предположение, что вокруг центра Вселенной (центра Земли) расположены последовательно сферы четырёх элементов в порядке уменьшения их тяжести — земли, воды, воздуха и огня; выше их расположены небесные сферы.

 Согласно современной науке, этим четырём элементам можно приблизительно сопоставить четыре агрегатных состояния вещества соответственно: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное. Понятиям литосфера, гидросфера, атмосфера и магнитосфера также можно поставить в соответствие аристотелевские сферы четырёх элементов.

 В этике Ар-Рази выступал против аскетизма, призывал к активной общественной жизни, считая образцом Сократа. Ар-Рази критиковал все существовавшие в его время религии. Истина, по Ар-Рази – едина, религий – множество, следовательно, все религии ложны; надо читать не Священное писание, а книги философов и учёных. Антиклерикальные высказывания Ар-Рази вызвали яростные нападки мусульманских мыслителей X – XI вв., в частности Фараби.

 Среди алхимических сочинений Ар-Рази наиболее известны «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Ар-Рази, очевидно, хорошо знал труды греческих философов и произведения александрийских алхимиков; он изучил и оригинальные сочинения арабских авторов VIII и IX вв.

 Целью алхимии, по мнению Ар-Рази, является трансмутация металлов при помощи «эликсира», осуществляемая через операцию получения «основы» металла. Кроме того, алхимия должна заниматься получением из «обычных» камней (кварца и стекла) драгоценных камней.

Читайте также:  Оспа может вызвать эпидемию

 Основными элементами (принципами), составляющими металлы, Ар-Рази, следуя Джабиру, считал ртуть и серу, однако он добавлял к ним еще третий принцип – «соль». Это представление о составе металлов получило в дальнейшем широкое распространение в европейской алхимической литературе.

 Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя – Гебер) родился в г. Туси, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена. Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на территории сегодняшнего Ирака.

 Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.

 Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

 Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех аристотелевых элементов-стихий.

 Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (ртути) и начале горючести (серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, ртуть – принципа металличности. Джабир считает, что ртуть является «душой» металла.

 Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые же – ртуть. Сера и ртуть, соединяясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях.

 В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

 Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

 Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии; однако следует отметить, что такие знатоки арабской алхимической литературы, как Альберт Великий и Роджер Бэкон, совершенно не упоминают его в своих сочинениях.

 В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др.

 По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. От имени легендарного арабского учёного Псевдо-Гебер систематически излагает сведения по теории и практике алхимии.

 В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца.

 Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описывает сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis). Здесь же описывается серная кислота и «царская водка» (aqua regis), которая получалась перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.

 В своих сочинениях Ар-Рази описывает различные химические аппараты и приборы и химические операции. В «Книге тайн» он делит весь материал алхимии на три раздела: 1) Познание вещества, 2) Познание приборов и 3) Познание операций.

 Ар-Рази впервые в истории химии предпринял попытку классифицировать все известные ему вещества. Он разделяет их на три больших класса:
1) землистые (минеральные),
2) растительные
3) животные.
Минеральные вещества в свою очередь, он делит на шесть групп:
1) «духи»
(спирты, летучие вещества), к этой группе он относит ртуть, нашатырь, аурипигмент или реальгар, и серу;
2) «тела» (т. е. металлы), всего их семь:
золото, серебро, медь, железо, олово, свинец, и «харасин» (вероятно, цинк);
3) «камни», всего их тринадцать:
марказит, марганцовая руда, бурый железняк, галмей, ляпис-лазурь, малахит, бирюза, красный железняк, белый мышьяк, сернистый свинец и сернистая сурьма, слюда, гипс и стекло;
4) купоросы, их шесть видов: черный купорос, квасцы, белый купорос (вероятно, цинковый), зеленый купорос, желтый, красный (сульфат железа);
5) «бавраки» — соды, которых также шесть видов;
6) «соли».

 Растительные вещества Ар-Рази не перечисляет, упоминая лишь о том, что они редко употребляются. Но он в тридцать летнем возрасте, изучил медицину и позднее написал огромную фармакогнозию для всех времен «Сайдана».

 Из животных веществ он выделяет 10: волосы, кости черепа, мозг, желчь, кровь, молоко, моча, яйца, раковины и рог.

 Среди аппаратов и приборов, описанных в сочинениях Ар-Рази, фигурируют, в частности, кубки, колбы, тазы, стеклянные блюдца для кристаллизации, кувшины, кастрюли, горелки, нефтяные лампы, жаровни и печи (атанор), печи для плавки, напильники, шпатели, ковши, ножницы, молотки, щипцы, песчаные и водяные бани, фильтры из тканей и шерсти, аламбики, воронки, ступки с пестиками, сита металлические, волосяные и шелковые и другие приборы и принадлежности.

 Ар-Рази описал и различные химические операции, в частности плавление тел, декантацию, фильтрование, дигерирование (настаивание при повышенной температуре), дистилляцию, сублимацию, амальгамацию, растворение, коагуляцию (сгущение).

 Основные работы Ар-Рази по медицине – 23 томная книга «Аль-хави» («Всеобъемлющая книга по медицине») и 10-томная «Медицинская книга, посвященная Мансуру» – своеобразные медицинские энциклопедии на арабском языке; переведённые на латинский язык, они в течение столетий служили руководством для врачей.

 В труде «Об оспе и кори» Ар-Рази, дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию; применял оспопрививание (вариоляцию). Считают, что Ар-Рази впервые ввёл составление истории болезни для каждого больного. Первым описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки, одним из первых начал применять вату при перевязках и кетгут при сшивании ран.

 Составил наставления по сооружению больниц и выбору места для них. Автор работ о значении специализации врачей («Один врач не может лечить все болезни»), о медицинской помощи и самопомощи для неимущего населения («Медицина для тех, у кого нет врача») и др.

 Сочинения Ар-Рази вскоре проникли в арабскую Испанию и в дальнейшем были переведены на латинский язык и особо почитались западноевропейскими алхимиками.

Источник